Образовательная галактика Intel®

Блог Участника

Запись блога

7-й этап мастерской "Текст, текст, текст...": МЕТАФОРА ДЛЯ ПОНИМАНИЯ?



Этот этап - очень труден для меня, поскольку как-то так сложилось (и школьное разделение на предметы сыграло здесь не последнюю роль), что обсуждать такие темы, как употребление метафор в тексте, могут только учителя-филологи. И тем более, затевать что-то обучающее по этой теме.
Но мне такое положение дел не кажется правильным. Язык - инструмент, и все его богатство может и должно использоваться не только для анализа литературных произведений и не только в рамках специальных школьных дисциплин, но и для изучения/описания любого явления, для самовыражения, для коммуникации...
Задача этого этапа - предложить участникам нашей мастерской поработать с таким языковым средством, как метафора, в контексте самых разных учебных предметов, применительно к разным учебным ситуациям...

Для начала посмотрим, что говорят классики по поводу метафор...

Метафора - оборот речи - употребление слов и выражений в переносном смысле на основе аналогии, сходства, сравнения (Ожегов).

"Метафора обычно определяется как скрытое сравнение, осуществляемое путем применения названия одного предмета к другому и выявляющая таким образом какую-нибудь важную черту второго" (Арнольд).

Действительно, метафоре можно поставить в соответствие термин "скрытое сравнение". Хрестоматийные примеры метафор:
"золотые волосы" - волосы, как золото,
"ледяной взгляд" - взгляд, заставляющий похолодеть...
Но "Я холоден, как глыба льда" метафорой не является, поскольку здесь употреблено явное сравнение.

Поэзия - главный источник метафор, чтобы в этом убедиться, достаточно взять в руки сборники Тютчева, Фета или Маяковского...
Метафоры россыпью можно обнаружить в стихотворении Вл. Соловьева - одной из самых знаменитых пародий в русской литературе. "Зоологические" метафоры, собранные в этом тексте, могут быть хорошим примером для начинающих поэтов, примером того, как НЕ стоит употреблять метафоры.

Но и устная речь, и тексты любого жанра также полны скрытых сравнений, а значит, понимание сути сказанного или написанного часто находится в прямой зависимости от того, схвачен ли нами смысл употребленной автором метафоры. Именно на метафорах часто строят свои тексты авторы популярных книг на научную тематику, тех книг, которые читает массовая аудитория, а не только горстка исследователей, занимающихся данной темой. Вместо малопонятных читателям научных терминов - примеры, аналогии, и, конечно, метафоры.
Одни названия таких книг чего стоят! Для примера приведу три заголовка: "Эгоистичный ген" - дискуссионная книга об эволюции, написанная Ричардом Докинзом, или "Элегантная Вселенная" - книга Брайана Грина об устройстве нашей Вселенной или его же "Ткань космоса".

Интересны примеры множества метафорических приемов, используемых разными ораторами во время презентаций, публичных выступлений или дискуссий. Их можно найти на канале TED. Это мой любимый образовательный видео-канал, его дополнительным плюсом является то, что к популярным и интересным роликам этого канала волонтеры-переводчики пишут русские титры, и все желающие могут смотреть ролики с лекциями и выступлениями известных людей на понятном языке. Здесь каталог видео с переведенными на русский язык роликами.

Как же разобраться в сложном устройстве метафор, если для их создания не существует готовых правил? Если нет словарей, подобных толковым, с переводом-расшифровкой наиболее общеупотребимых метафор, потому что как только вы взялись толковать метафору - вы ее убили?
Метафора - всегда результат творчества самого автора, и, соответственно, усилия слушателя/читателя по пониманию метафоры - извлечению из нее мысли - акт не менее творческий. Иногда метафора - это единственный способ передачи смысла в коммуникации.

Работа с метафорами относится к высшим уровням сложности в иерархии заданий на понимание текста - это уровни интерпретации, рефлексии и оценки содержания. По сравнению с заданиями на поиск и распознавание конкретной информации в заданном тексте, задача разработки заданий на чтение и создание метафор довольно сложна.
Тем не менее, предлагать такие задания ученикам все-таки стоит, как и создавать учебные ситуации, в которых ученики порождают свои собственные метафоры.

Что по этому поводу считают участники нашей мастерской?

Задание 7-го этапа:
  1. Посмотрите видео с канала TED и выполните задание в Google-форме. Задание на понимание видео здесь.
  2. Предложите задание на понимание текста, содержащего сравнения и метафоры, для своих учеников. Это может быть обычный текст или медиа-текст.
  3. Опубликуйте готовое задание в таблице проектов мастерской в виде ссылки на Google-документ (с правами на комментирование). Обязательно укажите ваше имя (автора заданий) и целевую аудиторию - для учащихся какого возраста рекомендуется это задание.
  4. Опубликуйте в сообщении форума (7-й этап) готовое задание, пояснение к нему и ответы на вопросы этапа.

Вопросы 7-го этапа
  1. Можно ли в вашем предмете обойтись без метафор?
  2. Как понимание метафор связано с навыками смыслового чтения?


Полезные ссылки:
Работа с метафорами в НЛП
Изобразительно-выразительные средства языка. Метафора
Научная популяризация как функция современной науки

Следить за ходом мастерской:

Анонс мастерской "Текст, текст, текст..."
1 этап мастерской "Текст, текст, текст...": ВЕРНО-НЕВЕРНО
2-й этап мастерской "Текст, текст, текст...": ЭТИ ЗАГАДОЧНЫЕ ПРОПУСКИ!
3-й этап мастерской "Текст, текст, текст...": ЕСТЬ БИЛЕТ НА БАЛЕТ ИЛИ ЧТО ТАИТСЯ В МЕЛКОМ ШРИФТЕ?
4-й этап мастерской "Текст, текст, текст...": ЧИТАЕМ ИНФОГРАФИКУ
5-й этап мастерской "Текст, текст, текст...": ТЕКСТ НА УПАКОВКЕ
6-й этап мастерской "Текст, текст, текст...": СЖИМАТЬ ТЕКСТЫ - ЗАЧЕМ?
Таблица продуктов мастерской (с коллективным доступом на редактирование).

Комментарии

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 448
  • Регистрация: 16.7.2010
  • Номер участника: 85880
Предупреждение

Посмотрев видео, я восхитилась молодостью и оптимизмом человека, представляющего это замечательное открытие, а также его готовностью поделиться со всем миром, чтобы вместе искать подходы к лечению болезней, поражающих человечество. Меня поразила образность и эмоциональность его речи, его способность просто и доходчиво рассказать о сложных молекулярных процессах. Я обязательно покажу это видео своим ученикам, так как оно несет огромный позитивный заряд, не говоря о смысловом содержании. Наука должна быть открытой - это мне показалось главной мыслью выступающего.

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Цитата(zukovaivik @ 10.2.2013, 20:39)
Посмотрев видео, я восхитилась молодостью и оптимизмом человека, представляющего это замечательное открытие, а также его готовностью поделиться со всем миром, чтобы вместе искать подходы к лечению болезней, поражающих человечество. Меня поразила образность и эмоциональность его речи, его способность просто и доходчиво рассказать о сложных молекулярных процессах. Я обязательно покажу это видео своим ученикам, так как оно несет огромный позитивный заряд, не говоря о смысловом содержании. Наука должна быть открытой - это мне показалось главной мыслью выступающего.


Ирина, очень здорово получить отзыв об этом видео. Его секрет, как и многих других видео с TED, как раз в том и состоит, что рассказчик старается сделать предмет своего выступения понятным для неспециалиста. И так к месту использует выразительные языковые средства...

Сообщение отредактировал ljudmillar - 10.2.2013, 19:46

Статьи по этой теме

« Июль 2017 »
ВПВСЧПС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Последние записи

Мои ссылки в блоге

Последние комментарии

Мое изображение

4 пользователей просматривает
4 гостей
0 участников
0 анонимных участников

Категории

Поиск в блоге


Наверх