Образовательная галактика Intel®

Блог Участника

Запись блога

Google Docs для создания "общей тетради"-2. Таблицы


В предыдущем посте, посвященном моделям коллективного использования текстовых документов с использованием сервиса Google Docs, среди прочих идей, была предложена идея онлайн-мозгового штурма. Но его можно организовать и в другом, более упорядоченном и структурированном виде - в формате таблицы. Сегодня поговорим о возможностях табличного редактора в Google Docs, о том, как его можно использовать коллективно. И попытаемся ответить на вопрос, в чем могут состоять преимущества именно совместного заполнения таблиц.

Мозговой штурм... в таблице

В отличие от текстового, табличный шаблон заранее можно разработать так, чтобы места для вклада каждого, так сказать, зоны личной ответственности, были определены заранее. Это решение особенно актуально в условиях большого числа участников и при дефиците времени, отведенного на выполнение конкретной работы. Скажем, в "шапках" таблицы - по горизонтали - этапы штурма, а по вертикали - группы под номерами/команды со своими названиями. В этом случае можно внутри команды еще и распределить работу по этапам/задачам и приступить к ее выполнению всем сразу, синхронно. Каждый будет работать в своей ячейке, таблица будет прирастать на глазах, но в процессе ее пополнения никто никому не помешает, так как каждый отвечает за свою часть! Кроме существенной экономии времени на обнародование результатов, обеспечивается еще и максимальная вовлеченность всех участников. Главное при таком способе - обеспечить побольше точек доступа - компьютеров, подключенных к Интернету smile.gif.

Этот же вариант будет хорош не только для групповой, но и для индивидуальной работы, когда вместо групп, в ячейки вертикального оглавления вписываются имена участников. Еще одно преимущество онлайн-штурма - принципиальная возможность поддержки асинхронного и дистантного режимов, что при организации штурма "в реале" - почти недостижимо.

Совместная работа над большим табличным документом. Фасилитация!

Здесь имеется в виду, что в созданной организаторами форме не просто задан алгоритм для проведения некой групповой работы, а предполагается коллективная разработка и пополнение табличного документа, в соответствии с которым будут потом работать все участники события, например, проекта или конкурса, сверяя свои ожидания с коллективно наработанными общими представлениями. Иногда такой процесс - приобщения разных участников к общей работе над единым документом за счет структурированного и интенсивного обмена предложениями - называют фасилитацией.

Одним из наиболее актуальных на сегодняшний день примером для учителя является разработка критериев оценивания сетевого проекта/коллективного продукта. Это именно таблица, в которой есть место для критериев оценивания и для индикаторов, обозначающих разные уровни результативности участия. Образцы подобных таблиц можно найти и в Сети, например здесь, но важно понимать, что совместная разработка критериев оценки, в том числе, и в модели "учитель вместе с учениками", может стать важной частью процесса формирующего оценивания. Поэтому так важно учиться разрабатывать свои собственные модели мониторинга и оценки, а не только копировать уже имеющиеся. А для конструирования таких таблиц - Google-таблицы - подходящий инструмент, с его помощью модели профессиональных компетенций учителя, критерии достижения планируемых образовательных результатов, как и многие другие рабочие документы, могут сегодня создаваться в школах коллективно, с привлечением всех заинтересованных групп.

Листы самооценки: Оцениваем вместе!

Предыдущая модель использования табличного редактора была посвящена разработке шаблона, другой вариант - как использовать уже подготовленный лист для коллективного само- и взаимооценивания. К таким документам относятся "листы самооценки", "листы продвижения", "листы сравнения самооценки и внешней оценки".

В такой документ участники "заходят" на всем протяжении проекта/конкурса, чтобы внести в него соответствующие правки - сделать отметки о прохождении очередного этапа/задания или оценить себя и других. Большое удобство работы с таблицами - возможность автоматического суммирования и усреднения результатов в ячейках, в которых были заранее специально заданы соответствующие функции для обработки числовых данных.


Учимся оценивать материалы и продукты...

Осталось только добавить, что таблицы Google при умелом использовании могут быть хорошим инструментом для создания рейтингов, "хит-парадов", списков популярности. Речь здесь идет о том, чтобы силами участников оценивания не просто "расставить объекты в ряд", а научить учеников ранжированию объектов оценивания по заданным заранее критериям. Оцениванию можно подвергать все: прочитанные летом книги, просмотренные фильмы, музыкальные диски, сайты по заданной тематике, даже математические задачи из учебника! На этом материале можно учить учеников важному потребительскому навыку - осознанному выбору продуктов, товаров и услуг. Кроме "балльного" оценивания в таблице рейтингования можно дополнительно ввести специальную графу, в которой ученик может аргументировать свой выбор в виде короткого текста.
Для того, чтобы оценка других не влияла на выбор ученика, удобно собирать данные с помощью сервиса Google form: после того, как все участники сделают выбор и внесут свои предпочтения, можно открыть доступ к таблице всем участникам опроса.



Вот такие способы коллективного использования таблиц в школьном обучении. Есть, что добавить?

Ссылки по теме:

Google-блокнот для организации работы учителя
Google Docs для создания "общей тетради"

Комментарии

Новичок

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 1
  • Регистрация: 22.2.2012
  • Из: Российская Федерация, регион Санкт - Петербург, город Санкт - Петербург
  • Номер участника: 113464
Предупреждение

Людмила, сколько же разных технологий Вы предлагаете использовать и насколько Вы идёте впереди!! Спасибо, в этих возможностях сетей разбираться и разбираться ещё много времени нужно будет. Постараемся постепенно осваивать. Как Вы считаете, на уроках истории какого типа можно использовать данный приём?


--------------------
Мария Кузнецова

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Цитата(historyateacher @ 5.6.2012, 23:33)
Людмила, сколько же разных технологий Вы предлагаете использовать и насколько Вы идёте впереди!! Спасибо, в этих возможностях сетей разбираться и разбираться ещё много времени нужно будет. Постараемся постепенно осваивать. Как Вы считаете, на уроках истории какого типа можно использовать данный приём?


Спасибо за отзыв, Мария! Тут несколько приемов. Что касается, истории, это такой предмет, где очень важно критическое мышление и вообще - навыки мышления. Именно на формирование навыков мышления тут, собственно, все приемы и рассчитаны.

Пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 22
  • Регистрация: 26.8.2012
  • Из: Россия
  • Номер участника: 117979
Предупреждение

Как интересно,хочется всё испробовать на практике:внедрять, преобразовывать, совершенствоваться...Как здорово,что я "набрела "на бесспокойное критически мыслящее сообщество! smile.gif


--------------------
Собраться вместе - это только начало,держаться вместе - это прогресс, работать вместе - это ключ к успеху!

Статьи по этой теме

« Июль 2017 »
ВПВСЧПС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Последние записи

Мои ссылки в блоге

Последние комментарии

Мое изображение

23 пользователей просматривает
23 гостей
0 участников
0 анонимных участников

Категории

Поиск в блоге


Наверх