Образовательная галактика Intel®

Блог Участника

Запись блога

Скрайбинг: презентуем, рисуя!

Я думаю, что нужно очень постараться, чтобы иметь сегодня какое-то отношение к образованию и ничего не слышать Кене Робинсоне. Этот британский искусствовед и педагог очень много сделал для того, чтобы показать, как современная школа может развивать творчество ребенка. Английская королева даже наградила Кена рыцарским званием, после чего педагогическая общественность стала называть его "сэром Кеном Робинсоном". Но, пожалуй, всемирную известность Кену принес ролик на Youtube об изменении образовательной парадигмы - выложенный во все возможные блоги и показанный на всех возможных конференциях.



Ролик этот оставил два вопроса - "Как теперь дальше жить?" (это вопрос философский, спешить отвечать на него не надо). И "а как это сделано?" - потому что понятно, что сделано это не в надоевшем всем Powerpoint и даже не в новомодном Prezi, а в чем-то другом. В ролике мы видим, что речь выступающего иллюстрируется "на лету" рисунками фломастером на белой доске. Получается как бы "эффект параллельного следования", когда мы и слышим и видим примерно одно и то же, при этом графический ряд фиксируется на ключевых моментах аудиоряда.

Эта новейшая техника презентации называется "скрайбинг", (от английского Scribe - набрасывать эскизы или рисунки), изобретенная британским художником Эндрю Парком для британской организации, занимающейся популяризацией научных знаний - RSA. С одной стороны - это эффектно. С другой стороны - это, действительно, шаг вперед по сравнению с Powerpoint, поскольку презентация перестает быть хомутом для выступающего, из которого ему не выбраться (поскольку "все уже написано до нас"), а становится самостоятельным произведением искусства.

Но это еще не все. Ведь вопрос не в том, КАК нарисовать. Вопрос в том, ЧТО нарисовать. Как выбрать в истории, которую мы рассказываем, главное? Как показать абстрактные понятия, которые мы собираемся использовать? Как показать связи между ними? Иными словами, как научиться концептуализировать информацию, с которой мы имеем дело?

Одним из первых людей, которые догадались, что скрайбинг является настоящим Клон-дайком для продуктивных идей для концептуализации информации, с которой имеют дело учителя и ученики в школе, стал американский преподаватель Пол Богуш. Пол догадался, что скрайбинг дает прекрасную возможность уйти от набившего оскомину девиза "читай параграф из учебника - отвечай на поставленный вопрос". В этом учебном году он разработал и описал целую методику использования скрайбинга в учебном процессе. Методика апробировалась на материале предмета "История США".

Сначала Богуш показал своим детям несколько анимаций RSA и убедился, что такой метод для них гораздо понятнее и интереснее, чем чтение параграфов из учебника. Потом он предложил им пройти последовательность из следующих шагов:

- Изучаемый материал нужно разбить на десять фрагментов.

- Затем материал нужно было представить в виде "лестницы" из десяти ступенек. Если попытаться проскочить какую-нибудь из ступенек, слушатель упадет с лестницы не понимания, запутавшись в изложении.



- К каждой ступеньке нужно предложить, как минимум, один рисунок, графически представляющий эту ступеньку. Здесь Богуш сделал гениальное уточнение к методу скрайбинга: "чтобы владеть скрайбингом в совершенстве, не надо быть профессиональным художником. Достаточно быть в состоянии рисовать палки, еще палки и огуречики". Получилось нечто примерно следующее:



- По технологии скрайбинга художник иллюстрирует историю "в реальном времени", рисуя изображения фломастером на доске, добавляя нужное и стирая тряпкой ненужное. Весь процесс записывается на зафиксированную видеокамеру и затем выкладывается в Youtube. Однако, чтобы получилось хорошо, Богушу и его классу понадобилась репетиция. Вот как это выглядело:



- Еще один важный этап - написание сценария. Даже если ученик знает свою историю наизусть, сценарий необходим. Он позволяет правильно спланировать время, необходимое для съемки.

- И вот настал момент, когда художники, рассказчики и операторы приступили к записи фильма. На все про все ушло 35 минут. На вопрос "А как вы их научили пользоваться видеокамерой?" учитель честно ответил - "Понятия не имею. Они как-то сами разобрались".



Что для этого понадобилось? Фломастеры. Три камкодера, три треноги. Бумага, доска, тряпка, жидкость для очистки доски.



После съемки фильм нужно было озвучить, смонтировать и выложить в Youtube.
Вот как выглядела "студия монтажа".



1 - компьютер, на который записывались истории
2 - компьютер, на котором ведется обработка аудио
3 - монитор
4 - колонки
5 - микрофон
6 - экран, на который проецировлся видеоряд.

В результате в классе было снято 17 (!) фильмов , каждый из которых отражал авторское видение изученного материала.



Налицо, как минимум, две вещи. Очень профессиональное владение учителем и его детьми современными технологиями. И очень хорошее понимание того, как на самом деле, происходит усвоение учебного материала. Но есть и еще одно. Когда я все это смотрел, меня не отпускало ощущение, что новое - это хорошо забытое старое wink.gif А вам так не кажется?

Комментарии

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 87
  • Регистрация: 13.4.2010
  • Из: г.Рязань
  • Номер участника: 84525
Предупреждение

Да, это раньше называлось - "придумай сценарий диафильма (вариант - комикса) по учебному тексту". Теперь техника позволяет довести сценарий до реализации и упаковать в модный формат. Что ж, тенденции в сторону доступности и "расповсюживания" не могут не радовать.


--------------------
С уважением, Константин Кочетков,
kokoc.rzn@gmail.com

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 112
  • Регистрация: 17.2.2011
  • Из: Тямша
  • Номер участника: 94612
Предупреждение

Мне это напомнило старый добрый опорный конспект: с рисунками, схемами, формулами. Однако, в динамике он будет восприниматься гораздо эффективнее, к тому же, если дети сами его подготовили.

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 571
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Борис, спасибо!
Вот какую неразрешимую пока проблему вижу тут...
Сама технология скрайбинга понятна, вопрос, как бы это точнее обозначить, в урочной культуре, что ли?
Попробуйте представить историка (учителя истории), который на уроке вместо традиционных объяснения - опроса затеял эту кутерьму с досками-фломастерами-штативами-камерами... Нашему же учителю надо "давать знания, проходить материал, готовиться к контрольной" (нужное подчеркнуть)
Я такого (из учителей истории) знаю одного, кто принципиально открыт к подобному эксперименту. Это Рустам Курбатов.
Чтобы в наших школах появились свои богуши и курбатовы, что-то сильно должно поменяться... Вопрос, что? (потому что доски, фломастеры и мобильники с камерами есть и у нас, да и технологиями на нужном уровне владеют уже многие ...)

Сообщение отредактировал ljudmillar - 20.2.2013, 13:35

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 225
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Интернет
  • Номер участника: 84499
Предупреждение

Цитата(ljudmillar @ 20.2.2013, 14:26)
Борис, спасибо!
Вот какую неразрешимую пока проблему вижу тут...
Сама технология скрайбинга понятна, вопрос, как бы это точнее обозначить, в урочной культуре, что ли?
Попробуйте представить историка (учителя истории), который на уроке вместо традиционных объяснения - опроса затеял эту кутерьму с досками-фломастерами-штативами-камерами... Нашему же учителю надо "давать знания, проходить материал, готовиться к контрольной" (нужное подчеркнуть)
Я такого (из учителей истории) знаю одного, кто принципиально открыт к подобному эксперименту. Это Рустам Курбатов.
Чтобы в наших школах появились свои богуши и курбатовы, что-то сильно должно поменяться... Вопрос, что? (потому что доски, фломастеры и мобильники с камерами есть и у нас...)

Хороший вопрос wink.gif Дело в том, что я очень похожими вещами занимался в 1997 году, когда работал учителем истории (и всяких других предметов wink.gif Правда, видеокамеры и Ютуба у меня тогда еще не было.
На мой взгляд, процесс, который здесь описан, максимально интенсивно и эффективно готовит школьников, работающих в команде, к сдаче экзамена - практически по любому предмету. У меня десятиклассники таким макаром очень хорошо готовились к сдаче экзамена по истории, за пять дней осваивая программу учебника. Ведь по сути, это опорные сигналы Шаталова, помноженные на технологии 21 века.
Собственно, для того, чтобы это заработало, нужно только две вещи.
1) Сумасшедший директор, который разрешит сумасшедшему учителю преподавать в средних и старших классах все предметы в одном классе. Это важно для того, чтобы учитель стал хозяином своего процесса и смог сам планировать время и ресурсы - без этого от классно-урочного дрыганья не уйти.
2) Сумасшедший учитель, который начнет это делать. Тут важно именно начать - а пойдет само. Проверял wink.gif

Сообщение отредактировал biarmicus - 20.2.2013, 13:38

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 571
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Цитата(biarmicus @ 20.2.2013, 14:35)
Цитата(ljudmillar @ 20.2.2013, 14:26)
Борис, спасибо!
Вот какую неразрешимую пока проблему вижу тут...

Собственно, для того, чтобы это заработало, нужно только две вещи.
1) Сумасшедший директор, который разрешит сумасшедшему учителю преподавать в средних и старших классах все предметы.
2) Сумасшедший учитель, который начнет это делать. Тут важно именно начать - а пойдет само. Проверял wink.gif


Предупреждаю, то, что будет написано ниже, это провокация! smile.gif Но я все-таки это напишу.

Для настоящего сумасшествия нужно собрать несколько готовых на такие риски учителей в какую-нибудь виртуальную мастерскую. Попробовать разработать несколько тем по разным предметам самим учителям. Можно и в группах (технологии позволяют).

А?

Сообщение отредактировал ljudmillar - 20.2.2013, 13:42

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 118
  • Регистрация: 14.5.2011
  • Из: Самара
  • Номер участника: 100092
Предупреждение

А это вовсе не провокация. Только для настоящего сумасшествия учителей нужно собрать в реальной школе с соответствующим руководством. Потому как не все наши виртуальные идеи и замыслы возможны и одобряемы в жизни. Не все же знакомы с идеями Интел и далеко не все прошли школу Конференции.

Сообщение отредактировал Наталья Юткина - 20.2.2013, 14:07

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 4098
  • Регистрация: 7.5.2012
  • Из: Жамбылский район село Мынбаево Алматинская обл.
  • Номер участника: 115371
Предупреждение

Все старое вновь возвращается. Когда я вела французский язык этот метод часто применяла на уроках, рисунки называется " кроки"


--------------------
С уважением Сауле Абдыканова

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 112
  • Регистрация: 17.2.2011
  • Из: Тямша
  • Номер участника: 94612
Предупреждение

Вы знаете, коллеги, я ушла на youtube смотреть уроки Шаталова по физике!

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 433
  • Регистрация: 16.7.2010
  • Номер участника: 85880
Предупреждение

Цитата(ljudmillar @ 20.2.2013, 14:42)
...
Для настоящего сумасшествия нужно собрать несколько готовых на такие риски учителей в какую-нибудь виртуальную мастерскую. Попробовать разработать несколько тем по разным предметам самим учителям. Можно и в группах (технологии позволяют).

А?

Я бы хотела поучаствовать в такой мастерской. Рисовать люблю, схемы строить тоже, приёмы работы с Текстами Людмила показала (спасибо большое, еще раз)

Сообщение отредактировал zukovaivik - 20.2.2013, 16:03

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 1133
  • Регистрация: 10.4.2010
  • Из: Новосибирск
  • Номер участника: 84512
Предупреждение

Некоторые уроки по экологии провожу, рисуя схемы вместе со школьниками. Если много досок в классе, то на досках. Обычно на бумаге. Делю класс на группы по 4 человека. Каждая группа выбирает экосистему (ельник, дубрава, поле, луг, болото...). Сначала рисуют первый ярус и главное дерево: в дубраве - дуб, в ельнике - ель; затем кустарники, травы, затем животных и насекомых каждого яруса, затем пищевые цепочки экосистемы, затем антропогенные воздействия на экосистему. Информацию школьники ищут в учебниках и в дополнительной литературе, что стоит на полках в кабинете биологии. В конце урока собираю листки, ставлю одну оценку на всю группу. Вот как раз на этой неделе школьники рисовали (это обычный класс,- не художественная школа). А если взять детей, кто ходит в художественную школу и все этапы рисования экосистем снять на видео, то получится видеоролик не хуже продемонстрированных. Если нужен такой видеоролик, то я могу снять. А работы школьников (нарисованы все в течение одного урока) по экосистемам некоторые отсканировала,- их можно посмотреть: сосновый бор, березовая роща, болото, гора, сад-огород.

Сообщение отредактировал rat - 20.2.2013, 17:03

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 225
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Интернет
  • Номер участника: 84499
Предупреждение

Цитата(rat @ 20.2.2013, 17:53)
Если нужен такой видеоролик, то я могу снять.

О да, интересно было бы посмотреть RSA-style презентацию в российской школе. Я такого, во всяком случае, еще не видел wink.gif

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 48
  • Регистрация: 10.10.2012
  • Из: Село Адаево Актанышского района Республики Татарстан
  • Номер участника: 120805
Предупреждение

На уроках математики мы тоже рисуем схемы, рисунки вместе с учениками. Ученикам нравится наглядность. Некоторые из них рисую на компьютере и показываю через интерактивную доску, некоторые тут же, когда решаем задачи, или при повторении, или при проверке домашнего задания. dry.gif

Новичок

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 0
  • Регистрация: 20.2.2013
  • Номер участника: 126171
Предупреждение

Мне понравились идеи. Попробую применить пока рисунки на бумаге.

Сообщение отредактировал Светлана Кунаева - 20.2.2013, 22:38

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 69
  • Регистрация: 5.6.2012
  • Из: Москва
  • Номер участника: 116517
Предупреждение

Спасибо, очень интересно!

Сообщение отредактировал natalianad - 22.2.2013, 17:52

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 225
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Интернет
  • Номер участника: 84499
Предупреждение

Хорошие новости: Школьный сектор ассоциации РЕЛАРН объявил конкурс для учителей по разработке RSA презентации. Победитель получает путевку на теплоходный круиз в июне 2013 года! Подробности - тут.

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 1248
  • Регистрация: 29.6.2011
  • Из: г. Ижевск
  • Номер участника: 108227
Предупреждение

Я всегда была ЗА опорные сигналы. Работала по методу Шаталова.

Цитата
"Сначала Богуш показал своим детям несколько анимаций RSA и убедился, что такой метод для них гораздо понятнее и интереснее, чем чтение параграфов из учебника."


Мне не очень понятно как можно создать любой опорный конспект, коммикс или RSA презентацию, не читая учебник?
Поделитесь? smile.gif

Сообщение отредактировал LaraKrav - 15.3.2013, 14:04


--------------------
С наилучшими пожеланиями, Лора Кравченко

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 1248
  • Регистрация: 29.6.2011
  • Из: г. Ижевск
  • Номер участника: 108227
Предупреждение

И еще вопрос: а почему бы не организовать такой конкурс на Галактике?


--------------------
С наилучшими пожеланиями, Лора Кравченко

Новичок

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 7
  • Регистрация: 19.4.2010
  • Из: Петропавловск-Камчатский
  • Номер участника: 84643
Предупреждение

Читаю и думаю, как правы те, кто говорит о том, что все новое хорошо забытое старое. И вспоминаю свои попытки, много лет назад, представить с учениками материал в виде таких рисунков. Правда тогда еще я не знала, что будет существовать такая технология из техники в те времена был только кадоскоп. Сейчас думаю как материал по географии хорошо ложится в представленную технологию. Надо попробовать. Хотелось бы подробнее узнать о 10 шагах.

Потом он предложил им пройти последовательность из следующих шагов:

- Изучаемый материал нужно разбить на десять фрагментов.

- Затем материал нужно было представить в виде "лестницы" из десяти ступенек. Если попытаться проскочить какую-нибудь из ступенек, слушатель упадет с лестницы не понимания, запутавшись в изложении.


--------------------
С уважением,
Светлана Каурцева

Новичок

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 0
  • Регистрация: 13.5.2013
  • Номер участника: 131585
Предупреждение

Зарегистрировался в этом сообществе только из-за этого поста. Мы делаем нечто похожее. При этом, разработали специальный софт, очень сильно облегчающий процесс рисования, синхронизации со звуком и получения видео. С удовольствием поделюсь полученным опытом.

Программа написана для iPad и называется ОБЪЯСНЯШКИ. На сайте проекта есть примеры скрайбингов и учебный пример, пройдя который можно минут за 10 освоить данную технологию.

Мое изображение

« Декабрь 2016 »
ВПВСЧПС
1
2
3
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Поиск в блоге


Последние записи

Последние комментарии

Мои ссылки в блоге

3 пользователей просматривает
3 гостей
0 участников
0 анонимных участников

Категории

Наверх