Образовательная галактика Intel®

Блог Участника

Запись блога

Артефактогогика... или в поисках другого глобуса

Спасибо chuchamucha и всем участникам дискуссии в ее блоге, которые подтолкнули меня дописать эту историю про "артефакты"...
Немного предыстории... Началось все с весеннего открытого заседании Клуба сетевого взаимодействия - коллективной мастерской, где мы составом человек в 50 играли с "артефактами".* Мы - это учителя школ Санкт-Петербурга и гости Клуба, впрочем, некоторые гости - уже постоянные. А еще про "глобус"...***
Получилось так, что для обозначения всего того, что происходило на заседании Клуба в течение нескольких часов и продолжилось в виртуале, мы потом придумали даже свое название Артефактогогика или Артефакт-педагогика...
О предложенных на Клубе "артефактах" и том, что из них сделали творческие учителя, подробно написала в своем блоге Мария Сонина, поэтому повторяться не буду. А лучше, пожалуй, коротко расскажу об идее "артефактогогики"...

Об артефактах. Краткое введение в тему...


Артефактом мы назвали любой объект, который попался на глаза, чем-то привлек внимание, заинтересовал, вызвал вопрос или удивление. Артефактом может быть все, что угодно: текст, картинка, короткое видео, схема..., то есть, любой цифровой объект. Гипотеза состоит в том, что учитель на основе такого объекта, отталкиваясь от него, может спроектировать и организовать обучение детей. Только вот обучение... чему? Какие цели поставит учителя для себя и учеников на таком "уроке вокруг артефакта"? Через какие формы учебной деятельности попытается это сделать? Какие результаты обучения запланирует и как сможет отследить?

Особенность артефакта - его неизвестные свойства, которые необходимо сначала исследовать и описать (в нашем эксперименте получилось так, что объекты были практически все цифровыми, но не исключен вариант, что это может быть и реальный физический объект). Скажем, на первый взгляд, объект представляется материалом для отработки каких-то конкретных учебных навыков ("взятых" с нижних "этажей" пирамиды Блума), потом эти свойства объекта дополнительно исследуются, уточняются, в результате выдвигаются другие идеи - которые позволяют обогатить, а, возможно, и полностью изменить первоначальный сценарий и выдвинуть в его рамках более сложные учебные цели... А потом, в ходе дальнейшего исследования и обсуждения, выясняются новые, какие-то другие, более ценные свойства объекта, которые вначале не были замечены, параллельно предлагаются и конкретизируются варианты контекста, в который можно погрузить данный объект.
Разумеется, это очень схематичное описание мастерской, ее первый "слепок". Но важно то, что в ходе мастерской может быть создано целое множество разных продуктов - уникальных учебных сценариев.

Кроме того, работа с артефактами - творческая и развивающая мастерская для учителей, в которой они учатся проектировать учебную ситуацию на незнакомом и даже иногда противоречивом для них материале. В одной группе (а подобный практикум обязательным условием предполагает групповую работу), собираются учителя самых разных предметов. Одна из задач внутри группы, которую ей непременно приходится решать - договориться о теме, о предмете урока, о тех понятиях и концепциях, на которых он будет строиться. Надо отметить, что учителю, который традиционно очень прочно связывает свою учительскую роль с тем предметом, который он преподает, приходится нелегко. В обсуждении внутри групп сталкиваются предметные логики разных дисциплин, сталкиваются тезаурусы и культурные контексты разных педагогов, проблематизируется (как бы подвергается сомнению и пересмотру) весь предшествующий опыт учителей. Как выразилась одна из участниц: "и предметники наступают на горло собственной песне". Таким образом, участники группы неизбежно в процессе мастерской приходят к идее метапредметности, которую они пытаются развернуть в учебном сценарии и отразить в планируемых результатах обучения.

В качестве иллюстрации к описанию идеи, моя личная рефлексивная запись после мастерской на Клубе, в которой отражены все этапы "поиска истины" в процессе проектирования:

Цитата
Испытала радость открытия, работая в нашей группе. Все имело значение: первоначальное затруднение, попытка сконструровать "урок литературы" по схеме "исследовательский проект", по схеме, которая уж очень явно напрашивалась, потом разрушение первоначального плана, попытка посмотреть на наш артефакт из другой позиции и под другим углом, потом "спор предметника с надпредметником ", выявление нового предмета, теперь уже - предмета рассмотрения, потом поиск других артефактов на ту же тему, помогающих уточнить этот предмет, потом лихорадочные попытки выстроить сценарий "диалога учителя с учеником" уже на новом предмете, потом кончилось время...


Приведу несколько примеров "артефактов", которые, подозреваю, ждут своего часа. smile.gif Они были найдены разными участниками вирутального клубного сообщества.

Артефакт №1. Шкала масштабов Вселенной**

Посмотрите, какой интересный ресурс. Но посмотрите на него, пожалуйста, стараясь увидеть в нем артефакт-индуктор: Шкала масштабов Вселенной. К нему оставляют восторженные отзывы и лайки, но интересно другое, как можно его можно использовать для вызова? Для того, чтобы удивить, восхитить, заставить задуматься... Первая мысль - прямое и логичное продолжение слова в названии "мастштаб". Если масштаб, значит, точно урок математики? Или, может быть, урок биологии, ведь на анимированной схеме есть животные и растения? А может быть, в связи с наличием многочисленных небесных тел и объектов логично говорить об астрономии? Или о физике атома и ядра, раз туда включены элементарные частицы?

В том-то и плюс настоящего, яркого "артефакта", что от него любой предметник может оттолкнуться, на нем есть куда развернуться и куда повести...
Вот, посмотрите, какой тут можно устроить настоящий урок литературы с Осипом Мандельштамом:

Цитата
Если все живое лишь помарка
За короткий выморочный день,
На подвижной лестнице Ламарка
Я займу последнюю ступень.

К кольчецам спущусь и к усоногим,
Прошуршав средь ящериц и змей,
По упругим сходням, по излогам
Сокращусь, исчезну, как протей.

http://kogni.narod.ru/lamark.htm


А как можно играть в слова! Тут у МандельШТАМа еще точнее (в привязке к чудному масШТАМометру):

Цитата
И я выхожу из пространства
В запущенный сад величин,
И мнимое рву постоянство
И самосогласье причин.
И твой, бесконечность, учебник
Читаю один, без людей —
Безлиственный дикий лечебник, —
Задачник огромных корней.


Тема "масштаба природы" в поэзии есть еще у Заболоцкого: "Во многом знании — немалая печаль..." или Я НЕ ИЩУ ГАРМОНИИ В ПРИРОДЕ, а как сильно его "Предостережение"?

Артефакт №2. Сомнительная инструкция

Этим и интересна инструкция, что составлена-то она точно и корректно, при том, что вообще есть вопрос о правомерности ее появления. Но именно этим как раз и выделяется, и запоминается, в отличие от многих других инструкций, которые можно обнаружить в пределах вытянутой руки.
И второй вопрос: будешь ли ты сам ею пользоваться? И в каких случаях? И есть ли такая ситуация, когда точно воспользуешься, на все 100%?

Может ли данный "артефакт" быть использован в рамках какого-то учебного предмета? И какого?

Артефакт №3. Плакат "Круиз по Волге"


Идеи, которые приходят в голову при первом взгляде на плакат, что тут хорошо было бы поработать на сравнении, причем, в нескольких аспектах.
1. Сравнить подход к рекламе "тогда и теперь" (дизайн, содержания, целевая аудитория и т.д.).
2. Сравнить сами возможности речного туризма "тогда и теперь".
3. Наверное, можно было бы и стоимость сравнить, если бы удалось вывести коэффициент для их преобразования "тогда и теперь".

А на какой сценарий еще провоцирует сей артефакт? smile.gif

В завершение поста, который, надеюсь, будет иметь какое-то продолжение, приведу запись из ленты Елены Ворониной, автора блога "Оно вам надо!":

Цитата
О чём задумалась? Цифровой ресурс учителя, живущий сам по себе в сети, мёртв. Дети сами ногами туда не идут, пока не покажешь, сказку не расскажешь и не объяснишь медленно и печально всё, что понаписано. Это я два года назад питалась иллюзиями, что изголодавшиеся по информации дети, увидев блог учителя, скажут: «Не может быть! Марьиванна дошла до нашего уровня. Все бежим читать!» Не бегут. И постоянно приходится заманивать.


Что вы, уважаемые коллеги, думаете по поводу всего написанного? Есть, например, идея, что подобные педагогические мастерские в виде "игры с артефактами" можно проводить и в виртуальном формате. Надо как-нибудь попробовать...

Не совсем обычные ресурсы, на которые можно отправиться в поисках "другого глобуса" (с благодарностью к авторам, которые делятся ссылками в соцсетях: Елене Ворониной, Елене Шевчук, Марии Сониной, Анатолию Шперху, Марине Курвитс и другим сетевым активистам):

Ресурсы для поиска "артефактов" на английском языке:

* Тут надо обязательно добавить, что на очных заседаниях Клуба сетевого взаимодейстия нередко возникалали интересные инициативы, связанные непосредственно с галактическими проектами. Один из примеров описан мной в постах Проблематизация "от тумбочки"
и Рождение тренинга "Посетители музеев"
** Все приведенные примеры были найдены разными людьми в Сети и опубликованы в разделе с одноименным названием сообщества в G+.
*** "про другой глобус" - это лого или мотто мастерской (принадлежит бессменному лидеру питерского Клуба Ю.Ээльмаа)

Комментарии

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 666
  • Регистрация: 10.9.2011
  • Номер участника: 110481
Предупреждение

Долгожданная статья! Спасибо! Такие интересные артефакты-примеры! Особенно впечатлил с объявлением! Уже приготовила скинуть его нашему учителю физики. Она обожает подобные варианты начала урока! С Вашего позволения, Людмила, ознакомлю педагогов на первой встрече "Школа успешного учителя" с артефактпедагогикой (пусть и непризнанной еще пока)! Постараемся дополнить этот список!

Благодарю также за карманного ученого! С сентября запускаем радио, и их подкасты будут как никогда кстати!

И какая классная идея - подбирать плакаты/афиши и пр. из прошлого и проводить анализ/аналогию с сегодняшним временем!


--------------------
С уважением,
Малкова Анна

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 3102
  • Регистрация: 25.9.2012
  • Из: Воронеж
  • Номер участника: 119277
Предупреждение

Ах, Людмила Викторовна, зашла в Ваш блог, вроде и пост не такой огромный, а зависла на несколько часов: потянулась цепочка ссылок, и никак уж не пройти мимо! biggrin.gif Столько новых слов и подходов узнала, с фокальными объектами заодно познакомилась...

Спасибо за очень интересные материалы. Эмоциональный, яркий стиль, которым Вы пишите, делает чтение каждой статьи маленьким праздником!

Посмотрев обсуждение вот по этой ссылке, я поняла, что Вы подразумевали под направляемой дискуссией. Но что мотивировало людей к такой высокой активности, осталось за кадром. smile.gif Хотя и я на себе ощутила Ваше влияние: сразу в голове стал формироваться ответ на вопрос о мультдидактике. biggrin.gif

А артефакты - это здорово!
Но мы исходим из того, что у нас есть что-то "удивительное" и надо придумать, где и как его использовать. А в жизни ситуация наоборот: вот есть урок, и где найти к нему артефакт? Видимо, надо иметь целую коллекцию "про запас", надеясь, что в нужный момент наш мозг сам подскажет подходящий вариант, вспомнит нужное "удивление".

А ссылка на урок со стихами Мандельштама, к сожалению, не открывается. Говорит: "страницы не существует".

Сообщение отредактировал Елена Пономарева - 8.8.2013, 12:50

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 3102
  • Регистрация: 25.9.2012
  • Из: Воронеж
  • Номер участника: 119277
Предупреждение

Цитата(chuchamucha @ 8.8.2013, 10:20)
Такие интересные артефакты-примеры! Особенно впечатлил с объявлением! Уже приготовила скинуть его нашему учителю физики.

А почему только физику? На мой взгляд, объявление можно использовать везде, где идет речь об инструкциях - это раз. Например, в химии на начальном этапе много алгоритмов: алгоритм составления формул, алгоритм решения задач и т.д. Я бы взяла его (если бы бы была филологом biggrin.gif) к теме о средствах выразительности речи. Ведь самое сложное в речи: сказать так, чтобы тебя поняли, откликнулись эмоционально и запомнили. К этому мы стремимся и в письменной речи, и при устном выступлении. Артефакт - ключик к такому разговору. Хотя готовить детей к устному выступлению приходится всем предметникам, не только филологам.

Новичок

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 1
  • Регистрация: 19.5.2010
  • Номер участника: 85083
Предупреждение

Люда, спасибо большое за пост, хороший опыт построения теории артефакт-педагогики (мне все же больше нравится такое определение).
Ты пишешь, что чертами артефакта может быть любой объект, вызывающий вопрос/удивление и изначальная неочевидность его свойств. Мое эго тут бунтует biggrin.gif Когда говорят «любой» — это как бы размывание идентичности. Все можно назвать артефактом или все-таки...?

Посмотрим на сам термин:

А: явление, процесс, предмет, свойство предмета или процесса, появление которого в наблюдаемых условиях по естественным причинам невозможно или маловероятно. Появление артефакта, следовательно, является признаком целенаправленного вмешательства в наблюдаемый процесс, либо наличия неких неучтённых факторов.

В любом научном эксперименте — экспериментальный результат (или отклонение экспериментального результата, обладающее свойствами стабильности и воспроизводимости), причиной появления которого является влияние средств проведения эксперимента на изучаемый процесс, дефекты методики, влияние субъективного фактора (внушение или самовнушение испытуемого или экспериментатора).


Это означает, что лежащий на дороге камень, текст или растущее дерево само по себе артефактом не является. Не является до той поры, пока мы его не помещаем в контекст (удивление/вопросы/исследование). В «Отцах и детях» Базаров идет на глазах Павла Петровича напрямую через клумбу, как бы говоря, что клумба как атрибут парковой культуры, для него не имеет никакого семиотизированного значения (как для ПП). Это как пример конфликта, когда для одного объект артефактом является, а для другого нет.

Т.е. артефакт — это контекстуализированный, знаковый объект. Что же порождает этот контекст — целенаправленная деятельность педагога. Значит первым моментом артефакт-педагогики будет способность превращения объекта в артефакт путем порождения этого контекста. Про формы контекстуализации надо думать отдельно, хотя, я думаю, они вполне исчисляемы.

Второе. Продолжаю тебя. Свойства артефакта должны быть не видны изначально. Это сложно: одному видны, другому нет. Кроме того, встает вопрос о том, что вот я увижу какие-то допсвойства, постепенно мы их откроем, а к каким учебным результатам это приведет? Все ли результаты нам нужны или они априорно случайны? Или выявление свойств артефакта должно приводить к заранее сформулированным учебным результатам? Не знаю.

В этом смысле вторым обязательным качеством образовательного артефакта я бы назвал педагогическую многоитерационность (прости, как-то сказанулось). То есть результат должен быть оправдан педагогически + свойства должны появляться в ходе ряда определеленных исследовательских шагов по их выявлению.

Тогда можно будет более точно идентифицировать А. и отделить его от просто объектов.

А вот как научить людей эти А. видеть и формулировать — вопрос отдельный.

Готов продолжить разговор.

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 947
  • Регистрация: 20.8.2012
  • Из: Нижний Тагил
  • Номер участника: 117773
Предупреждение

Я знаю, что к педагогическим средствам относится всё из духовной и материальной культуры, используемое для решения педагогических задач. Я понимаю, что артефакты являются педагогическими средствами. Я хочу создать картотеку (медиатеку) артефактов. Мне надо решить проблему: каковы основания классификации артефактов. Не от артефактов к возможностям использования в решении педагогических задач, а от задач к артефактам unsure.gif


--------------------
Вы полагаете, всё это будет ...

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 666
  • Регистрация: 10.9.2011
  • Номер участника: 110481
Предупреждение

Цитата(Елена Пономарева @ 8.8.2013, 13:27)
А почему только физику? На мой взгляд, объявление можно использовать везде, где идет речь об инструкциях - это раз.


Елена Александровна, слово "только" не звучало ;) И вариантов можно действительно предложить уйму: перевести с русского на иностранный, придумать продолжение, составить комикс-ситуацию, найти ошибки, разучивать тему "не" слитно или раздельно, можно проанализировать почерк или расшифровать аббревиатуру P.S. smile.gif

Это к вопросу о "про запас" ;)

Цитата(Елена Пономарева @ 8.8.2013, 13:27)
Видимо, надо иметь целую коллекцию "про запас", надеясь, что в нужный момент наш мозг сам подскажет подходящий вариант, вспомнит нужное "удивление".


Можно из одного А сделать множество аааааааааааа biggrin.gif

Сообщение отредактировал chuchamucha - 8.8.2013, 14:56


--------------------
С уважением,
Малкова Анна

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 5510
  • Регистрация: 27.11.2010
  • Из: Новосибирская область
  • Номер участника: 93856
Предупреждение

Людмила Викторовна, спасибо за систематизацию артефакт-педагогики.Хотя я участник названного вами сообщества в G+ и поэтому имела возможность видеть примеры коллег по отбору артефактов, но ваш пост все же добавил ясности, хотя и не во всем. Впрочем, и ваша цель идентична-разобраться с этим явлением в педагогике.
Можно ли артефакт считать одновременно и индуктором, и мотиватором, и объектом исследования? Что-то мне подсказывает, что да smile.gif
По крайней мере, артефакт №3 мне именно таким и представляется...
Цитата
Гипотеза состоит в том, что учитель на основе такого объекта, отталкиваясь от него, может спроектировать и организовать обучение детей. Только вот обучение... чему? Какие цели поставит учителя для себя и учеников на таком "уроке вокруг артефакта"? Через какие формы учебной деятельности попытается это сделать? Какие результаты обучения запланирует и как сможет отследить?

А у вас уже есть ответ на вопрос как можно работать с артефактом?
Возможен ли такой алгоритм:
  • Задания до предъявления артефакта
  • Задания во время его предъявления
  • Задания после его предъявления
  • Творческое задание на основе артефакта?

выберу как пример артефакт №3
до его предъявления:
Предлагаю пофантазировать и представить что будет написано и изображено на рекламной афише круиза по Волге 60х годов (если не ошибаюсь с датами) 20 века (как вариант-изобразить на листе ватмана)
После работы групп, пар, в пленуме выдаются результаты, они собираются на доске
Предъявляется рекламная афиша-идет сравнение предположений учеников и реальности, обсуждаются результаты. Обсуждаются гипотезы исследовательской части-возможно, это будет утверждение на афише:Круиз по Волге-лучший отдых
во время предъявления:
вычленить нужную информацию различными способами-ответы на вопросы ( о маршруте,о стоимости.др.детали, например, марка корабля, его технические характеристики, вместимость, комфортность и проч., какие социальные группы могли позволить себе такое путешествие), заполнение таблиц данными афишы и т.д. Результаты групп обсуждаются в пленуме, выступления дополняются , задаются вопросы, выдвигаются аргументы и контраргументы по доказательству тезисов выступающих
после предъявления
в зависимости от цели учителя и учеников- сравнение реалий, связанных с отдыхом в прошлом веке и нынешнем времени, стоимости тура, затраченных денег в сравнительном к зарплате плане, маршрут круиза- тогда и сейчас-что изменилось/не изменилось и т.д
творческое задание-оформить результаты работы : инфографика, доклад, сообщение, письмо в прошлое и проч.
Какая предметная область затронута такой работой? История, обществознание, география, экономика, тех.науки и ?

Сообщение отредактировал lena1 - 8.8.2013, 16:40


--------------------
Елена Александровна Годунова, с наилучшими пожеланиями ко всем пользователям портала

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 3102
  • Регистрация: 25.9.2012
  • Из: Воронеж
  • Номер участника: 119277
Предупреждение

Цитата(lena1 @ 8.8.2013, 17:28)
Какая предметная область затронута такой работой? История, обществознание, география, экономика,черчение и ?

Вот-вот, читала, Елена Александровна, Ваш комментарий и усиленно ломала голову, на каком предмете будет развертываться сценарий вокруг артефакта? biggrin.gif
А Вы и сами тот же вопрос задаете!
Коллеги, ведь предметы еще никто не отменил. И темы, которые должны быть изучены, четко определены программой. Конечно, метапредметные результаты - тоже наша цель. Но все-таки формировать их надо в рамках того материала, который мы изучаем. Сначала тема, а уж потом артефакт к ней.
Давайте спросим у предметников, в рамках какой темы в своем предмете каждый видит применимость этого артефакта? А уж потом будем строить урок - метапредметный или как получится.
Может быть, учителя начальных классов тоже что-то скажут? Не только предметники.

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Дорогие коллеги и друзья, очень сожалею, что не могу отвечать развернуто, поскольку нахожусь сейчас в дальней поездке с очень ограниченным доступом к интернету... Но сегодня смогла прочитать все комментарии к посту и хочу сказать всем слова признательности, надеюсь не только ответить спустя несколько дней, но и обсудить возможные варианты проведения виртуальной мастерской с артефактами. Мне кажется, многие вопросы, которые вы, коллеги, ставите в своих комментариях, могут быть разрешены в процессе мастерской по конструированию сценариев вокруг артефактов.
Всем еще раз спасибо!

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 666
  • Регистрация: 10.9.2011
  • Номер участника: 110481
Предупреждение



--------------------
С уважением,
Малкова Анна

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 5510
  • Регистрация: 27.11.2010
  • Из: Новосибирская область
  • Номер участника: 93856
Предупреждение

Анна Вячеславовна, ваша находка удивляет, несомненно, заставляет остановиться (как и написано!) и задуматься. Как мотиватор сработает, на мой взгляд.Но вот есть ли в ней исследовательский потенциал, которым должен обладать артефакт?


--------------------
Елена Александровна Годунова, с наилучшими пожеланиями ко всем пользователям портала

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 666
  • Регистрация: 10.9.2011
  • Номер участника: 110481
Предупреждение

Цитата(lena1 @ 9.8.2013, 7:10)
Анна Вячеславовна, ваша находка удивляет, несомненно, заставляет остановиться (как и написано!) и задуматься. Как мотиватор сработает, на мой взгляд.Но вот есть ли в ней исследовательский потенциал, которым должен обладать артефакт?


Просто начала искать интересные объявления. Очень это "зацепило".


--------------------
С уважением,
Малкова Анна

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 3102
  • Регистрация: 25.9.2012
  • Из: Воронеж
  • Номер участника: 119277
Предупреждение

Цитата(lena1 @ 9.8.2013, 7:10)
Анна Вячеславовна, ваша находка удивляет, несомненно, заставляет остановиться (как и написано!) и задуматься. Как мотиватор сработает, на мой взгляд.Но вот есть ли в ней исследовательский потенциал, которым должен обладать артефакт?

Елена Александровна, а по-моему из любой вещи, которая привлекла неожиданностью, заворожила, можно сделать артефакт. Ведь артефакт - это еще не учебный материал, а только мостик к нему. "... смотрите на небо, и созерцайте, как удивительна жизнь". А чему мы в небе можем удивиться? (Это вопрос для детей) И почему удивиться? Почему ЭТО удивительно? А ЭТО может быть и физика, оптика (голубизна неба, радуга, свет), и география (облака, ветер, климат), и биология (птицы). Думаю, это далеко не все ниточки. Ведь есть еще и космос, и иные миры, и вечная тяга человека ввысь, хотя бы метафорически. Не права?

Сообщение отредактировал Елена Пономарева - 9.8.2013, 10:08

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Успеваю ответить только на последние посты, да извинят меня коллеги...
Я разделяю мнение Елены Александровны о том, что артефактом для помещения в культурный, природный и любой другой контекст, может быть любой объект. Его уникальные свойства конечно очень важны для выстраивания учебной ситуации и учебного сценария, но самое важное, на мой взгляд, свойства самого педагога, его способность исследовать объект и найти пути погружения его в необходимый контекст, актуальный и уместный. В этом и состоит главная идея открытых задач для педагогов на которых он может нарастить эти редкие компетенции (по сравнению с его компетенциями, как предметника)...

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 666
  • Регистрация: 10.9.2011
  • Номер участника: 110481
Предупреждение

Сегодня, дописывая свой пост, наткнулась на рубрику "Бизнес-линч" у А.Лебедева и поняла, что некоторые иллюстрации, макеты рекламы, книжные обложки и т.п. могли бы стать А.


--------------------
С уважением,
Малкова Анна

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 5510
  • Регистрация: 27.11.2010
  • Из: Новосибирская область
  • Номер участника: 93856
Предупреждение

Цитата(Елена Пономарева @ 9.8.2013, 11:08)
Цитата(lena1 @ 9.8.2013, 7:10)
Анна Вячеславовна, ваша находка удивляет, несомненно, заставляет остановиться (как и написано!) и задуматься. Как мотиватор сработает, на мой взгляд.Но вот есть ли в ней исследовательский потенциал, которым должен обладать артефакт?

Елена Александровна, а по-моему из любой вещи, которая привлекла неожиданностью, заворожила, можно сделать артефакт. Ведь артефакт - это еще не учебный материал, а только мостик к нему. "... смотрите на небо, и созерцайте, как удивительна жизнь". А чему мы в небе можем удивиться? (Это вопрос для детей) И почему удивиться? Почему ЭТО удивительно? А ЭТО может быть и физика, оптика (голубизна неба, радуга, свет), и география (облака, ветер, климат), и биология (птицы). Думаю, это далеко не все ниточки. Ведь есть еще и космос, и иные миры, и вечная тяга человека ввысь, хотя бы метафорически. Не права?

Трудно ответить на ваш вопрос, Елена Александровна, потому как явление для меня новое ,требующее осмысления, и я вижу пример Анны Вячеславовны, как и писала, мотиватором и индуктором, создающим атмосферу поиска, раздумий. Вы это и подтверждаете своими размышлениями.Чем, например, этот объект выигрышнее фотографии звездного неба или птицы? Если уж идти от него, то в философскую плоскость- о мимолетности жизни, о ее ценности, о ритме современной жизни-
Цитата
Постойте здесь минутку в тишине, посмотрите на небо и поразмышляйте над тем как замечательна жизнь!
Не вижу того, что вы увидели sad.gif


--------------------
Елена Александровна Годунова, с наилучшими пожеланиями ко всем пользователям портала

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 3102
  • Регистрация: 25.9.2012
  • Из: Воронеж
  • Номер участника: 119277
Предупреждение

Цитата(lena1 @ 9.8.2013, 17:14)
Чем, например, этот объект выигрышнее фотографии звездного неба или птицы? Если уж идти от него, то в философскую плоскость - о мимолетности жизни, о ее ценности, о ритме современной жизни - Не вижу того, что вы увидели sad.gif

Небо бывает звездным, чистым, безоблачным, солнечным, пасмурным, с радугой, затянутым тучами, с кружащими беспокойно птицами или даже летящим где-то очень высоко журавлиным клином, низким серым или высоким лазурным, с кучевыми облаками и перистыми... Преимущество этого объекта - на нем нет неба: мы можем представить его, каким хотим. Помните: "Вот тебе ящик. А в нем сидит такой барашек, какого тебе хочется"? Мы не ограничиваем ни фантазию ребенка, ни нашу ситуацию. Мы можем выйти в любую плоскость.
Здесь преподавателю иностранного, конечно, сложнее. Вы перевели, что там написано, и сделали то, что просят - задумались о жизни. У меня знания языка остаточные, из школы и вуза, я удивилась тому, что кто-то повесил такое объявление, и представила небо. Я пока не знаю, где использовать эту вещь на химии, но обязательно где-нибудь это сделаю и посмотрю, как это сработает. smile.gif
Спасибо за сомнения! Иногда именно они становятся двигателем фантазии.

Сообщение отредактировал Елена Пономарева - 9.8.2013, 21:27

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 5510
  • Регистрация: 27.11.2010
  • Из: Новосибирская область
  • Номер участника: 93856
Предупреждение

Кажется, мы поменялись ролями? smile.gif
Мой вопрос Какая предметная область затронута такой работой? История, обществознание, география, экономика, тех.науки и ? был фигурой речи и за ним следовал ответ, показывающий многопредметность занятия с артефактом №3.
Вы после моей реплики размышляли:
Цитата
Вот-вот, читала, Елена Александровна, Ваш комментарий и усиленно ломала голову, на каком предмете будет развертываться сценарий вокруг артефакта? biggrin.gif
А Вы и сами тот же вопрос задаете!
Коллеги, ведь предметы еще никто не отменил. И темы, которые должны быть изучены, четко определены программой

Теперь вы меня убеждаете, что данное объявление может быть встроено в любой урок, было бы желание учителя. Великая сила искусства? smile.gif\
И родится ли истина в споре к приезду Людмилы Викторовны? biggrin.gif

Сообщение отредактировал lena1 - 10.8.2013, 9:16


--------------------
Елена Александровна Годунова, с наилучшими пожеланиями ко всем пользователям портала

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 3102
  • Регистрация: 25.9.2012
  • Из: Воронеж
  • Номер участника: 119277
Предупреждение

Цитата(lena1 @ 10.8.2013, 10:14)
Кажется, мы поменялись ролями? smile.gif

Нет, Елена Александровна, я и сейчас начинаю с того, что пытаюсь определить, в какой предметной области тот или иной объект использовать и в какой конкретно теме.
Но с артефактом №3 моя фантазия буксует. Могу предложить использовать его в начальной школе. К сожалению не знаю программы, но в моем представлении, они где-то решают задачи с рублями и копейками. Можно составить несколько задач: сколько будет стоить семейное путешествие, на сколько дороже путешествовать от пункта А в пункт Б скорым, чем пассажирско-товарным, сколько сдачи дадут в кассе и т.д. А потом предложить составить задачи самим.

А вот фото плаката на столбе ни к чему особенно не привязано, поэтому встроить его гораздо легче, в силу его неопределенности. Можно, например, обсудить на уроке английского языка, какие объявления стоит размещать таким образом и оформить их по-английски. Думаю, дети будут гораздо прагматичнее.

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 5510
  • Регистрация: 27.11.2010
  • Из: Новосибирская область
  • Номер участника: 93856
Предупреждение

Цитата(Елена Пономарева @ 10.8.2013, 22:47)
А вот фото плаката на столбе ни к чему особенно не привязано, поэтому встроить его гораздо легче, в силу его неопределенности. Можно, например, обсудить на уроке английского языка, какие объявления стоит размещать таким образом и оформить их по-английски. Думаю, дети будут гораздо прагматичнее.


Small joy- вот история маленькой радости( в сервисе Cowbird), которая может служить иллюстрацией к объявлению-человек остановился, задумался о жизни и порадовался ей, при чем поделился своей радостью с другим человеком. Вот в такой связке я еще представляю урок англ.языка с использованием объявления со столба. smile.gif
Согласно правилам убедительной коммуникации

поскольку не совсем согласна с вашей точкой зрения
Цитата
Но с артефактом №3 моя фантазия буксует. Могу предложить использовать его в начальной школе. К сожалению не знаю программы, но в моем представлении, они где-то решают задачи с рублями и копейками. Можно составить несколько задач: сколько будет стоить семейное путешествие, на сколько дороже путешествовать от пункта А в пункт Б скорым, чем пассажирско-товарным, сколько сдачи дадут в кассе и т.д. А потом предложить составить задачи самим

Буду развивать свои тезисы по использованию артефакта №3 в обучении:
Тезис-
Цитата
Какая предметная область затронута такой работой? История, обществознание, география, экономика, тех.науки и ?

Предметная областьВозможное задание
ОбществознаниеТема Социальные группы- какие соц.группы могли себе позволить такое путешествие?
ЭкономикаСколько зарплат требовалось для совершения путешествия и какой% дохода тратился на него?
МатематикаСравнение цен на круиз
География/Экономическая географияМаршрут путешествия,изменения в городах, их достопримечательностях,развитии экономики
История РоссииСрез исторического знания на примере такого путешествия -Что происходило в стране в разных сферах жизни? "круиз в прошлое"

Это не касаясь устройства корабля, его характеристик и сравнения с сегодняшними круизными лайнерами его внешнего вида и внутреннего устройства, а также команды

Сообщение отредактировал lena1 - 12.8.2013, 9:30


--------------------
Елена Александровна Годунова, с наилучшими пожеланиями ко всем пользователям портала

Пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 10
  • Регистрация: 22.4.2012
  • Из: vann1936@gmail.com
  • Номер участника: 115104
Предупреждение

Цитата(Наталь_я @ 8.8.2013, 15:45)
Не от артефактов к возможностям использования в решении педагогических задач, а от задач к артефактам


Двумя руками "за"!. Сначала поставим задачу для совместных действий, а потом подберём артефакт - символ этой задачи (проекта).
Конечно, в креативном подходе правомерна и последовательность "от артефакта...". Но для проектов решения жизненных задач, мне кажется, лучше подбирать подходящие артефакты. Пример: подзорная труба на карте в проекте «Школьная страна: снаряжаем экспедицию»

Кто поможет подобрать артефакт к программе "Основы и технологии информационной культуры личности"?


--------------------
vann1936 для друзей - ВВ

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 3102
  • Регистрация: 25.9.2012
  • Из: Воронеж
  • Номер участника: 119277
Предупреждение

Цитата(vann1936 @ 13.8.2013, 10:26)
Но для проектов решения жизненных задач, мне кажется, лучше подбирать подходящие артефакты. Пример: подзорная труба на карте в проекте «Школьная страна: снаряжаем экспедицию»

Владимир Владимирович, символ - согласна. А почему она артефакт?

Пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 10
  • Регистрация: 22.4.2012
  • Из: vann1936@gmail.com
  • Номер участника: 115104
Предупреждение

Цитата(Елена Пономарева @ 13.8.2013, 12:06)
Пример: подзорная труба на карте в проекте [url="https://edugalaxy.intel.ru/?automodule=blog&blogid=7&showentry=5118"]«Школьная страна: снаряжаем экспедицию»
Владимир Владимирович, символ - согласна. А почему она артефакт?



Артефакт - рисунок "труба на карте". Именно рисунок взят символом экспедиции.


PS: ЕА, оправил Вам по e-mail частное письмо.

Сообщение отредактировал vann1936 - 13.8.2013, 12:55


--------------------
vann1936 для друзей - ВВ

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 5510
  • Регистрация: 27.11.2010
  • Из: Новосибирская область
  • Номер участника: 93856
Предупреждение

Урок Часодейство афоризмов
Описание:

Современный урок литературы – это урок и философии, и культуры, и психологии. Урок литературы «Часодейство афоризмов» - это урок интеллектуального реалити-шоу, где каждый сможет ощутить себя философом, включаясь в игру Мыслей, Реалий, Разума, Ощущений, моделируя «свое время».
Интересно, как от афоризма (артефакта) оттолкнувшись, учитель выстроила урок!


--------------------
Елена Александровна Годунова, с наилучшими пожеланиями ко всем пользователям портала

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 41
  • Регистрация: 17.7.2012
  • Из: г. Называевск, Омская область
  • Номер участника: 116969
Предупреждение

Цитата
"... смотрите на небо, и созерцайте, как удивительна жизнь". А чему мы в небе можем удивиться? (Это вопрос для детей) И почему удивиться? Почему ЭТО удивительно? А ЭТО может быть и физика, оптика (голубизна неба, радуга, свет), и география (облака, ветер, климат), и биология (птицы). Думаю, это далеко не все ниточки. Ведь есть еще и космос, и иные миры, и вечная тяга человека ввысь, хотя бы метафорически. Не права?

Елена Александровна, замечательная идея для артефакта, тем более очень близка мне. Однажды утром, когда я шла в школу, заметила, что небо в то утро было по-особенному красиво. Сразу почему-то пришла мысль в голову, а мои ученики видели эту красоту, заметили или нет. Дай, думаю, узнаю. Открываю дверь и сходу после привычного "Здравствуйте".
- "А небо сегодня цветом какое?" Секундное замешательство - раздумывали... А потом мы говорили о небе... Это было более 10 лет назад. Я тогда совсем не знала, что такое артефакт, но приём мне понравился и даже если артефакт не был связан с темой урока, мы начинали с него. Сейчас, конечно же, я бы подбирала артефакты к теме урока... Хотя можно дать такое задание и детям - пусть сами найдут связь между артефактом урока и его темой. Пятница 13, представляете? А у меня урок в 11 классе, при чём первый и я не историк, но о событии мы с ними поговорили...

Пока создавала пост, подумалось, а разве не каждый объект природы является артефактом? А самый интересный из них - ЧЕЛОВЕК!

Сообщение отредактировал Tatiana Andreeva - 7.9.2013, 15:46

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 41
  • Регистрация: 17.7.2012
  • Из: г. Называевск, Омская область
  • Номер участника: 116969
Предупреждение

Цитата
Есть, например, идея, что подобные педагогические мастерские в виде "игры с артефактами" можно проводить и в виртуальном формате. Надо как-нибудь попробовать...


Людмила, спасибо за интересную информацию. Доступным языком всё рассказываете...
Мне интересен опыт проведения пед.мастерских в виде "игры с артефактами" в виртуале, идея на стадии разработки

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 666
  • Регистрация: 10.9.2011
  • Номер участника: 110481
Предупреждение




Коллеги-физики, это так? smile.gif

Сообщение отредактировал chuchamucha - 29.9.2013, 14:43


--------------------
С уважением,
Малкова Анна

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 3102
  • Регистрация: 25.9.2012
  • Из: Воронеж
  • Номер участника: 119277
Предупреждение

Цитата(chuchamucha @ 29.9.2013, 15:42)

Коллеги-физики, это так? smile.gif

Это к коллегам-химикам. Физики для изучения электролиза берут активные электроды, у них запах хлора не появится. ))))
А химики пользуются инертными. У них все реакции при этом идут в растворе (в борще).
А в голове у детей при этом для информации об электролизе выделяется две разные полочки: это - физика, а это - химия. (((

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Неожиданно всплыло продолжение темы использования артефактов для проектирования учебной ситуации.
Часто обращаюсь к материалам сайта edutainme.ru... и вот вчера очередной подарок от них:

10 ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ, которые окажут самое значительное влияние на образование в ближайшие годы

А там 10-м пунктом: БРИКОЛАЖ!

Цитата
Последний и, пожалуй, самый любопытный принцип. Бриколаж в образовании — это использование для учёбы всего, что угодно, кроме специально созданных инструментов вроде учебников.


И поняла вдруг про идею использования "фантиков" и других найденных в сети артефактогв для разработки заданий на функциональное чтение. Оно уже имеет красивое название: БРИКОЛАЖ. Но дело не в названии, а том, что это уже отчетливый образовательный тренд!

Статьи по этой теме

« Май 2017 »
ВПВСЧПС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Последние записи

Мои ссылки в блоге

Последние комментарии

Мое изображение

7 пользователей просматривает
7 гостей
0 участников
0 анонимных участников

Категории

Поиск в блоге


Наверх