Образовательная галактика Intel®

Блог Участника

Запись блога

Об ИКТ-потребностях и формировании сетевой культуры школы. Часть 2

Продолжение. Начало см. Об ИКТ-потребностях и формировании сетевой культуры школы. Часть 1.


2. ИКТ-потребности учителя

Если строить кластер связанных с ИКТ потребностей учителя, то значительное место в нем занимают следующие блоки потребностей:
  1. Организация и обеспечение учебно-воспитательного процесса (подготовка к урокам, разработка образовательного контента);
  2. Информированность, участие в документообороте школы;
  3. Сотрудничество и взаимодействие с коллегами;
  4. Общение с учениками и родителями;
  5. Профессиональное развитие и повышение квалификации;
  6. Доступ к технологиям.

Для примера рассмотрим такую потребность, как участие во внутришкольном информационном обмене и документообороте.
Основные потребности, связанные с корпоративной культурой школы: участие в информационном обмене, в документообороте, в коллективном планировании мероприятий. Два самых важных критерия для определения функционала ИОС в этой области - удобство (куда входит и безопасность) и возможности коллективной работы. Подразумевая, что с помощью наличного функционала будет решаться самый широкий спектр задач школы, мы обязаны думать об организации взаимодействия, о вовлечении всех сотрудников, о принятии внутришкольных правил и о следовании им. Это те условия, относящиеся к культуре школы, которые обеспечивает не столько среда и ее особенности, но люди, управляющие ею. Именно участники нарабатывают регламенты, форматы и способы взаимодействия в среде. Часть запросов, относящихся к потребностям безопасного и удобного функционирования, может быть удовлетворена за счет создания в школьной организации виртуальной учительской.
Подробнее об ИКТ-потребностях учителя см. статью ИКТ-потребности учителя.

Несколько замечаний о потребности, обозначенной как доступ к технологиям.

Ни одна из перечисленных выше потребностей не сможет быть удовлетворена без доступа учителя к Интернету и технологиям, причем, этот доступ должен быть, в идеале, повсеместным, благодаря чему учитель сам может более рационально планировать свою деятельность. Минимальным техническим требованием является доступ каждого учителя к компьютеру, подключенному к сети, в здании школы, непосредственно на рабочем месте. Как вариант, это может быть АРМ (автоматизированное рабочее место учителя), но с развитием мобильных технологий оно может трансформироваться в другие формы. Так, существенную часть привычных функциональных обязанностей учитель может выполнять и за пределами школы, с домашнего компьютера или мобильного устройства: планшета или смартфона.

3. ИКТ-потребности ученика
  1. Доступ к технологиям и интернету;
  2. Доступ к образовательным ресурсам/ИОС;
  3. Осведомленность об учебном процессе: домашних заданиях и своей успеваемости;
  4. Потребность в обратной связи и оценивании учебных достижений;
  5. Информированность и участие во внеклассной жизни школы;
  6. Общение с учителями и соучениками;
  7. Публикация продуктов образовательной деятельности (осознанное авторство).

Круг ИКТ-потребностей современного ученика обширен. Комплексная потребность - быть готовым к жизни в современном информационном обществе, может быть удовлетворена в образовательном учреждении, как за счет развития у него ключевых компетенций в процессе обучения, так и за счет участия ученика в информационном обмене внутри своей школы, общении и сотрудничестве с другими участниками образовательного процесса.

Доступ к технологиям, образовательным ресурсам, информационно-образовательной среде дает возможность учащемуся определить свое собственное место в ИОС школы. Если соответствующие возможности в образовательном учреждении созданы, ученик с помощью учителя может научиться выстраивать свое личное учебное пространство (см. статью Бориса Ярмахова Личная учебная среда в картинках).

Таким образом, обеспечивая удовлетворение специфических (определяемых здесь, как ИКТ-потребности ученика), связанных с его учебой, информированностью, общением, коллективной работой, оцениванием, авторством и др., школа создает условия для обеспечения индивидуального подхода к каждому ученику и, в конечном итоге, достижения им новых образовательных результатов.

Нельзя не коснуться здесь особых образовательных потребностей учеников, о которых сегодня говорится все чаще. Так вот, часть этих потребностей наилучшим образом может быть удовлетворена именно за счет использования ИКТ. В качестве решений может быть названо дистанционное обучение, участие в сетевых учебных проектах и конкурсах, мобильное обучение, использование цифровых лабораторий и т.д.

А как же с ИКТ-потребностями родителей учеников? Кто-то может поинтересоваться, почему не найдено места еще одному важному для школы субъекту?
Возможно, основной круг ИКТ-потребностей этой группы мы сможем сообща выявить в совместном обсуждении, что и предлагаю сделать всем заинтересованным в этой теме!

Комментарии

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 666
  • Регистрация: 10.9.2011
  • Номер участника: 110481
Предупреждение

Мои наброски из того, что работает в нашей школе.


ИКТ-потребности родителя:
  • Доступ к технологиям;
  • Осведомленность об учебном процессе: домашних заданиях, успеваемости детей (школьный сайт, электронный журнал);
  • Потребность в обратной связи (электронная почта, группа в социальных сетях)
  • Информированность и участие во внеклассной жизни школы;
  • Общение с учителями и администрацией (служебные часы, online консультации, в том числе по skype);
  • Обучение и самообразование (использование ресурсов Интернет, родительские собрания с использованием видео/ИД доски)


--------------------
С уважением,
Малкова Анна

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 46
  • Регистрация: 17.6.2012
  • Номер участника: 116675
Предупреждение

Совместные общественные проекты.
Волонтерство.

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Цитата(chuchamucha @ 3.7.2013, 10:25)
ИКТ-потребности родителя:
  • Доступ к технологиям;
  • Осведомленность об учебном процессе: домашних заданиях, успеваемости детей (школьный сайт, электронный журнал);
  • Потребность в обратной связи (электронная почта, группа в социальных сетях)
  • Информированность и участие во внеклассной жизни школы;
  • Общение с учителями и администрацией (служебные часы, online консультации, в том числе по skype);
  • Обучение и самообразование (использование ресурсов Интернет, родительские собрания с использованием видео/ИД доски)

Анна Вячеславовна, спасибо! Все точно и по формулировкам проходит.

Цитата(chuchamucha @ 3.7.2013, 10:25)
Мои наброски из того, что работает в нашей школе.


Хотела добавить, что у вас очень продвинутая школа, судя по запросам родителей, потому что они - есть самое точное отражение того, как обстоит общение школы с социумом.

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Цитата(margarita_kalyuzhna @ 3.7.2013, 23:45)
Совместные общественные проекты.
Волонтерство.


Маргарита, спасибо за эти пункты, но они для меня несколько неожиданны. Волонтерство родителей, в чем оно может проявляться в школе, насколько оно массово, по вашим наблюдениям? И можно ли его отнести к ИКТ-потребностям?

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 666
  • Регистрация: 10.9.2011
  • Номер участника: 110481
Предупреждение

Цитата(ljudmillar @ 4.7.2013, 21:44)
Хотела добавить, что у вас очень продвинутая школа, судя по запросам родителей, потому что они - есть самое точное отражение того, как обстоит общение школы с социумом.


Приятно слышать, Людмила! Просто как зам по ВР, когда заступила в должность, поняла, что это адресное направление западает. Пытаемся теперь наполнять его содержанием.

Сообщение отредактировал chuchamucha - 4.7.2013, 21:03


--------------------
С уважением,
Малкова Анна

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Цитата(chuchamucha @ 4.7.2013, 21:57)
Цитата(ljudmillar @ 4.7.2013, 21:44)
Хотела добавить, что у вас очень продвинутая школа, судя по запросам родителей, потому что они - есть самое точное отражение того, как обстоит общение школы с социумом.


Приятно слышать, Людмила!


Анна, а помните ваш пост о работе классного руководителя в вашей школе, вернее (и важнее, на самом деле, сейчас), о том, как технологии меняют эту сторону внеклассной и внеурочной жизни.
Позарез нужны кейсы для сетевой народной энциклопедии информатизации. Может быть, соберетесь с силами и оформите свою авторскую страницу в ней, взяв за основу тот самый ваш пост? Пока лето и есть на это время? А?

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 666
  • Регистрация: 10.9.2011
  • Номер участника: 110481
Предупреждение

Цитата(ljudmillar @ 4.7.2013, 22:05)
Анна, а помните ваш пост о работе классного руководителя в вашей школе, вернее (и важнее, на самом деле, сейчас), о том, как технологии меняют эту сторону внеклассной и внеурочной жизни.
Позарез нужны кейсы для сетевой народной энциклопедии информатизации. Может быть, соберетесь с силами и оформите свою авторскую страницу в ней, взяв за основу тот самый ваш пост? Пока лето и есть на это время? А?


Речь об этом?


--------------------
С уважением,
Малкова Анна

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Цитата(chuchamucha @ 4.7.2013, 22:13)
Речь об этом?



Это, скорее, вторая тема - о внутришкольных - самобытных и спонтанных - формах обучения учителей (пишу все эпитеты исключительно со знаком "+" , уточняя это во избежание недоразумения smile.gif )
И этот кейс, о том, как учителя обучаются способом "от учителя к учителю", а не только путем "официального" повышения квалификации - еще одна тема, которая мне лично очень и очень интересна. Энциклопедия-то большая! Ее (тему обучения и повышения квалификации учителей) мы можем вместе пособирать в вашей ветке форума. Я там напишу про свой "клубный" опыт.

Я я-то сначала имела в виду, этот Ваш пост. Про то, как ИКТ по-другому помогают организовать внеклассную работу и коммуникацию в школе. Этот кейс необыкновенно интересен для энциклопедии!

...выходит так, что у вас получается и делать проекты, и описывать сделанное содержательно, что, одновременно - большая редкость! Поэтому и спешу с этим предложением - опубликовать проделанное и написанное! smile.gif

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 666
  • Регистрация: 10.9.2011
  • Номер участника: 110481
Предупреждение

Цитата(ljudmillar @ 4.7.2013, 22:26)
Цитата(chuchamucha @ 4.7.2013, 22:13)
Речь об этом?

Это, скорее, вторая тема - о внутришкольных - самобытных и спонтанных - формах обучения учителей (пишу все эпитеты исключительно со знаком "+" (уточняю во избежание недоразумения smile.gif
И этот кейс, о том, как учителя обучаются способом "от учителя к учителю", а не только путем "официального" повышения квалификации - еще одна тема, которая мне лично очень и очень интересна. Энциклопедия-то большая! Ее (тему обучения и повышения квалификации учителей) мы можем вместе пособирать в вашей ветке форума. Я там напишу про свой "клубный" опыт.

Я я-то сначала имела в виду, этот Ваш пост. Про то, как ИКТ по-другому помогают организовать внеклассную работу и коммуникацию в школе. Этот кейс необыкновенно интересен для энциклопедии!

...выходит так, что у вас получается и делать проекты, и описывать сделанное содержательно, что, одновременно - большая редкость! Поэтому и спешу с этим предложением - опубликовать проделанное и написанное! smile.gif


Поняла. Однако, к сожалению, техзадание, которое я отдала директору, пока на бумаге и осталось. По крайней мере на сегодняшний день. Борюсь за электронный документооборот. Но пока двигается плохо.


--------------------
С уважением,
Малкова Анна

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Цитата(chuchamucha @ 4.7.2013, 22:32)
Поняла. Однако, к сожалению, техзадание, которое я отдала директору, пока на бумаге и осталось. По крайней мере на сегодняшний день. Борюсь за электронный документооборот. Но пока двигается плохо.


А я вот не поняла, согласны ли Вы на публикацию?
Сейчас посмотрела еще раз тот ваш пост - он просто готов к публикации. Осталось создать страницу на http://letopisi.ru/ smile.gif
Пусть даже это - проект пока не реализованный, в нем, на мой взгляд, есть четкое понимание того, для чего его нужно делать!

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 46
  • Регистрация: 17.6.2012
  • Номер участника: 116675
Предупреждение

Цитата(ljudmillar @ 4.7.2013, 21:46)
Цитата(margarita_kalyuzhna @ 3.7.2013, 23:45)
Совместные общественные проекты.
Волонтерство.


Маргарита, спасибо за эти пункты, но они для меня несколько неожиданны. Волонтерство родителей, в чем оно может проявляться в школе, насколько оно массово, по вашим наблюдениям? И можно ли его отнести к ИКТ-потребностям?


Людмила, над этим нужно подумать.
Я проводила edcamp в этом году у нас в городе и один учитель рассказал о своей поездке в США, Балтимор и Вашингтон. У них очень актуален вопрос - волонтерской работы. Например, она с другими участниками чистила Массачусетский залив. При этом существует определенные часы общественной работы, которые нужно выполнить. Кроме того очень актуален вопрос менторства. Человек и это не обязательно *семьи, который оказывает психологическую поддержку, эмоциональную, реализовывает совместные проекты. У нас, к сожалению, этого почти нет.
Как соотнести в ИКТ-потребностям: применить знания, полученные во время конфернции. Например, опрос в сети, блог проекта, стикерная доска для brainstorming и тд

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 666
  • Регистрация: 10.9.2011
  • Номер участника: 110481
Предупреждение

Цитата(ljudmillar @ 4.7.2013, 22:38)
Цитата(chuchamucha @ 4.7.2013, 22:32)
Поняла. Однако, к сожалению, техзадание, которое я отдала директору, пока на бумаге и осталось. По крайней мере на сегодняшний день. Борюсь за электронный документооборот. Но пока двигается плохо.


А я вот не поняла, согласны ли Вы на публикацию?
Сейчас посмотрела еще раз тот ваш пост - он просто готов к публикации. Осталось создать страницу на http://letopisi.ru/ smile.gif
Пусть даже это - проект пока не реализованный, в нем, на мой взгляд, есть четкое понимание того, для чего его нужно делать!


Конечно же! Очень даже согласна! Будет сделано!


--------------------
С уважением,
Малкова Анна

Пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 23
  • Регистрация: 17.8.2012
  • Из: Пермь
  • Номер участника: 117683
Предупреждение

Цитата(chuchamucha @ 3.7.2013, 10:25)
Мои наброски из того, что работает в нашей школе.
ИКТ-потребности родителя:
  • Доступ к технологиям;
  • Осведомленность об учебном процессе: домашних заданиях, успеваемости детей (школьный сайт, электронный журнал);
  • Потребность в обратной связи (электронная почта, группа в социальных сетях)
  • Информированность и участие во внеклассной жизни школы;
  • Общение с учителями и администрацией (служебные часы, online консультации, в том числе по skype);
  • Обучение и самообразование (использование ресурсов Интернет, родительские собрания с использованием видео/ИД доски)

Как мама, абсолютно с этим согласна. Система электронных дневников и журналов , работающая в Пермском крае, почти все это включает. Пожалуй вот по последнему пункту можно поставить жирный минус. Нет такого человека, который всерьез занимался бы этим на блогосфере нашего портала. Но кто ищет, тот все найдет)))
Другое дело, что мы говорим о потребностях родителей в этом. Но вот такие потребности возникают у небольшого количества родителей, увы, и это при том, что огромная масса с компьютерными технологиями на "ты". Вот как повернуть огромное количество незаинтересованных людей к школе путем использования ИКТ? Это большой, точнее больной, вопрос.

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 666
  • Регистрация: 10.9.2011
  • Номер участника: 110481
Предупреждение

Цитата(larochka-d @ 8.7.2013, 13:07)
Цитата(chuchamucha @ 3.7.2013, 10:25)

  • Обучение и самообразование (использование ресурсов Интернет, родительские собрания с использованием видео/ИД доски)

Как мама, абсолютно с этим согласна. Система электронных дневников и журналов , работающая в Пермском крае, почти все это включает. Пожалуй вот по последнему пункту можно поставить жирный минус. Нет такого человека, который всерьез занимался бы этим на блогосфере нашего портала. Но кто ищет, тот все найдет)))
Другое дело, что мы говорим о потребностях родителей в этом. Но вот такие потребности возникают у небольшого количества родителей, увы, и это при том, что огромная масса с компьютерными технологиями на "ты". Вот как повернуть огромное количество незаинтересованных людей к школе путем использования ИКТ? Это большой, точнее больной, вопрос.

Верно. Использование ресурсов сети в помощь родителям при воспитании - довольно-таки спорный вопрос. Говорю в частности про свою школу. В конце тематических собраний всегда даю родителям памятки, в которых указана пара-тройка полезных ссылок (например, на книгу Д.Пеннака "Как роман" или Г.Чепмена "5 языков любви", подборка социальных роликов на YouTube и пр.). Действительно, трудно сказать, многие ли в итоге к ним обращаются. Но предлагаю взять раздатку в конце собрания только желающим. В итоге берут все))


--------------------
С уважением,
Малкова Анна

Статьи по этой теме

« Июль 2017 »
ВПВСЧПС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Последние записи

Мои ссылки в блоге

Последние комментарии

Мое изображение

3 пользователей просматривает
3 гостей
0 участников
0 анонимных участников

Категории

Поиск в блоге


Наверх