Образовательная галактика Intel®

Блог Участника

Запись блога

Текст и математика. 1-ый этап: Проектируем учебную ситуацию!

Наша жизнь полна математикой также, как и текстами. Неразличение математического языка для современного человека может оборачиваться неприятными последствиями, означать, что он просто не справляется с жизнью даже в самых, что ни есть, житейских ситуациях.

Возьмем только один аспект жизни человека, как потребителя товаров и услуг. И уже здесь мы обнаружим целое поле пробелов в своем образовании. Перечислим некоторые:

- неумение спланировать свой бюджет на день, неделю, месяц, год;
- расходы без оглядки на доходы, например, когда подросток может "обанкротить" родителей одними счетами за свой мобильный телефон;
- незнание, из чего складывается цена товара на рынке, неумение соотнести цену товара и его качество;
- неумение выбрать услуги, оценить их стоимость;
- незнание, что стоит за рекламными компаниями скидок в магазинах;
- непонимание, "что почем" - какова стоимость основных ресурсов, важных для жизнеобеспечения, из чего складывается квартплата, пенсия, медицинская страховка и т.д.

Уже не говорю о более сложных сферах - взаимоотношения с банками, умения ориентироваться на рынке труда и зарплаты, сегодняшнем и завтрашнем.

Хватит учиться исключительно на задачах "про бассейны" и "из пункта А в пункт B"!

Помогает ли cегодня школьное образование ликвидировать эти пробелы? Наверное, многие скажут, что вышеперечисленные примеры относятся к предметной области математики (или информатики). Но, беда в том, что те подходы к организации обучения, которые мы, как правило, используем на этих предметах, не всегда понятны и интересны ученику. Отсутствие интереса и мотивации мешает ученику вникнуть в суть задания, и даже иногда прочитать его внимательно до конца: вот он и воспринимает любые числовые данные, как абстрактные цифры, часто выдавая нам в ответах "полтораземлекопа". Но дело тут, наверное, не только в нерадивости самого ученика, возможно, содержание предлагаемых ему готовых задач, лежит далеко от сферы его собственных интересов?

Кроме того, есть и еще одна возможная причина нашего неуспеха! Почему задания на работу с данными должны узурпировать исключительно учителя математики? Это все равно, как сделать ответственными за навыки функционального чтения у детей исключительно учителей литературы, на том лишь основании, что в формулировке есть слово "чтение"...
Если задачи с данными, которые мы можем почерпнуть из реальной жизни, рассматривать исключительно в рамках школьной математики, то учителя этого предмета неизбежно начнут подстраивать ситуацию к "программе", "экзамену" и т.д. Так уж устроена наша школьная система! А почему бы не рассматривать их более широко, в контексте любого школьного предмета: физики, географии, обществоведения... и даже языка и литературы? Вне всякого сомнения, математическая грамотность - очень широкое понятие, и она может формироваться в метапредметном, а не только предметном подходе: через учебные проекты, бинарные уроки и другие форматы, которые мы можем обсуждать в рамках нашего МК.

Попробуем изменить подход и вместе с учениками будем учиться брать данные из окружающей действительности: в начальной школе из игр и житейских ситуаций, для учеников постарше - из сайтов с открытыми статистическими данными, и для учеников всех возрастов - из самостоятельно организованных наблюдений и исследований.

Этот мастер-класс должен помочь нам коллективно разобраться, как можно проектировать учебные ситуации, чтобы работа с числовыми данными была простой и увлекательной, но при этом, полезной для ученика.

Для "затравки" предлагается несколько идей, список которых предлагается продолжить и развить нашим участникам.

Идея 1. Данные собраны самими учениками в результате наблюдений:
  • Наблюдения за погодой: графики температур, осадков, влажности, атмосферного давления и т.д.
  • Наблюдения за ростом комнатных растений...
  • Наблюдения за дорожным движением: количество автомобилей на перекрестке около школы, количество светофоров по дороге в школу, количество людей, пересекающих проезжую часть по пешеходному переходу (пример из "Блога о городах") и т.д.

Идея 2. Данные собраны самими учениками в результате социологических мини-исследований:
  • Самоисследование: учеба, хобби, питание, распорядок дня, предпочтения в чтении, играх и т.д.
  • Социологические мини-опросы в классе и школе: успеваемость/посещаемость, вредные привычки учеников, нормы и привычки питания, занятия спортом и т.д.
  • Социологические наблюдения в общественных местах, на улице, в парке, на автомобильных парковках, в транспорте и т.д.: посещаемость, предпочтения и т.д.

Полезные ссылки

Идея 3. Данные взяты из ситуаций реальной жизни (могут быть использованы любые материалы и источники)
  • Интернет и СМИ
  • Рекламные объявления, скидочные купоны, постеры (пример)
  • Расписания движения транспорта
  • Ценники на товарах и продуктах
  • Меню в кафе и ресторанах
  • Телепрограммы, программы фильмов в кинотеатрах
  • Составление бюджета

    Какую задачу, например, можно было бы составить по этой рекламе?


Идея 4. Когда данные берутся из открытых источников - баз статистических данных:
Идея N (список идей может быть продолжен нашими участниками)
…....
…...

Как мы будем работать?

  • Участникам будут предложены примеры заданий и будет предложено их обсудить.
  • Участники смогут также предложить свою собственную учебную ситуацию: описание, текст задания для ученика, возможные варианты решений.
  • В помощь участникам - коллекции полезных ссылок и обучалок.
  • Собирать готовые продукты будем в коллективной таблице, а обсуждать - на соответствующих ветках галактического форума (для каждого этапа - своя ветка).
  • И все время обсуждать происходящее на форуме МК "Текст и математика"


Задание 1-го этапа

Вопросы к обсуждению рабочих листов:
  1. Чем отличаются эти рабочие листы? Как вы думаете, какое из заданий ученики будут выполнять с большей мотивацией и почему?
  2. Как могут быть использованы эти (аналогичные этим) рабочие листы на вашем предмете?
  3. Как можно доработать, видоизменить или дополнить данные рабочие листы?
  4. Какие результаты обучения могут достигаться при выполнении подобных заданий?

  • Личностные
  • Метапредметные
  • Предметные


1-ый этап. Что нужно сделать?
  • Убедиться, что Вы авторизованы в Google (у вас есть аккаунт Google).
  • Выполнить задание 1-го этапа и опубликовать его в общей таблице и сообщении форума (ветка 1-го этапа).
  • В том же сообщении форума ответить на предложенные дискуссионные вопросы.
  • Ждать одобрения сообщества! Голосовать за других, комментировать вопросы и предложения других!


Срок выполнения заданий этапа 27 марта 2013г.

Комментарии

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 113
  • Регистрация: 17.2.2011
  • Из: Тямша
  • Номер участника: 94612
Предупреждение

Мне очень понравился лозунг, что время учиться на задачах "из пункта А в пункт B" безвозвратно ушло.
У вас очень интересные задания, которые очень похожи на те, что совсем недавно в наших школах проводила "Эврика", исследуя умения школьников, прописанные в новых российских стандартах.

От себя хочу заметить, что задачу "из пункта А в пункт B" в наше время надо обыграть, чтобы детям было интересно - можно и с помощью ИКТ, например, мобильных приложений, которые строят треки, или тех же карт гугл, выстраивающих маршруты передвижения.

А ещё почему-то данный пост заставил меня вспомнить, как я каждый раз в магазине задумываюсь, что купить выгоднее: литр молока или 0,9. Причём, цены каким-то образом постоянно колеблются в пределах плюс-минус рубля, чем задача очень усложняется. Думаю, надо визуализировать графиками smile.gif

Успехов всем участникам этого полезного тренинга!

Сообщение отредактировал natyanikova - 24.3.2013, 14:40

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Цитата(natyanikova @ 24.3.2013, 15:35)
От себя хочу заметить, что задачу "из пункта А в пункт B" в наше время надо обыграть, чтобы детям было интересно - можно и с помощью ИКТ, например, мобильных приложений, которые строят треки, или тех же карт гугл, выстраивающих маршруты передвижения.


Наташа, о, обыграть с помощью мобильных приложений - это отличная идея, и это будет наверное, следующий какой-то МК, можно даже делать его вместе. smile.gif
Сейчас, в этом МК, нам хорошо бы увидеть математику и статистику вокруг нас!

Цитата(natyanikova @ 24.3.2013, 15:35)
А ещё почему-то данный пост заставил меня вспомнить, как я каждый раз в магазине задумываюсь, что купить выгоднее: литр молока или 0,9. Причём, цены каким-то образом постоянно колеблются в пределах плюс-минус рубля, чем задача очень усложняется. Думаю, надо визуализировать графиками smile.gif


Точно, нужно больше жизненных ситуаций: магазин, аптека, спортзал... Чтобы можно было составить, так называемые "компетентностные задания"

Сообщение отредактировал ljudmillar - 24.3.2013, 16:16

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Цитата(natyanikova @ 24.3.2013, 15:35)
Мне очень понравился лозунг, что время учиться на задачах "из пункта А в пункт B" безвозвратно ушло.
У вас очень интересные задания, которые очень похожи на те, что совсем недавно в наших школах проводила "Эврика", исследуя умения школьников, прописанные в новых российских стандартах.


За "Эврику" особое спасибо, у нас не проводится, поэтому не знала, но общий подход схож с заданиями PISA! Сразу же пошла, сразу же зарегистрировалась и в первой же работе по естествознанию, 4 кл. нашла интереснейшие задания на анализ таблиц и диаграмм.
Рекомендую изучить, особенно биологам и географам! Задания 5, 9, 10!
Пошла изучать материалы дальше!

Сообщение отредактировал ljudmillar - 24.3.2013, 16:26

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 1183
  • Регистрация: 10.4.2010
  • Из: Новосибирск
  • Номер участника: 84512
Предупреждение

smile.gif Очень полезная мастерская! В вопросах ЕГЭ по биологии и физике часто бывают вопросы на "прочтение графиков". Иногда удручает, что школьники не могут их "прочитать". Например, по физике, старшеклассники не могли ответить на вопрос, на каком графике звук громче? Хотя каждый день сталкиваются с плеерами и аудиоредакторами, в которых на экране показывается амплитуда и частота звука.

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Цитата(rat @ 24.3.2013, 19:01)
smile.gif Очень полезная мастерская! В вопросах ЕГЭ по биологии и физике часто бывают вопросы на "прочтение графиков". Иногда удручает, что школьники не могут их "прочитать". Например, по физике, старшеклассники не могли ответить на вопрос, на каком графике звук громче? Хотя каждый день сталкиваются с плеерами и аудиоредакторами, в которых на экране показывается амплитуда и частота звука.

Елена, ну как тут не согласиться! Так нужны задания на материале физики, химии, биологии, географии, ведь многие процессы мы можем понимать именно через графическую интерпретацию!

Но, кажется, у нас в МК есть не только биологи, но и химики, и физики! Надеюсь, мы сможем какие-то новые материалы создать!

Елена, вы уже смотрели ссылки в моем предыдущем комментарии? Обязательно гляньте!

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 86
  • Регистрация: 27.11.2010
  • Из: Санкт-Петербург
  • Номер участника: 93860
Предупреждение

Людмила, какой замечательный мастер-класс! Впрочем, как и все, что Вы делаете. Просто признаюсь в любви и не стесняюсь этого.
Очень жаль, что Вы в названии указали только математику.
Совсем это не про математику. Это про все. Ну, а так как математика на самом деле в центре всего, то и про математику тоже. cool.gif
А жалко мне, что я сразу не распознал, что Ваш мастер-класс будет интересен именно учителям естественнонаучного цикла. Я бы категорически рекомендовал им всем пройти мастер-класс. Сейчас пойду рекламировать, но, боюсь, поздновато.


--------------------
Не волнуйтесь, я вам все объясню - http://shperk.ru

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Цитата(shperk @ 25.3.2013, 9:24)
Людмила, какой замечательный мастер-класс! Впрочем, как и все, что Вы делаете. Просто признаюсь в любви и не стесняюсь этого.
Очень жаль, что Вы в названии указали только математику.
Совсем это не про математику. Это про все. Ну, а так как математика на самом деле в центре всего, то и про математику тоже. cool.gif
А жалко мне, что я сразу не распознал, что Ваш мастер-класс будет интересен именно учителям естественнонаучного цикла. Я бы категорически рекомендовал им всем пройти мастер-класс. Сейчас пойду рекламировать, но, боюсь, поздновато.


Анатолий, спасибо за внимание к моим проектам! С названием МК, признаюсь, были были трудности. Долго выбирала, потом решила - чем проще, тем лучше. Так и оставила "Текст и математика". Текст - чтобы обозначить преемственность с недавно завершившимся на Галактике МК "Текст, текст, текст", ну а математика - как одна из идей, объединяющих все заходы в новом мастер-классе.

Сообщение отредактировал ljudmillar - 6.4.2013, 21:50

Пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 11
  • Регистрация: 20.3.2013
  • Номер участника: 127436
Предупреждение

Доброго дня! В разделе Полезные ссылки последняя ссылка не работает?

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 30
  • Регистрация: 31.7.2012
  • Из: Республика Корея, город Ансан
  • Номер участника: 117068
Предупреждение

Людмила, очень интересный мастер класс и актуальный. Ещё с института интересуюсь темой "Текстовые задачи межпредметного характера", учу детей видеть математику в любом предмете. Мной и моими учениками уже создан целый банк "жизненных" задач. Мои ученики с удовольствием и с огромным интересом принимают участия в проектах "Математика и архитектура", "Математика в музыке и литературе", выступают с этими проектами в научных конференциях "Старт в науку". Проводила сравнительный анализ работ, из которых выяснила, что задачи, наполненные жизнью и реальными данными вызывают больший интерес.

Огромное Вам спасибо.

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Цитата(Filatova_alex @ 25.3.2013, 15:20)
Доброго дня! В разделе Полезные ссылки последняя ссылка не работает?

К сожалению, сейчас поправить ссылку не могу, попробуйте погуглить с этим запросом... Если с вики-сайтом все в порядке, должны найти!

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 26
  • Регистрация: 14.9.2010
  • Номер участника: 87888
Предупреждение

Людмила, я правильно поняла, что на первом этапе мы лишь оформляем идею (в виде красивой схемы) по созданию учебной ситуации, а не составляем готовое задание?

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Цитата(mkurvits @ 4.4.2013, 13:58)
Людмила, я правильно поняла, что на первом этапе мы лишь оформляем идею (в виде красивой схемы) по созданию учебной ситуации, а не составляем готовое задание?


Абсолютно верно!

Статьи по этой теме

« Июнь 2017 »
ВПВСЧПС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Последние записи

Мои ссылки в блоге

Последние комментарии

Мое изображение

16 пользователей просматривает
16 гостей
0 участников
0 анонимных участников

Категории

Поиск в блоге


Наверх