Образовательная галактика Intel®

Блог Участника

Запись блога

Google Docs для создания коллективной презентации

Сегодняшний пост - попытка обобщить несколько моделей коллективного создания Google-презентаций. Для какой цели и как это можно делать успешно, чтобы помочь формированию у учеников важных навыков сотрудничества?

Формат презентации - особый, от текста и таблицы отличается наличием "слайдовой структуры". "Слайдовость" определяет и объем планируемого для передачи содержания, и специфику текстовых формулировок: вместо развернутого текста - краткие тезисы или вопросы... А еще не забудем про необходимость иллюстраций/инфографики на слайдах - для большей доходчивости и убедительности! Не говоря уже о дизайне!

Этого понятия нет в постах, посвященных Googledocs, в которых речь шла о работе в текстовом и табличном редакторах. Да и какой там мог быть дизайн? В текстах, как водится, - упор на содержание, в таблицах же - на функциональность... А вот при создании презентации вопрос о дизайне встанет едва ли не первым, поскольку очень тесно он связан и с темой, и с целями самой презентации, и с формой/приемами подачи материала.
Сегодняшний пост вообще-то не о дизайне презентаций, хоть он и важен чрезвычайно, но, чтобы о нем писать, нужно быть в вопросе более осведомленным. smile.gif Поэтому пока ограничусь замечанием, что нужно не просто "думать о дизайне", но "мыслить в его понятиях", то есть подходить к презентации, вернее, к процессу ее создания, в категориях дизайна, не сводящегося к "дизайну шаблонов слайдов". А понимать/применять дизайн как набор правил, которые помогают нам делать любой, нами производимый продукт, в том числе, презентацию, понятным и удобным для использования другими людьми. Чего пока мы, учителя, увы, делать не умеем, ну или делаем часто по наитию. Как вообще мало что пока знаем о "педагогическом дизайне". Запомним про него, как про перспективное направление для самостоятельного изучения и перейдем к непосредственной теме поста.

Во-первых, зададимся вопросом, а зачем презентации вообще делать коллективно?

Мы ведь помним, что Googledocs тем и замечателен, что позволяет в одном документе соавторство многих. Совместно создаваемая презентация помогает распределить работу между несколькими участниками, но не просто разделить обязанности, а организовать непосредственную групповую работу в онлайне, синхронную или асинхронную.

Честно сказать, соавторство - в контексте учебной деятельности - тоже, скорее интуитивное, нежели строго определенное понятие. В том смысле, что мы еще пока ищем, как его инициировать, как нам мотивировать учеников быть соучастниками процесса создания общего продукта - текста, видео-ролика, презентации, и с какими критериями подходить к его оцениванию... Все эти вопросы, впрочем, относятся и к совместной работе учителей, если уж мы говорим о "совместном проектировании учебного процесса". И все же, несмотря на то, что "правильных ответов" пока не существует, экспериментировать с организацией коллективной работы при помощи новых веб-инструментов все же стоит! Уже потому, что мы иначе и до вопросов таких - чуть более сложных и для нас непривычных - просто не додумаемся. Вопросы ведь всегда возникают из практики! Без них нет и не будет культуры соучастия.

Посмотрим, какие виды учебных заданий могут в Google-презентациях выполнить учащиеся?

Совместная тематическая презентация... вместо реферата.

Все чаще теперь ученики получают от учителя задание - вместо привычного реферата, используя материалы Интернета, сделать презентацию по изучаемой теме. То, на что в рамках урока даже при наличии компьютеров с PowerPoint может не хватить времени, при правильно организованной работе из дома может быть выполнено учениками с лучшим качеством - больше материалов и ссылок проанализировано, лучшие материалы для создания учебной презентации отобраны! Да и критический взгляд членов группы - на работу друг друга - может отразиться положительно на качестве слайдов, поскольку обсуждение самого процесса работы над слайдами не отсрочено, а происходит тут же - в окне чата.



"Представление себя" на одном слайде общей презентации.
Идея этой - коллективной - презентации пришла во время совместного проекта двух школ - с русским и эстонским языками обучения. Ученикам нашей школы нужно было кратко рассказать о себе на неродном для них языке. Технология очень проста - каждый может это сделать на одном слайде - добавив туда текст и фотографию. Презентация собирается очень быстро, прямо на уроке, или за вечер - если ученики могут работать из дома. Такой вот получается результат. Плюс такой "сборки" в том, что ученики, кроме того, что учатся рассказывать о своих интересах и хобби, еще и друг с другом знакомятся, поскольку "чужие" слайды тоже могут просматривать прямо в процессе создания.

Большое количество учебных материалов, включая презентации, сегодня разрабатывают сами учителя, у которых и без того много всякой работы. А ведь можно это делать коллективно вместе со своими учениками или даже поручить ученикам для самостоятельного творчества! Две последних модели использования презентаций в учебном процессе - как раз для такого применения.

Презентация-квест. Готовим приключение для другого...

Разработка небольшого тематического квеста - с его игровой и даже приключенческой формой, отлично подходит в качестве учебного задания для группы учеников. А выполнить его они могут в Google-презентации, для того, чтобы потом легко можно было обменяться готовыми квестами с другими участниками. Разные квесты (можно и на одну общую тему), разрабатывают ученики одного класса, поделившись предварительно на группы. Готовая презентация-квест может содержать примерно такие задания на разных слайдах-этапах прохождения квеста: найти информацию, собрать факты, выдвинуть гипотезы, сформулировать вопросы и найти на них ответы, доказать свою точку зрения, применить аргументацию и многие другие. А уж для иллюстрации своих презентаций, придания им "приключенческого характера" с помощью разнообразных схем - в Googledocs большой выбор средств.

Суть данной работы, осуществляемой коллективно, не только в выполнении каких-то конкретных условий задания, как это часто бывает в учебной практике. А именно в совместном творчестве - разработке сценария, выборе для него возможных персонажей, обстоятельств, "преград" и "приключений", которые авторы квеста готовят для других групп. Поэтому в групповой работе можно задействовать опыт разных учеников - не только "исполнительность отличников", но и "азарт игроков в компьютерные игры". О квестах см. подробнее...

Презентации-обучалки. Научился сам - помоги другому!

Известно, что научиться всему и сразу, работая с новыми инструментами - невозможно, а для людей без соответствующего опыта - еще и сложно, особенно, если рядом помочь некому. Проблема решается за счет создания и публикации в Сети простых и понятных пошаговых инструкций, следуя которым, любой желающий может самостоятельно овладеть незнакомым веб-сервисом. Презентации - не самый плохой формат для подобных инструкций - "обучалок". С их коллекциями можно познакомиться здесь, а идея, собственно, состоит в том, чтобы ученики тоже вовлекались в этот процесс - совместной разработки и пополнения библиотек с краткими обзорами и инструкциями по тем веб-инструментам, которые появляются сейчас в Сети, как грибы после дождя в лесу.

Статьи по теме:

Google-блокнот для организации работы учителя
Google Docs для создания "общей тетради"
Google Docs для создания "общей тетради"-2

Комментарии

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 1062
  • Регистрация: 19.4.2010
  • Из: Удмуртия
  • Номер участника: 84665
Предупреждение

Цитата
Совместная тематическая презентация... вместо реферата.
Спасибо за наводку. В следующем году планирую привлекать детей для создания презентаций - рефератов по предметам с использованием сетевых ресурсов для создания презентаций. В голову не приходило предложить совместную презентацию.

Цитата
Презентации-обучалки. Научился сам - помоги другому!
И эта идея мне по душе, потому что я могу предложить ученикам разработать обучалку на пользование какого-либо ПО для остальных учеников класса, которые в свою очередь будут его использовать .


--------------------
Спасибо за внимание.
ГАниева Алсу ГАязовна.

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Цитата(ga-a-ga @ 10.4.2011, 9:59)
Спасибо за наводку. В следующем году планирую привлекать детей для создания презентаций - рефератов по предметам с использованием сетевых ресурсов для создания презентаций. В голову не приходило предложить совместную презентацию.

И эта идея мне по душе, потому что я могу предложить ученикам разработать обучалку на пользование какого-либо ПО для остальных учеников класса, которые в свою очередь будут его использовать .


На самом деле, способов совместного использования социальных сервисов учителЯ, как только сами с ними начнут работать, смогут предложить много...
Это вопрос времени - появление таких образцов и публикаций, в которых будут предложены новые решения по использованию новых инструментов.
Другой вопрос - какое влияние на изменения в школе будут оказывать сами идеи и представления о совместности (совместной оналйн-работе учеников и учителей). Тут не все просто - совсем ведь другая, новая, философия обучения в основе, далеко не все готовы...

Сообщение отредактировал ljudmillar - 10.4.2011, 18:00

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Кстати, обнаружила сейчас интереснейшую подборку сссылок на планы уроков с использованием cервисов Google.
Правда, на английском, но это дело поправимое... smile.gif

http://www.google.com/a/help/intl/en/edu/lesson_plans.html

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 1062
  • Регистрация: 19.4.2010
  • Из: Удмуртия
  • Номер участника: 84665
Предупреждение

Цитата
Тут не все просто - совсем ведь другая, новая, философия обучения в основе, далеко не все готовы...
Ой, как вы правы. Столкнулась недавно с полным непониманием идеи совместности у экспертов влиятельного республиканского конкурса.

Цитата
Правда, на английском, но это дело поправимое...
Скоро выучим smile.gif


--------------------
Спасибо за внимание.
ГАниева Алсу ГАязовна.

Статьи по этой теме

« Июль 2017 »
ВПВСЧПС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Последние записи

Мои ссылки в блоге

Последние комментарии

Мое изображение

22 пользователей просматривает
22 гостей
0 участников
0 анонимных участников

Категории

Поиск в блоге


Наверх