Образовательная галактика Intel®

Блог Участника

Запись блога

Математики тоже плачут

Удаляя творческий процесс и оставляя лишь результат этого процесса, вы почти наверняка гарантируете, что никто не будет на самом деле заниматься предметом.
Пол Локхард "Плач математика"

Подготовила этот пост, анализируя подготовительный этап МК "Другая математика с Desmos".
На этом этапе участникам рекомендовалось прочитать статью "Плач математика" и, отталкиваясь от нее, поделиться проблемами преподавания, с которыми учителя этого предмета сталкиваются на практике.
Предлагаю вам краткую сборку мнений коллег на эту тему...
Какие проблемы преподавания математики вы наблюдаете как учитель-практик?
Проблемы учеников (из названных учителями)
  • Отсутствие мотивации к изучению предмета.
  • Проблема заключается в том, что учащиеся не любят, боятся математику потому, что не знают, что с ней делать, как решать задачи, как сейчас часто говорят: "не умеют учиться".
  • Я работаю с детьми обычных классов и вижу, что очень малое количество проявляют упорство в учебе. Многие учатся без желания.
  • Проблем достаточно. На мой взгляд обязательность. Отсутствие математических способностей у детей. Перегруженность детей.
  • Дети часто воспринимают математику как скучный сложный предмет, не имеющий практической направленности.
  • Проблема одна: дети не хотят учиться. Сдачу ОГЭ и ЕГЭ они видят как страшный сон. Математику, в основном, зубрят, а не понимают глубину предмета. Идёт натаскивание на сдачу экзамена.
  • Обучающиеся не умеют читать, поэтому не понимают смысл заданий, плохо запоминают формулы, теоремы, не владеют математическим языком, не умеют рассуждать, делать выводы (с этим я столкнулась при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ).
  • Уже в 6-7 классах они теряют интерес к изучению математики.
  • Ориентировочная основа действий, ставшая сухим постулатом (скорее, вредит, ученики ее применяют бездумно)
  • Не все школьники научены самостоятельно добывать информацию, читать учебную литературу.
  • Школьники не хотят читать, не понимают смысл прочитанного. Запоминают формулы не понимая откуда они берутся и какой в них смысл, поэтому и применяют их не всегда правильно.
  • Отсутствие желания оперировать математическими понятиями, рассуждать
  • Проблема - боязнь высказать свою точку зрения, защитить свой метод, свое решение. Критическое отношение к своей и чужой работе у учеников очень слабое.
  • Многие ученики считают, что считать на уровне похода в магазин и вычисления процентов вполне достаточно для современной жизни.
  • Многие родители и ученики воспринимают математику просто как выполнение арифметических действий над числами.
  • Я не математик, географ. Сейчас о математике я могу рассуждать как родительница. Проблема в том, что мой ребенок отлично занимается математикой, успешно понимая и решая всё. Но - без особого интереса! Просто потому что это необходимо.
  • Наши дети не такие, какими были мы. Они живут при другом общественном строе. Для сегодняшних детей объявление о том, что они должны учиться, - пустой звук.
  • Современные дети зачастую привыкли делать несколько дел одновременно. К этому их с детства приучает телевидение , прокручивая мультсериалы. Отсюда во многом страдает логическое мышление. У учеников возникает оторванность математики от жизни. Часто можно услышать рассуждения, что сейчас есть множество подручных средств (калькулятор, компьютер и т.д.). Бороться с этим трудно, но нужно.




Примеры из практики коллег:

  • Как учитель информатики сталкиваюсь с тем, что дети не умеют применять свои знания (и математические в том числе) на практике, не умеют видеть и формулировать проблему, искать пути решения (хотя бы предлагать варианты). Вопрос «Почему? Аргументируй свой вариант ответа» повергает ребенка в ступор…. А вот и пример из недавних галактических публикаций Дениса Геннадьевича Копосова:
    Цитата
    Эта программа выявила... огромные проблемы в пространственном мышлении учащихся 5-9 классов
    Ну, как можно не видеть, что криво все еще на экране? Как? Намекал, что криво. Не видят. Принял решение все печатать, печатать, печатать.
    Глазомера не было. Пропорции оценить не могли. Но старались все исправить...

  • не видят явные вещи ни в записи математического выражения, ни в чертеже к задаче.
  • У меня проблемы при обучении некоторых учеников 5 класса. Читают задачу, тут же рвутся в бой, решают её абсолютно не понимая, что делают! Хочу с ними побеседовать, проанализировать данные... Ответы такого типа: "о чём тут говорить? числа даны, надо их или сложить, или умножить, если не правильно - вы скажете".
  • Проблем более, чем достаточно - неумение понимать условие задачи, выполнять действия в правильном порядке, умножать столбиком, таблица умножения - это игра "Поле чудес".
  • В этом году обучаю пятиклассников. Столкнулась с такой проблемой: изучая какое-либо действие (тему), кажется что все поняли (хорошо решают, спокойно применяют и отвечают на вопросы), проходит время (буквально неделя) и они с трудом вспоминают (конечно же не все). Сегодняшние дети отличаются от тех детей которые были лет пять назад, у них другое мышление, к ним нужен другой подход.

Вот в такой кластер собрали проблемы школьного математического образования студенты ПГСГА, выполняя задания в дистанционном курсе.


В полный размер
Виновата система!
  • Проблема ясна всем - не творческий подход в преподавании математики, а механическое "натаскивание" по похожим заданиям. И будут лукавить те, кто этим не занимается. Виной всему система.
  • Проблема в несоответствии требований к результатам обучения и содержания дисциплины.
  • Способности учеников не соответствуют требованиям учебных программ. Пример: ученик обучается в 5 классе, но не знает таблицу умножения.
  • Кого интересует личностный рост ребенка, если на экзамене он должен показать всего лишь соответствие требованиям стандарта?
  • Сейчас стандартизируются типы задач на каждой позиции ЕГЭ и пишутся специальные пособия по натаскиванию на эти самые стандартизированные типы. А это не развивает детей.
  • Обязательность среднего образования привела к тому, что в школы загоняют детей, которые давно уже не хотят учиться. А мы думаем только том, как натаскать его к сдаче ЕГЭ - вот и решаем из урока в урок задачи с подъездами и гвоздиками. Самое интересное, что на месте почти любой из них сообразит, в каком подъезде квартира 67, а на математике этой задаче сложность придает уже то, что решается она на уроке математики.
  • ФГОС "развязал" руки учителю, позволил уйти от старой схемы урока.
  • Сокращают количество часов на изучение программного материала, поэтому наиболее "трудные" темы не удается достаточно хорошо проработать.
  • Сложность математического языка, которым написан учебник по математике.
  • Многие темы, особенно в старших классах, не ориентированы на практическое применение.
  • Безусловно, математика является основой. Это прекрасная «гимнастика ума», причем не нужно бояться сложных областей: точно знаю, что заинтересованные школьники могут воспринимать и теорию множеств, и производные, и много что еще. Но нельзя перебарщивать: перенос университетских программ в школу часто приводит к бессмысленной каше в голове, за которой теряются базовые понятия.
  • Математика в учебнике изложена пресно, невозможно скучно. Задачи про тонны овощей, комбайнеров и машины с пешеходами никакого интереса у детей не вызывают.
  • Мне горько видеть как дети зубрят формулы, а почему они так делают? Многочлены, функции, уравнения все взаимосвязаны. Но почему то некоторые учащиеся не видят эту взаимосвязь. в учебниках мало дается прикладных задач.
  • В 7 классе, начиная изучать геометрию, дети ждут чего-то нового и, возможно, удивительного, а что получают? Дополнительную символику, набор каких-то неизвестно для чего нужных утверждений. и ощущение того, что геометрия - это что-то страшное. Горько сознавать, что сама вынуждена прикладывать руку к этому. Пока мы загнаны в рамки программы (или ТАКОЙ программы), задавлены стандартами (неважно, какого поколения), мы вынуждены сами убивать в детях интерес к учебе.
  • Так вот математики, кроме ЕГЭ, называют еще одну причину-боль. Это решебники, которые свободно продаются (так почти всем учителям пришлось отказаться от учебника Сканави, который был очень полезен при подготовке в вузы и повторении школьного курса). Но еще больше ответов и решений можно найти в сети. Сама постоянно сталкиваюсь с этим, ничего не надо искать даже. Просто в поисковой строке достаточно набирать условие задания, и сразу получается решение. Это, действительно, проблема.
  • Решить проблему можно, убрав математику из обязательных ЕГЭ, "почистив" учебники от ненужного материала и отказаться от от односложных тестовых ответов.

Проблемы учителей:

Учитель-личность (“Путеводная звезда”)
  • Преподавание любого предмета зависит ТОЛЬКО от личности учителя.
  • Я сама влюбилась в математику из-за личности моего учителя…
  • Мне кажется, что как не меняй программу, ничего не изменится, изменить можно только подход к преподаванию предмета. И дело не в красивых названиях и громких лозунгах, а в желании и умении конкретных людей.
  • Учителю нужно начинать с себя. Внешние условия вряд ли что-то изменят кардинально. Я уверена, что увлеченный и влюбленный в математику учитель, который сам любит решать трудные и новые задачи и делает это на глазах у детей, сможет изменить ситуацию для своих учеников. Тем больше будет таких учителей, тем лучше.
  • Находишь что-то новое и интересное для себя, забыв обо всех проблемах решаешь, разбираешь, а сам уже думаешь - как рассказать об этом детям, как заинтересовать, где найти для этого время. Поэтому без искренней заинтересованности в своем предмете нельзя.
  • Только личность может воспитать личность и повести за собой. Личностный подход, личностные отношения, личностный рост учеников и свой собственный - это самое главное. Средства, технологии, методы, приемы, формы не могут случиться сами по себе, они требуют осмысления и разумного критичного использования в своей собственной практике.
  • И согласен с авторами на форуме, которые утверждают, что очень многое зависит от учителя. Да, нас давит пресс обязательного ЕГЭ по математике, образовательные стандарты, программы и т.д. Но урок проводим мы. Урок можно сконструировать, а можно и сочинить, сотворить. Можно по учебнику, а можно и без него. Благо, возможностей сегодня достаточно. Что главное? Главное - живой огонёк в глазах у детей зажечь. Здесь помогут и игры, и состязания, групповые проекты, интересные задачи, творческие задания, в том числе с использованием компьютера и Интернет.

“Учитель-натаскиватель на сдачу ЕГЭ”
  • Основная проблема нашей школы (и математики в частности) это малое количество таких учителей ­ учителей неудовлетворенных, все время ищущих, готовых учиться и ведущих за собой учеников. Учитель на любом предмете должен уметь показать, как применить знания: например, на биологии знания математики или русского.
  • Необходимость натаскивания на тесты ОГЭ и ЕГЭ.
  • Учителю мешает и большая нагрузка, порождающая нехватку времени.
  • На мой взгляд одной из проблем преподавания математики является ее "обязательность", математика превратилась в зубрежку и "натаскивание" при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.
  • Проблема в математике сейчас сводится к одному- сдаст ученик ЕГЭ или ОГЭ -это успех школы, не сдаст - винят школу и учителей. Распахнули свои двери ФГОС. Вопрос только в одном- как совместить творческую деятельность и успешную сдачу экзаменов в одно и не подвести школу?
  • И, к сожалению, я должна сказать, что или уровень подготовки учителей математики слабый, или выпускники - слабые. У нас в школе второй год приходят практиканты, студенты Педагогического Университета по математике и информатике. И бросается в глаза очень низкий культурный уровень, кругозор и отсутствие желания расширить этот кругозор по предмету.

“Замыкающий случайно собранной туристической группы”.


Математика никогда не была легким предметом для всех. Как, собственно, и любой другой предмет, если им заниматься всерьез. Те, кто занимаются в художественных школах, ориентируясь на высокий результат, никогда не скажут, что рисование - это легко. Аналогично: спортсмены - о физкультуре, юные музыканты - об уроках музыки и т.п. Но ни физкультуру, ни музыку всем сдавать не придется для получения аттестата, а математику - да. Поэтому учитель музыки может хотя бы время от времени просто попеть песни с детьми в удовольствие, а может искать новые формы, может позволить себе экспериментировать, поднимая детей на тот уровень, на который способен сам. И даже если кто-то из учеников "заблудится" на этом непростом пути - не страшно, возможно, это просто "не его". Учитель же математики, к сожалению, часто ощущает себя не "путеводной звездой, ведущей за собой", а "замыкающим" туристической группы, подгоняющим вечно отстающих.
Поэтому и проблемы, которые озвучивают учителя - отсутствие мотивации, "зубрежка" и "натаскивание", оторванность от практики, - это от того, что приходится тащить за собой всех, а не ориентироваться на тех, кто готов идти за тобой. Но такова средняя школа. Это реальность.

А каково ваше мнение?
Продолжение здесь Математики больше НЕ плачут

Статьи по теме Desmos:

Полезный Desmos
Рисуем домик в Desmos... Урок 1
Рисуем смайлик в Desmos... Урок 2.
Рисуем в Desmos девочку и мальчика. Урок 3
Уроки в Desmos продолжаются... Повесь ягоду на ветку!
Cимметрия в Geogebra и Desmos: цветы и снежинки
Анимированные объекты в Desmos. Как заставить снежинку мерцать?
Лоскутное одеяло из неравенств
Горы, облака, чайки... МОДУЛЬ
А синуса график волна за волной...
Ты, волна моя, волна! Ты гульлива и вольна...
Пушки с пристани палят или создание динамических апплетов в Desmos
Математическая задача как вызов. Уроки в Desmos
Русский авангард и другие художники в Desmos
Как привести солнце в движение, или Послесловие к виртуальной выставке
"Полярные" витражи, или Крути калейдоскоп в Desmos!
МК "Другая математика с Desmos": измени апплет и научись!
Об изучении координат в Desmos 1
Об изучении координат в Desmos 2. Рисуем фигуры с помощью подвижных точек
Об изучении координат в Desmos 3. Задачи из "Математической шкатулки"
Об изучении координат в Desmos 4. Математика и информатика — два в одном
Можно ли оживить задачи из бумажного учебника математики?
Дьявол в деталях, или Опять об анимации в Desmos
И корабль плывет... или Тригонометрическая анимация в Desmos
Кошки-мышки и другие "мультики" в Desmos

Cтатьи по STEAM/STREAM проектам и GeoGebra
Математика в стиле "мондриан" и "клее"
Математика и абстрактное искусство в STREAM-проекте
Идеи в духе STEAM: геометрический конструктор на основе рисунков Google
Идеи в духе STEAM: PicassoHead как конструктор
Постер как форма упаковки информации в STREAM-проекте: Колдер и Вазарели
STEAM-проект: генератор Кандинского и другие интерактивные апплеты в GeoGebra
STEAM-проект: черный квадрат Малевича в Desmos и GeoGebra
STEAM-проект: треугольник в GeoGebra, как получить картину?
STEAM-проект: мозаики Эшера в GeoGebra
STEAM-проект: задачи на картинах
Паркеты и площади в Desmos
STEAM-проект: снежинка Коха, треугольник Серпинского и другие фрактальные объекты в GeoGebra
STEAM-проект: по спирали!
Рисуем мандалы в GeoGebra, или Чудо поворотной симметрии
Урок виртуальной кройки: клетка, полоска, узор...
Геометрия лоскутного одеяла: новые идеи...
Богатая математика - бедная математика
Спирали и спирографы: джазовые импровизации в GeoGebra
Кривые Безье и воспроизведение картин оп-арта в GeoGebra
Что общего между снежинкой и оп-артом?
"Случайная" красота в GeoGebra
С тегом Art в GeoGebra
Национальный узор и математика
История про то, как мы делали 3D-модель школы...
Прекрасная геометрия на бумаге и не только...
Cмотри в зеркало, или Задачи на осевую симметрию в Geogebra
Конструкторы узоров для текстиля. Часть первая: рисунки Сони Делоне
"Угадать" ситчик! Ткани Варвары Степановой и Любови Поповой
Весенняя тема: создаем банданы и образцы ткани с "огурцами"
Суха теория, мой друг, а древо жизни вечно зеленеет...


Статьи по теме:
Математические ресурсы в помощь учителю. Генераторы рабочих листов.
Учебные видео по математике или "дети учат детей".
Математические ресурсы для младших школьников
Создай рабочий лист сам!
Об идее коллекций учебных материалов...
Рабочий лист и Библиотека Конгресса
Помощница GeoGebra или учителя учат учителей...
Динамические апплеты в Geogebra как тема учебных проектов шестиклассников
О составлении заданий на естественно-научную и математическую грамотность
Папа у Васи силен в математике?
GeoGebra в развитии. Н.Яникова
Помогут ли нам автоматы учить математику? А.Шперх
Плохие новости для учителей химии и математики? А.Шперх
Полезный микс: STEАM-продолжение Пост Елены Годуновой с массой идей для интеграции математики и искусства
Богатая математика - бедная математика
Идеи в духе STEAM: геометрический конструктор на основе рисунков Google
Математики больше НЕ плачут
STEAM в начальной школе: геометрия комнаты
Математика и искусство — переплетение возможно!
О математических иллюстрациях к художественным произведениям
Что кроме учебника математики?

Связанные проекты

Какая математика бывает на картинах?
МК "Другая математика с Desmos": измени апплет и научись!
Интерактивный рабочий лист по естествознанию и математике
Цифровые артефакты для организации учебной деятельности
Текст и математика
АРТ-математика: воплощаются ли идеи?
По следам мастер-класса АРТ-математика: идеи и воплощения

Комментарии

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 113
  • Регистрация: 17.2.2011
  • Из: Тямша
  • Номер участника: 94612
Предупреждение

Всё верно, начиная с названия публикации. Я бы даже сказала: математики плачут больше всех.
Спасибо за очень подбробный анализ причин математических провалов. Он, конечно, грустный, но очень полезный. Как учитель физики постоянно натыкаюсь на математические пробелы своих учеников.
А вот ещё в копилку: анализ НИКО по математике http://media.wix.com/ugd/1a0110_7ad5ae687d...7062f4f71cc.pdf
Много интересных графиков, зависимостей и выводов. Нам бы ещё понять, что нужно сделать, чтобы всё-таки мотивировать, вывести, научить, донести...

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Цитата(natyanikova @ 30.11.2015, 11:43)
Всё верно, начиная с названия публикации. Я бы даже сказала: математики плачут больше всех.
Спасибо за очень подбробный анализ причин математических провалов. Он, конечно, грустный, но очень полезный. Как учитель физики постоянно натыкаюсь на математические пробелы своих учеников.
А вот ещё в копилку: анализ НИКО по математике http://media.wix.com/ugd/1a0110_7ad5ae687d...7062f4f71cc.pdf
Много интересных графиков, зависимостей и выводов. Нам бы ещё понять, что нужно сделать, чтобы всё-таки мотивировать, вывести, научить, донести...


Наташа, думаю, что и "пробелы", и "провалы" - следствие того, как мы учим. Как мотивируем и что оцениваем и далее длинная-длинная цепочка всех наших способов, инструментов, подходов. Мои коллеги, участники МК совместно написали о проблемах лучше меня. Теперь нужен следующий шаг - начать меняться и менять весь cвой арсенал средств и методов. И не завтра, а уже сегодня.

За ссылку отдельное спасибо, но отношение к этому документу лично у меня - неоднозначное. Много цифр и графиков, много средних показателей, и лишь вскользь о содержании, на котором, собственно все измерения проводились. Некие "диагностические работы"... в соответствии со стандартом.

Из всех графиков только этот заинтересовал, якобы он про мотивацию учеников...

Как-то это все слишком усредненно, может быть, только для меня?

Мысль пока такая, что можно, конечно, усреднять результаты, полученные на старом - узком предметном содержании с балльным оцениваем "по числу допущенных ошибок", но существенного прорыва сделать не удастся...

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Вернусь к графику, чтобы еще немного пояснить свою мысль...
Цитата(ljudmillar @ 30.11.2015, 21:16)
Из всех графиков только этот заинтересовал, якобы он про мотивацию учеников...


Читаем диаграмму слева направо.
В первом варианте из предложенных ответов просматривается концепция "подготовки к жизни" (читай, ВУЗу и специализации/профессии). Но мы же столько читаем и даже сами пишем, что годы школьного образования должны полноценно проживаться учеником и ценны именно этим, а не только надеждами на будущее.

Поэтому и цели школьного предмета "математика" должны быть шире этой самой "подготовки", потому что подготовка может оказаться напрасной: рынок труда изменится или подросток к окончанию школы все-таки научится делать осознанный выбор - заниматься тем, что нравится, а не тем, на что натаскан.

Как вам такие цели, например?
Ученик учится:
... применять математические знания при изучении других учебных предметов и в повседневной жизни.

Обнаруживаем, что столбик, соотвествующий именно такому пониманию учениками целей изучения математики, выше всех других. Вроде бы, неплохо?
Идем дальше...
Ученик учится:
... ценить математику и ощущать радость от занятий математикой;
До обидного низок этот столбик, который можно считать соответствующим такой цели. А ведь в этом варианте "спрятана" одна из самых главных задач предмета: научиться получать радость от интеллектуальных занятий всем ученикам, независимо от их "математически способностей"... Об этом же пишут и коллеги: обучаем, а не развиваем...

Насколько рядоположены трем первым последние два варианта ответов? Хотя их анализ тоже может быть полезен.

О роли учителя, преподающего предмет, написали в посте мои коллеги, см. п. Учитель-личность (“Путеводная звезда”) А если ученику такой не встретился? Или хороший учитель выбрал себе роль "натаскивателя к ЕГЭ"? - жизнь заставила. Хотя чащего всего мы - "замыкающие случайной туристической группы"...

Из результатов последнего столбика можно сделать вывод, что около 30% учеников среднего школьного звена ходят в школу за отметками. sad.gif

Или я не права в своих интепретациях?

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Часть ответов на вопросы здесь

Пять симптомов неправильного преподавания
1) Нехватка инициативы от учеников
2) нехватка настойчивости учеников в решении задач
3) ученики не стараются запоминать
4) устойчивая неприязнь учеников к текстовым задачам
5) судорожный поиск учениками формул, которые можно "приложить" к ситуации

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 67
  • Регистрация: 14.10.2014
  • Из: Иркутск
  • Номер участника: 164683
Предупреждение

Интересно. Подписываюсь под каждым словом.
Училась в лингвистическом классе в обычной школе, но математики у нас было по полной программе. Только я не понимала, зачем она, не было в моей жизни примера ее применения.
Дальше долгая история, и по своему выбору я поступила и окончила с отличием математический факультет, специализировалась по математической экономике.
Преподавала эконометрику и с большим подозрением смотрела на студентов, не умеющих считать, вычислять.
А своим детям я бы точно смогла объяснить значение и значимость математики.
Книжку покупала Жени Кац "Пирог с математикой", очень хорошо там рассказывается о развитии математического мышления дошколят.
Иногда мне кажется, что тот уровень обучения математики в школах, в частности, уровень учебников (читала Ваш другой пост), - сознательная политика государства.
Прекрасно усвоила, - что в школе, что в вузе учиться надо самому. Педагог только направляет.
Очень приятно, что Вы такие проблемы здесь обсуждаете и стремитесь это изменить. Спасибо.


Мое изображение

Статьи по этой теме

Мои ссылки в блоге

78 пользователей просматривает
77 гостей
1 участников
0 анонимных участников

Последние записи

Последние комментарии

Поиск в блоге


Статьи по этой теме

Категории

Наверх