Образовательная галактика Intel®

Блог Участника

Запись блога

Создай рабочий лист сам!

Созданию интерактивных рабочих листов нового поколения посвящен этот пост.

Сначала немного о логике создания таких листов.
  • Целью работы с листом является не запоминание или повторение конкретного учебного материала, а овладение новым способом действия.
  • Предназначены для самостоятельной работы учеников на уроке или дома.
  • Желательно использование именно электронного варианта листа, хотя, при необходимости, его можно распечатать и на бумаге.
  • Интерактивный лист, кроме рабочей части, всегда содержит название/подпись и короткую инструкцию для работы с ним.
  • Конструкция листа рассчитана на преобразование исходного материала листа, активную работу ученика с ним.
  • Работа с листами подразумевает свободное использование любых источников информации (как бумажных, так и Интернет-источников).
  • Результаты работы разных учеников с рабочими листами всегда различаются между собой (вернее сказать, вероятность одинакового заполнения крайне мала), поэтому эти результаты никогда не оцениваются с точки зрения "правильности".

Несколько идей для интерактивных рабочих листов:

Лист "Диаграмма Венна"



Цели работы с листом:
  • научиться выделять признаки для сравнения разных объектов,
  • овладеть геометрическим наглядным представлением отношений между классами понятий (объектов).

Лист "Сюжет события или рассказа"



Цели работы с листом:
  • научиться структурировать текстовый материал,
  • научиться схематизировать сюжет произведения,
  • научиться выделять главное и второстепенное (например, персонажей, детали сюжета и т.д.) и фиксировать информацию в краткой форме.

Лист "Сравни и сопоставь"


Цели работы с листом:
  • научиться выделять признаки для сравнения и сопоставления разных объектов,
  • научиться работать с открытыми источниками информации (искать информацию),
  • научиться выделять главное и фиксировать информацию в краткой форме.

Разумеется, материал/объекты для приведенных выше листов можно подобрать любые, все рабочие листы в этом смысле универсальны. Заменить объекты на уже созданном листе можно в считанные секунды - вот и готов новый лист. Таким образом можно создавать большое количество разных листов, хоть для каждого ученика персонально. Но это уже выбор учителя!

И очень коротко о веб-инструменте, с помощью которого подобные листы создаются. Это один из сервисов в Google docs. Конкретнее, создавать такие "интерактивные картинки" можно, используя средства рисования сервиса googledrawings. С помощью стандартной, хорошо знакомой многим, панели инструментов, выбирая на ней коллекции автофигур, линий, стрелочек, а также средства для их раскрашивания, можно создавать практически любые интерактивные листы. Были бы идеи!

Технология использования интерактивного рабочего листа очень проста:
  • Учитель создает и публикует интерактивный рабочий лист в среде электронного обучения (ссылкой или вставляя в страницу кодом).
  • Учитель также дополнительно создает копию этого листа для клонирования шаблона каждым учеником. Для этого в настройках совместного доступа устанавливается возможность редактирования для "любого пользователя, обладающего ссылкой".
  • Ученик переименовывает клонированный лист и может его видоизменять и редактировать его (выполнять задание).
  • После выполнения задания ученик публикует свой рабочий лист с помощью URL-адреса в среде электронного обучения (сайте/блоге), предъявляя таким образом другим свою работу. Теперь листы, созданные разными учениками, можно обсуждать, комментировать, оценивать... Получилась своеобразная "выставка"!

Видео о создании интерактивного рабочего листа. Автор Мария Смирнова

Несколько полезных ссылок на коллекции рабочих листов:
Возможно, при изучении этих коллекций у вас появятся идеи для разработки своих собственных материалов.

Сайт с рабочими листами самого разного типа:
http://abcteach.com/
Формы для отчетов и исследований
Универсальные рабочие листы (география, страноведение
Прикрепленные файлы
Прикрепленный файл  nezn_2.doc ( 42 килобайт ) Кол-во скачиваний: 1443

Комментарии

Новичок

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 0
  • Регистрация: 2.9.2010
  • Номер участника: 86313
Предупреждение

Очень интересный пост.

Спасибо за информацию

С уважением, Людмила Дмитриева


--------------------
Людмила Дмитриева

Новичок

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 0
  • Регистрация: 2.9.2010
  • Номер участника: 86313
Предупреждение

Можно ли использовать видео в своей работе?

Заранее спасибо.

С уважением, Людмила Дмитриева


--------------------
Людмила Дмитриева

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 150
  • Регистрация: 17.4.2010
  • Из: Иркутская область, г. Ангарск
  • Номер участника: 84626
Предупреждение

Спасибо большое за материал и, особенно, что есть ссылки по данной теме. Сегодня же поместила информацию о Ваших рекомендациях студентам педколледжа в педкопилку. Для них это очень важно, из разных источников и от разных людей узнать о том, как можно эффективно обучать информатике и создавать новые информационные средства.


--------------------
С уважением, Людмила

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Цитата(luda @ 16.9.2010, 16:20)
Можно ли использовать видео в своей работе?

Заранее спасибо.

С уважением, Людмила Дмитриева


Как я поняла, речь идет о видео-инструкции? Уверена, что автор видео - Мария Смирнова - для этой цели (использования учителями) его создала и разместила на youtybe

Сообщение отредактировал ljudmillar - 17.9.2010, 7:12

Новичок

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 0
  • Регистрация: 2.9.2010
  • Номер участника: 86313
Предупреждение

Цитата(ljudmillar @ 17.9.2010, 8:11)
Цитата(luda @ 16.9.2010, 16:20)
Можно ли использовать видео в своей работе?

Заранее спасибо.

С уважением, Людмила Дмитриева


Как я поняла, речь идет о видео-инструкции? Уверена, что автор видео - Мария Смирнова - для этой цели (использования учителями) его создала и разместила на youtybe


Да именно о видео инструкции.
Спасибо


--------------------
Людмила Дмитриева

Пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 24
  • Регистрация: 10.4.2010
  • Из: Москва
  • Номер участника: 84513
Предупреждение

Цитата(luda @ 17.9.2010, 22:53)
Можно ли использовать видео в своей работе?

Заранее спасибо.

С уважением, Людмила Дмитриева


Буду рада smile.gif
С уважением, Мария Смирнова

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 87
  • Регистрация: 13.4.2010
  • Из: г.Рязань
  • Номер участника: 84525
Предупреждение

Эти рабочие листы напомнили мне о листах, что я когда-то делал для проверки техники чтения. Конечно, 9 лет назад они предназначались для распечатывания на бумаге и для работы с учеником "в реале". Я лишь хочу поделиться идеей, может, кому пригодится для создания аналогичного, для работы через общедоступные документы...



Работали с листом так. Ученик вслух читал текст. Учитель незаметно включал секундомер, когда ученик начинал читать строку с подсчитанным количеством знаков, деленным на 6 (включая пробелы). По истечении минуты учитель отмечал для себя слово, на котором читающий был в этот момент, и, пока ученик дочитывал текст до конца, фиксировал у себя в протоколе кол-во слов, прочитанных за минуту.
Затем учитель предлагал для самостоятельной работы (или сам спрашивал, в зависимости от возможностей ученика) 10 фраз на проверку фактического понимания прочитанного текста. Ключ для (само)проверки предварительно был отрезан по указанной линии.
В следующем задании, вместо классического составления плана, предлагалось составить сценарий 5 кадров диафильма со словесным описанием каждого кадра для художника.
Последующие два раздела: "Что хотел автор" - попытка предположения цели авторского повествования; "Что хочу сказать я" - предложение высказаться по поводу предложенного текста.

Сообщение отредактировал Kochetkov - 19.9.2010, 9:01


--------------------
С уважением, Константин Кочетков,
kokoc.rzn@gmail.com

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Цитата(Kochetkov @ 19.9.2010, 9:34)
Эти рабочие листы напомнили мне о листах, что я когда-то делал для проверки техники чтения. Конечно, 9 лет назад они предназначались для распечатывания на бумаге и для работы с учеником "в реале". Я лишь хочу поделиться идеей, может, кому пригодится для создания аналогичного, для работы через общедоступные документы...
.... фиксировал у себя в протоколе кол-во слов, прочитанных за минуту.


При той простоте и малых затратах, которые нужны для создания листа, польза от работы с ним достаточно большая. Важен настрой учеников, установки самого учителя. По моему опыту лист даже с минимальными опорными рисунками и схемами помогал сделать урок интереснее, потому что это, в каком-то смысле, - "чистый лист", который может быть заполнен учеником. Чем проще рабочий лист - тем лучше, но его "конструкция" конечно же сильно зависит от учебной задачи. Иногда нужно бывает разместить на нем какую-то установочную информацию - текст, иллюстрации, схемы.

Про предложенный Вами лист, он чуть другого типа, при работе с ним важны понятия "правильность", "ключи"...
Листы же, про которые пост, - для творческого решения...

Кроме того, что касается измерения скорости чтения, то у меня лично большой вопрос, нужно ли измерять именно ее, имея в виду функциональное чтение? Остальные задания интересны, особенно в той части, где ученик выступает "автором собственного мнения" smile.gif

Сообщение отредактировал ljudmillar - 19.9.2010, 8:52

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 87
  • Регистрация: 13.4.2010
  • Из: г.Рязань
  • Номер участника: 84525
Предупреждение

Цитата
Кроме того, что касается измерения скорости чтения, то у меня лично большой вопрос, нужно ли измерять именно ее, имея в виду функциональное чтение?

Если под "функциональным" понимать чтение как восприятие и понимание текстовой информации, то как раз скорость здесь очень важный показатель. Особенно - в связке "скорость/понимание". Другой вопрос, что измерять наверное следует скорость "чтения глазами", а не чтения вслух.
И уж совсем бессмысленно измерять скорость выразительного, артистического чтения, требующего пауз, интонации, логических ударений - как результата предварительной работы с текстом.
По отношению к отдельно взятому ученику, выдернутому из пространственно-временного контекста, не так важно, сколько времени он затратил на прочтение текста, лишь бы текст был прочтен.
Но в условиях планирования, учебной программы и учебного процесса в рамках класса, при всем желании толерантности, разные возможности учеников видны всем и без контрольных измерений. Измерения лишь дают количественные значения этим различиям.
Впрочем, простите за оффтоп.
Ну а лист, предложенный мной, действительно другого типа, конечно же, его нельзя использовать, "как есть", в работе, предложенной Вами, Людмила.

Сообщение отредактировал Kochetkov - 19.9.2010, 9:44


--------------------
С уважением, Константин Кочетков,
kokoc.rzn@gmail.com

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Цитата(Kochetkov @ 19.9.2010, 10:42)
Но в условиях планирования, учебной программы и учебного процесса в рамках класса, при всем желании толерантности, разные возможности учеников видны всем и без контрольных измерений. Измерения лишь дают количественные значения этим различиям.


В том-то и суть, что любые контрольные измерения всего, что можно измерять по шкалам "быстрее, выше сильнее", не оставляют камня на камне не только от толерантности, но и от мотивации учеников к дальнейшему совершенствованию измеряемого навыка, умения и т.д.. Вопрос, кому и зачем они нужны, эти измерения, исключая единственный случай, когда соревноваться хочет сам ученик, причем исключительно "сам с собой". Это все, вроде, и в сторону от темы рабочих листов, но, на самом деле, и про них тоже...

Совершенно понятно, что функциональному чтению надо учить, и понимание текста на скорость - видимо, важный показатель развития интеллекта, только надо ли на это тренировать?

Ни в чем не уверена, как в окончательном и, тем более, единственном подходе, знаю только, что совсем разные ученики проявляют свою успешность в самых разных ситуациях - иногда, например, "тугодумы" и "медлительные" вдруг неожиданно что-то такое выскажут, изобразят, под таким новым углом давно привычное увидят, что диву даешься...


Сообщение отредактировал ljudmillar - 19.9.2010, 13:04

Новичок

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 3
  • Регистрация: 27.8.2010
  • Из: с.Еланцы ольхонского района, Иркутской области
  • Номер участника: 86154
Предупреждение

Спасибо! Очень интересно, а главное Актуально!

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 87
  • Регистрация: 13.4.2010
  • Из: г.Рязань
  • Номер участника: 84525
Предупреждение

Людмила, простите, что еще дальше ухожу от темы, но не могу не отнестись к некоторым Вашим высказываниям.
Цитата
В том-то и суть, что любые контрольные измерения всего, что можно измерять по шкалам "быстрее, выше сильнее", не оставляют камня на камне не только от толерантности, но и от мотивации учеников к дальнейшему совершенствованию измеряемого навыка, умения и т.д.. Вопрос, кому и зачем они нужны, эти измерения, исключая единственный случай, когда соревноваться хочет сам ученик, причем исключительно "сам с собой".

По поводу мотивации я скорее соглашусь с Фемистием:
"Вообще дело обстоит так: соревнование между людьми и споры усиливают трудолюбие и разжигают рвение. Напротив, вялость и душевную косность приносит привычка соглашаться во всем и ни по какому поводу не приходить в столкновение с противоположными взглядами."
А кому и зачем нужны измерения, думаю, Вы наверняка знаете. И дело даже не в классно-урочной системе, с ее "успевающими" и "отстающими". ("Красота: среди бегущих Первых нет и отстающих - Бег на месте общепримиряющий") А в том, что поражение в соревновании будет трагедией либо для того, кто всё поставил на эту карту, либо для того, кто не имеет признания больше ни в чем (что, по сути, одно и то же). И вот ради этих несчастных необходимо лишить остальных системы координат, помогающей найти свое место в этом многомерном мире...
Цитата
Совершенно понятно, что функциональному чтению надо учить, и понимание текста на скорость - видимо, важный показатель развития интеллекта, только надо ли на это тренировать?

У меня, как и у Вас, есть ряд вопросов, к которым у меня нет окончательного и единственного подхода. Один из них - "на что же все-таки тренировать?" Можно, как в американских публичных школах, на тестировании давать именно те задания, которые разбирались весь отчетный период. А можно ни на что не тренировать, заниматься общим развитием, по крупицам выращивать самооценку и самомотивацию - а в конце четверти дать стандартную контрольную, из сборника. И объяснять потом неудовлетворительные отметки родителям и завучу, недоумевающим: "Как же так, ведь текущие оценки были такие хорошие! Что же, вы их завышали?"
Чем мерить развитие интеллекта - я не знаю. Мне нравится определение интеллекта как способности находить более тонкие различия. Из этого следует его (интеллекта) конкретная направленность на определенную сферу.
А высокое соотношение скорости чтения и понимания - это показатель возможностей получения текстовой информации, показатель развития этого информационного канала у данного человека.
Цитата
знаю только, что совсем разные ученики проявляют свою успешность в самых разных ситуациях - иногда, например, "тугодумы" и "медлительные" вдруг неожиданно что-то такое выскажут, изобразят, под таким новым углом давно привычное увидят, что диву даешься...

И что? За это их освобождают от промежуточной/итоговой аттестации? Если нет, то в урочный день они все равно будут пригвождены к позорному столбу. Впрочем, им это не впервой, и организм наверняка уже выработал какую-нибудь защиту-компенсацию.
Ну а если вдруг учитель сумел сделать этот момент "звездным часом" такого ученика, перевернувшим его отношение к предмету с минуса на плюс... Что ж, можно будет в очередной раз убедиться, что чудеса в жизни все-таки случаются.

Сообщение отредактировал Kochetkov - 28.11.2010, 21:35


--------------------
С уважением, Константин Кочетков,
kokoc.rzn@gmail.com

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Цитата(Kochetkov @ 19.9.2010, 21:55)
У меня, как и у Вас, есть ряд вопросов, к которым у меня нет окончательного и единственного подхода. Один из них - "на что же все-таки тренировать?" Можно, как в американских публичных школах, на тестировании давать именно те задания, которые разбирались весь отчетный период. А можно ни на что не тренировать, заниматься общим развитием, по крупицам выращивать самооценку и самомотивацию - а в конце четверти дать стандартную контрольную, из сборника. И объяснять потом неудовлетворительные отметки недоумевающим родителям и завучу: "Как же так, ведь текущие оценки были такие хорошие! Что же, вы их завышали?"


По-моему, здесь приведены две слишком упрощенных модели. Есть еще и третья модель, а где-то рядом, и четвертая...
Во всех этих моделях "знания/компетенции", "оценивание", "мотивация", "результаты обучения" будут присутствовать в разных пропорциях и комбинациях. Но как только в любой из моделей появляются эти два субъекта (ученик и учитель), тут то и выходят на первый план такие вещи, как самоопределение и выбор... и все снова плывет...

Дело же не в том, на ЧТО мы тренируем, а в том, что именно тренируем (по русски говоря, натаскиваем).
Ибо «То, как мы учим и есть то, чему мы учим»...

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 26
  • Регистрация: 14.9.2010
  • Номер участника: 87888
Предупреждение

Людмила, какой интересный пост! Спасибо!
Меня в последнее время идея рабочих листов очень привлекает, так как постоянно придумываю различные задания для Эвелин.
Прошла по предложенным ссылкам и с удовольствием побродила по сайту. Идей для содания рабочих интерактивных листов там очень много!

А в вашей школе как дети работают с листами: дома или на уроке? На уроках каких предметов уже использовались рабочие листы?

Сообщение отредактировал mkurvits - 22.2.2011, 14:13

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 5505
  • Регистрация: 27.11.2010
  • Из: Новосибирская область
  • Номер участника: 93856
Предупреждение

Спасибо за возможность поучиться! Захотелось попробывать!

Цитируемый сайт www.abcteach.com лично меня привлек еще и наличием стандартов каждого штата США, в свете последних событий с обсждением наших стандартов, есть чему и здесь поучиться

Сообщение отредактировал lena1 - 22.2.2011, 14:55


--------------------
Елена Александровна Годунова, с наилучшими пожеланиями ко всем пользователям портала

Пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 15
  • Регистрация: 6.1.2012
  • Из: деревня Болгуры - красивое и чистое место, жаль нет большой воды
  • Номер участника: 112848
Предупреждение

Прочитала рекомендации "Создай рабочий лист сам", очень довольна, что нашла блог Людмилы Рождественской. Обязательно познакомлю с материалом учителей своей школы, обязательно будем применять.

Пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 12
  • Регистрация: 17.2.2012
  • Из: Витебск
  • Номер участника: 113379
Предупреждение

Как хорошо, что с опозданием в 2 года я наткнулась на ваш пост.

https://docs.google.com/folder/d/0BxybwMHtE...npMNVAtb28/edit


--------------------
Петрова Наталья

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 986
  • Регистрация: 10.11.2012
  • Из: Киров, Кировская область
  • Номер участника: 123682
Предупреждение

Благодаря участию в мастер-классе “Информатизация школы: от теории к практике”, я зашла на Ваш пост. Я очень рада, что приняла участие в мастер-классе, так он дал мне возможность увидеть и узнать много нового и полезного. И Ваша статья тому подтверждение. СПАСИБО!


--------------------
С наилучшими пожеланиями!
http://www.pgfenglish.ru

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 321
  • Регистрация: 29.9.2010
  • Из: Санкт-Петербург
  • Номер участника: 93026
Предупреждение

Рабочие листы - замечательный инструмент, позволяющий не только разнообразить учебную деятельность учащегося (дома или на уроке), но и направить эту деятельность в нужное русло, задать некую общую траекторию изучения-обобщения материала, уплотнить время на освоение и т.д. В свое время, перепробовав массу разных вариантов организации деятельности по работе с интерактивными лабораториями, мы пришли к рабочим листам (в своем блоге выкладывал готовые пачки раблистов для работы с разными классами). И вот сейчас, прочитав блог, задумался о переводе этих листов уже на новое технологическое русло... Спасибо! И вот ведь вопрос, вроде знаешь и о рабочих листах и о технологиях Google... А связать их между собой с выходом на интерактивность заполнения - как-то не задумывалось)))


--------------------
www.sch169.ru

Пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 22
  • Регистрация: 28.9.2015
  • Из: Могилевская обл, г.Осиповичи
  • Номер участника: 175501
Предупреждение

Очень интересная идея, я все жду, когда мне в класс интернет подключат, а тут можно домашние работы в виде таких листов делать...


--------------------
Микулич Людмила, учитель химии

Мое изображение

Статьи по этой теме

Мои ссылки в блоге

64 пользователей просматривает
63 гостей
1 участников
0 анонимных участников

Последние записи

Последние комментарии

Поиск в блоге


Статьи по этой теме

Категории

Наверх