Образовательная галактика Intel®

Блог Участника

Запись блога

О составлении заданий на естественно-научную и математическую грамотность

О том, как создавать задания по математике на "жизненном материале", была предыдущая статья. Сейчас хочется поговорить о сходной проблеме в контексте других учебных предметов. Их целая группа, в которую могут быть объединены физика, химия, биология, естествознание, география... Общее название для такой группы - предметы естественного цикла.

Здесь так же, как и для математиков, существует дефицит заданий на "решение проблем".

Такие задания направлены не на развитие узкопредметных умений, а на формирование умений более высокого, можно сказать, универсального уровня. То есть в них нет жесткой привязки к какому-то определенному предмету.
Как правило, тексты заданий представлены в виде сложно организованной информации в разных форматах — текстовых, графических, знаковых.
Условия их выглядят как задачи-кейсы, контекст которых может быть самым различным и именно задачей ученика является перевод текста задания в какую-то предметную область, вернее, увязывание с ней. Получается, что кроме традиционных, предметных умений, нужны коммуникативные компетенции по работе с текстом (информацией).

Для "прочтения" (понимания) таких заданий нужны следующие информационные умения:
  • вычленять необходимую информацию из текста;
  • определять недостающую информацию;
  • переводить имеющуюся информацию на предметный язык (создавать предметную модель);
  • реконструировать (достраивать) контекст;
  • делать выводы на основе найденной информации, т.е. использовать найденную информацию.

Часто бывает так, что даже ученики, овладевшие предметными умениями, не могут найти подходов к решению проблемной задачи, не поняв ее содержания. Им не хватает совсем других - более общих умений по работе с текстом, в частности, по его пониманию (интерпретации и формализации). Перевод жизненной ситуации в предметную и составляет основную трудность в решении таких задач.

Проблемные задачи и задания к ним могут быть составлены из текстов разных типов — бытовых, научно-популярных, публицистических и т.д. Задания к одной задаче должны быть направлены на разные типы учебных действий, не быть одинаковыми в этом плане. Часто в формулировке задания требуется дать развернутый качественный ответ, а не краткий, одним числом, как принято в типовых задачах из учебника. Многообразие таких общих качественных ответов на один вопрос дает хорошую обратную связь для преподавателя. Интерпретируя ответ ученика, можно видеть, в чем же состоят его затруднения, где именно дефициты понимания и т.д. Выходит, что учитель и сам должен научиться "читать" такие ответы, ведь часто правильная по сути мысль бывает выражена нескладно и проверяющему приходится распознавать, что же на самом деле хотел сказать своим ответом ученик.

О текстах заданий:

Цитата
Текст, на основе которого строятся задания, может содержать ситуации по крайней мере двух типов.
  • Ситуации, сконструированные под необходимое предметное содержание и являющиеся шумом по отношению к этому содержанию; ситуации, «расцвечивающие» уже выделенное автором задачи предметное содержание.
  • Ситуации «как они есть», с невыделенным предметным содержанием. Такие ситуации требуют реконструкции данных, оценки степени точности, выдвижения гипотезы, формулировки проблемы, моделирования, принятия социальнозначимого или жизненно важного решения на основе проверки гипотезы или применения знаний из разных областей (грамотность не только с точкизрения математики, естествознания, но и жизни).


Рассмотрим несколько примеров.

1.Ситуации, сконструированные под необходимое предметное содержание



Задача. Первая весенняя гроза. Авторы: Т.Афанасьева, Л.Рождественская, Ю.Рачинская

Приведенная задача по математике для 5 класса сконструирована под необходимое предметное содержание (вычисление объема, перевод единиц измерения, простые вычисления). К ней придуман сюжет, который, в нашем случае, увязывал это задание с общей темой Дистантного дня "Весенние изменения в природе". Кстати, сама идея проведения таких дней помогает хотя бы иногда выводить ученика из ситуации, в которой необходимую компетенцию приобретает ученик и контролирует учитель.

Кроме математического содержания в нее включено действие на поиск информации в интернете, в данном варианте прямо в тексте приведена ссылка на нужную страницу Википедии (но прямая ссылка может и отсутствовать, в этом случае ученик находит источник недостающих данных сам). Разумеется, в разных источниках могут быть приведены разные данные площади города, а значит, это приведет к разным возможным ответам.
Но оценивается здесь не единственно правильный ответ, а ход решения.

Очень важным элементом текста задачи является иллюстрация, специально созданная к задаче. Ее назначение - помочь ученику в связывании понятий площади, объема и массы в данном контексте.

Подсказки к решению также можно убрать, вариант с шагами для решения рассчитан на слабых учащихся.

Коллеги-предметники все чаще используют "жизненный материал" для составления заданий под необходимое предметное содержание. В качестве примера приведу такой:

[*]Исследование прыжка австрийского бейсджампера, Феликса Баумгартнера из стратосферы. Автор Шевчук Елена.
[*]Экскурсия в Казань. Автор Носкова Ираида.
В рабочем листе ученикам предложены готовые шаблоны таблиц. Чтобы сделать задачу более "открытой", шаблоны можно убрать, предоставив учащимся самим делать сравнительный анализ цен на посещение аквапарка.

2.Ситуации «как они есть», с невыделенным предметным содержанием




Посмотреть подробнее задание можно здесь.

Процесс решения таких заданий подразумевает действия ученика по поиску решения задачи от постановки проблемы до контроля и оценки полученного результата:
  • перевести предложенную в задаче жизненную ситуации в предметную;
  • выделить данные и действия из предложенной ситуации;
  • выдвинуть гипотезы (перебрать варианты решений), часто, привлекая личный опыт или используя недостающую в тексте информацию;
  • составить план действий;
  • проделать анализ формальных ошибок;
  • перебрать разные варианты ответа.

Нужно ли разработкой таких заданий заниматься учителю?

Отвечу на этот вопрос цитатой:
Цитата
1. Дизайн задач PISA является для нас не образцом для копирования, а образовательным продуктом, который воплощает в себе замысел, идею образовательного результата.
2. Дизайн задач PISA, тип организации и представления условий, описания исследуемой ситуации, способы формулирования вопросов —
все это может и должно быть использовано в образовательной практике — при создании новых учебных материалов, при организации про
цесса обучения, при тестировании результатов образования.


Образцов заданий PISA в интернете совсем немного. Это связано как с трудностью разработки заданий, так и с режимом доступа к готовым, уже использованным при проведении тестирования, заданиям. Образцы эти практически нигде не публикуются открыто, разве что некоторые попадают в сеть вместе с документами по анализу результатов.

Что читать? Где брать материалы?

Примеры заданий по чтению, математике и естествознанию
Психологопедагогический анализ результатов тестирования российских подростков в международном исследовании PISA2000 - прекрасный обзор, в котром, в том числе, по специально выработанным еритериям сравниваются тексты типовых заданий из учебника и тексты заданий в концепции PISA.

Статьи по теме

О составлении заданий на функциональную и математическую грамотность
Антоновские яблоки или результаты одного QR-квеста
Итоги МК "Текст и математика"
Что же отличает задания нового типа? Появится ли дигитальная дидактика?

Статьи с тэгом математика:

Математические ресурсы в помощь учителю. Генераторы рабочих листов.
Учебные видео по математике или "дети учат детей".
Математические ресурсы для младших школьников
Создай рабочий лист сам!
Об идее коллекций учебных материалов...
Рабочий лист и Библиотека Конгресса
Помощница GeoGebra или учителя учат учителей...
Динамические апплеты в Geogebra как тема учебных проектов шестиклассников
О составлении заданий на естественно-научную и математическую грамотность
Папа у Васи силен в математике?
GeoGebra в развитии. Н.Яникова
Помогут ли нам автоматы учить математику? А.Шперх
Плохие новости для учителей химии и математики? А.Шперх
Полезный микс: STEАM-продолжение Пост Елены Годуновой с массой идей для интеграции математики и искусства
Лоскутное одеяло из неравенств
Богатая математика - бедная математика
Идеи в духе STEAM: геометрический конструктор на основе рисунков Google
Математики больше НЕ плачут
Математики тоже плачут...
STEAM в начальной школе: геометрия комнаты
Статьи по этой теме

« Май 2017 »
ВПВСЧПС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Последние записи

Мои ссылки в блоге

Последние комментарии

Мое изображение

24 пользователей просматривает
23 гостей
1 участников
0 анонимных участников

Категории

Поиск в блоге


Наверх