Образовательная галактика Intel®

Блог Участника

Запись блога

Личная учебная среда в картинках

Электронное обучение (e-learning) - это достаточно общее название для целого комплекса учебных методик и технологий, основанных на использовании учащимися компьютеров и интернета для обучения.

В развитии форм электронного обучения можно увидеть определенную динамику - от традиционных форм классно-урочного обучения к достаточно далеко отстоящим схемам и моделям. В самом общем виде в структуре электронного обучения можно выделить системы управления классом (LMS), оболочки дистанционного обучения (VLE) и личные учебные среды (PLE).

LMS (системы управления классом)

В основе LMS лежит стремление педагога и администрации интегрировать ситуацию электронного обучения в учебный процесс, по возможности не нарушив его целостность и управляемость. С технической точки зрения LMS - это система, устанавливаемая на компьютерах учащихся и позволяющая учителю полностью держать под контролем то, что делает учащийся - индивидуально или в группах. LMS предполагает, что учитель может наблюдать за происходящим на экране учащегося и, в случае необходимости, брать управление компьютером учащегося в свои руки для того, например, чтобы закрыть приложение, которое учащийся попытался открыть в обход инструкции учителя. С помощью LMS учитель может переслать всем учащимся файл, необходимый для выполнения задания или вывести на экраны всех учащихся класса опросную форму. LMS является как бы продолжением существующих в школе ролей и отношений с переводом их в электронный формат. Но когда урок заканчивается - сфера действия LMS тоже заканчивается. В этом смысле - LMS это электронное обучение, помещенное внутрь классно-урочной системы.

Примеры: iTalk, AB Tutor control, NetOp school.

VLE (оболочки дистанционного обучения)

VLE не подразумевает такой степени контроля учителя за тем, что делает на своем компьютере учащийся, как LMS. VLE - это оболочка, в которую преподаватель загружает свой учебный контент и снабжает его методическим аппаратом на базе предоставляемых ему разработчиками VLE инструментов. В отличие от LMS, VLE не предполагает непосредственного контакта между учителем и учащимся. Учебная группа может собираться только в виртуальном пространстве и существовать только во время учебы. С точки зрения динамики электронного обучения все учебные объекты, также, как и субъекты учебного процесса, находятся внутри оболочки VLE. Преподаватель во VLE остается главным "мотором" учебного процесса, контроль над учебными объектами также осуществляет он сам. Таким образом, VLE - это тот же "классно-урочный" процесс, но вышедший за пределы школы и переселенный в виртуальное пространство.

Примеры: Moodle, Sakai, Blackboard.

PLE (личное учебное пространство)

Первые прототипы PLE начали появляться уже в середине девяностых годов, однако как концепция этот подход формируется только сейчас. Основная идея подхода состоит в создании учащимся собственной среды, состоящей из инструментов, сервисов, связей и ресурсов, в которой он сам строит собственный учебный процесс.

То, что интернет представляет собой уникальную среду для обучения, было понятно уже на заре сетевых технологий. Даже такие элементарные действия, как отсылка учебных материалов по электронной почте, консультации преподавателя в чате или доступ к расписанию занятий через электронный календарь, - на порядок повышают функциональность системы обучения по сравнению с формами заочного обучения предыдущего поколения. Но кроме этого, сеть еще породила и абсолютно новые формы, такие как учебные онлайн сообщества, оболочки дистанционного обучения, системы управления учебным контентом и многое другое.

И учебные заведения, и авторы учебного контента, и коммерческие и некоммерческие производители, и дистрибьюторы самых разных образовательных сервисов являются центрами, вокруг которых формируется пространство электронного обучения. Однако кроме этого, надо принимать во внимание то, что такими центрами, способными создавать вокруг себя учебное пространство, являются и сами пользователи.

Личное учебное пространство (PLE) - это совокупность инструментов, ресурсов и связей, позволяющая обучающемуся ставить и решать учебные цели и задачи, связанные с получением знаний, формированием умений и развитием навыков. В отличие от более формализованных сред обучения, таких, как оболочки дистанционного обучения (DLE), личное учебное пространство конструируется самим пользователем и в этом смысле оно чем-то напоминает лоскутное одеяло - в нем можно найти фрагменты сред и ресурсов, созданных другими людьми, действия, совершаемые под влиянием других людей, а также собственные шаги человека в направлении саморазвития и самообучения. Все эти фрагменты предоставляют обучающемуся учебные объекты и связи со значимыми, с точки зрения обучения, людьми. То же, как именно будет выстроена сеть связей между этими учебными объектами и людьми, зависит, в конечном итоге, от самого обучающегося.

PLE строится на нескольких основополагающих принципах:

-Учебные объекты сегодня генерируются и живут в сетевых сообществах.

-Обучение сегодня становится повсеместным. Оно не начинается со звонком на урок и не заканчивается с ним.

-Нет одного учителя, у которого можно обучиться всему. Знание сегодня распределено между многими людьми.

-Сетевая учебная среда представляет собой не структурированную и упорядоченную систему, а "суп", в котором варятся ресурсы, сервисы и связи. Каждый обучающийся в сети выстраивает собственную модель учебной среды из доступных модулей. Найти двух пользователей сети, у которых их PLE были бы сконструированы абсолютно идентичным образом, невозможно. Однако можно выделить основные блоки, которые можно проследить в структуре PLE:



Поиск

Одним из ключевых элементов PLE является поисковая система. Возможность в любой момент с помощью поисковой системы найти в сети информацию, содержащую ответ на интересующий учащегося вопрос (или убедиться, что на этот вопрос еще не существует ответа) - основная отличительная черта PLE. В среде PLE обучающийся формирует набор сеть "своих" учебных объектов, на основании того, что он нашел в сети, то, в создании чего он участвовал и того, что он создал самостоятельно.

Поисковые системы - как глобальные, так и те, действие которых ограничено одним ресурсом, фактически делают возможным каждому обучающемуся создавать собственную коллекцию образовательных ресурсов.

Примеры: Google, Yahoo, Yandex.

Организация

Для построения PLE из разрозненных материалов, которые приносит нам сеть, необходимо использовать средства организации. Сервис закладок является в какой то степени парным к поиску. Закладки позволяют "хранить" сетевой материал без необходимости чего-либо скачивать. В зависимости от стиля сетевого поведения закладки можно хранить как просто в браузере, так и выбирая более "социальный" путь - такой, как Diigo или del.icio.us Кроме материалов и информации организации и упорядочиванию подлежат события, в которых участвует пользователь (Календарь Google), его связи и контакты (Контакты Google) и многое другое.

Примеры: Diigo.com, del.icio.us, календарь Google, контакты Google.

Публикация и доступ

За последние годы понимание того, что из себя представляет образовательный ресурс, сильно развилось. В частности, остались на предыдущей стадии развития "мультимедийные энциклопедии", в которых казалось, можно будет найти ответы на учебные вопросы и представить их в яркой форме, сочетая информацию и интерактивность.

Образовательный ресурс сегодня тесно связан с сообществом, которое его производит - будь то Wikipedia, Youtube или онлайн сообщество Scratch. По мере продвижения от роли потребителя материалов к роли их создателя происходит интеграция.

Примеры: Mediawiki, Youtube, Scratch, Wordpress, Blogger.

Коммуникация

Если поисковый сервис позволяет обучающемуся отбирать учебные объекты, основываясь на алгоритмах и технологиях поисковых систем, то социальная сеть транслирует учебные объекты, базируясь на коллективном человеческом сетевом поведении. Ресурс социальной сети с точки зрения обучения состоит в том, что она предоставляет большой набор ролей, осваивая которые, обучающийся продвигается по ступеням саморазвития.

-Следующий за информационным потоком. Самый "мягкий" способ учиться в социальной сети - быть в курсе того, что происходит.

-Участник сетевого сообщества. Общаясь в социальной сети, обучающийся может найти тех людей, у которых ему есть чему учиться. Задавая вопросы, получая на них ответы людей, обладающих конкретным знанием по теме, обучающийся может многому научиться.

-Знающий человек, готовый делиться знанием с другими людьми.

Современные социальные сети предоставляют возможность не только "переписываться", но и общаться более эффективными способами, например, в режиме видеовстречи.

Примеры: Twitter, Facebook, Google+.

Взаимодействие

Важным компонентом PLE являются среды и инструменты организации совместной деятельности. Создание совместного документа, презентации, видеоролика может стать этапом к разработке совместного образовательного ресурса.

Примеры: документы Google, Zoho, RealtimeBoard.

Естественно, границы между этими блоками не являются жесткими. Современные PLE-средства многофункциональны; с их помощью мы можем и искать информацию, и организовывать ее, и взаимодействовать с другими людьми, и публиковать ее. Однако выделение этих функций позволяет лучше понимать, как устроена личная учебная среда и двигаться от нее в сторону построения коллективной информационно-образовательной среды.

Комментарии

Новичок

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 1
  • Регистрация: 19.5.2010
  • Номер участника: 85083
Предупреждение

Борис, огромное спасибо за этот текст. Очень созвучно тому, о чем я сейчас думаю. Описанные идеи, мне кажется, пересекаются с моими.

Несколько вопросов.

1. Откуда эти аббревиатуры — VLE, PLE? Это оформленные термины или рабочие названия? Ясно, что PLE меня очень интересуют. Подскажи источники. Что импортные ребята про это говорят (и говорят ли?)

2. Moodle обычно относят к LMS. И в описанной типологии он больше туда относится. Не так?

3. Есть ли ссылки на реально работающие PLE, кроме гуглосайтов? Или это не воплощается в конкретный сервис (ресурс), а представляет собой распределенную экосистему?

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Цитата(Elm @ 13.6.2013, 20:14)
1. Откуда эти аббревиатуры — VLE, PLE? Это оформленные термины или рабочие названия? Ясно, что PLE меня очень интересуют. Подскажи источники. Что импортные ребята про это говорят (и говорят ли?)

2. Moodle обычно относят к LMS. И в описанной типологии он больше туда относится. Не так?


Да, тут конечно есть вопрос стандартных классификаций.
К LMS относят и Moodle и Joomla, тогда как перечисленные iTalk, AB Tutor control, NetOp school к ССS (Classroom Control Software)

Но в самом деле, так ли важны классификации тех систем, которые поддерживают классно-урочные формы, развернутые в классе или воспроизведенные со всей своей атрибутикой онлайн? Мне кажется, интереснее, да и полезнее вместе искать ответы на вопросы, как от всех ССS, LMS и VLE осуществлять переход скачок к той самой PLE?

Самое главное отличие трех первых от последней в том, что в первых всем учебным процессом управляет учитель, во второй своим учением (кому царапает слух, ладно, обучением) управляет сам ученик. Это отличие настолько же принципиально, насколько сложно осуществление второй модели на практике, особенно, если речь идет о школе.

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 225
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Интернет
  • Номер участника: 84499
Предупреждение

Цитата(Elm @ 13.6.2013, 20:14)
Борис, огромное спасибо за этот текст. Очень созвучно тому, о чем я сейчас думаю. Описанные идеи, мне кажется, пересекаются с моими.

Да, безусловно, речь идет об этом же заходе. Видимо, это неизбежно начинает себя проявлять, когда мы задумываемся о том, какой смысл имеет вебдванольность для образования - ведь речь тут не о технологиях, а о том, как устроено знание.

Цитата(Elm @ 13.6.2013, 20:14)
Несколько вопросов.
1. Откуда эти аббревиатуры — VLE, PLE? Это оформленные термины или рабочие названия? Ясно, что PLE меня очень интересуют. Подскажи источники. Что импортные ребята про это говорят (и говорят ли?)
2. Moodle обычно относят к LMS. И в описанной типологии он больше туда относится. Не так?


Здесь терминологически я просто следую за таким Graham Atwell. Его текст Future learning Environmet - http://goo.gl/Zgm4K вообще считаю самым удачным, что по этой теме написано. Пишут, конечно, многие - но Atwell, пожалуй, наиболее последовательный.

Цитата(Elm @ 13.6.2013, 20:14)
3. Есть ли ссылки на реально работающие PLE, кроме гуглосайтов? Или это не воплощается в конкретный сервис (ресурс), а представляет собой распределенную экосистему?

На мой взгляд, PLE вообще не может быть построен на базе одного инструмента, или даже инструментов одного брэнда - тут должен быть именно суп, для того, чтобы если что то отваливалось (Google Reader, например) не происходило бы краха и трагедии. Строго говоря, у двух людей с более или менее существенным присутствием в сети, идентичных PLE быть не может - это что-то вроде набора хромосом. Поэтому мне было важно выделить какие то ключевые задачи, которые PLE решает - но это все, конечно, дискуссионные моменты.

Сообщение отредактировал biarmicus - 13.6.2013, 20:34

Новичок

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 0
  • Регистрация: 19.12.2010
  • Из: Москва
  • Номер участника: 94076
Предупреждение

Цитата(ljudmillar @ 13.6.2013, 20:59)
К LMS относят и Moodle и Joomla

Людмила, не совсем так. Moodle это LMS - система управления обучением. А вот Joomla принадлежит у многочисленному семейству CMS - система управления контентом. Задачи у этих движков разные.

Новичок

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 1
  • Регистрация: 19.5.2010
  • Номер участника: 85083
Предупреждение

Цитата(biarmicus @ 13.6.2013, 21:33)
Здесь терминологически я просто следую за таким Graham Atwell. Его текст Future learning Environmet - http://goo.gl/Zgm4K вообще считаю самым удачным, что по этой теме написано. Пишут, конечно, многие - но Atwell, пожалуй, наиболее последовательный.


Спасибо. Такой термин, как PLE, не встречал ранее. Да, он очень точный и я рад, что он уже вошел в традицию. Есть слово — есть явление. Посмотрел в английской вики про PLE — все понятно. И нашел очень затейную ссылку там: http://edtechpost.wikispaces.com/PLE+Diagrams. Очень интересно анализировать логику построения и точки отсчета.

Цитата(biarmicus @ 13.6.2013, 21:33)
На мой взгляд, PLE вообще не может быть построен на базе одного инструмента, или даже инструментов одного брэнда - тут должен быть именно суп, для того, чтобы если что то отваливалось (Google Reader, например) не происходило бы краха и трагедии. Строго говоря, у двух людей с более или менее существенным присутствием в сети, идентичных PLE быть не может - это что-то вроде набора хромосом. Поэтому мне было важно выделить какие то ключевые задачи, которые PLE решает - но это все, конечно, дискуссионные моменты.


Мне думается, что важнее пытаться сформулировать те реальные практики, при помощи которых у людей PLE будут конструктивно формироваться. Задача понятна — формирование этой среды, никто не будет спорить, нужно это или нет. Но как... За этот год стихийно и наощупь до многого дошел. Потешно, что под конец года ЭТО обретает название и институциализуется. biggrin.gif

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 225
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Интернет
  • Номер участника: 84499
Предупреждение

Цитата(ljudmillar @ 13.6.2013, 20:59)
Но в самом деле, так ли важны классификации тех систем, которые поддерживают классно-урочные формы, развернутые в классе или воспроизведенные со всей своей атрибутикой онлайн? Мне кажется, интереснее, да и полезнее вместе искать ответы на вопросы, как от всех ССS, LMS и VLE осуществлять переход скачок к той самой PLE?
Самое главное отличие трех первых от последней в том, что в первых всем учебным процессом управляет учитель, во второй своим учением (кому царапает слух, ладно, обучением) управляет сам ученик. Это отличие настолько же принципиально, насколько сложно осуществление второй модели на практике, особенно, если речь идет о школе.

Да, полностью согласен - что всю эту многозначность понятий, которая в источниках встречается, надо просто брать в скобки, поскольку дело совершенно не в ней. Для меня, когда я про это все думал, было важным понять то, как именно сегодня структурирован E-Learning. Заодно наконец-то четко для себя сформулировал, чем именно сегодня не устраивает Moodle. А PLE - это целая большая тема. Несколько экзотическая, поскольку понятно, что со школой в явном виде ее скрещивать невозможно - тут представления о контроле и доверии вообще встают дыбом. Но, с другой стороны, говорить сегодня об информационно-образовательных средах, оставляя в стороне всю эту "PLE-проблематику" просто невозможно.

Новичок

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 0
  • Регистрация: 4.2.2013
  • Из: Германия, Дортмунд
  • Номер участника: 125859
Предупреждение

Цитата(Elm @ 14.6.2013, 0:52)
Цитата(biarmicus @ 13.6.2013, 21:33)
Здесь терминологически я просто следую за таким Graham Atwell. Его текст Future learning Environmet - http://goo.gl/Zgm4K вообще считаю самым удачным, что по этой теме написано. Пишут, конечно, многие - но Atwell, пожалуй, наиболее последовательный.


Спасибо. Такой термин, как PLE, не встречал ранее. Да, он очень точный и я рад, что он уже вошел в традицию. Есть слово — есть явление. Посмотрел в английской вики про PLE — все понятно. И нашел очень затейную ссылку там: http://edtechpost.wikispaces.com/PLE+Diagrams. Очень интересно анализировать логику построения и точки отсчета.

Цитата(biarmicus @ 13.6.2013, 21:33)
На мой взгляд, PLE вообще не может быть построен на базе одного инструмента, или даже инструментов одного брэнда - тут должен быть именно суп, для того, чтобы если что то отваливалось (Google Reader, например) не происходило бы краха и трагедии. Строго говоря, у двух людей с более или менее существенным присутствием в сети, идентичных PLE быть не может - это что-то вроде набора хромосом. Поэтому мне было важно выделить какие то ключевые задачи, которые PLE решает - но это все, конечно, дискуссионные моменты.


Мне думается, что важнее пытаться сформулировать те реальные практики, при помощи которых у людей PLE будут конструктивно формироваться. Задача понятна — формирование этой среды, никто не будет спорить, нужно это или нет. Но как... За этот год стихийно и наощупь до многого дошел. Потешно, что под конец года ЭТО обретает название и институциализуется. biggrin.gif


Спасибо, Юрию и Борису не просто за первые конструктивные попытки обсуждать концепт ПЛЕ в Рунете, но и за вписывание его в контекст своих наработок (ИОС и проф. развитие педагогов).

Полностью согласен с тезисом Юрия о том, что "важнее пытаться сформулировать те реальные практики, при помощи которых у людей PLE будут конструктивно формироваться" (смотрю на список диаграмм по предложенный список и никак не могу собрать для себя как можно эту практику реконструировать из них - надо думать). Но одно усомневать точно уже не буду: формирование PLE должно быть итерративным и рефлексивным процессом в логике (упрощёно) - продуктивная учебная активность - требуемый функционал - подходящий инструмент (сервис, агент, технология)

Отсебятина: отчасти всё обсуждаемое ложиться на мои личные азмышления о сетевом обучении (networked learning), как постоянной интеграциия формального и неформального учебного опыта самообразовывающегося субъекта, одним из направлений которого является и технологическое оснащение личного учебного процесса. Но логика именно та, что предлагает Юрий (если я его правильно понял): сначала формирование конструктивной практики, затем создание персоналной ИТ-инфраструктуры...

Статьи по этой теме

« Июль 2017 »
ВПВСЧПС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Последние записи

Мои ссылки в блоге

Последние комментарии

Мое изображение

6 пользователей просматривает
6 гостей
0 участников
0 анонимных участников

Категории

Поиск в блоге


Наверх