Образовательная галактика Intel®

Блог Участника

Запись блога

Как учителю пересамоопределиться? Нужна ли работа с понятиями?

Задумываемся ли мы над тем, откуда берутся темы уроков и сами школьные предметы? Для тех, кто работает в школе, этот вопрос почти удивителен. И темы, и предметы в нашем сознании регламентированы школьной программой и учебным планом, в тесных рамках которых учителю уже менять ничего не положено. Не говоря уже о самой "единице урока", как незыблемой мере квантования учебного времени.

Попробуем немного порассуждать на предмет того, так ли уж все незыблемо в школьном укладе и установках самого учителя? Для начала давайте вспомним, как и когда вообще появилась сама идея школьных предметов? Тут нам не даст ошибиться Википедия. Разные учебные занятия: музыка, грамматика, риторика, математика преподавались еще в древнегреческих гимназиях. Но окончательное выделение специальных школьных дисциплин-предметов произошло в период, сегодня называемый историками Новым временем. Тогда школьные предметы появились под влиянием процессов оформления "классической науки" и как их закономерное продолжение... Один из трактатов великого Коменского так и назывался: "Открытая дверь предметов". Если пойти дальше, то и урок, как основную форму организации обучения, мы тоже наследуем от него же, от Коменского, вместе с дидактической целью, и дидактическими принципами. Среди последних есть замечательные и так любимые учителями "принцип постепенности и систематичности знаний" и "принцип наглядности", за которые мы все стоим и будем стоять. Казалось бы, нет причин ни в чем сомневаться и что-то менять, особенно принципы, сформулированы на века и с большим запасом...

Но и эти времена, похоже, оказались исчерпанными: мир изменился и продолжает меняться постоянно. На смену классической науке пришла неклассическая, а затем постнеклассическая. Деление на строгие научные дисциплины, да и сами принципы научного познания подверглись революционным изменениям. Любая картина мира считается неполной и рассматривается как последовательно развиваемое и уточняемое знание.

А что происходит на этом фоне с "картиной мира" современного учителя, то есть, нашей с вами? Мы продолжаем упорно держаться за свои "незыблемые ценности": свой предмет и его предметную логику, темы своего предмета, предметоцентрированную последовательность и такие же способы изложения. Язык деятельности, соответственно, остается прежним, получается, что нам хватает его - такого, каким он складывался столетиями. Держимся мы и за все привычные способы организации обучения, убеждая себя, что следуем как раз тем самым - важным дидактическим принципам, продолжая преподавать в школах под видом "наук" физику и химию 19 века, хорошо, хоть биологию уже с вкраплениями 20-го... Про гуманитарные науки умолчим, тут не до наук, если школьному образованию не удается решать задачи развития общего кругозора, привычки к чтению и художественного вкуса школьников.

Вы будете правы, если скажете, что сама по себе педагогическая наука развивается, как и управление школьным образованием. Появляются более современные и адекватные вызовам времени концепции, насыщенные новыми понятиями, вырабатываются и внедряются новые образовательные стандарты. Но задает ли вся эта новая система понятий, как сейчас принято говорить, вектор развития для учителя-практика? Становится ли именно она основой для его профессионального самоопределения и воплощения в конкретной педагогической деятельности? Ведь только обновление учебного процесса и массовое распространение новых учебных практик является настоящим результатом всех последних инноваций в науке и управлении образовании. Такое, когда любой учитель может увидеть и ощутить эти изменения в своем ближайшем реальном окружении, на уровне своей школы, а не только в узком кругу интернет-сообщества единомышленников. Когда мы говорим на другом языке не только на педсовете, но и в деятельности - в живых рабочих процессах. Когда строим или хотя бы пытаемся строить учебный процесс по-другому, опираясь на новые схемы и понятия. Но, кажется, до такого еще далеко...

Например, мы знаем, что, новые концепции и стандарты определяют результаты обучения ученика красивой и стройной триадой. Однако, на практике учитель все равно продолжает оперировать таким критерием оценки результатов своего труда и результатов своих учеников, как "прочные предметные знания", поскольку такова система внешней оценки, опирающаяся, в основном, на результаты предметного экзамена или она таковой, опять же, видится самому учителю. И подобных примеров много! А что до внутренней оценки, то с ней тоже все не очень просто.

К сожалению, плохо вынимается, с трудом расшифровывается и практически не встраивается в контекст реальной деятельности то богатое наследие, которое оставлено нам классиками педагогики. Оно существует как чтение для отдельных, интересующихся учителей, в лучшем случае, как высокий образец, по которому можно разве что диагностировать отчетливое несовпадение "своей картины окружающей действительности" с идеалом. Получается, что ни язык науки, ни язык лучших, но застывших практик, не становится нашим новым языком.

Как цепко держит нас в нашей профессиональной деятельности наш личный опыт школы Коменского и даже в большей степени школы Гербарта! Нас так учили самих, мы профессионально сложились в такой школе. Поэтому нам так трудно меняться. Но, по многим приметам, мы осознаем, что эти "знания о школе и обучении", в том виде, в котором мы их усвоили, уже не обеспечивают запаса прочности для нашего сегодняшнего непротиворечивого существования в профессии. Понятие - схема действия! И что нам со всем этим старым багажом (уроками, предметами, экзаменами, "прочными предметными знаниями" и дидактическими принципами) делать, как действовать в изменившихся обстоятельствах? Мы никак не можем переопределить себя, и поэтому остаемся по-прежнему в старой системе отношений и регламентов, заданных для школы так давно и, как казалось, слишком прочно. Мы ведем себя и действуем согласно именно этим понятиям, потому что для новых у нас просто нет места.

Это проблемы, полагаю, коллегам хорошо известные? И даже, если кто-то захочет поспорить и привести отдельные примеры того, что "все не так плохо" и "у нас в школе все работают по-новому", то они никак не составляют общей и типичной картины.

В чем же видится выход? Он, собственно, уже найден, найден здесь, в сообществе, на Галактике, в ее обсуждениях (например, таких 1, 2, 3), в экспериментах по сетевому обучению (1,2)...

Продолжение в том, чтобы на практике, в нашем интернет-сообществе продолжить проработку новых понятий через свободные и направляемые дискуссии, онлайн-мастерские и авторские мастер-классы.
Нам очень нужно освобождение и понятийное замещение. Нам нужна смена привычной "системы координат", которая не дает нам развиваться и двигаться дальше. Проще говоря, если какое-то место в сознании прочно занято чем-то застарелым и неработающим, нужно попытаться обновить это место или отвести его под что-то другое.

Нас держит "основная единица учебного процесса - урок"? Это наш профессиональный невроз! smile.gif

Давайте на его место в сознании положим что-то другое. Например, учебную ситуацию, будем прорабатывать в пространстве эксперимента именно ее, но не только через игру словами, а через смыслы, через живую практику, через кейсы. Узнаем побольше о ней, ведь в нее можно преобразовывать проблему, ее можно проектировать, ее можно предвидеть, она может происходить и случаться. Она прекрасна уже тем, что она повсеместна и вероятностна, в отличие от урока, который неизбежен даже в самом прямом смысле: он всегда начинается в классе и заканчивается там же строго по звонку! smile.gif

То место, которое у нас в сознании занимает учебный предмет, можно немного освободить, добавив туда хоть немного метапредметности. Предмет при этом не пострадает, он только чуть уплотнится, лучше структурируется, а самое главное, обрастет новыми связями, станет интереснее для нас самих.

То место - огромное поле в сознании, которое у нас выделено под проблему учебных материалов, мы заново пропашем и засеем новыми семенами. Там будут грядки с цифровыми учебными объектами, рассортированные по сортам и особо ценными коллекциям. И тогда урожай с этих грядок мы будем собирать в новую тару, на которой написано: индукторы, мотиваторы, конструкторы и даже, может быть, деконструкторы и демотиваторы? Но для этого, как минимум, надо самим научиться понимать, чем отличаются мотиваторы от демотиваторов smile.gif

Туда, где у нас было не совсем оформленное представление о мотивации ученика, кроме, безусловно, серьезных, но, к сожалению, плохо применяемых на практике "основ психологии", мы положим понятие контекст и начнем вместе размышлять о нем в привязке к актуальной жизненной ситуации и миру ученика, а не только к учебнику или учебному плану.

На место заданий и упражнений для прочного овладения знания и навыками мы положим новые инструменты и открытые учебные задачи. На этом нашем "рабочем столе" будет много разнообразных средств для разных видов учебной деятельности: для коммуникации и взаимодействия, для публикаций и обратной связи. И на общем "верстаке" даже найдется место таких сложным, как инструменты для создания сообществ.

А еще мы подумаем, что положим в то место, где у нас лежат учебные цели?
И что будет там, где должны быть результаты обучения? Об этом тоже можно подумать вместе...

О каких вариантах проработки понятий идет речь в виртуале? Как мы знаем, лекции (в интернете это тексты), как метод обучения, обладают низкой эффективностью, а лучшим является практика, активная коллективная учебная деятельность. По форме это могут быть, например:
  • Работа с текстами классиков. Конечно же, от нее (классики) никак нельзя отказываться. Ни от Коменского, ни от Блума, ни от Сухомлинского, ни от других. Но, опять же, нужны какие-то новые формы работы с ней, коллективной сетевой работы с текстами и смыслами. Может быть, это будут интернет-читальни, может быть, "мастерские деконструкции и композиции" текстов и тезисов. А может быть, будут найдены какие-то новые форматы смыслового чтения в продолжение работы, начатой на Галактике Борисом Ярмаховым ("Педклассики в картинках") и Еленой Годуновой ("Педагогическая классика для настоящего и будущего").
  • Проектирование и сценирование (создание педагогических сценариев) в онлайн-мастерских с опорой на эти самые - новые понятия. Освоение теории через публичный творческий процесс.
  • Работа с живыми, реальными кейсами, процесс их создания учителями и обсуждение в сообществе. Это очень трудная и необыкновенно полезная работа по восстановлению мостика между теорией и личной практикой: "Вот так я учу в реальной школе, и такое конкретное содержание деятельности я помещаю в отведенные для понятий места..."

Наверняка, могут быть предложены и другие идеи!

Спасибо, что прочитали, комментарии приветствуются! smile.gif

Комментарии

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 666
  • Регистрация: 10.9.2011
  • Номер участника: 110481
Предупреждение

Людмила, спасибо за клич (я этот пост прочла именно с таким настроем)! Идеи и реальные примеры у Вас, как всегда, отличные! Интернет-читальни - шикарная штука могла бы получиться! Мне, к примеру, всегда было сложно в институте соглашаться с мнением педагога, я почему-то всегда видела что-то своё, пусть часто совсем не то! Можно было бы отлично адаптировать тексты, методического плана в том числе! Или попробовать создавать свои электронные словари/журналы, например, по специальностям, где бы иллюстрировали понятийный аппарат личными примерами!


--------------------
С уважением,
Малкова Анна

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Цитата(chuchamucha @ 2.8.2013, 0:14)
Интернет-читальни - шикарная штука могла бы получиться! Мне, к примеру, всегда было сложно в институте соглашаться с мнением педагога, я почему-то всегда видела что-то своё, пусть часто совсем не то! Можно было бы отлично адаптировать тексты, методического плана в том числе! Или попробовать создавать свои электронные словари/журналы, например, по специальностям, где бы иллюстрировали понятийный аппарат личными примерами!


Анна, рада, что Вы первой услышали мой... призыв - не призыв, но что-то типа этого. Описанная проблема - не только педагогическая, в очень многих областях знания узкий круг специалистов начинает говорить между собой на птичьем языке, непонятном более широкому кругу. А язык деятельности должен становиться общим.

Можно попробовать и вместе придумать активность, посвященную чтению какого-либо текста. Идти хорошо от текста классиков. Какие тут могут быть варианты текстов? Есть что предложить?

Подобных практик - коллективного смыслового чтения в виртуале - пока не встречала, может, правда, и не получиться ничего. Но не пробовать нельзя smile.gif

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 3102
  • Регистрация: 25.9.2012
  • Из: Воронеж
  • Номер участника: 119277
Предупреждение

Людмила Викторовна, приветствую замечательную тему, которую Вы поднимаете! Поймала себя на том, что каждый Ваш пост вызывает во мне бурный внутренний спор. Одна моя половина кричит: "Ура!" - и готова придумывать, воплощать, творить. Другая упирается и не соглашается: "Ну, как можно отказаться от урока, если есть ЕГЭ, которое строится на основе обязательного минимума содержания образования 1998 года, в то время, как программы сократили до стандарта 2004? Какая такая химия 19 века, если строение атома в принципе только в 20 веке открыли, а мы опираемся на квантовомеханическую модель, которая совсем молода?" Это еще не раздвоение личности? biggrin.gif

А если серьезно, действительно, зацепили за живое.
Цитата
Продолжение в том, чтобы на практике, в нашем интернет-сообществе продолжить проработку новых понятий через свободные и направляемые дискуссии, онлайн-мастерские и авторские мастер-классы.
Нам очень нужно освобождение и понятийное замещение. Нам нужна смена привычной "системы координат", которая не дает нам развиваться и двигаться дальше.


Задача очень сложная! И быстро не решается. Но в "Галактике" увидела столько профессионалов высокого класса, что будущее представляется мне позитивным. smile.gif

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 153
  • Регистрация: 22.5.2013
  • Из: Беларусь, Гродно
  • Номер участника: 131845
Предупреждение

Цитата(ljudmillar @ 2.8.2013, 0:31)
Можно попробовать и вместе придумать активность, посвященную чтению какого-либо текста. Идти хорошо от текста классиков. Какие тут могут быть варианты текстов? Есть что предложить?
Подобных практик - коллективного смыслового чтения в виртуале - пока не встречала, может, правда, и не получиться ничего. Но не пробовать нельзя smile.gif


Заранее прошу прощения, Людмила, если мой ответ несколько не о том. Коллективное чтение книг в интернете широко распространено, взять хотя бы для примера сервис LiveLib: там широко распространены коллективные обсуждения различных книг. Обсуждения не совсем формальные, так как проходят в рамках литературного клуба, где каждый волен как просто высказать своё мнение, так и написать обширный анализ текста. Мне подумалось, что можно было бы применить нечто подобное и в отношении вашей идеи...


--------------------
С июня 2015 года - в декретном отпуске!

Приглашаю: Образовательный сайт - http://lib.mygrodno.com/
УСП - https://sites.google.com/site/millionpriklucenij/
Личный сайт - http://metamorphozka.ru/

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 5510
  • Регистрация: 27.11.2010
  • Из: Новосибирская область
  • Номер участника: 93856
Предупреждение

Как ответить на такоооой пост!?
Можно описать умения Людмилы Викторовны с помощью цитаты Эйнштейна о том, что она владеет искусством-говорить о сложном простыми словами, можно зайти со стороны объекта содержания и воскликнуть :О, нелегкая это работа -из болота тащить бегемота!

Решила начать с жизнеутверждающего:

1.
Цитата
если в ходе общения не менее 10% участников группы будет искренне и непоколебимо придерживаться некоторой точки зрения, донося ее до сознания других, то через некоторое время эта точка зрения неизбежно будет принята большинством группы.

Критическая масса для начала социальных изменений - 10%
Посчитаем? Уже 4 человека верят, что совместная работа группы людей может изменить ситуацию, то есть с нами уже 40 человек smile.gif -а это большая сила, согласитесь! Дальнейший механизм такой:
Цитата
«Как только инициаторы перемен начинают убеждать все больше людей, ситуация начинает изменяться. Сначала "реципиенты" начинают сомневаться в собственных взглядах, а затем полностью принимают новые идеи и сами их активно распространяют. Но если число «истинно верующих» не превышает 10% членов социальной системы, распространение их идей далеко не гарантировано.

Осталось убедить остальных...

2.То, что предлагает автор поста , называется краудсорсингом и уже многократно доказывалась его эффективность. Из последних находок могу назвать проект "Весь Толстой в один клик". Цель проекта - создать эталонную электронную версию 90-томного собрания сочинений писателя, чтобы любой желающий мог бесплатно найти и скачать даже самый редкий текст участием волонтеров! Или акция ЮНЕСКО по улучшению образовательного видео для школ Пакистана, когда любой пользователь может составить свой видеоролик на букву английского алфавита или улучшить уже существующие путем добавления "своего сердца"!
Осталось понять, что общее действие возможно...

3.Спасибо, что упомянули в том числе и мою серию "Педагогическая классика...".
Мне, как автору, было интересно наблюдать за реакцией коллег: благодарю всех, кто откликнулся репликами, комментариями, но пока предположение невысокой активности такое -сложно напрягаться, когда нет сроков, особой внешней мотивации в виде аттестации, педсовета, методического выступления... Хотя, возможно я, как автор, недостаточно замотивировала к разговору, не исключаю такой вероятности...
Условия изменятся совсем скоро, будем надеяться на включение коллег...
Также возникает вопрос, думаю, не только у меня, он хорошо просматривался в нашем обсуждении в теме "Индукторы..."- что и как взять у классика и в его системе? Если только отдельные элементы, то они работают-то в системе, система, несомненно, функционирует лучше, слаженнее, чем отдельные, пусть и замечательные, разрозненные детали . Полат заимствовала у Шацкого и потом развила систему проектов, Якиманская также поступила с личностно-ориетированным обучением, основы которого взяты у Сухомлинского. Но вот обычный рядовой, загруженный учитель может ли дополнить систему асов от педагогики своими важными открытиями? Если нет, то нужна ли нам педагогическая эклектика?
Осталось тем менее понять, что осмысление педагогической классики нужно каждому учителю, хотя бы для самоопределения в системе координат...

4
Цитата
....индукторы, мотиваторы, конструкторы и даже, может быть, деконструкторы и демотиваторы? Но для этого, как минимум, надо самим научиться понимать, чем отличаются мотиваторы от демотиваторов
Если вы помните, то в рамках конкурса Мой образовательный запрос я выдвигала идею создания электронного словаря ИКТ-терминов, который мог бы стать первым шагом к такому пониманию.
Осталось начать и закончить реализовать эту идею...

5. На мой взгляд, вами, Людмила Викторовна спроектирована программа развития педагогического сообщества Галактики на несколько ближайших лет. И как поэтично описана! Кстати, преподаватель музыки из Новосибирска Мария Крафт создала педагогическую экологию и пользовалась терминами подобно вашим-

Цитата
То место - огромное поле в сознании, которое у нас выделено под проблему учебных материалов, мы заново пропашем и засеем новыми семенами. Там будут грядки с цифровыми учебными объектами, рассортированные по сортам и особо ценными коллекциям. И тогда урожай с этих грядок мы будем собирать в новую тару
, говоря о ребенке. Позволю себе ее процитировать :

Цитата
Природа заботится об уникальности любого вида: как бы ни были переплетены корни сосны и березы, ни один из них не приобретет черты другого. Существует и «сознательная» забота растений о своей уникальности. Если рядом с полосой виноградных лоз высадить особый сорт капусты, то в первый же год вкус винограда, растущего рядом, меняется. Защищаясь от этой зависимости, корни винограда начинают поворачиваться в сторону от посадок капусты. Есть и другие виды самозащиты. Сирень, черемуха проявляют агрессивные свойства по отношению к любому цветку в букете с ними. Защита своей неповтори­мости и выражается в определенном поведении: нежелании общаться, отчужденно­сти. Так ведут себя растения.
А когда свою индивидуальность бессознательно защищает ребенок, мы говорим: вредный, злой, упрямый. Но никто не может быть кем-то другим
.


Осталось понять каждому свою роль в этой "сельскохозяйственной операции" по выращиванию нового урожая smile.gif ...

Таков мой взгляд и ответ на ваш вопрос, вынесенный в заголовок.

Сообщение отредактировал lena1 - 2.8.2013, 12:10


--------------------
Елена Александровна Годунова, с наилучшими пожеланиями ко всем пользователям портала

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Цитата(Елена Пономарева @ 2.8.2013, 1:16)
Людмила Викторовна, приветствую замечательную тему, которую Вы поднимаете! Поймала себя на том, что каждый Ваш пост вызывает во мне бурный внутренний спор. Одна моя половина кричит: "Ура!" - и готова придумывать, воплощать, творить. Другая упирается и не соглашается: "Ну, как можно отказаться от урока, если есть ЕГЭ, которое строится на основе обязательного минимума содержания образования 1998 года, в то время, как программы сократили до стандарта 2004? Какая такая химия 19 века, если строение атома в принципе только в 20 веке открыли, а мы опираемся на квантовомеханическую модель, которая совсем молода?" Это еще не раздвоение личности? biggrin.gif


Елена Александровна, пусть даже я ошиблась на сто лет в оценке актуальности преподавания не очень хорошо знакомого мне предмета. Но, во-первых, еще сто лет отставания - тоже немалый срок. А во-вторых, тревожит-то что? Что все преподавание естественно-научных предметов в школе не выходит и не выводит учеников на модельное и концептуальное представление о природе, на представление о теории и эксперименте, опору на разные языки описания, в том числе, математический язык, на единый понятийный аппарат, а главное, бесконечно далеко, в среднем, от реальной жизни ученика. Но Вы это и без меня знаете. Это все о том, как нас учили самих, и как мы сами учим...

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Цитата(Metamorphoza @ 2.8.2013, 11:05)
Цитата(ljudmillar @ 2.8.2013, 0:31)
Можно попробовать и вместе придумать активность, посвященную чтению какого-либо текста. Идти хорошо от текста классиков. Какие тут могут быть варианты текстов? Есть что предложить?
Подобных практик - коллективного смыслового чтения в виртуале - пока не встречала, может, правда, и не получиться ничего. Но не пробовать нельзя smile.gif


Заранее прошу прощения, Людмила, если мой ответ несколько не о том. Коллективное чтение книг в интернете широко распространено, взять хотя бы для примера сервис LiveLib: там широко распространены коллективные обсуждения различных книг. Обсуждения не совсем формальные, так как проходят в рамках литературного клуба, где каждый волен как просто высказать своё мнение, так и написать обширный анализ текста. Мне подумалось, что можно было бы применить нечто подобное и в отношении вашей идеи...

Уважаемая Инна! Это все о том, и ваша ссылка очень кстати. Но все же есть небольшая разница между свободным чтением и обсуждением любимых художественных текстов и серьезной работой над сложными текстами, работой с понятиями. Непонятно заранее, есть ли вообще на такое запрос у учителей или "нам и так хорошо"? smile.gif

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Цитата(lena1 @ 2.8.2013, 13:02)
Также возникает вопрос, думаю, не только у меня, он хорошо просматривался в нашем обсуждении в теме "Индукторы..."- что и как взять у классика и в его системе? Если только отдельные элементы, то они работают-то в системе, система, несомненно, функционирует лучше, слаженнее, чем отдельные, пусть и замечательные, разрозненные детали . Полат заимствовала у Шацкого и потом развила систему проектов, Якиманская также поступила с личностно-ориетированным обучением, основы которого взяты у Сухомлинского. Но вот обычный рядовой, загруженный учитель может ли дополнить систему асов от педагогики своими важными открытиями? Если нет, то нужна ли нам педагогическая эклектика?
Осталось тем менее понять, что осмысление педагогической классики нужно каждому учителю, хотя бы для самоопределения в системе координат...


Уважаемая Елена Александровна!
Отличное название Вами предложено - "педагогическая эклектика", очень мне понравилось, просто можно выносить в заголовки. Мне кажется, что во-первых, развитие может состоять только в многообразии, в просеивании и отборе. Что касается присвоения, то присвоить можно только то, что находится в твоей личной зоне ближайшего развития, того, что ты можешь взять и реализовать в реальной практике сам. Какие бы педагогические теории рядом с тобой и одновременно не развивались, но проверять-то их можно только практикой. И вот с этой связкой "теория-практика" у нас как раз проблемы. Просто нет этих связей или их очень мало.
"Рядовой учитель" не хочет читать больших наукообразных текстов, но он может выстраивать связи между понятиями и своей собственной практикой, постепенно начиная говорить на этом новом языке - в деятельности.

Например, если вернуться к знакомым нам "индукторам" и такому плодотворному обсуждению, на которое они нас вывели (большое спасибо chuchamucha)...

Я ведь совсем не за то (как могло показаться), чтобы "индукторы" применялись только в целостной технологии фр. мастерских или, скажем, "вызов" - в технологии развития критического мышление. Кстати, именно эти удачные названия практик давно перекочевали и в другие педтехнологии, и там хорошо встроились.... Но я за то, чтобы они применялись осмысленно, с пониманием, что происходит внутри процесса, когда мы ищем удачный "индуктор" или конструируем "вызов", который действительно что-то вызывает, а не гасит. Это и есть - технология, когда средство адекватно задаче.

Поэтому и предлагаю, работу с актуальными понятиями и "профессиональными текстами" продолжить, уже как направляемую дискуссию (поскольку не так много удачных примеров возникновения продуктивных дискуссий в спонтанном варианте). Есть ощущение, что там можно много по пути всякого наоткрывать и переосмыслить. В том числе, по технологиям работы с текстом.


Цитата(lena1 @ 2.8.2013, 13:02)
Если вы помните, то в рамках конкурса Мой образовательный запрос я выдвигала идею создания электронного словаря ИКТ-терминов, который мог бы стать первым шагом к такому пониманию.
Осталось начать и закончить реализовать эту идею...


Да, она очень хороша. Только пугает-то ведь что? Меня - само слово "термины", как мне кажется, сейчас этого уже недостаточно. Словарей-то всяких много, в том числе, педагогических, но таких, что страшно открыть (ничего не понятно и реклама вокруг такая, что даже ссылку здесь не привожу). Новый чем от них будет отличаться? Кроме другой рекламы? smile.gif

Мне больше по душе "понятия" (как схемы действия). Проблемой является не отсутствие такого словаря терминов, а отсутствие связей между понятием и учительской практикой. Поэтому вижу форму совместного продукта, скорее как набор примеров, кейсов, практик (в которых можно разобрать, что реально лежит в том месте, которое отведено под конкретное понятие.


Цитата(lena1 @ 2.8.2013, 13:02)
Осталось понять каждому свою роль в этой "сельскохозяйственной операции" по выращиванию нового урожая[/b] smile.gif ...

smile.gif
Пусть будут сельскохозяйственные, растительные, живые метафоры. Выращивание - это слово мне очень по душе. Спасибо за пример с корнями, он великолепен!

Начнем работать, каждый из своей позиции и возможностей, надеюсь, что-то да вырастим!

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 153
  • Регистрация: 22.5.2013
  • Из: Беларусь, Гродно
  • Номер участника: 131845
Предупреждение

Цитата(ljudmillar @ 2.8.2013, 15:36)
Уважаемая Инна! Это все о том, и ваша ссылка очень кстати. Но все же есть небольшая разница между свободным чтением и обсуждением любимых художественных текстов и серьезной работой над сложными текстами, работой с понятиями. Непонятно заранее, есть ли вообще на такое запрос у учителей или "нам и так хорошо"? smile.gif


Людмила, мне кажется, что у выпускников филологического факультета всегда будет такая потребность к анализу и научному подходу к текстам. Думаю, у любого учителя, несмотря на богатый опыт "живого преподавания", в глубине души живёт ностальгия по "университетскому" типу деятельности в своей профессии (по крайней мере, я точно скучаю по глубокому литературоведческому анализу книг unsure.gif ). Мне кажется, есть люди заинтересованные, и начинание будет очень полезно для них. Хотя и тех, "кому и так хорошо", тоже не так уж мало wink.gif Я думаю, что на Галактике первая категория настолько обширна, что способна свернуть горы! А нам, молодым педагогам, только и делать, что впитывать опыт таких замечательных учителей, как вы.


--------------------
С июня 2015 года - в декретном отпуске!

Приглашаю: Образовательный сайт - http://lib.mygrodno.com/
УСП - https://sites.google.com/site/millionpriklucenij/
Личный сайт - http://metamorphozka.ru/

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 3102
  • Регистрация: 25.9.2012
  • Из: Воронеж
  • Номер участника: 119277
Предупреждение

Цитата(ljudmillar @ 2.8.2013, 15:32)
Елена Александровна, пусть даже я ошиблась на сто лет в оценке актуальности преподавания не очень хорошо знакомого мне предмета. Но, во-первых, еще сто лет отставания - тоже немалый срок. А во-вторых, тревожит-то что? Что все преподавание естественно-научных предметов в школе не выходит и не выводит учеников на модельное и концептуальное представление о природе, на представление о теории и эксперименте, опору на разные языки описания, в том числе, математический язык, на единый понятийный аппарат, а главное, бесконечно далеко, в среднем, от реальной жизни ученика. Но Вы это и без меня знаете. Это все о том, как нас учили самих, и как мы сами учим...

Людмила Викторовна, искренне благодарна за Ваш ответ. Он заставил задуматься фундаментально. И все-таки согласия во мне не возникает. До этого мы говорили о формах работы, технологиях, методах, приемах. Тут учитель свободен в своем выборе. Но в приведенных примерах мы замахнулись на содержание образования. Честно, ответила не сразу, размышляла над Вашими словами. Да, согласна, я даю детям, в основном, те же знания, что и сама получила в школе, пожалуй, добавились только несколько тем: витамины, гормоны, ферменты и лекарства. Отставание от науки - да, но ведь предмет и наука - суть вещи разные.

Да, предметные компетентности для меня по-прежнему на первом месте. Но именно это от меня требуют. Хотя ФГОС (на который мы еще даже не перешли) предметное содержание вообще не определяет, но есть программа, которая диктует логику преподавания предмета. Смена концепции потребует принципиально иного содержательного наполнения. Имеет ли право учитель на это? Тенденции к ужесточению контроля в школе (когда проверяющие сверяют, например, как записана тема в тетради ученика, журнале, рабочей программе, и нет ли при этом расхождения с программой более, чем на 10%), подсказывают, что нет.

Да, согласна, у детей знания не интегрируются в единую картинку. Никогда не забуду ситуацию, когда у ребенка спросили, как устроен атом, он ответил: "А вам как в физике или как в химии рассказать?" Тут, конечно, нам нужно более тесное взаимодействие. Проекты, которые по сути своей надпредметны, наверное, помогут научиться видеть объект целостно, не расчленяя его искусственно на предметные уровни.
Но и тут не все так гладко. Даже просто интегрированный урок должен быть оправдан. Недавно была на уроке, где работали сразу два учителя, разбирая "Маленького принца": филолог (произведение) и биолог (экосистема пустыни). Ощущения гармоничности не возникло: нельзя соединить несоединяемое. Они бы еще астронома туда привели!

А метапредметность - больше, чем интеграция. Интеграция - между предметами. Метапредметность - над предметами. Она требует принципиальной перестройки образования. Что можем мы????

А знаете, наверное, многое! Наверное, Вы правы! И самое трудное в преобразовании образования будет перестроить сознание учителя. Психологи говорят, что сознание вообще изменяется с большим трудом. Значит, надо перестроиться самим, чтобы потом помочь коллегам. Что ж, давайте учиться учить ребенка системно мыслить, решать проблемы на основе данных ему знаний. smile.gif

Только еще один вопрос. smile.gif
Цитата
Поэтому и предлагаю, работу с актуальными понятиями и "профессиональными текстами" продолжить, уже как направляемую дискуссию (поскольку не так много удачных примеров возникновения продуктивных дискуссий в спонтанном варианте).

Что подразумевается под "направляемой" дискуссией? Какие рамки в сети могут стать направляющими? Можно чуть-чуть пояснить для человека с Луны? biggrin.gif

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 819
  • Регистрация: 5.11.2012
  • Из: Калининград
  • Номер участника: 123218
Предупреждение

Людмила, вы очень четко заметили, что у многих детей нет сформированной картины мира. Есть некие предметы, и они между собой не связаны. Надпредметные связи в большинстве случаев отсутствуют.
Буквально сегодня, разговаривая с девочкой-подростком, спрашиваю ее о строении атома. Ее ответ: "Это же физика, а не химия!"
Пришлось объяснять, что предметы разделены для удобства школьников и преподавателей. Но на самом деле один процесс можно рассматривать с т.з. физики, химии, биологии.

Сообщение отредактировал tanya01 - 2.8.2013, 23:44

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Цитата(Елена Пономарева @ 2.8.2013, 21:02)
когда у ребенка спросили, как устроен атом, он ответил: "А вам как в физике или как в химии рассказать?"

Цитата(tanya01 @ 3.8.2013, 0:40)
Буквально сегодня, разговаривая с девочкой-подростком, спрашиваю ее о строении атома. Ее ответ: "Это же физика, а не химия!"


Коллеги, спасибо, что подкидываете примеры про то, как на самом деле влияет предметное обучение на учеников.

Цитата(tanya01 @ 3.8.2013, 0:40)
Пришлось объяснять, что предметы разделены для удобства школьников и преподавателей. Но на самом деле один процесс можно рассматривать с т.з. физики, химии, биологии.


Вот в этом-то, Татьяна, все больше сомнений. Это "удобство" оборачивается на деле глобальным нашим проигрышем...

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Цитата(Елена Пономарева @ 2.8.2013, 21:02)
Что подразумевается под "направляемой" дискуссией? Какие рамки в сети могут стать направляющими? Можно чуть-чуть пояснить для человека с Луны? biggrin.gif

Елена, ничего особенно нового в виду не имела, кроме как наличие некоторого самоопределения у ведущего/ведущих дискуссии и какого-то предварительного авторского плана. Такой формат возможен на форуме или в рамках специального МК, чтобы обсуждать не все сразу, а последовательно, по понятиям smile.gif
Ну и, конечно, соблюдение правил: выделение и удерживание предмета обсуждения, наличие аргументации и примеров.
Общие выводы в конце (как коллективный продукт) - в завершение процесса.

Это ответ на последний Ваш вопрос. Что касается остального текста, то он заслуживает отдельного развернутого ответа. Постараюсь завтра.

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 819
  • Регистрация: 5.11.2012
  • Из: Калининград
  • Номер участника: 123218
Предупреждение

Цитата(ljudmillar @ 3.8.2013, 0:47)
Цитата(Елена Пономарева @ 2.8.2013, 21:02)
когда у ребенка спросили, как устроен атом, он ответил: "А вам как в физике или как в химии рассказать?"

Цитата(tanya01 @ 3.8.2013, 0:40)
Буквально сегодня, разговаривая с девочкой-подростком, спрашиваю ее о строении атома. Ее ответ: "Это же физика, а не химия!"


Коллеги, спасибо, что подкидываете примеры про то, как на самом деле влияет предметное обучение на учеников.

Цитата(tanya01 @ 3.8.2013, 0:40)
Пришлось объяснять, что предметы разделены для удобства школьников и преподавателей. Но на самом деле один процесс можно рассматривать с т.з. физики, химии, биологии.


Вот в этом-то, Татьяна, все больше сомнений. Это "удобство" оборачивается на деле глобальным нашим проигрышем...

Все в наших силах. Я стараюсь даже на всех своих уроках говорить о явлении с разных точек зрения. В 8 классе тема кислород - говорю о дыхании рыб - и закономерностях - количестве рыбы в южных и северных морях. Но к 8-9 классу (а у меня лишь старшеклассники - я химик) они настолько зашорены, что не видят очевидного. Только часть детей удается "расшевелить".

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Цитата(tanya01 @ 3.8.2013, 1:48)
Все в наших силах. Я стараюсь даже на всех своих уроках говорить о явлении с разных точек зрения. В 8 классе тема кислород - говорю о дыхании рыб - и закономерностях - количестве рыбы в южных и северных морях. Но к 8-9 классу (а у меня лишь старшеклассники - я химик) они настолько зашорены, что не видят очевидного. Только часть детей удается "расшевелить".


Уважаемая Татьяна Александровна, Вы же правильно описываете процесс нашего учительского разочарования: сначала мы верим ("все в наших силах"), что ученикам достаточно сказать (сообщить, прояснить, привязать к теме) и они присвоят эти наши связи (наши, не их, образовавшиеся у нас вследствие собственного образовывания или получения нами жизненного опыта). Но связи (речь идет о самых многообразных связях между объектами и явлениями, между старыми знаниями и новыми, между разными областями знаний и т.д.) видимо, просто так, из рассказа с показом не образуются. Вне контекста и личного мотива (океан от учеников далеко, да и рыбы в тот самый момент их волнуют тоже очень мало) smile.gif.
Эти самые - важные - связи можно выстроить-построить только самому ученику для себя. Поэтому, нам, учителям, и нужна учебная ситуация, в которой это (личное открытие и образование связей) может, с какой-то вероятностью, для ученика произойти/случиться. Нужна нам - в том плане, что учителям ее придумывать-проектировать.

Вот с этой теорией "учебной ситуации" я, собственно, и предлагаю разобраться на практике. На вашем отличном примере. Давайте прямо здесь и придумаем учебную ситуацию под описанную вами тему. Да еще и вариации будут, потому что кислород нужен не только рыбам. smile.gif Но сделать это открытой задачей, правильный ответ которой не рассказывают ученику, а побуждают найти решение самого.
Тут рядом есть учителя всех предметов, и биологи тоже, надеюсь, помогут.

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 819
  • Регистрация: 5.11.2012
  • Из: Калининград
  • Номер участника: 123218
Предупреждение

Океан для г.Калининграда очень даже близко. У многих детей -отцы/братья/дяди-моряки или рыболовы. Поэтому рыба для них - то, что очень часто рядом.

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Цитата(tanya01 @ 3.8.2013, 12:25)
Океан для г.Калининграда очень даже близко. У многих детей -отцы/братья/дяди-моряки или рыболовы. Поэтому рыба для них - то, что очень часто рядом.


Тем более, значит, привязывать легче будет. smile.gif

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 3102
  • Регистрация: 25.9.2012
  • Из: Воронеж
  • Номер участника: 119277
Предупреждение

Цитата(ljudmillar @ 3.8.2013, 11:44)
Вот с этой теорией "учебной ситуации" я, собственно, и предлагаю разобраться на практике. На вашем отличном примере. Давайте прямо здесь и придумаем учебную ситуацию под описанную вами тему. Да еще и вариации будут, потому что кислород нужен не только рыбам. smile.gif Но сделать это открытой задачей, правильный ответ которой не рассказывают ученику, а побуждают найти решение самого.
Тут рядом есть учителя всех предметов, и биологи тоже, надеюсь, помогут.

Для меня учебная ситуация - понятие далекое от практической деятельности. Поэтому не уверена, что мою идею можно назвать учебной ситуацией. Но идея такая.
Недавно встретила в Интернете понятие "нооген".
Цитата
Нооге́н — это педагогическая технология, по форме основанная на организационно-деятельностных играх, а в качестве содержания использующая решение задач на онтологическое моделирование (создание возможных миров, например: «Построить механику в мире с двумя перпендикулярными временами», «Построить мир, в котором есть язык, а в языке нет названий», «Построить позиционную систему счисления с ненатуральным основанием» и т. п.).


Предлагаю построить мир, в атмосфере которого содержание кислорода будет 78%, а азота - 21%. (Числа взяты наоборот по отношению к нашей атмосфере, но детям мы об этом не скажем wink.gif) Чем этот мир будет отличаться от нашего? Сможем ли мы жить в таком мире? Возможно ли там существование растений, животных, рыб? Если да, то какие изменения будут в процессе их жизнедеятельности? Больше или меньше будет рыбы в морях?
Чтобы справиться с задачей детям придется выяснить: состав нашей атмосферы, свойства кислорода, влияние его на химические процессы и живые организмы. То есть, программные вопросы. Правда, придется затронуть темы, которые изучаются позже: скорость реакции, растворимость, зависимость растворимости газов от температуры. Но мне кажется, что опережающее обучение не криминал?

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Цитата(Елена Пономарева @ 3.8.2013, 13:44)
Для меня учебная ситуация - понятие далекое от практической деятельности. Поэтому не уверена, что мою идею можно назвать учебной ситуацией. Но идея такая.
Недавно встретила в Интернете понятие "нооген".
Предлагаю построить мир, в атмосфере которого содержание кислорода будет 78%, а азота - 21%. (Числа взяты наоборот по отношению к нашей атмосфере, но детям мы об этом не скажем ;)) Чем этот мир будет отличаться от нашего? Сможем ли мы жить в таком мире? Возможно ли там существование растений, животных, рыб? Если да, то какие изменения будут в процессе их жизнедеятельности? Больше или меньше будет рыбы в морях?
Чтобы справиться с задачей детям придется выяснить: состав нашей атмосферы, свойства кислорода, влияние его на химические процессы и живые организмы. То есть, программные вопросы. Правда, придется затронуть темы, которые изучаются позже: скорость реакции, растворимость, зависимость растворимости газов от температуры. Но мне кажется, что опережающее обучение не криминал?


Замечательно, что уже есть первая версия от Елены Александровны. И заход с "подменой" процентного содержания кислорода в атмосфере - отличный, как пример проблемной ситуации, которую нужно перевести в учебную.

На самом деле в тех удачных вопросах, которые предложила Елена Александровна, есть заход на триаду проектных вопросов (основополагаюший, проблемные и предметные - учебные), по крайней мере, есть проблемные вопросы:

Цитата
Чем этот мир будет отличаться от нашего? Сможем ли мы жить в таком мире? Возможно ли там существование растений, животных, рыб? Если да, то какие изменения будут в процессе их жизнедеятельности? Больше или меньше будет рыбы в морях?

и есть предметные:
Цитата
состав нашей атмосферы, свойства кислорода, влияние его на химические процессы и живые организмы... скорость реакции, растворимость, зависимость растворимости газов от температуры

Наверняка, появятся и другие проблемные и предметные вопросы.

Над основополагающим тоже можно вместе подумать...

Теперь можно вместе спроектировать, как организовать и направить учеников в их деятельности? Как встроить такой проект в учебную программу (в урочную деятельность и домашнюю работу), как и на какие исследовательские группы разбить учеников, какими учебными материалами снабдить на первом этапе, к каким источникам информации направить, сколько времени отвести на весь проект, какие инструменты оценивания предложить на разных этапах проекта, как организовать защиту, какова будет продуктная форма представления результатов, с помощью каких средств и инструментов созданных? и т.д.

Несколько полезных ссылок по теме:

Ключевые слова для основополагающего вопроса
Презентация Направляющие вопросы
Учебный проект/Помощь в разработке

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 3102
  • Регистрация: 25.9.2012
  • Из: Воронеж
  • Номер участника: 119277
Предупреждение

Цитата(ljudmillar @ 3.8.2013, 14:19)
Теперь можно вместе спроектировать, как организовать и направить учеников в их деятельности? Как встроить такой проект в учебную программу (в урочную деятельность и домашнюю работу), как и на какие исследовательские группы разбить учеников, какими учебными материалами снабдить на первом этапе, к каким источникам информации направить, сколько времени отвести на весь проект, какие инструменты оценивания предложить на разных этапах проекта, как организовать защиту, какова будет продуктная форма представления результатов, с помощью каких средств и инструментов созданных? и т.д.


Вот так из маленькой проблемы: "Как создать для ученика личную заинтересованность в изучении темы?" - получилась большАЯ: "Разработаем проект!" biggrin.gif Или проблема изначально была БОЛЬШОЙ? wink.gif
Цитата(ljudmillar @ 3.8.2013, 14:19)
Над основополагающим тоже можно вместе подумать...

Коллеги, присоединяйтесь! Основополагающий вопрос, пожалуй, самое сложное! Как там? Как вы лодку назовете...

Если так? Насколько справедливо высказывание: "Земля - планета кислорода"?
М-да. Как-то тяжеловесно и хочется ответить: "На 49%" wink.gif
Коллеги, помогайте!!!

Сообщение отредактировал Елена Пономарева - 3.8.2013, 14:20

Пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 10
  • Регистрация: 1.7.2013
  • Номер участника: 132948
Предупреждение

Цитата(ljudmillar @ 2.8.2013, 15:36)
Цитата(Metamorphoza @ 2.8.2013, 11:05)
Цитата(ljudmillar @ 2.8.2013, 0:31)
Можно попробовать и вместе придумать активность, посвященную чтению какого-либо текста. Идти хорошо от текста классиков. Какие тут могут быть варианты текстов? Есть что предложить?
Подобных практик - коллективного смыслового чтения в виртуале - пока не встречала, может, правда, и не получиться ничего. Но не пробовать нельзя smile.gif


Заранее прошу прощения, Людмила, если мой ответ несколько не о том. Коллективное чтение книг в интернете широко распространено, взять хотя бы для примера сервис LiveLib: там широко распространены коллективные обсуждения различных книг. Обсуждения не совсем формальные, так как проходят в рамках литературного клуба, где каждый волен как просто высказать своё мнение, так и написать обширный анализ текста. Мне подумалось, что можно было бы применить нечто подобное и в отношении вашей идеи...

Уважаемая Инна! Это все о том, и ваша ссылка очень кстати. Но все же есть небольшая разница между свободным чтением и обсуждением любимых художественных текстов и серьезной работой над сложными текстами, работой с понятиями. Непонятно заранее, есть ли вообще на такое запрос у учителей или "нам и так хорошо"? smile.gif

Пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 10
  • Регистрация: 1.7.2013
  • Номер участника: 132948
Предупреждение

Уважаемая Людмила! И в нашей "продвинутой" школе те же проблемы. Большинству учителей "и так хорошо". Вэтом году прошла курсы по ФГОСам, УУД компетенциям, но вопросов стало еще больше.Мы действительно мыслим другими категориями и загнаны в жесткие рамки структуры образовательного процесса.Уроки в школе похожи на яблоко: ребенок кусает его, кусает, так до конца и не съедает, мало кто объясняет, зачем его надо есть вообще. После *с "Элементами" на Галактике возникла идея бросить клич в коллективе и создать Мастерскую "Образование 21 века", где можно было бы вместе определится с тем, что такое мотивация учеников, в чем суть сотрудничества, как оценивать результаты и т.д. Думаю, единомышленники найдутся. Да и динамику отследить будет легче.

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 5510
  • Регистрация: 27.11.2010
  • Из: Новосибирская область
  • Номер участника: 93856
Предупреждение

Цитата(Елена Пономарева @ 3.8.2013, 15:19)
Коллеги, помогайте!!!

А можно я предложу индуктор к теме biggrin.gif
парадоксальная вещь-мышь в противогазе, когда заводила в поисковик, вообще не думала, что найду такое!
Вот такой индуктор поможет замотивировать учеников к изучению проблемы и поможет встроиться в учебную ситуацию.
Ваше мнение, коллеги?


--------------------
Елена Александровна Годунова, с наилучшими пожеланиями ко всем пользователям портала

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 3102
  • Регистрация: 25.9.2012
  • Из: Воронеж
  • Номер участника: 119277
Предупреждение

Цитата(lena1 @ 8.8.2013, 7:58)
А можно я предложу индуктор к теме biggrin.gif
парадоксальная вещь-мышь в противогазе, когда заводила в поисковик, вообще не думала, что найду такое!
Вот такой индуктор поможет замотивировать учеников к изучению проблемы и поможет встроиться в учебную ситуацию.
Ваше мнение, коллеги?

Шикарно! Действительно, удивили!
Тогда тема у нас расширяется? Мы подходим к ней с позиций загрязнения атмосферы? Потому что ни от недостатка кислорода, ни от его избытка противогаз не спасет. Или все-таки мы таким образом мотивируем детей на поиск ответов о нашей атмосфере, кислороде и обо всем, что с этим связано? Какой вопрос мы зададим об этом мышонке?

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 5510
  • Регистрация: 27.11.2010
  • Из: Новосибирская область
  • Номер участника: 93856
Предупреждение

Цитата(Елена Пономарева @ 8.8.2013, 13:58)
. Или все-таки мы таким образом мотивируем детей на поиск ответов о нашей атмосфере, кислороде и обо всем, что с этим связано? Какой вопрос мы зададим об этом мышонке?

Начать, может быть, с вопроса -реально ли ношение противогаза кем-то еще, кроме человека? Если да, то почему, если нет, то почему?
Выслушать ответы, как-то их систематизировать-визуализировать, затем предъявить оба фото : фото мышонка в противогазе и фото собаки в противогазе

Какое из них реально и почему?
Затем стоит поработать с самим противогазом-отчего и для чего, какова история его создания, потом задать вопрос, на который вы уже дали ответ, что он не спасет от недостатка кислорода или его переизбытка, а от чего же спасет? Потом и до газового состава воздуха доберемся.
Возможен поворот и в сторону защиты животных, поскольку им то никто противогазы не выдаст, по крайней мере, в условиях мирного времени
Вообщем, вполне метапредметный подход получится... smile.gif

Сообщение отредактировал lena1 - 8.8.2013, 15:49


--------------------
Елена Александровна Годунова, с наилучшими пожеланиями ко всем пользователям портала

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 3102
  • Регистрация: 25.9.2012
  • Из: Воронеж
  • Номер участника: 119277
Предупреждение

Цитата(lena1 @ 8.8.2013, 16:28)
Затем стоит поработать с самим противогазом-отчего и для чего, какова история его создания, потом задать вопрос, на который вы уже дали ответ, что он не спасет от недостатка кислорода или его переизбытка, а от чего же спасет? Потом и до газового состава воздуха доберемся.
Возможен поворот и в сторону защиты животных, поскольку им то никто противогазы не выдаст,по крайней мере, в условиях мирного времени
Вообщем, вполне метапредметный подход получится... smile.gif

Елена Александровна, супер!
Вы становитесь всепредметным специалистом! smile.gif

Статьи по этой теме

« Июль 2017 »
ВПВСЧПС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Последние записи

Мои ссылки в блоге

Последние комментарии

Мое изображение

3 пользователей просматривает
3 гостей
0 участников
0 анонимных участников

Категории

Поиск в блоге


Наверх