Образовательная галактика Intel®

Блог Участника

Запись блога

Сайты Google для дистанционных курсов в школе: требования к инструментам и контенту

Разных моделей использования сайтов Google много, поскольку это действительно универсальный инструмент! Разговор об этом на Галактике был начат давно. На сайтах и вокруг них строят сетевые проекты, используют для дистанционных учительских тренингов и МК. В школьной организации сайты широко используются в качестве "строительного материала и инструментов" для создания "виртуальных учительских", домашних страничек и онлайн-газет классов, самодельных виртуальных пособий по предмету, организации школьных и сетевых учебных проектов и т.д. Интересных применений этому инструменту найдено немало и многие из кейсов уже требуют систематизации.

Попытаюсь сделать небольшой обзор об использовании сайтов Google для дистанционных курсов в обычной средней школе. Что же нужно, чтобы сайт стал средством для организации обучения онлайн? Какие условия и, возможно, дополнительные инструменты? Каковы могут быть требования к учебным заданиям и как осуществляется контроль за их выполнением? Как обстоит дело с коммуникацией и обратной связью?


0. Инструменты организации обучения

В дистанте, лишенном всех преимуществ "очных" или как еще говорят, "контактных" уроков, на первый план выходят инструменты организации обучения. Можно в полной мере говорить о том, что дистанционное обучение - инструментально.
Перечислим основные, без которых вообще не имеет смысла говорить о том, что мы пытаемся организовать на сайтах учебный процесс:
  • Инструменты навигации и поиска внутри учебной среды;
  • Инструменты для коммуникации и обратной связи;
  • Инструменты взаимодействия (совместной работы);
  • Инструменты для создания и публикации контента/учебных объектов;
  • Инструменты для создания сообществ;
  • Инструменты для оценивания и контроля.

Отдельным инструментам будут посвящены специальные разделы...

1. Требования к контенту

Иногда считается, что главное для дистанта - качественный контент, т.е. готовые учебные материалы. Даже для урока в классе это не так, ведь материал еще нужно "подать", а главное, организовать работу с ним.
Рассмотрим подробнее...

При подготовке контента должны быть одновременно реализованы два принципа: минимальной достаточности и информационной избыточности. Достаточность - свойство контента, которое гарантирует, что ученик способен справиться с изучением темы, что ему будет «хватать» в контенте ключевых понятий, концепций и инструментов для самостоятельной работы. Избыточность следует понимать, как наличие дополнительных возможностей для самообразования ученика в рамках изучаемой темы, а не как «энциклопедическую полноту и насыщенность» учебных материалов. Иными словами, контент должен точно соответствовать целям курса.

В обсуждении требований к контенту возникает интересное различение, которое также необходимо дополнительно оговорить. Часто под учебным контентом понимают учебные материалы, подготовленные исключительно разработчиками курса. Но часть контента может быть также сгенерирована самими участниками дистанционного обучения. Для того, чтобы такая разновидность контента появилась в дистанционном курсе, необходимо создать такие условия и предложить такие инструменты и способы публикации, чтобы этот контент был доступен всем участникам обучения, а не одному только "учителю", которому обычно ученики свою работу "сдают".

Авторский контент разработчиков курса могут составлять тексты, мультимедиа и презентации, отражающие структурированное посредством модулей предметное содержание (по аналогии с бумажным учебником). Все из них могут быть представлены на учебном сайте в самых разнообразных цифровых форматах. Добавим к ним тесты и задания для учащихся, которые помогают им в самостоятельной проработке подобных ресурсов. Сюда же необходимо отнести ссылки на цифровые коллекции, которые могут быть «внешними» по отношению к специально разработанному курсу, быть «шире» узкой темы курса. Вообще нелишним бывает список полезных ссылок, рекомендуемых учителем-составителем для расширения кругозора учащихся, кто заинтересовался темой.
К уже перечисленному присовокупим также инструментальный набор: веб-сервисы, инструкции по работе с ними, «подсказки», ссылки на «помощь» и т. д.

Итак, контент должен быть хорошо стуктурирован, достаточен для самостоятельной работы, разнообразен по типу представленной информации (например, текстовая, графическая, мультимедийная, инфографика и т.д. ) и "инструментален" (оснащен инструментами для работы).
Обязательно должны быть хорошо продуманы средства навигации по учебным модулям.

Разработка контента требует новых - особых - компетенций.

Типичные ошибки при размещении контента
  • Страницы сайта заполнены избыточной, плохо структурированной информацией одного типа (например, исключительно текстовой).
  • Никак не маркированы материалы для обязательного ознакомления, не приводится список рекомендуемых инструментов, не хватает разделов «помощь», «полезная информация», «дополнительные источники».
  • Часто в курсах, разрабатываемых новичками, нет ссылок на авторство материалов, что является одним из серьезных требований к публикуемому контенту.
  • Не поощряется работа участников с контентом, сгенерированным ими самими. (Это можно делать с помощью обсуждений, взаимного комментирования и оценивания).

2.Требования к заданиям и инструкциям

Весомой частью контента в дистанционном обучении являются инструкции и задания для самостоятельной работы. И опять же, у ученика отсутствует возможность мгновенно уточнить формулировку непонятой им задачи. Отсюда проистекают особые требования ко всем инструктивным текстам, размещаемым в электронном курсе.
  • Инструкции должны быть краткими и четкими. Рекомендуется их оформлять в виде нумерованного списка.
  • Желательно, чтобы инструкции содержали визуальную информацию: схемы, картинки, скриншоты. Пример инструкции по копированию рабочего листа и предоставления доступа учителю.
  • Рабочие материалы и задания включаются в инструкцию с помощью ссылок на внешние документы
  • При необходимости инструкция может также содержать ссылки на дополнительные источники информации, однако не cледует этой информацией перегружать саму инструкцию. Основную и дополнительную информацию можно "разнести", использовав для этого специальный, двухполосный, макет страницы.



Задания должны быть составлены так, чтобы:
  • учебное содержание было достаточным для достижения результатов обучения;
  • через них был возможен контроль достижения запланированных учебных результатов.

Выполнить оба эти условия непросто, поэтому-то проектирование заданий требует от учителя специальных знаний и умений. Готовые задания уже не найдешь в бумажном учебнике по своему предмету, в лучшем случае, их придется адаптировать под цифровой формат. Но и этого может быть недостаточно. Совершенно очевидно, что при такой "конвертации" задание приобретет несколько важных свойств. Оно может стать более открытым (в противопоставлении закрытые - открытые задания), оно может в неявной форме содержать необходимость обращения к дополнительным источникам информации, оно может предполагать использование новых для ученика инструментов (веб-инструментов), которыми он ранее никогда не пользовался.

Какие приемы при разработке заданий рекомендуется использовать (с примерами):
  • конструирование заданий на поиск, отбор, преобразование и интерпретацию информации из Интернета (пример);
  • использование системы упражнений, направленных на развитие умений структурирования и классификации информации, умения отбирать главное и второстепенное, схематизировать и т.д. В основном, это интерактивные графические листы, см. примеры;
  • использование элементов веб-квеста (проблемных заданий, объединенных общей темой или идеей с элементами ролевой игры и с пошаговым описанием процедур), ( пример1, пример2);
  • включение элементов теста, сочетающего открытые и закрытые вопросы (пример);
  • разработку системы заданий на функциональную грамотность чтения при работе со сплошными и несплошными текстами (пример1, примеры для несплошных текстов); Рабочий лист 1. Поиск в Интернете

Больше примеров заданий нового типа можно найти в статье Елены Годуновой Электронный образовательный контент в эпоху web 2.0.

Статьи об электронных заданиях
Что же отличает задания нового типа? Появится ли дигитальная дидактика?
Создай рабочий лист сам!

Типичные ошибки при составлении инструкций и заданий
  • Запутанные, многословные или нечеткие инструкции.
  • Тексты заданий целиком выведены на страницу сайта, чем сильно ее перегружают. (Лучше это делать с помощью ссылок на отдельные документы.
  • Однообразные задания, преимущественно, тестового типа.
  • Задания не учитывают наличия предварительных знаний и навыков, необходимых для участия в обучении.
  • Задания нецелесообразны или плохо обоснованы.
  • Технологические средства, предложенные учащимся, не поддерживают достижение образовательных результатов.

Продолжение следует...

Статьи по теме дистанционного обучения в средней школе:

Побег из классной комнаты: День дистанта
Побег из классной комнаты: урок в торговом центре
Побег из классной комнаты: cовместная работа учителей в среде Google

Комментарии

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Коллеги, поскольку нахожусь в "исследовательском состоянии", изучаю много материалов по теме, вдруг вспомнила, что делала анализ контента и типологию заданий на примере дистанционного курса для учителей, проходившего год назад на Галактике. Этот курс также был реализован на сайтах Google, даю ссылку, кому интересно.

Как сайты Google могут поддержать обучение учителей: очные курсы и дистант.

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 33
  • Регистрация: 19.5.2012
  • Из: Новосибирск
  • Номер участника: 115849
Предупреждение

Людмила, спасибо за прояснение в мутном потоке моего бессознательного. А то я инструкции свои для участников наших вики-акций проверяю на слух, получается в ритме вальса раз-два-три или нетsmile.gif Для меня особо ценно, что можно использовать Ваш материал при анализе существующих и будущих МК.
Не планируете ли МК по созданию дистанционных тренингов? Как хотелось бы, что бы Вы такое разработали и провелиsmile.gif

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Цитата(hsmutneva @ 11.3.2014, 21:43)
Людмила, спасибо за прояснение в мутном потоке моего бессознательного. А то я инструкции свои для участников наших вики-акций проверяю на слух, получается в ритме вальса раз-два-три или нетsmile.gif Для меня особо ценно, что можно использовать Ваш материал при анализе существующих и будущих МК.
Не планируете ли МК по созданию дистанционных тренингов? Как хотелось бы, что бы Вы такое разработали и провелиsmile.gif


Елена, спасибо за комментарий, всегда важно понимать, нужно ли другим то, что ты написал.
Насчет МК нужно подумать, вполне вероятно, что какие-то свежие идеи придут в голову!

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 130
  • Регистрация: 19.10.2012
  • Из: Самара
  • Номер участника: 122086
Предупреждение

Людмила!
Очень нужный и хорошо структурированный материал, спасибо!
В декабре под руководством Марины Ливинец прошла "Дистант в квадрате" - дистанционно разрабатывали дистанционные курсы. Разработала свой, и он сейчас будет предложен галактиянам на весенней конференции. Очень волнуюсь по этому поводу.
Благодаря Вашему материалу еще раз взгляну на на свой МК.


--------------------
Ирина Панфилова

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Цитата(Ирина Панфилова @ 12.3.2014, 9:10)
Людмила!
Очень нужный и хорошо структурированный материал, спасибо!
В декабре под руководством Марины Ливинец прошла "Дистант в квадрате" - дистанционно разрабатывали дистанционные курсы. Разработала свой, и он сейчас будет предложен галактиянам на весенней конференции. Очень волнуюсь по этому поводу.
Благодаря Вашему материалу еще раз взгляну на на свой МК.


Ирина, целью данного поста было обратить внимание на использование инструментов для организации обучения и подходы к формированию контента именно в авторских дистанционных курсах.
Они (подходы) сильно отличаются от тех, которые используются в "контактных" уроках и в этом я вижу вызов для авторов дистанционных курсов. Но новые инструменты и среда, которую мы строим с их помощью, как раз-таки помогают нам восполнить отсутствие прямого контакта у участников дистанта.

Спасибо за ваш комментарий!

Статьи по этой теме

« Июнь 2017 »
ВПВСЧПС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Последние записи

Мои ссылки в блоге

Последние комментарии

Мое изображение

6 пользователей просматривает
6 гостей
0 участников
0 анонимных участников
Yandex Bot

Категории

Поиск в блоге


Наверх