Образовательная галактика Intel®

Блог Участника

Запись блога

Об идее коллекций учебных материалов...

Сегодня речь пойдет о коллекциях учебных материалов, публикуемых учителями в Сети. Попробую в посте ответить на вопросы:
  • Почему лучше публиковать и хранить учебные материалы не по одному, а коллекцией?
  • Что из себя представляют эти коллекции, из чего состоят, как выглядят?
  • Какие есть примеры коллекций, где с ними можно познакомиться?

С развитием веб-сервисов растет и количество создаваемых учителями учебных материалов самого разного вида и характера. Кроме широко распространенных презентаций, это рабочие листы, карты знаний, онлайн-тесты, кроссворды и многое другое. Простота редактирования и публикации разработок, cоздаваемых учителями, позволяет накапливать материалы в открытой Сети и делиться ими с коллегами.

Но при публикации в Интернете возникает, как минимум, одна серьезная проблема, которая, с первого взгляда, выглядит как проблема классификации материалов. Как правильно описать и как пометить свои материалы, чтобы, во-первых, самому ориентироваться в них, а во-вторых, повысить качество поиска для удобства других?

Для классификации объектов и оптимизации поиска придумана система метаданных. Корректное описание метаданных представляет определенную трудность для учителей, вернее сказать - у них пока нет такой привычки - метить свои материалы с помощью ключевых слов (тегов). Есть надежда, что по мере роста размещаемых в Интернете учебных объектов, будет постепенно развиваться и культура их описания.

Но я сегодня хотела бы затронуть другой вопрос. Чуть более широкий. Учебные материалы, разработанные учителем, всегда контекстны. Как минимум, они привязаны к учебной программе, планированию, возрасту учащихся. Не говоря уже о том, что для их использования другими людьми часто требуются знания о способе, как с ними работать. Скачанный из Интернета чужой рабочий лист, будучи вырванным из "родного" контекста, может стать не помощником учителя, а наоборот, источником дополнительных проблем... Если его применять без понимания, что этот лист - лишь средство для организации работы или решения вполне определенной задачи.

Вот почему наибольший интерес представляют не столько интересно придуманные и красиво исполненные единичные и разрозненные учебные объекты, но их целостные коллекции, в которых, кроме самих материалов, всегда имеется сопровождение-описание, как, в каких условиях и для чего используется тот или иной учебный объект. Название у такого описания может быть абсолютно любым: инструкция, методический паспорт, рабочая папка и т.д.

Как правило, такая коллекция содержит рабочие материалы для учебного проекта, отдельного модуля или целого раздела учебной программы. И для каждой планируемой учебной ситуации в этой папке - свой набор инструментов и материалов.

По содержанию в описании коллекции-папки всегда есть привязка к целям и задачам (результатам обучения), особенностям целевой группы учащихся, методам работы и другим важным составляющим учебного процесса. Часто в таких коллекциях содержится ссылка на образовательные стандарты, "охватываемые" изучаемой темой.

Вот пример такого описания в виде шаблона-таблички:
Карта проекта.
Тут дана общая схема карты, которая, разумеется, может быть изменена и дополнена при необходимости.

Отметим, что среди самых первых указываемых данных стоит "имя автора". Если учитель привыкает ставить свои имя в описании коллекции, то он, тем самым, защищает свои материалы от недобросовестного использования. Именную коллекцию "присвоить" все же труднее, чем безымянную.

Важным показателем качества разработанных учителем материалов является наличие ссылок на использованные источники, независимо от того, бумажные они или электронные. Во-первых, по ссылкам можно увидеть, какой методической концепции придерживается автор, что/кого читает, каков круг его профессиональных интересов. Во-вторых, это просто признак культурной работы в Интернете (для ее именования есть даже такая специальная область компетенций, называемая "цифровым гражданством").

Ну и, наконец, приведу пример удачной коллекции, которая выполнена в виде отдельного сайта. В нем есть меню, довольно разветвленная навигация и множество ссылок на сторонние сайты, использованные при создании коллекции. Отдельная страница сайта посвящена его автору!

Коллекция к учебному проекту "A Blast From The Past".

Пример корректного оформления ссылок на интернет-ресурсы и использованную литературу.

Пост по теме:
Рабочий лист и Библиотека Конгресса

Комментарии

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 225
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Интернет
  • Номер участника: 84499
Предупреждение

Поддерживаю идею! Но какая технология является оптимальной для создания коллекции учебных материалов? Stand-alone блог? Своя вики? Открытая социальная сеть?

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Цитата(biarmicus @ 9.9.2010, 13:28)
Поддерживаю идею! Но какая технология является оптимальной для создания коллекции учебных материалов? Stand-alone блог? Своя вики? Открытая социальная сеть?


Думаю, выбор технологии под коллекции должен основываться на принципа простоты размещения, доступа и обмена, прежде всего. И принципиально она должна быть сетевой - открытой и удобной с поддержкой гипертекста и возможностью синдикации. Поэтому, какая конкретно технология - вики или блоги - не так важно...

Сообщение отредактировал ljudmillar - 11.9.2010, 16:13

Статьи по этой теме

« Июнь 2017 »
ВПВСЧПС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Последние записи

Мои ссылки в блоге

Последние комментарии

Мое изображение

18 пользователей просматривает
18 гостей
0 участников
0 анонимных участников

Категории

Поиск в блоге


Наверх