Образовательная галактика Intel®

Блог Участника

Запись блога

Математика и абстрактное искусство в STREAM-проекте


Если попытаться соединить в одном учебном проекте искусство и математику, то, оказывается, сделать это не так просто...
Нужен какой-то свой "костяк" для подобного учебного проекта и особая методология: какие цели ставить, от чего отталкиваться? В частности, интересно посмотреть, насколько здесь "материал" определяет предметное математическое содержание?
В этом посте подобрала примеры произведений авангардистского искусства, которые могут стать отправной точкой в STREAM-проекте.
В продолжение темы, начатой здесь
Цитата
STREAM=Science, Technology, Reading+WRiting Engineering, Arts, and Mathematics- акроним слов естественные науки, технология, чтение+письмо, инжиниринг, искусство, математика.


Художественная группа "Стиль" (нидерл. De Stijl) - общество художников, образованное в Лейдене в 1917 г.

Цитата
Художественное произведение должно иметь рационально-утилитаристский акцент - разработано трезво, ясно и энергично, в "инженерной чистоте и конкретности". При этом догматически декретируемыми основными элементами живописи являлись: прямой угол и три цвета, красный, жёлтый и синий, к которым добавлялись чёрный и белый. Источник

Яркие представители "Стиля", художники: Тео ван Дусбург, Пит Мондриан, Барт ван дер Лек.




Геометрическая абстракция

Фернан Леже - представитель стилей "кубизм" и "геометрическая абстракция". Его картины идеальны для выполнения проектов, похожих на этот.


Можно рекомендовать еще несколько картин для выполнения в Desmos в смешанной технике (с частичной загрузкой частей изображений в виде графических файлов и "дорисовкой фукциями" остальных деталей)

Blue guitar and vase
Фернан Леже. Натюрморт с гитарой 1926.

"Геометрический человек" эстонского авангарда

Интересный разворот может получить тема использования геометрических фигур в изображении человека. Первое эстонское авангардистское объединение художников было создано в Тарту в 1923, что подтверждает известный феномен: распространение идей и течений происходит независимо от границ, языка, национальности...
Книга "Геометрический человек" издана в Эстонии, три года назад в художественном музее KUMU прошла выставка с этим же названием.
Образцы работ этой группы интересны даже в черно-белом воплощении.

Eesti Kunstnikkude Rühm


Художники русского авангарда с их произведениями как нельзя лучше подходят в качестве материала для проекта в стиле STREAM.


Алексадр Родченко (один из основоположников конструктивизма, родоначальник дизайна и рекламы в СССР) ввел в обиход линии и цветовые композиции как элемент дизайна. Перефразируя Родченко, можно представить тему STREAM таким плакатом, созданным "на коленке" с использованием рисунков Google и онлайнового графического редактора Pixrl.




Конструктор для плаката в рисунках Google
Хочу поделиться своими наблюдениями. Только создавая свой собственный макет по мотивам знаменитого плаката Родченко, я смогла разобраться в его конструкции, разложить гениальный дизайн на составляющие элементы. Оказалось очень полезно также с точки зрения анализа формы деталей! Техника коллажа, использованная мной в серввисе рисунки Google, позволяет создать своеобразный "конструктор" для подобного плаката. Можно предложить разработку других коллажей ученикам, а прототипы выбрать из произведений авангардистов.




Еще одно интереснейшее явление культуры начала 20 века - «амазонки авангарда»
Имя Натальи Гончаровой хорошо известно ценителям русского авангарда, но остальные художницы, объединенные создателями выставки под столь звучным названием, не столь популярны...
Полотна Гончаровой очень живописны, они так и просятся в пазл.



Познакомимся также с другими художницами из числа "амазонок авангарда":

Варвара Степанова — советская художница-авангардистка, представительница конструктивизма, дизайнер и поэт, жена и соратница Александра Родченко. Также работала и выставлялась под псевдонимом Варст. Участвовала в иллюстрировании книг, оформлении декораций для театра Мейерхольда и кино.

Любовь Попова — русский и советский живописец, художник-авангардист (супрематизм, кубизм, кубофутуризм, конструктивизм), график, дизайнер, член группы Казимира Малевича "Супремус". Художник-оформитель двух спектаклей Театра им. Мейерхольда в стиле «сценического конструктивизма».

Ольга Розанова — одна из крупнейших художников русского авангарда с уникальным колористическим талантом. В творческом содружестве Кручёных и Розановой был создан уникальный стиль русской футуристической книги.

Искусство на ткани

Среди многочисленных художественных увлечений "амазонок" было создание рисунков для тканей... Именно их творчество вдохновило меня на поиск и создание новых "воплощений" в Desmos.

Рисунок представленных ниже образцов тканей основан на повторении несложного декоративного мотива. Он близок к геометрическим паркетам. И с этой точки зрения он может быть интересен как математический объект.





Можно попробовать вопроизвести один из тканевых узоров в Desmos. Задание формулами элементов данного рисунка подразумевает использование арифметической прогрессии: зигзаги, которые "рисуются" с помощью линейной функции с модулем, повторяются в строках и столбцах с определенным шагом. Поэтому, чтобы решить задачу оптимальным путем, придется прибегнуть к спискам.




Кликабельно!


Рисунки для тканей Варвары Степановой

Геометрия первого образца ткани кажется привлекательной с точки зрения представленных на ней фигур: окружностей и треугольников. Подобные чертежи нередко встречаются в задачниках по геометрии, а тут можно рассмотреть ту же модель, но на новом и необычном материале.





А с этой выкройкой Дома Моссельпрома еще не придумала, что можно сделать на математике, но уж больно мне нравятся эти тихие игры 20‑х годов



В продолжение темы STREAM можно попытаться ответить на несколько вопросов:
  • Как (через что) в картине художника разглядеть математику?
  • Какие произведения, каких художников, можно отбирать как материал для проработки, преобразования, воплощения с помощью электронных инструментов и сервисов?
  • Какие учебные (предметные) задачи могут решаться на подобном материале?
  • Какие надпредметные и личностные результаты могут достигаться в таком проекте?

Ссылки по теме
10 художников в геометрических фигурах
История Баухауз (Bauhaus)
Русские художники-авангардисты. Картины. Биографии
Искусство страны советов. Текстиль
Родченко. Плакаты
Каких художниц называют "амазонками авангарда"?
Курс № 18 Русский авангард. Проект Arzamas
Мейер Шапиро «Природа абстрактного искусства»
Идеи для математики на pinterest.com

Статьи по теме

Посты Елены Годуновой
Полезный микс: STEАM
Полезный микс: STREАM
Полезный микс: STЕM-продолжение

Cтатьи по STEAM/STREAM проектам
Математика в стиле "мондриан" и "клее"
Математика и абстрактное искусство в STREAM-проекте
Идеи в духе STEAM: геометрический конструктор на основе рисунков Google
Идеи в духе STEAM: PicassoHead как конструктор
Постер как форма упаковки информации в STREAM-проекте: Колдер и Вазарели
STEAM-проект: генератор Кандинского и другие интерактивные апплеты в GeoGebra
STEAM-проект: черный квадрат Малевича в Desmos и GeoGebra
STEAM-проект: треугольник в GeoGebra, как получить картину?
STEAM-проект: мозаики Эшера в GeoGebra
STEAM-проект: задачи на картинах
Паркеты и площади в Desmos
STEAM-проект: снежинка Коха, треугольник Серпинского и другие фрактальные объекты в GeoGebra
STEAM-проект: по спирали!
Рисуем мандалы в GeoGebra, или Чудо поворотной симметрии
Урок виртуальной кройки: клетка, полоска, узор...
Кривые Безье и воспроизведение картин оп-арта в GeoGebra
Геометрия лоскутного одеяла: новые идеи...
Богатая математика - бедная математика
Магия и польза японского кроссворда
Спирали и спирографы: джазовые импровизации в GeoGebra
Что общего между снежинкой и оп-артом?
"Случайная" красота в GeoGebra
Быстрый старт в Geogebra: зимняя тема
С тегом Art в GeoGebra
Много красного: стратегии поиска
Национальный орнамент и математика
История про то, как мы делали 3D-модель школы...
Прекрасная геометрия на бумаге и не только...
Cмотри в зеркало, или Задачи на осевую симметрию в Geogebra
Конструкторы узоров для текстиля. Часть первая: рисунки Сони Делоне
"Угадать" ситчик! Ткани Варвары Степановой и Любови Поповой
Весенняя тема: создаем банданы и образцы тканей с "огурцами"
Математика и искусство — переплетение возможно!
АРТ-математика: воплощаются ли идеи?
Ловим рыбку в море, или Игры, пазлы, мультики в GeoGebra
Суха теория, мой друг, а древо жизни вечно зеленеет...

Связанные проекты

Какая математика бывает на картинах?
МК "Другая математика с Desmos": измени апплет и научись!
Интерактивный рабочий лист по естествознанию и математике
Цифровые артефакты для организации учебной деятельности
Текст и математика
АРТ-математика: воплощаются ли идеи?
По следам мастер-класса АРТ-математика: идеи и воплощения

Теги к этой записи:

Комментарии

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 5510
  • Регистрация: 27.11.2010
  • Из: Новосибирская область
  • Номер участника: 93856
Предупреждение

Какая полная, содержательная, цепляющая, яркая работа, Людмила Викторовна! Браво! Чувствую, тема вас зацепила и рада, что у вас есть время и желание ей заняться!

В добавление к геометрическим людям работы Фернан(д)а Леже, наиболее известная из которых "Строители", а также кубизм Пикассо, "Герника", я думаю, тоже может быть рассмотрена с этой точки зрения

Уточнение: почему STREAM, а не STEAM? Пока не вижу чтения и письма.

Цитата
Какие надпредметные и личностные результаты могут достигаться в таком проекте?

Мне кажется, связь с жизнью, т.е практико-ориентированность налицо, что способствует созданию целостной картины мира, гуманизации математического образования, развитию мышления, творческого потенциала, фантазии у обучаемых, гармоничности их развития.
Это пока вкратце, по остальным вопросам надо думать.

В этом же направлении создала форум "Дом переехал"...или произведения искусства о науке и инженерии, идем от сбора материала


--------------------
Елена Александровна Годунова, с наилучшими пожеланиями ко всем пользователям портала

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Цитата(Елена Годунова @ 22.6.2015, 12:25)
Какая полная, содержательная, цепляющая, яркая работа, Людмила Викторовна! Браво! Чувствую, тема вас зацепила и рада, что у вас есть время и желание ей заняться!

В добавление к геометрическим людям работы Фернан(д)а Леже, наиболее известная из которых "Строители", а также кубизм Пикассо, "Герника", я думаю, тоже может быть рассмотрена с этой точки зрения

Елена, спасибо за внимание к посту, его писала долго, почти три недели, то уходя в поисках новых идей и экспериментов с веб-сервисами, то вновь возвращаясь, чтобы добавить новое найденное имя или репродукцию.

Свою подборку картин начала спонтанно, основываясь на собственных познаниях, образах, именах... Леже когда-то был представлен несколькими картинами в отдельном зале "импрессионистов" в старом ГМИИ им. А.С. Пушкина (еще до разделения экспозиции на отдельные здания) тогда, по-моему, к ним относили всех французов конца 19 начала 20-го века, по крайней мере, так мне запомнилось из моей московской студенческой юности). Сейчас же я на его картины смотрю как прагматик, рассматривая их с точки зрения наличия геометрических форм, которые можно было бы как-то подвергать разложению на элементы, обсчету, анализу...

Да, конечно же, Пикассо кубистического периода, безусловно, тоже вписывается в концепцию "art+math" или "math+art"(?). И "Гернику" можно взять за основу учебного математического проекта... Как и другие картины! Но тут есть одна тонкая грань.. Вот смотрите: мы, по сути, делаем в проекте то, что у Пушкина названо "поверить алгеброй гармонию"... Вот и думаю: где предел? Все ли можно и нужно разложить на части?

На остальные реплики отвечу отдельным комментарием...

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Цитата(Елена Годунова @ 22.6.2015, 12:25)
Уточнение: почему STREAM, а не STEAM? Пока не вижу чтения и письма.
Мне кажется, связь с жизнью, т.е практико-ориентированность налицо, что способствует созданию целостной картины мира, гуманизации математического образования, развитию мышления, творческого потенциала, фантазии у обучаемых, гармоничности их развития.
Это пока вкратце, по остальным вопросам надо думать.


Это просто у меня так задумано (как STREAM), но соглашусь, по посту этого пока нельзя увидеть. А именно: что одного анализа геометрических форм в этом проекте будет маловато! Нужны и общая грамотность, и кругозор, а их без навыков функционального чтения/письма не достичь.


Все-таки, этот учебный проект подразумевается и как исследовательский, и как информационный, в котором важной частью будет работа с текстом (сплошным и несплошным в терминологии PISA). Например, чтобы понять, почувствовать, что есть русский авангард как явление культуры, поискать его корни, оценить его смелость и инновационность, приходится залезать поглубже: в биографии художников, в события, ставшие историей, в тексты ху дожественных манифестов, в сообщества, в которых эти манифесты зарождались, да что там, в саму эпоху!
Сама, например, пока готовила статью, пересмотрела-перечитала, а местами и не по одному разу Курс № 18 Русский авангард. Проект Arzamas

Вопрос в том, как и чем "зацепить" и направить к изучению таких источников самих учеников? Думаю, тут одним только списком ссылок не отделаешься. Нужны какие-то другие шаги и другие вовлекающие формы, возможно даже мотивирующие листовки, плакаты, постеры... В том же авангардном стиле (например). Хотя бы для начала...

Цитата(Елена Годунова @ 22.6.2015, 12:25)
В этом же направлении создала форум "Дом переехал"...или произведения искусства о науке и инженерии, идем от сбора материала

Да, спасибо, я смотрела этот форум, интересно! Обязательно буду заходить!

Мне сейчас на чем-то нужно сконцентрироваться и пока задача была совсем узкой: искать математику в картинах, да и то это всего лишь первые наброски... Впрочем, зажить полноценной жизнью эта тема может только, если будет подхвачена, а в виде постов одного автора - это творчество, фантазии, досуг, не более... Словом, она нуждается в отлике, как минимум, а, на самом деле, в развитии и углублении...

Я пока не ответила даже на те вопросы, которые задала в самом конце своего поста. Надеюсь поискать ответ вместе с коллегами!

Еще раз большое Вам спасибо за идеи и поддержку темы!

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 5510
  • Регистрация: 27.11.2010
  • Из: Новосибирская область
  • Номер участника: 93856
Предупреждение

Возможно, эта книга поможет найти ответы?
Math Art Fun: Teaching Kids to See the Magic and Multitude of Mathematics in Modern Art


--------------------
Елена Александровна Годунова, с наилучшими пожеланиями ко всем пользователям портала

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 5510
  • Регистрация: 27.11.2010
  • Из: Новосибирская область
  • Номер участника: 93856
Предупреждение

бесплатные примеры Math in Art


--------------------
Елена Александровна Годунова, с наилучшими пожеланиями ко всем пользователям портала

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Мы начали в этом году учебный проект "Математика: от бумаги к компьютеру" с учениками двух 6-ых и одного 7-го класса. И, конечно, с учителями математики этих ребят. Когда-нибудь расскажу подробнее, не сейчас, когда очень много работы на старте. Но могу сказать одно: пробуем заглянуть за пределы учебника, обращая свой взгляд не только на компьютерные приложения, но и на поделки из бумаги, работая над которыми, ребята "учатся матемтике руками"...
Благодаря Елене Годуновой, ее обзорам и очень качественным ссылкам, на первые опыты с бумажными поделками у нас материал накоплен, но нужно смотреть вперед.

И вот неожиданное продолжение темы, смотрите, какая история

Цитата
«Самозвери» — выставка детских книг рубежа 1930-х годов, прошедшая в конце 2012 года в Музее петербургского авангарда (дом Матюшина). Свое название она получила от неосуществленного издания стихотворения лефовца Сергея Третьякова с иллюстрациями Александра Родченко и Варвары Степановой. Хотя книжка и не вышла в свет, «картинки» к ней хорошо известны, они постоянно воспроизводятся в альбомах и монографиях, посвященных Родченко.



Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Наверное, нашему проекту нужно будет посвятить отдельный пост. Появляются все новые очень интересные работы учеников. Но пока, чтобы не потерять, скопирую сюда одну важную цитату:

Цитата
Эстетика "De Stijl" была связана с философией математика М. Г. Шунмакерса. Именно он предложил сузить цветовую палитру до трех базовых цветов и обосновал свою позицию в книге "Новый образ мира". В ней он писал, что желтый, синий и красный — "единственные существующие цвета… Желтый — это движение луча (вертикаль)… Синий — контрастный цвет по отношению к желтому (горизонтальный небесный свод)… Красный — соединение желтого и синего".
Концепцию, предложенную Шунмакерсом, подхватил и развил Пит Мондриан, который вывел в теории и реализовал на практике (в своих картинах) два основных принципа формообразования. Первое — пересечение линий исключительно под прямым углом, для того, чтобы "уравновесить противоположности": вертикали и горизонтали. И никаких перспективных построений, ведь "новый тип созерцания не исходит из какой-нибудь точки и видит везде". Второе — разделение трех основных цветов полосами "не цвета" (черного, серого или белого). Это подчеркнет плоскость. Использование в композиции этих принципов, по мнению художника, позволит выйти за рамки индивидуальности, достичь универсализма и, в конечном итоге, создать совершенно новую картину мира. Концепция искусства, названная неопластицизмом, стала определяющей для художественного метода группы "Де Стайл".


Де Стайл и неопластицизм / De Stijl and neoplasticism

Статьи по этой теме

« Апрель 2017 »
ВПВСЧПС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Последние записи

Мои ссылки в блоге

Последние комментарии

Мое изображение

106 пользователей просматривает
106 гостей
0 участников
0 анонимных участников

Категории

Поиск в блоге


Наверх