Образовательная галактика Intel®

Блог Участника

Запись блога

Googlе Apps как ИОС: начнем с потребностей учителя...

Продолжение. Начало здесь.

Все чаще в профессиональных сообществах, в кругу людей, знакомых с сервисами Google, звучит вопрос: "А зачем вообще учителю нужен какой-то Google Apps?". Я бы его возвращала спрашивающему, поменяв ровно одно понятие: "А зачем учителю нужна ИОС?".
ИОС - информационно-образовательная среда. И успешность дальнейшего нашего диалога в большой степени зависит от ответа именно на этот вопрос, от того, каковы представления и ожидания самого учителя о структуре и функциях информационно-образовательной среды...



Все пять областей профессионального развития учителя, связанных с использованием информационных технологий, можно найти в этой презентации. Профессиональные компетенции учителяв эпоху информационных технологий.

Попробуем рассмотреть в этом посте, какими могут быть потребности учителя в функционале ИОС.

Подготовка к урокам

Спросим любого коллегу и он ответит, что подготовка к урокам, особенно в условиях доступного Интернета, во-первых, занимает львиную долю рабочего времени, во-вторых, действительно, одна из самых актуальных каждодневных проблем-задач. Где собирать полезные ссылки, где хранить материалы к уроку, как их каталогизировать, как обновлять, как осуществлять навигацию и поиск, чтобы потом самому не заблудиться в личных папках? И еще много подобных вопросов можно задать, описывая эти самые потребности в некой рабочей среде.
Дополнительное требование к такой среде - как раз - "облачность" - доступность из любой точки, из школы или дома.
Еще одно - возможность коллективной распределенной работы и обмена с коллегами из своей школы, а может быть, и другими сетевыми соавторами. Никого сегодня уже не удивишь электронным конспектом, тезисами лекций, приготовленными учителем для "расшаривания" со своими учениками, но для этого и нужны специальные инструменты...

Подробнее о возможностях сервисов Google для подготовки к урокам:
Google Docs для создания "общей тетради"
Google Docs для создания "общей тетради"-2. Таблицы
Google Docs для создания коллективной презентации

Разработка учебных материалов

Этой потребности, наверное, столько же лет, сколько, вообще, существует школа. Несмотря на все учебники и пособия, учитель, стремясь разъяснить и показать лучше, нагляднее, вечерами готовит свои материалы: бумажные карточки ли, плакаты ли, или учебные материалы в цифровом виде. В любом случае, здесь нужны простые и доступные инструменты с достаточным набором автофигур, с возможностью редактирования текстов, иногда - с функционалом для анимации, почти всегда - с возможностью импорта картинок, видео и других медиаресурсов.

Учителю нужны и новые функции у веб-инструментов для разработки материалов - обеспечение интерактивного взаимодействия с учениками для совместной работы в группах, для взаимного комментирования и оценивания. Списки и каталоги таких свободных (бесплатных) сервисов можно найти практически на любом профессиональном ресурсе Сети. Один из примеров.
Все это означает, что наша школьная ИОС должна быть открыта для интеграции с любыми образовательными веб-сервисами, предлагая возможности для "встраивания" внешних объектов, для свободного оперирования ими (внесения правок, доработки и т.д.).

Немаловажный вопрос этого раздела - вопрос качества разрабатываемых материалов, их аннотирования и использования материалов других авторов. И опять он может решаться только за счет доступа к открытым образовательным ресурсам, за счет возможностей коллективного авторства. Подробнее об этом...
Также смотреть Персональная учебная среда учителя. Средства совместной деятельности

Организация учебного процесса

Следующей архиважной задачей будет организация обучения, в какой бы форме оно не осуществлялось. Это может быть и урок 1:1, и урок в модели BYOD, и дистантный урок, и даже урок "вне классной комнаты", как и учебный проект на внеклассных часах... Не говоря уже об организации самостоятельной работы ученика дома. Для всех таких учебных активностей нужна комфортная и безопасная учебная среда с базовым набором функций, к которым относится: возможность структурирования учебного материала, организация навигации по сайту, удобство размещения ссылок на ресурсы, простота обеспечения совместного доступа и отслеживания информации о действиях учащегося на сайте (см. подробнее).

Довольно давно сформулирована задача о необходимости выстраивания индивидуальной образовательной траектории в процессе обучения для каждого ученика. Но пока еще для учителя она остается красивой метафорой, нежели практическим руководством: при имеющемся у нас наборе средств в классно-урочной традиции, решить эту задачу трудно. Необходимы новые средства и иные способы организации учебной деятельности.

Трудность состоит в том, что "индивидуальность" здесь не сводится к индивидуальным формам работы учителя с учеником или особых заданиях для каждого учащегося. Получается своеобразный парадокс: чтобы индивидуализировать учебную траекторию, нужно сделать процесс обучения более социальным, т.е. по-настоящему коллективным.

В привычных рамках мы хорошо умеем транслировать обобщенное и усредненное знание, но умеем ли мы также хорошо организовывать присвоение знания учеником, получения им "личного знания" и порождение нового знания?
Можем ли мы найти какие-то решения этой проблемы, используя расширенные возможности современной информационной среды и современные инструменты для общения и совместной работы?

Побег из классной комнаты. Изменение оргформ

О возможностях Google Sites в качестве среды обучения:

Об использовании сервиса Google Sites для организации обучения.
Об использовании сервиса Google Sites для организации обучения. Модель 1
Об использовании сервиса Google Sites для организации обучения. Модель 2
Об использовании сервиса Google Sites для организации обучения. Модель 3
Использовать Google Sites для распространения идей и технологий

Оценивание работы учащихся

Во-первых, представление об ИОС школы необходимо вывести за рамки "уже освоенного" электронного журнала, иначе наш диалог упрется в тупиковое "у нас уже есть одна электронная среда, а вторую не смогут освоить ни учителя, ни администрация". Поясню, почему это тупик в коммуникации...
Электронный журнал - это оболочка с разным набором функционала, отличающегося для разных платформ. Обзор разных решений от Михаила Кушнира.
Здесь стоит внимательно прочитать вывод специаиста по ЭЖ, каким является Михаил:
Цитата
Архитектура ИОС школы сильно влияет на удобство ее эксплуатации и, что важнее, на ее дальнейшее развитие. Однако недостаток квалификации провоцирует на выбор больших универсальных монстров, покрывающих максимально широко все ИТ проблемы. А это влечет неэффективную трату сил и средств, приводит к стагнации дальнейшего развития. Рассматривая любые ИТ системы, стоит иметь в виду перспективу развития своего выбора уже на старте. И не забывать, что ИТ развивается с сумасшедшей скоростью.


Подходы разработчиков ЭЖ к их архитектуре в большей степени зависят от двух параметров: общепринятой системы оценивания и структуры отчетов, которые должны уходить"наверх". Традиционное балльное оценивание, в каких бы шкалах оно не выражалось: пятибалльной, десятибалльной или процентной, согласитесь, предопределяет устройство ЭЖ в виде таблиц с цифрами. Любые словесные комментарии к этим цифрам - "лирика", которая еще может рассматриваться как дополнение к оценке, то есть, в качестве обратной связи, но никак не может собираться в отчеты, заслуживающие рассмотрения в качестве аттестационных показателей. Не любые тексты формализуются, особенно те, что созданы вне рамок заданных заранее критериев... Не будем сбрасывать со счета и ту преемственность в функционале, которая обязательно проявит себя при переходе от "деревянных" журналов к электронным. В понимании учителя журнал - место учета: посещаемости, прилежания, академических результатов ученика. Для того, чтобы учитель начал рассматривать электронную среду более широко, у него должны быть специфические запросы к этой среде. Например, в разворачивании формирующего, поддерживающего оценивания, одной из самых разработанных и перспективных форм которого является электронное портфолио ученика. Об этом перевод статьи Керна Келли Цифровые портфолио учащихся в среде Google Apps, сделанный Борисом Ярмаховым.

Участие во внутришкольном информационном обмене и документообороте
Два самых важных критерия для определения функционала ИОС в этой области - удобство (куда входит и безопасность) и возможности коллективной работы. Подразумевая, что с помощью наличного функционала будет решаться самый широкий спектр задач школы, мы обязаны думать об организации взаимодействия, о вовлечении всех сотрудников, о принятии внутришкольных правил и о следовании им. Это те условия, относящиеся к культуре школы, которые обеспечивает не только сама среда, но и люди, управляющие ею.
А регламенты, форматы, способы - они нарабатываются со временем...
Не буду здесь перечислять все типы документов и школьной отчетности, скажу только, что работа с ними может быть оптимизирована, упрощена.
Подробнее здесь...

Общение с родителями и социумом
Понятно, что ни школьная корпоративная почта, ни образовательные блоги, которые учителя открывают для того, чтобы сделать свою работу более открытой для родителей, не могут оставаться лишь средством внутришкольного общения. Понятно, что функционально они поддерживают механизмы вещания и интерактивного взаимодействия школы и социума. Но, что представляется боле важным, здесь начинает работать и механизм вовлечения представителей этого самого социума в жизнь школы, что открывает для нее новые ресурсы. Подробнее Как организовать взаимодействие разных "групп по интересам"

Есть еще одна особая область профессиональных потребностей учителя и связанный с ней функционал школьной ИОС, о чем мне бы хотелось поговорить отдельно. Это профессиональное развитие учителей, и о нем будет следующий пост...


Материалы по теме
Компетенции учителя в эпоху информационных технологий: сопровождение учащегося в информационной среде

Теги к этой записи:

Комментарии

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 26
  • Регистрация: 14.9.2010
  • Номер участника: 87888
Предупреждение

Очень хорошая статья, Людмила! Информация настолько хорошо обобщена, систематизирована и проанализирована, что учитель, который до этого и не слышал про Google Apps, уже не спросит: "А зачем вообще учителю нужен какой-то Google Apps?"

Цитата
Получается своеобразный парадокс: чтобы индивидуализировать учебную траекторию, нужно сделать процесс обучения более социальным, т.е. по-настоящему коллективным.


Очень ценное замечание!

Цитата
"у нас уже есть одна электронная среда, а вторую не смогут освоить ни учителя, ни администрация".


Прекрасный пример! biggrin.gif


Людмила, этот материал - готовая коллекция аргументов "ЗА", которыми может воспользоваться учитель, пытающий убедить руководство школы в переходе на GA, либо желающий заинтересовать коллег. Спасибо!

Сообщение отредактировал mkurvits - 2.3.2013, 0:06

Новичок

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 3
  • Регистрация: 28.3.2012
  • Из: Петрозаводск
  • Номер участника: 114484
Предупреждение

Очень хороший материал. Попробую его апробировать в университете, куда нас переводят. Посмотрю, какие аргументы подействуют, а какие нет.
На данный момент действует только один аргумент: экономия средств (часов, составляющих нагрузку преподавателя, энергозатрат персонала с возможностью сокращения персонала и т.п.). Попробую вытащить этот аргумент из предложенных здесь материалов.

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Коллеги, спасибо за вашу оценку этого материала. Заход на ИОС, исходя из потребностей тех, кто является ее пользователями? участниками? (большой вопрос, как правильно назвать эту группу) мне кажется возможным. Другой вопрос, как свойства этой среды будут менять эти самые потребности....
Поэтому разговор об этом еще впереди...

Сообщение отредактировал ljudmillar - 2.3.2013, 9:03

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 113
  • Регистрация: 17.2.2011
  • Из: Тямша
  • Номер участника: 94612
Предупреждение

Цитата(ljudmillar @ 2.3.2013, 10:02)
Коллеги, спасибо за вашу оценку этого материала. Заход на ИОС, исходя из потребностей тех, кто является ее пользователями? участниками? (большой вопрос, как правильно назвать эту группу) мне кажется возможным. Другой вопрос, как свойства этой среды будут менять эти самые потребности....
Поэтому разговор об этом еще впереди...


Людмила, а у меня вопросы, на которые мне в Пскове никто не отвечает:
- как соединить тот гугл-аккаунт, который у меня есть, с тем, который выдали на GApps ПОИПКРО?
- как сделать, чтобы у меня были автоматически в чате и списке рассылки все люди, которые в поипрковском гуглапсе?
- настройки моей почты нельзя перенести в гуглапсовую (чат справа, гуглодоксы сразу слева в почте, возможность пометок, ярлыки и пр)?
- у меня теперь два гугл-плюса - как слить ленты? два гугл-диска - можно ли работать одновременно с двумя в одном окне браузера?

Ну, в общем, и т.д.

P.S. Давно раздумываю над тем, что такое GApps и с чем его едят. Спасибо Вам за просветительскую работу!

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Наташа, попробую ответить. Хотя это на самом деле, не про гуглаппс, а просто про работу в разных аккаунтах.

Цитата(natyanikova @ 20.3.2013, 13:53)
Людмила, а у меня вопросы, на которые мне в Пскове никто не отвечает:
- как соединить тот гугл-аккаунт, который у меня есть, с тем, который выдали на GApps ПОИПКРО?


Если задать его в несколько другом виде: можно ли переключаться между двумя своими аккаунтами?

Да! Для этого в верхнем правом углу почты, нажав на свое Google-имя, затем выбрать кнопку "Добавить аккаунт". И действительно его добавить. После этого в течение одного сеанса можно успешно переключаться между двумя аккаунтами, даже работая в одном браузере.

А если оставить его в прежнем, то могу ответить только "вопросом на вопрос": а как соединить две разные личности одного и того же человека? Механически - точно не получится. smile.gif

Цитата(natyanikova @ 20.3.2013, 13:53)
- как сделать, чтобы у меня были автоматически в чате и списке рассылки все люди, которые в поипрковском гуглапсе?

Насчет автоматического добавления в чат... Думаю, что самый короткий способ - через экспорт адресной книги. Из какого аккаунта в какой? Думаю, что в тот, которым пользуешься чаще. А уж потом добавить юзеров из адресной книги в чат - дело механики.


Цитата(natyanikova @ 20.3.2013, 13:53)
Людмила, а у меня вопросы, на которые мне в Пскове никто не отвечает:
- настройки моей почты нельзя перенести в гуглапсовую (чат справа, гуглодоксы сразу слева в почте, возможность пометок, ярлыки и пр)?


Насколько я знаю, настройки почты отдельно не экспортируются, заново настроить один раз?



Цитата(natyanikova @ 20.3.2013, 13:53)
Людмила, а у меня вопросы, на которые мне в Пскове никто не отвечает:
- у меня теперь два гугл-плюса - как слить ленты? два гугл-диска - можно ли работать одновременно с двумя в одном окне браузера?


С гуглоплюсом вопрос открытый, хоршо бы кинуть в сообщество. По поводу работы с разными дисками был вариант от Татьяны Горячевой в ленте от 13 января, ссылку на пост дать не могу, потому как он не для всех. sad.gif

Сообщение отредактировал ljudmillar - 20.3.2013, 15:02

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 342
  • Регистрация: 16.4.2010
  • Из: Псков
  • Номер участника: 84580
Предупреждение

Наташа, поскольку такие же вопросы есть или будут у всех, кто сейчас работает на нашем Экстриме и там Людмила и Борис, то было бы важно задать твои вопросы в нашем Г+Это многим поможет. Кстати, про два аккаунта Борис писал в воскресенье и дал ссылку на справочный материал.

Статьи по этой теме

« Июль 2017 »
ВПВСЧПС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Последние записи

Мои ссылки в блоге

Последние комментарии

Мое изображение

2 пользователей просматривает
2 гостей
0 участников
0 анонимных участников

Категории

Поиск в блоге


Наверх