Образовательная галактика Intel®

Блог Участника

Запись блога

Создаем инструменты оценивания с помощью таблиц Google

В продолжение темы разработки более удобных инструментов формирующего оценивания, чем статичные таблицы, начатой Борисом Ярмаховым...

Идея создать что-то похожее, но другими средствами появилась, как часто это случается, из необходимости решать проблему. Сейчас конец учебного года - время защиты исследовательских и творческих работ. Актуальна задача облегчить нагрузку на учителя, которому нужно дать ученикам обратную связь по большому количеству работ. Это можно сделать, используя современные методы и инструменты. Речь идет о формирующем оценивании, основанном на использовании критериальных таблиц. Но даже если таблицы с критериями уже созданы, как сделать так, чтобы заполнение формы или шаблона отнимало меньше времени? Предлагаю свой вариант шаблона, усиленного за счет создания в нем выпадающих списков.
С помощью автоматизированных форм можно быстро "генерировать" развернутые рецензии на работы учащихся.

Инструкция по созданию шаблона для оценивания
1. Откройте файл:
Шаблон оценивания презентаций.

Как видим, в предложенном файле два листа: Имя ученика 1 и Крит. оцен. презент.

На первой странице вы видите Шаблон для оценивания презентации, состоящий из трех столбцов.
  • В первом столбце предложены критерии оценивания.
  • Во втором - пустые поля, для каждого из которых может быть выбран из выпадающего списка соответствующий описательный показатель из критериальной таблицы, расположенной на втором листе файла. В ячейках этого столбца настраивается проверка данных, за счет этого они будут заполняться автоматически.
  • Третий столбец содержит поля для комментариев (заполняются вручную).

Соответственно, на второй странице файла - критериальная таблица для оценивания по трем уровням: высокий, средний, низкий. Она и является главной "базой данных", ядром, создаваемого инструмента оценивания. Из этой таблицы и будут выбираться описания-показатели для каждого уровня.

2. Чтобы дальше работать с файлом, сделайте свою копию:


3. Настраиваем проверку данных (валидацию) во втором столбце первого листа нашего файла.
Именно на валидации основан механизм работы этого инструмента, поэтому важно все шаги сделать правильно. Дальнейшие действия повторяете для каждой заполняемой ячейки этого столбца.

Выберите ячейку и вызовите при помощи правой кнопки мыши контекстное меню, в нем выберите опцию Проверка данных.


4. Работаем в окне Проверка данных
Во всплывающем окне Проверка данных выбираем настройки для создания нашего выпадающего списка, самая важная из которых Получить диапазон данных. Кликнем левой мышью на иконку с изображение таблицы.


5. В появившемся окне в пустое поле Выберите данные должны быть помещены адреса ячеек для валидации данных.


6. Выбираем адреса ячеек для валидации
Их мы будем выбирать со второго листа файла. Для каждого критерия - свой набор показателей (на три уровня оценивания). Поле Выберите данные заполняется автоматически после того, как вы выделили нужные ячейки, которые расположены в соответствующем столбце (своем -для каждого критерия).


7. Подтверждаем правильность настроек в окне Проверка данных


8. Можем пользоваться выпадающим списком
Он работает для каждой из ячеек, которая должна заполняться автоматически. В правом верхнем углу ячейки появилась едва заметная стрелочка. Смело нажимайте на нее (не торопитесь, иногда нужно немного подождать - данные подгружаются).


9. Выпадаюший список готов
Готовый выпадающий список позволит вам автоматически заполнить каждую ячейку, где должен быть прописанный словами нужный показатель.

Теперь нужно проделать эти шаги для всех ячеек, содержание для заполнения которых берется из нащей "базы данных".

10. Клонирование страниц
Поскольку учеников в классе много, созданная вами страница должна быть продублирована столько раз, сколько учеников в классе, причем все настройки сохранятся для всех копий страниц.


Инструмент оценивания готов к использованию!

О формирующем оценивании см. посты Марии Зильберман

Оцениваем метапредметные результаты: Часть 1: формы Google
Оцениваем метапредметные результаты. Часть 2. Создаем ленты времени.
Оцениваем метапредметные результаты обучения. Часть 3

О создании инструментов формирующего оценивания в блоге Бориса Ярмахова
Формирующее оценивание средствами Google Apps

Комментарии

Новичок

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 2
  • Регистрация: 28.5.2011
  • Из: Пермь
  • Номер участника: 107440
Предупреждение

Людмила, спасибо за описание технологии. Структура оценочного листа удачна, технология удобна. Спасибо за ссылки на мои работы, критериальное и формирующее оценивание - очень важные вещи, хочется работать сообща!

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Цитата(maria.zilber @ 25.5.2013, 7:27)
Людмила, спасибо за описание технологии. Структура оценочного листа удачна, технология удобна. Спасибо за ссылки на мои работы, критериальное и формирующее оценивание - очень важные вещи, хочется работать сообща!


Мария, мне показалась интересной Ваша идея (опубликованная в G+) об использовании таких шаблонов (с выпадающими списками словесных показателей) для взаимооценивания!
Ученикам действительно трудно подобрать самостоятельно формулировки, чаще всего они зажаты "вилкой" "понравилось - не понравилось"...

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 732
  • Регистрация: 4.9.2012
  • Из: Тамбовская область, г. Рассказово
  • Номер участника: 118482
Предупреждение

Большое спасибо за пост! С Вашего позволения буду использовать эту форму для оценивания проектов.


--------------------
С уважением, Татьяна Житенева

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 1182
  • Регистрация: 10.4.2010
  • Из: Новосибирск
  • Номер участника: 84512
Предупреждение

Посмотрела шаблон для оценки презентации...
На мой взгляд, маловато пунктов, оценивающих содержание презентации,- скажем, логику подачи материала, интерактивность презентации, полноту освещения темы. При оценке литературных сочинений есть понятие: раскрыл/не раскрыл тему. Это применимо и к оценке презентации... Ведь содержание - это главное, что нужно оценивать.

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Цитата(jitenyowa @ 25.5.2013, 12:55)
Большое спасибо за пост! С Вашего позволения буду использовать эту форму для оценивания проектов.


Пожалуйста! Содержательно критерии можно дополнять и вообще взять за основу другие.

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Цитата(rat @ 25.5.2013, 12:59)
Посмотрела шаблон для оценки презентации...
На мой взгляд, маловато пунктов, оценивающих содержание презентации,- скажем, логику подачи материала, интерактивность презентации, полноту освещения темы. При оценке литературных сочинений есть понятие: раскрыл/не раскрыл тему. Это применимо и к оценке презентации... Ведь содержание - это главное, что нужно оценивать.


Совершенно согласна!
Эта система критериев оценки презентации взята для примера. Главной задачей поста было - показать принцип создания шаблона.

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Целый год мы работали с учениками 10-11 классов в дистантном спецкурсе "Основы исследовательской деятельности и ИКТ"
Создала шаблон для оценивания э-портфолио учеников, пора подводить итоги года в э-курсе.
Приглашаю коллег обсудить критерии оценивания портфолио.
Сейчас уже менять критерии не могу так как они были опубликованы для учеников еще в самом начале курса, но, может быть, учту на будущее...
Буду благодарна за замечания и предложения!

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 5505
  • Регистрация: 27.11.2010
  • Из: Новосибирская область
  • Номер участника: 93856
Предупреждение

пока непонятна цель э-портфолио-отразить результат или процесс? или и то, и другое вместе? Людмила, не могли бы вы пояснить целевую установку создания э-портфолио учениками. И у в критериях не отражено (не)соответствие целям, стоящим перед учениками, по-моему , это важно. Пока читается ,что э-портфолио -это некая зачетная работа по курсу, отсюда и не сделанное в срок, нерегулярно пополняемое как критерии оценивания
Критерий 7- гляньте слово "использование"- буковки не хватает.
Вообще , судить трудно, потому как нет предыстории, что ваши ученики делали в ходе курса, каково содержание работ, зачем ссылки на источники, что за этим стоит?
Два критерия про своевременность и регулярность как бы про одно и то же, если портфолио пополняется в срок, то значит регулярно, не так ли?
Критерий 7- неконкретный, на мой взгляд, что за этим-"освоено мало инструментов"? 1-2 или 7-8?
Пока такие суждения...


--------------------
Елена Александровна Годунова, с наилучшими пожеланиями ко всем пользователям портала

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Eлена, спасибо за комментарии!
Поняла, что надо немного пояснить условия курса.
Курс был экспериментальный, полный дистант (без очных уроков), и этим очень сложный и для учеников, и для учителей (нас было двое) на 70 учеников!
Создавали с коллегой содержание курса в течение учебного года, выкладывая модули порциями, всего 10 модулей, в среднем, по 6 тем в каждом.
В каждой теме содержался теоретический материал (в разных форматах - от презентаций до видео, причем, больших по объему текстов практически не было) и задания для самостоятельной работы. Задание были самого разного рода, мы старались разнообразить типы заданий, как могли, чтобы обеспечить усвоение содержания учениками.

Цитата(lena1 @ 26.5.2013, 19:22)
Людмила, не могли бы вы пояснить целевую установку создания э-портфолио учениками.

Задача состояла именно в том, чтобы ученики научились планировать самостоятельное выполнение заданий, публикуя их в срок и корректно оформляя. Не могу сказать, что это было легко... Не все ученики готовы к такой форме обучения.
Из инструментов формирующего оценивания, кроме, э-портфолио, использовались еще таблицы продвижения и опросники самооценки. Пока нас хватило на только на это. Наверное, чуть позже опишу этот опыт отдельным постом.

Цитата(lena1 @ 26.5.2013, 19:22)
пока непонятна цель э-портфолио-отразить результат или процесс? или и то, и другое вместе?

Задумалась.. Наверное, процесс в большей степени. Потому что часть заданий (зачетные работы каждого модуля) отдельно проверялись в процессе, оценки выставлялись в журнал. То есть, кроме процессного оценивания, применялось еще итоговое, балльное, по результатам отдельных конкретных заданий.

Цитата(lena1 @ 26.5.2013, 19:22)
Вообще , судить трудно, потому как нет предыстории, что ваши ученики делали в ходе курса, каково содержание работ, зачем ссылки на источники, что за этим стоит?


Работы были очень разные по форме: где-то рабочие листы, где-то творческие работы, где-то анализ других источников.
Там, где результат работы нужно было представить в виде текста, шло довольно много плагиата. Боролись с ним очень серьезно! Отсюда требования к оформлению ссылок на источники, если таковые использовались.

Цитата(lena1 @ 26.5.2013, 19:22)
Критерий 7- неконкретный, на мой взгляд, что за этим-"освоено мало инструментов"? 1-2 или 7-8?

Да, количество надо конкретизировать, вы правы!
Постараемся учесть замечания и доработаем критерии.
Спасибо еще раз за комментарий!

Новичок

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 2
  • Регистрация: 28.5.2011
  • Из: Пермь
  • Номер участника: 107440
Предупреждение

Людмила, посмотрела лист оценивания по курсу. Мне, видимо, сразу более-менее было понятно, что вы оцениваете.
По форме технические замечания такие:
- выпадающий список на странице 1 не появляется,
- на странице 2 в критерии "оформление ссылок" высокий и низкий уровень совпадают (надо в разделе "высокий" напечатать верный критерий")

В чем соглашусь с Еленой:
1. Всегда в оценивании должно присутствовать целеполагание. Но если вы ставили целью освоение сервисов и т.п., то какой-то критерий должен отражать и этот пункт (освоены все сервисы?) Вообще позиция целеполагания - самая важная. Так же как и позиция своевременности и регулярности.
2. Возможно, критерии 1 и 2 можно совместить? (про регулярность и срок выполнения)

Еще вопросы: работы выполнялись индивидуально? Предполагалась ли взаимооценка учащихся? может, имеет смысл в следующем году добавить этот пункт?
И еще есть ли критерий, который показывает степень реализации способностей ученика при выполнении работ (поясню: слабый ученик сделал среднюю работу на пределе своих возможностей, сильный ученик "схалявил" и сделал в обще-то приемлемую работу).

Но это так, идеи, тот идеал, к которому хотелось бы приближаться.
Очень жду вашего поста по структуре курса, это для меня очень интересно - возможно, мы с моими учениками местами делаем нечто похожее.

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Цитата(maria.zilber @ 27.5.2013, 10:03)
Людмила, посмотрела лист оценивания по курсу. Мне, видимо, сразу более-менее было понятно, что вы оцениваете.
По форме технические замечания такие:
- выпадающий список на странице 1 не появляется,

Думаю, это из-за уровня доступа к конкретному файлу. В копии файла все должно работать.


Цитата(maria.zilber @ 27.5.2013, 10:03)
В чем соглашусь с Еленой:
1. Всегда в оценивании должно присутствовать целеполагание. Но если вы ставили целью освоение сервисов и т.п., то какой-то критерий должен отражать и этот пункт (освоены все сервисы?) Вообще позиция целеполагания - самая важная. Так же как и позиция своевременности и регулярности.

Да, согласна, частично о целеполагании написала выше. В данном случае стояла довольно скромная, но для нас пока еще трудная задача - научиться пополнять портфолио систематически и оформлять его грамотно.


Цитата(maria.zilber @ 27.5.2013, 10:03)
Еще вопросы: работы выполнялись индивидуально? Предполагалась ли взаимооценка учащихся? может, имеет смысл в следующем году добавить этот пункт?
И еще есть ли критерий, который показывает степень реализации способностей ученика при выполнении работ (поясню: слабый ученик сделал среднюю работу на пределе своих возможностей, сильный ученик "схалявил" и сделал в обще-то приемлемую работу).


Да, подавляющее большинство работ в этом курсе - индивидуально. Со взаимооценкой пока не работаем, эту трудную задачу пока не решали.
По второму вопросу - не очень поняла, да и не согласна с подходом в категориях "сильный-слабый ученик". Речь идет об оценке продукта деятельности - портфолио, а не самого ученика.

Цитата(maria.zilber @ 27.5.2013, 10:03)
Очень жду вашего поста по структуре курса, это для меня очень интересно - возможно, мы с моими учениками местами делаем нечто похожее.

Постараюсь в июне, спасибо за интерес и поддержку!

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 39
  • Регистрация: 13.8.2013
  • Из: Саратовская область, город Шиханы
  • Номер участника: 133654
Предупреждение

Огромное спасибо за все статьи по дистанционному использованию сайтов Google!!!

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение


Мое изображение

Статьи по этой теме

Мои ссылки в блоге

31 пользователей просматривает
31 гостей
0 участников
0 анонимных участников
Google.com

Последние записи

Последние комментарии

Поиск в блоге


Статьи по этой теме

Категории

Наверх