Образовательная галактика Intel®

Блог Участника

Запись блога

Как измерить инновационность школы?


Приходилось ли вам кормить голубей? Тогда, возможно, вы обратили внимание на то, как самоорганизуются голуби, когда в их поле зрения появилось что-нибудь вкусное. Итак, мы вышли на широкую площадь, достали пакетик семечек и начали эти семечки сыпать на землю. Очень скоро к нам с крыши ближайшего дома слетит голубь и с большим интересом направится к нам. Завидев своего слетающего вниз товарища, к нам устремятся десятки его пернатых друзей.

Но вот, что интересно. Голуби, какими бы голодными они ни были, никогда не бросаются на еду все сразу. Сначала к “кормушке” подходит самый смелый. Остальные внимательно за ним наблюдают. Если самый смелый наелся и с ним ничего не случилось, а, напротив, он отошел от кормушки сытый и довольный, за семечками устремляется следующая группа голубей.

То, как кормится стая голубей, очень похоже на то, как реагируют на инновации человеческие сообщества. Было бы глубокой ошибкой считать, что когда на горизонте появляется очередная инновация, все с энтузиазмом бросаются, чтобы использовать ее преимущества по полной программе. Как и голуби, люди прекрасно осведомлены о том, что бесплатные семечки могут обернуться не только пиршеством, но и ловушкой.



Поэтому как в стае голубей, так и в профессиональном коллективе в отношении внедрения инноваций существует ролевое распределение. Кто-то идет первым, а кто-то наблюдает, закончится ли его поход за инновациями сытым желудком или клеткой. Американский социолог Эверетт Роджерс даже предложил термин “Диффузия инноваций”.

Идея его состоит в том, что в процессе внедрения инноваций можно увидеть пять групп людей, в зависимости от их позиции в отношении вводимого новшества. Подсчеты Роджерса привели его к мысли о том, что в идеале распределение этих людей в коллективе соответствует нормальному распределению. Итак, что это за люди?



Собственно инноваторы - в любом коллективе, таком, как, например, школа, их не более 2-3 процентов от общего числа. Инновации для таких людей - это часть их сущности. По жизни они несут особую миссию - стремиться к новому. Делают они это не потому, что их прельщает связанная с этим слава или деньги, а потому, что по другому они не могут.

Ранние последователи (10-15% коллектива). Это люди, от принятия или непринятия инновации которыми, в конечном итоге, зависит ее успешность. В отличие от идеалистов-инноваторов, эти люди четко видят выгоду, которую дает конкурентное преимущество. “Сделать правильную ставку”, “поставить на ту лошадь, которая придет первой” - вот что волнует их больше всего. В отличие от инноваторов, которые готовы лезть головой в пекло, лишь бы было интересно и увлекательно, эти люди просчитывают различные варианты развития событий. Счастлив тот инноватор, чей директор школы окажется в группе ранних последователей его инновации - поскольку в его лице он получает мощный локомотив, поддерживающий его.

Раннее большинство (34%). Ну нужно питать иллюзию того, что когда вы начинаете в школе инновационную деятельность, весь ваш коллектив будет радостно вникать в ее суть. Люди будут вести себя как голуби и смотреть они будут не на семечки, а на то, что будет происходить с первопроходцами. Если инноваторам и ранним последователям удастся достигнуть успеха, раннее большинство будет рукоплескать и строиться в маршевые колонны, чтобы следовать за лидерами. Если успеха достигнуть не удастся - пожмут плечами и скажут “а что я говорил?”.

Позднее большинство (34%). Это те люди, которые даже увидев успех первопроходцев, в колонны строиться не поспешат, а будут дожидаться, пока будут написаны должностные инструкции и внутренние акты, а им самим объяснят, как то, что они делают, влияет на то, какие деньги они получают.

Отстающие и оппозиция (16%). Это люди, которые, на самом деле, могу неплохо понимать суть происходящего, однако, в силу особенностей своего мышления или жизненного опыта, сопротивляются инновации. Несмотря на их оппозиционность, они тоже могут приносить пользу в хорошо сбалансированном коллективе. Их критика, если она грамотно сформулирована и услышана, может позволить выявить слабые места и устранить недостатки.

Естественно, в любой школе, работа которой связана с инновационной деятельностью, возникает желание измерить состояние своей инновационности, посмотреть, сколько ее сотрудников находится в разных группах. И такая возможность появляется, как только мы научимся извлекать данные, связанные с динамикой информационно-образовательной среды школы, что было недавно описано в публикации на эту тему.

В качестве параметра инновационности возьмем показатель, связанный с тем, насколько часто учителя нашей школы участвую в совместной деятельности, связанной с использованием документов совместного редактирования. После того, как эти данные будут извлечены, проведем сегментацию нашей выборки по методике, описанной в этом ролике:



Полученные данные мы можем представить в виде столбчатой диаграммы и - если мы собрали данные за достаточно длительный срок, можем провести анализ того, как изменяется количество инноваторов в нашей школе с течением времени. Вот например, как выглядит “диаграмма инновационности” на базе одной из школ, в которых мы анализируем эту ситуацию:



Что мы видим? За прошедшие со времени первого замера пол года количество инноваторов и ранних последователей осталось практически неизменным (1,7% и 2,8%). Процент раннего большинства вырос (с 11 до 15%, что составляет уже почти половину желательного количества). Значительно (в два раза) снизился процент “оппозиции” - с 44 до 22 процентов, а процент позднего большинства увеличился с 39 до 57%.

Таким образом, этот метод анализа данных позволяет нам следить за динамикой изменения инновационных установок сотрудников нашей школы и корректировать нашу инновационную стратегию в соответствии с получаемыми данными.

Теги к этой записи:

Комментарии

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 973
  • Регистрация: 28.8.2014
  • Из: Ростов-на-Дону
  • Номер участника: 154816
Предупреждение

Интересное сравнение с голубями! И ведь правда, первым подходит самый смелый. Для внедрения инноваций нужны смелость и решительность, это всегда риск. Но это необходимо

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 1727
  • Регистрация: 14.9.2011
  • Из: Ростов-на-Дону
  • Номер участника: 110661
Предупреждение

Спасибо, очень интересная статья и так актуально.
Верно всё описанное не только при внедрении инноваций, но и при старте любых проектов. Особенно, если они стартуют на интересе и результат их не очевиден. "Чрез скепсис к звёздам", такой регламент продвижения самый распространённый, как мне кажется.

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 225
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Интернет
  • Номер участника: 84499
Предупреждение

Цитата(Anna Sokurenko @ 12.3.2016, 14:26)
Интересное сравнение с голубями! И ведь правда, первым подходит самый смелый. Для внедрения инноваций нужны смелость и решительность, это всегда риск. Но это необходимо

Да, птицы вообще дают нам массу примеров позитивного общественного поведения! Взять, например, мурмурацию скворцов - ведь это чудо какое-то!

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 225
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Интернет
  • Номер участника: 84499
Предупреждение

Цитата(Елена ИТ @ 12.3.2016, 15:07)
Спасибо, очень интересная статья и так актуально.
Верно всё описанное не только при внедрении инноваций, но и при старте любых проектов. Особенно, если они стартуют на интересе и результат их не очевиден. "Чрез скепсис к звёздам", такой регламент продвижения самый распространённый, как мне кажется.

Я бы на любой проект смотрел сквозь призму его жизненного цикла - от идеи - к реализации и распространению. И тогда в любом проекте была бы видна пусть небольшая, но инновационная составляющая. Вообще, инновации очень важны для понимания человеческого поведения. Да и в школе - весьма актуальная вещь.

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 1272
  • Регистрация: 29.6.2011
  • Из: г. Ижевск
  • Номер участника: 108227
Предупреждение

Сколько себя помню, школа все время находится в процессе реформирования. Борис, а как Вы считаете, понятию "инновация" можно присвоить понятие "прогресс"? Всегда ли то, что мы считаем сейчас инновационным несет в себе пользу? Возможно ли, что в данный момент данная инновация неуместна или вредна?


--------------------
С наилучшими пожеланиями, Лора Кравченко

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 225
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Интернет
  • Номер участника: 84499
Предупреждение

Цитата(LaraKrav @ 12.3.2016, 15:54)
Сколько себя помню, школа все время находится в процессе реформирования. Борис, а как Вы считаете, понятию "инновация" можно присвоить понятие "прогресс"? Всегда ли то, что мы считаем сейчас инновационным несет в себе пользу? Возможно ли, что в данный момент данная инновация неуместна или вредна?

Лара, я в понятие инновации вкладываю вполне конкретный психологический и социологический смысл. В этой публикации я рассказываю о том, как инновацию или инновационность можно измерить - применительно к школьным реалиям. Прогресс - это философская категория, он неизмерим, к нему можно только апеллировать, полагаясь на интуитивное понимание слушающего. Конечно не любая инновация несет в себе пользу. Некоторые инновации откровенно вредны, некоторые (ЕГЭ, например) - сомнительны. Поэтому, кстати, в английском языке инновация называется гораздо более нейтральным словом "Change". Но для меня очевидно одно - что в обществе и в профессии должен быть разумный баланс между инновационностью и боязнью перед переменами. Сейчас я вижу совершенно другое - постоянное любование прошлым, тяга к размеренности и "стабильности" и полная неготовность к изменениям.

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 1727
  • Регистрация: 14.9.2011
  • Из: Ростов-на-Дону
  • Номер участника: 110661
Предупреждение

Цитата(biarmicus @ 12.3.2016, 15:37)
Цитата(Елена ИТ @ 12.3.2016, 15:07)
Спасибо, очень интересная статья и так актуально.
Верно всё описанное не только при внедрении инноваций, но и при старте любых проектов. Особенно, если они стартуют на интересе и результат их не очевиден. "Чрез скепсис к звёздам", такой регламент продвижения самый распространённый, как мне кажется.

Я бы на любой проект смотрел сквозь призму его жизненного цикла - от идеи - к реализации и распространению. И тогда в любом проекте была бы видна пусть небольшая, но инновационная составляющая. Вообще, инновации очень важны для понимания человеческого поведения. Да и в школе - весьма актуальная вещь.

Борис, может будет время, посмотрите, пожалуйста, форум. Ваши размышления были бы интересны и полезны, я думаю.

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 973
  • Регистрация: 28.8.2014
  • Из: Ростов-на-Дону
  • Номер участника: 154816
Предупреждение

Цитата(biarmicus @ 12.3.2016, 15:35)
Да, птицы вообще дают нам массу примеров позитивного общественного поведения! Взять, например, мурмурацию скворцов - ведь это чудо какое-то!

Невероятно красивое и загадочное явление!

Сообщение отредактировал Anna Sokurenko - 12.3.2016, 20:08

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 225
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Интернет
  • Номер участника: 84499
Предупреждение

Цитата(Елена ИТ @ 12.3.2016, 16:02)
Борис, может будет время, посмотрите, пожалуйста, форум. Ваши размышления были бы интересны и полезны, я думаю.

Елена, спасибо за ссылку. Если пойму, что что-то разумное смогу сказать по этой теме, постараюсь поучаствовать.

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 1727
  • Регистрация: 14.9.2011
  • Из: Ростов-на-Дону
  • Номер участника: 110661
Предупреждение

Цитата(biarmicus @ 13.3.2016, 8:43)
Цитата(Елена ИТ @ 12.3.2016, 16:02)
Борис, может будет время, посмотрите, пожалуйста, форум. Ваши размышления были бы интересны и полезны, я думаю.

Елена, спасибо за ссылку. Если пойму, что что-то разумное смогу сказать по этой теме, постараюсь поучаствовать.

Спасибо!
Начали самоорганизующийся сетевой проект сообщества, что получится, покажет время. А вот наблюдение за "мурмурированием" и взаимодействием пользователей, распределение психологических ролей и участие в совместной работе (совсем как в вашем посте) достойны некоего обобщения и внешней экспертизы.

Сообщение отредактировал Елена ИТ - 14.3.2016, 1:41

Новичок

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 0
  • Регистрация: 21.5.2012
  • Из: небольшой городок в Республике Беларусь + Internet
  • Номер участника: 115943
Предупреждение

Замечательная статья. Надо будет посчитать. biggrin.gif

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 225
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Интернет
  • Номер участника: 84499
Предупреждение

Цитата(Елена ИТ @ 14.3.2016, 1:40)
Начали самоорганизующийся сетевой проект сообщества, что получится, покажет время. А вот наблюдение за "мурмурированием" и взаимодействием пользователей, распределение психологических ролей и участие в совместной работе (совсем как в вашем посте) достойны некоего обобщения и внешней экспертизы.

Да, это хорошая тема. Женя Патаракин некоторое время назад уже пытался такие обобщения делать. Так что двигаться в этом направлении, безусловно, можем.

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 225
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Интернет
  • Номер участника: 84499
Предупреждение

Цитата(Olegg_g @ 14.3.2016, 7:51)
Замечательная статья. Надо будет посчитать. biggrin.gif

Буду рад посмотреть на ваши данные! Мне бы самому было интересно посравнивать картины по разным школам. Если будут вопросы - обращайтесь! В том, что касается работы с данными - есть некоторые нюансы, если будет интересно - готов рассказать.

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 1727
  • Регистрация: 14.9.2011
  • Из: Ростов-на-Дону
  • Номер участника: 110661
Предупреждение

Цитата(biarmicus @ 14.3.2016, 7:57)
Цитата(Елена ИТ @ 14.3.2016, 1:40)
Начали самоорганизующийся сетевой проект сообщества, что получится, покажет время. А вот наблюдение за "мурмурированием" и взаимодействием пользователей, распределение психологических ролей и участие в совместной работе (совсем как в вашем посте) достойны некоего обобщения и внешней экспертизы.

Да, это хорошая тема. Женя Патаракин некоторое время назад уже пытался такие обобщения делать. Так что двигаться в этом направлении, безусловно, можем.

Именно материалы Евгения Патаракина натолкнули меня на мысль, что хорошо было бы делать такие замеры и анализ происходящего в реальном времени в актуальном/действующем сетевом проекте, с возможностью использовать эту аналитику для корректировки взаимодействия и эффективности сетевого проекта.

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 129
  • Регистрация: 13.1.2015
  • Из: Казахстан, Таскала
  • Номер участника: 170244
Предупреждение

Да вы правы. Сейчас очень много наблюдателей. Многие хотят что бы кто нибудь что то сделал за него. Хотя я всегда стараюсь быстро взятся за что то новое.


--------------------
GG Sarayeva

Статьи по этой теме

« Июль 2017 »
ВПВСЧПС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Последние записи

Мои ссылки в блоге

Последние комментарии

Мое изображение

0 пользователей просматривает
0 гостей
0 участников
0 анонимных участников

Категории

Поиск в блоге


Наверх