Образовательная галактика Intel®

Блог Участника

Запись блога

Набросаем портфолио на карту...

Этот пост - в продолжение разговора о профессиональном портфолио, начатом публикацией Э-портфолио учителя - для кого и для чего?...
Поясню, почему есть желание продолжать разговор.



С одной стороны, довольно распространено мнение, что исключительное назначение портфолио - помочь учителю представить свой опыт и достижения к аттестации. С подобной точкой зрения можно познакомиться, например, изучая материалы обсуждения на форуме Галактики. Метафоры, которые учителя употребляют при описании портфолио, отражают процессы коллекционирования, накопления, упорядочивания: "копилка", "сундучок", "багаж", "папка", а еще часто встречается "выставка"...
Такая трактовка может довольно сильно влиять на содержание и форму электронного портфолио тех учителей, кто еще только собирается его создать. Точнее сказать - может сильно ограничивать автора, сковывать фантазию, ограничивать круг идей... Почему? Да потому что "предъявление опыта" или "демонстрация достижений" чаще всего подчинены каким-то внешним условиям "инстанций" и "комиссий".


Пример осмысления портфолио, как "копилки" через ментальную карту от одной из участниц "Сетевого экстрима"*.

Но есть и другое мнение: портфолио учитель создает, в первую очередь, для себя (и своих потенциальных читателей - учеников, родителей, коллег), поэтому в вопросах оформления и содержания портфолио учитель должен быть абсолютно свободен, никто ему здесь не указ! Долой ограничения - да здравствует полная свобода творчества и самовыражения! В портфолио можно помещать ссылки не только на конспекты и учебные проекты, но и на личные фотоальбомы, и, может быть даже на то, что просто найдено в интернете, что понравилось и что захотелось "утащить" к себе...

Разворачивая рассуждения о наполнении портфолио, учитель пишет:
Цитата
Возможно, мне хотелось бы наполнять его материалами для себя, положить в него что-то такое, что будет меня радовать (фотографии родных) и восхищать (лирические стихотворения), напоминать мне о приятных минутах (личные записи).


и потом сам себя дополняет:
Цитата
Конечно, я сначала расскажу о себе, похвалюсь своими достижениями и достижениями своих учеников, а потом буду аккуратно складывать в него конспекты удачных уроков, какие-то методические находки, нужные и важные документы, рекомендации для моих учеников и родителей и много-много того, что находишь...


Где же истина? Что положить в портфолио: материалы для себя, рекомендации для учеников и родителей или отчеты для комиссии?

Для поиска ответа вернемся к ключевому вопросу:

Зачем портфолио учителю?
То, что содержится в многочисленных источниках, можно кратко обобщить. Портфолио нужно для решения следующих задач:
  • для самопрезентации;
  • для предъявления результатов и достижений;
  • для обобщения своего опыта и систематизации материалов;
  • для обмена опытом и установления контактов/связей;
  • для использования в качестве инструмента анализа и рефлексии профессиональной деятельности;
  • для расширения возможностей получения внешней оценки;
  • для признания в профессиональном сообществе.

Могут быть и другие задачи, в решении которых учителю может помогать его портфолио, например: карьерный рост, поиск работодателя, получение более интересной работы и т.д. Но в этом случае портфолио учителя не может быть таким же, как у всех, как у других. Как раз в этом случае оно должно отличаться от других, привлекать внимание - дизайном, интересной подачей, технологическими решениями и, конечно же, аутентичным содержанием.

Но чему именно будет посвящено это содержание?

Одно из назначений портфолио - отражать профессиональную личность учителя, рассказывать другим о своем авторе! А какими средствами это будет сделано - действительно зависит только от нашей фантазии. Не только с помощью текстов, не только с помощью интересных заголовков меню или продуманной навигации сайта. Здесь все имеет значение! Допустим, материалы у вас за много лет работы накоплены, и с платформой, на которой вы будете строить свой сайт-портфолио, вы тоже определились, самое время схематично изобразить свое портфолио.

Начнем с продумывания структуры и содержания...

Сразу, с чистого листа, спроектировать целостное портфолио невозможно - нужно начать с наброска - порисовать, пофантазировать. Конечно, это можно сделать с помощью бумаги, но можно для этой цели выбрать и веб-инструменты. Приведу здесь в качестве примера несколько таких эскизов, или, как они были названы - "карт вебфолио", созданных учителями Псковской области во время "Сетевого экстрима"*. Они были выполнены с использованием инструментов Google-рисунки, работы публикуются с согласия их авторов.






Как видим, все эти работы разные, в них не повторяются ни разделы сайтов-портфолио, ни названия материалов. При этом все карты хорошо отображают несколько из назначений портфолио: быть визиткой, представлять учителя в Сети, быть хранилищем для материалов. Но есть и еще одна очень важная примета, в интерпретации авторов этих карт портфолио становится инструментом социальным: есть разделы для учеников и родителей, есть также упоминание об обмене опытом.
Кроме того, видна тенденция "портфолио-папку" оснастить технологиями: среди элементов и составных частей портфолио упоминается обратная связь, поиск по сайту, календарь событий. Одна из особенностей, объединяющей все четыре карты вебфолио, - это обязательное упоминание каких-либо технологических решений (использование веб-сервисов), например, для более оперативного обновления сайта (использование встроенных документов Google), или для создания дополнительного раздела (календарь, карты, фотоальбомы), или для придания сайту большей интерактивности (комментарии, гостевая и т.д.)

И опять обратимся к мнению участницы "Сетевого экстрима". Метафора "копилки" присутствует в самом начале этого определения портфолио. Но теперь это уже копилка - открытая и для других:
Цитата
Портфолио - это эксклюзивная копилка педагога. Её эксклюзивность проявляется не только в том, что в ней будут содержаться уникальные материалы, которые принадлежат конкретному педагогу, но и в её “открытости”, т.е. в случае необходимости взять какой-либо материал или документ, "разбивать" её не придется. Очень удобно все хранить в одном месте, ничего не потеряется.


Продолжение следует...

*Сообщество учителей Псковской области в G+

Комментарии

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 660
  • Регистрация: 27.4.2010
  • Из: Ростовская область
  • Номер участника: 84801
Предупреждение

Да, сегодня тема создания электронного портфолио для педагогов нашей школы актуальна. К концу мая нужно администрации сдать электронный вариант портфолио. Для тех, кто не работает ( = создает) с электронными ресурсами это проблема. Дала ссылку на Ваши материалы коллегам, пусть учатся smile.gif Хотя лично для меня не совсем понятно, зачем администрации наши электронные портфолио...

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 496
  • Регистрация: 29.9.2012
  • Из: Мордовия
  • Номер участника: 119525
Предупреждение

А мне очень понравились примеры портфолио. Сразу захотелось подобное сделать самой. Обязательно попробую.


--------------------
Козлова Валентина Павловна

Статьи по этой теме

« Май 2017 »
ВПВСЧПС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Последние записи

Мои ссылки в блоге

Последние комментарии

Мое изображение

9 пользователей просматривает
9 гостей
0 участников
0 анонимных участников

Категории

Поиск в блоге


Наверх