Образовательная галактика Intel®

Блог Участника

Запись блога

Рабочий лист и Библиотека Конгресса

Как только я увидела эту коллекцию, мне сразу захотелось написать о ней. О какой коллекции речь?
О папке электронных рабочих листов и учебных презентаций, разработанных американской учительницей в рамках одного интересного учебного проекта.
Но вначале немного воспоминаний...
Помните из своего школьного детства карточки с надписями: "Вставьте пропущенную букву/слово..." и "Расставьте по-порядку..."? Или примерно такие?
Если да, то наверняка вспомните и наиболее распространенные тексты заданий в раздаточном материале той поры: "Прочтите и ответьте на вопросы!".
Такими были материалы, вручную изготовляемые учителями, и предназначенные для организации самостоятельной работы учеников. Безусловно, репродуктивный подход к обучению задавал и форматы используемых дидактических средств обучения, и формулировки учебных заданий: закрепить усвоение, отработать навык. Часто с помощью таких "карточек" осуществлялась "проверка знаний"...

С появлением рабочих тетрадей на печатной основе, которые стали издавать в дополнение к учебникам, стал меняться и набор заданий в них: "Прочти текст и составь к нему вопросы!" (в отличие от прежнего "ответь на вопросы"), "Выдели главное, рассортируй, дополни, реши кроссворд, разгадай ребус"... "Заполнение" учениками таких тетрадей, опять же, довольно часто оценивается учителем в баллах, то есть почти автоматически рассматривается как один из видов "контроля знаний".

Как появление цифровых форматов постепенно изменило форму, а вместе с ней и содержание того, что учителя привыкли называть "раздаткой"? Многообразие опубликованных в Интернете образцов позволяет нам сегодня не только говорить об этом, а изучать их...

В этом посте - только об одном формате - об электронных рабочих листах (Worksheets). Большое преимущество таких листов - возможность многократного повторного использования. Еще одна - авторы материалов могут публиковать свои "листы" на личных сайтах-портфолио, составлять из них тематические коллекции, обмениваться ими, как и любыми другими цифровыми учебными материалами. Создание и использование самодельных рабочих листов побуждает учителя более творчески относиться к развитию программы обучения.

"Рабочий лист" может быть использован двумя разными способами:

Первый вариант - полностью электронный, ученик скачивает файл с "листом" с сайта/блога на свой компьютер, заполняет (в школе или дома) и "возвращает" учителю, например, приложением к электронному письму или сохраняет в своей папке на компьютере/публикует в среде электронного обучения.

Второй вариант - "бумажный", когда листы заранее распечатываются на принтере (по числу детей в классе) и раздаются ученикам, работающим в группах или индивидуально за обычными столами-партами (без применения компьютеров).

Итак, попробуем разобраться с форматами рабочих листов на некоторых примерах для того чтобы, если какая-то из идей понравится, воспользоваться eю, при необходимости видоизменяя-модифицируя оригинал. Изменять ведь можно и тему, и фактический материал листа, типы заданий и оформление, удерживая главное - рабочий лист создается для организации самостоятельной работы учеников в классе или дома. Цели использования "листов" могут быть самыми разными, за исключением одной - они НЕ предназначены для тестирования учеников или проведения контрольной работы!



Несколько слов обо всей коллекции. Эта подборка - не просто отдельные "листочки с заданиями". Они - опора для организации учебной деятельности ("активности") в учебном модуле (проекте), объединяющем сразу 4 темы: "Коммуникация-Транспорт-Образование-Развлечения".
Еще одна замечательная особенность коллекции состоит в том, что часть фотоматериалов для рабочих листов и презентаций взята с сайта Библиотеки Конгресса США http://www.loc.gov/index.html. Вообще, список ссылок на используемые при составлении коллекции материалы стоит изучить отдельно! О других интересных идеях и принципах, положенных в основу коллекции, - в следующем посте...

Рабочий лист для работы с текстом.
Рабочий лист. Биография Самюэля Морзе.
Содержит поля для заполнения имени ученика, текст с краткой биографией Морзе и вопросы к этому тексту с вариантами выбора ответов.

Рабочий лист для работы с источником в Интернете.
Биография Александра Белла.

В вводной части задания на листе есть ссылка на сайт об Александре Белле. Сам лист содержит достаточно большой список вопросов по тексту, но и не только по нему. Два последних из десяти вопросов - свободные, они "связывают" исследуемый текст с самим учеником и сегодняшней жизнью. Например: "Если бы ты мог задать один вопрос Александру Беллу, о чем бы он был?"

Рабочий лист с заданием на развитие креативности.
Азбука Морзе
Лист содержит таблицу с "Морзе-алфавитом". Задание на листе состоит в "шифровании" или переводе на язык Морзе нескольких простых слов: "код", "школа", "домашняя работа". Нельзя не заметить, что тематически слова подобраны так, чтобы увязывать изучаемую тему со школой.

Маршрутный лист
"Лист активности"
Этот лист, как и все остальные, заполняется учеником самостоятельно. В данном листе ученик фиксирует не только прохождение учебного маршрута ("галочкой"), но и "звездочкой" отмечает наиболее понравившуюся "активность". Таким образом, это еще и лист обратной связи для учителя. Проанализировав "звездочки" на листах, учитель может увидеть, какие из придуманных им "активностей" одобрены учениками, а какие оказались непопулярными...

Больше "рабочих листов"из этой коллекции здесь.

Продолжение следует...

Несколько ссылок на библиотеки с рабочими листами для учителей:

http://www.worksheetlibrary.com/
http://www.teach-nology.com/worksheets/
http://www.worksheets4teachers.com/

Комментарии

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 21
  • Регистрация: 14.4.2010
  • Из: Омск
  • Номер участника: 84539
Предупреждение

Людмила, всегда с интересом читаю Ваши сообщения. Огромное спасибо за интересный материал! Всегда полезно либо систематизировать то, что уже знаешь\умеешь, либо приобрести новые способы работы с материалом. Отдельное и особое спасибо за ссылки! очень пригодятся в новом учебном году.


--------------------
Чайка Людмила
Омск

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 1183
  • Регистрация: 10.4.2010
  • Из: Новосибирск
  • Номер участника: 84512
Предупреждение

Рабочие листы, рабочие тетради,- действительно, удобная форма работы! Еще бы добавить интерактивности в них,- цены бы им не было! Спасибо за информацию, я иноязычные сайты почти не просматриваю, а, наверное, зря: много интересного и полезного. Эти рабочие листы так просто устроены, что хочется сказать, что для нас это слишком просто! Но за кажущейся простотой - немалая работа по составлению текста с нужными вопросами, отбором информации и т.д. А сама организация (и размещение) информации на листах удобная, легко просматриваемая, понятная и школьнику и взрослому.

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Цитата(Чайка @ 27.8.2010, 5:13)
Людмила, всегда с интересом читаю Ваши сообщения. Огромное спасибо за интересный материал! Всегда полезно либо систематизировать то, что уже знаешь\умеешь, либо приобрести новые способы работы с материалом. Отдельное и особое спасибо за ссылки! очень пригодятся в новом учебном году.



Да, это упражнение - изучение рабочих материалов учителей с другим менталитетом всегда полезно! Идею хорошую найти можно, а еще постепенно формируется представление, о том, как можно оценить свои собственные учебные материалы.

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Цитата(rat @ 27.8.2010, 6:58)
Рабочие листы, рабочие тетради,- действительно, удобная форма работы! Еще бы добавить интерактивности в них,- цены бы им не было! Спасибо за информацию, я иноязычные сайты почти не просматриваю, а, наверное, зря: много интересного и полезного. Эти рабочие листы так просто устроены, что хочется сказать, что для нас это слишком просто! Но за кажущейся простотой - немалая работа по составлению текста с нужными вопросами, отбором информации и т.д. А сама организация (и размещение) информации на листах удобная, легко просматриваемая, понятная и школьнику и взрослому.


Эти конкретные листы, как я вижу, в основном, для распечатывания на принтере, что в наших условиях не совсем приемлемо, поскольку расходно. Да и давние они достаточно, сейчас гораздо больше возможностей, для того, чтобы использовать подобные листы в их электронном варианте.

Тот же googledocs позволяет "расшаривать" листы для учеников, каждый мз них просто делает свою копию и по заполнении публикует при помощи ссылки в какой-то из сред электронного обучения, например, в блоге...

Сообщение отредактировал ljudmillar - 27.8.2010, 6:51

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 146
  • Регистрация: 8.7.2010
  • Из: Россия, Тамбовская область, поселок Первомайский Первомайского района, 393700
  • Номер участника: 85851
Предупреждение

                                                     Уважаемая Людмила!

Любая методическая разработка учителя - творчество! На мой взгляд, ничего необычного в этой коллекции нет. Единственное-это действительная система, над которой трудился учитель не один год. 

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Цитата(Irinapavlova @ 28.8.2010, 13:54)
                                                     Уважаемая Людмила!

Любая методическая разработка учителя - творчество! На мой взгляд, ничего необычного в этой коллекции нет. Единственное-это действительная система, над которой трудился учитель не один год. 


Уважаемая Ирина!

Разумеется, системы оценки любого продукта требует согласованной системы критериев. Согласованной внутри того подхода/системы, в котором/которой создаются. Из разных систем любой объект оценивания видится по-разному, поэтому и такой задачи - оценить - я перед собой не ставила. Хотелось просто других познакомить с необычным (для меня) подходом к созданию рабочих листов.

Понимая, что "необычность" - вообще критерий очень спорный, все же рискну утверждать, что использование этой конкретной коллекции имеет потенциальную глубину". То есть, точнее сказать, "понимательная глубина" может быть с помощью таких листов в учебной деятельности организована...

Давайте вместе походим по материалам сайта, в котором собрана эта коллекция! И посмотрим, что можем на нем найти интересного и действительно необычного?

Во-первых, в коллекции видна попытка связать сразу четыре!! разные темы из разряда "тем для жизни" и актуальных для "личного мира ученика".

Во-вторых, в "листах" задействован уникальный исторический предметный материал, а не адаптированный как в учебнике. По сути, предполагается работа с архивом, пусть и виртуальным. В игровой форме организуется "прикосновение" к истории, к библиотеке, хранилищу историй и фактов...

В-третьих, для меня очень интересны логические приемы, на которых строится работа с листами, использованные для их создания схемы и шаблоны. Лента времени, диаграммы Венна, кластеры...

Ну и самое важное, что я там нашла! Работа с категорией времени, причем не в явной форме, а в скрытой, ненавязчивой. Организовать изучение таких понятий как "время" - вообще немыслимо трудно, не делая их непосредственно "предметом, на который можно указать" (попробуй-ка, укажи пальцем на "время") smile.gif, а пробуждая фантазию, образы...
Именно эта - культурная "сверхзадача" коллекции и всего проекта показалась мне и необычной, и очень грамотно методически выстроенной. Это же та самая "связь времен", апелляция к очень тонким механизмам, нет, даже не памяти, потому что "помнить" это ученик в силу своего молодого возраста просто не может...

Вот именно это меня удивило и заставило взяться за описание.


Ирина, могу только советоваться с учителями, может быть, я просто не знаю о существовании других подобных коллекций, поэтому та, о которой пишу, и оказалась для меня настолько необычной? Вот, а для учителя-практика ничего в ней нового, оказывается, и нету sad.gif
Если есть у Вас примеры, может быть, можно о них рассказать? Больше бы учителей о них узнало, глядишь, можно было бы и сравнивать разное, и свои коллекции создавать, и обмен наладить? Как считаете?

Сообщение отредактировал ljudmillar - 16.1.2011, 1:00

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 146
  • Регистрация: 8.7.2010
  • Из: Россия, Тамбовская область, поселок Первомайский Первомайского района, 393700
  • Номер участника: 85851
Предупреждение

                                                Уважаемая  Людмила!

 Я постоянно знакомлюсь с информацией, которую Вы публикуете! Тексты достаточно серьезные,познавательные; мне требуется время, чтобы вникнуть в прочитанное.

Вы следите за новинками, публикуете инновационные методики, интеллектуально и эрудированно ведете обсуждение на форуме  на разные темы. Но по поводу современных методик в образовании, у меня возникает много вопросов.

Примерно два десятилетия назад мои коллеги охотно делились своими разработками. Сейчас происходит иное: учителя создают свои проекты, презентации, готовят портфолио, участвуют в конкурсах и другое.Возникает вопрос: "Когда учить?" Не случайно Вы написали: "Коллекцию создала американская учительница".Значит Вы не слышали о других разработчиках таких  методик. Для меня открытым остается вопрос инновационных методик: Пока я пришла к выводу, что показателем инновационной методики считается умело и четко организованный и отработанный единичный  прием на уроке, который использует учитель много лет и достигает высоких результатов. Не знаю, согласитесь ли Вы со мной?

А познакомясь с Вашей публикацией, я просто позволила  высказать  свое мнение.




Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Цитата(Irinapavlova @ 28.8.2010, 23:05)
Примерно два десятилетия назад мои коллеги охотно делились своими разработками. Сейчас происходит иное: учителя создают свои проекты, презентации, готовят портфолио, участвуют в конкурсах и другое.Возникает вопрос: "Когда учить?" Не случайно Вы написали: "Коллекцию создала американская учительница".Значит Вы не слышали о других разработчиках таких  методик.


Ирина в этом вы правы! Хороших образцов не так много, это правило относится абсолютно ко всему - к презентациям, блогам, к любым другим продуктам деятельности учителей. Хотя с рабочими листами я встречаюсь не впервые (в том курсе для учителей, который мне приходится проводить, есть несколько отличных образцов подобных листов), материалы, описанные в данном посте, действительно показались интересными и непохожими на то, с чем я сталкивалась до сих пор.


Цитата(Irinapavlova @ 28.8.2010, 23:05)
Для меня открытым остается вопрос инновационных методик: Пока я пришла к выводу, что показателем инновационной методики считается умело и четко организованный и отработанный единичный  прием на уроке, который использует учитель много лет и достигает высоких результатов. Не знаю, согласитесь ли Вы со мной?

А познакомясь с Вашей публикацией, я просто позволила  высказать  свое мнение.


Ирина, спасибо за Ваше мнение!

Про отработанный учителем единичный прием мне трудно что-то вразумительно Вам ответить. Все же все очень сильно зависит от контекста или, как сказали бы математики, от системы координат. Наверное, если Вы принимаете какие-то показатели инновационности учебных методик, так, как описываете, то, значит, внутри вашей стройной системы все должно быть четко и понятно. Это - инновационное, а это - не дотягивает! На то они и показатели.

Только я в данном случае не пыталась на эти "рабочие листы" смотреть из такой именно позиции, оценивать их инновационный потенциал или вообще как-то их оценивать. Этой задачи у меня не было. Я просто хотела рассказать, что есть такой инструмент, предназначенный для самостоятельной работы учеников на уроке (или вне его). Работая/играя с этими листами, ученики имеют дело не только с учебным материалом, который им на этих самых листах "подсунул" учитель, но приобретают самый разнообразный опыт - от работы по инструкции, до творческого преобразования исходного материала.

И опять же, про "высокий результат", который достигается... Это же учитель сам и должен придумать и понять, в работе с этими самыми его листами - какой тут может планироваться результат? Чего мы будем стремиться достичь, что и как попытаемся на выходе измерить?

Сообщение отредактировал ljudmillar - 29.8.2010, 7:19

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 1183
  • Регистрация: 10.4.2010
  • Из: Новосибирск
  • Номер участника: 84512
Предупреждение

Цитата(Irinapavlova @ 28.8.2010, 23:05)
Примерно два десятилетия назад мои коллеги охотно делились своими разработками. Сейчас происходит иное: учителя создают свои проекты, презентации, готовят портфолио, участвуют в конкурсах и другое.Возникает вопрос: "Когда учить?"


Можно мне спрогнозировать дальнейшие события? На вопрос:"Когда учить?" в ближайшем будущем нам могут ответить, что вообще не нуждаются в наших услугах! Сейчас активно продвигают дистанционное образование, а для этого как раз необходимо, чтобы как можно больше опытных учителей создавали проекты, презентации, портфолио. Накопленный опыт профессионалы-программисты переведут в "электронные учебники и пособия" и в учителях, как таковых отпадет необходимость. Учителя, как бабочки на свет, слетаются на всевозможные конкурсы, неся свой бесценный опыт, взамен получая "филькину грамоту", необходимую при очередной аттестации. Почему-то вспоминаются уроки истории о том, что старые мастера-ремесленники не спешили делиться своими "секретами" со всем миром (тайна китайского фарфора, тайна производства шелка, знаменитый лак для скрипок Страдивари, вересковый мёд)???

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Цитата(rat @ 29.8.2010, 7:50)
Учителя, как бабочки на свет, слетаются на всевозможные конкурсы, неся свой бесценный опыт, взамен получая "филькину грамоту", необходимую при очередной аттестации. Почему-то вспоминаются уроки истории о том, что старые мастера-ремесленники не спешили делиться своими "секретами" со всем миром (тайна китайского фарфора, тайна производства шелка, знаменитый лак для скрипок Страдивари, вересковый мёд)???



rat, а у меня вдруг выплыла откуда-то такая метафора, что школа и все кто в ней, давно утратили свой "секрет старых мастеров" - секрет обучения. И Сеть - единственное место, где его можно найти или, скорее, открыть заново.
Именно в Сети мы можем не только путешествовать-сквозить по "ленте времени", вывешивая-прикрепляя к ней зафиксированный в текстах и презентациях учительский опыт. К "временнОй ленте" у нас - запасливых - особые "кармашки" приделаны, и по этим кармашкам все наши наработки размещены: здесь у нас карточки, здесь презенташки, здесь рабочие листы, а здесь флешки и видео...

И ведь у каждого эта "лента времени" своя личная.... Иногда ровной и гладкой лентой-дорогой идет, иногда спиралью куда-то вьется, а иногда "мебиусом" сворачивается...

Сообщение отредактировал ljudmillar - 29.8.2010, 14:06

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 1183
  • Регистрация: 10.4.2010
  • Из: Новосибирск
  • Номер участника: 84512
Предупреждение

Может и так, а может и не так! Зачем тогда родители набирают репетиторов для своих чад "числом поболее, ценою подешевле...", если сеть в свободном доступе,- учись - не хочу! Значит нужен ещё учитель в образовательном процессе! Время покажет...

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 146
  • Регистрация: 8.7.2010
  • Из: Россия, Тамбовская область, поселок Первомайский Первомайского района, 393700
  • Номер участника: 85851
Предупреждение

                                                         Уважаемая Людмила!

И все-таки здорово, что есть возможность общаться виртуально! Всего за несколько часов мы провели дискуссию на огромном расстоянии и никто из нас не остается равнодушным к проблемам образования, старается прислушаться к мнению друг друга и помочь советом. 

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 146
  • Регистрация: 8.7.2010
  • Из: Россия, Тамбовская область, поселок Первомайский Первомайского района, 393700
  • Номер участника: 85851
Предупреждение

 
Цитата(rat @ 29.8.2010, 16:04)
Значит нужен ещё учитель в образовательном процессе!  
 



Учитель просто необходим!!!

Сообщение отредактировал Irinapavlova - 29.8.2010, 16:45

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 150
  • Регистрация: 17.4.2010
  • Из: Иркутская область, г. Ангарск
  • Номер участника: 84626
Предупреждение

Спасибо за публикацию и ссылки! Сегодня разработку и комплексное применение рабочих листов в практике образовательных учреждений в нашей стране отражают рабочие тетради по предметам и, несомненно, они удобны для организации образовательной деятельности учащихся как в фронтальном, так и индивидуальном режиме. Еще вариант в усложнении их применения - когда ученик сам разрабатывает рабочий лист по какой-либо теме и с опорой на него взаимодействует с другими учениками и учителем.


--------------------
С уважением, Людмила

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Цитата(Людмила Сидорова @ 30.8.2010, 5:42)
Спасибо за публикацию и ссылки! Сегодня разработку и комплексное применение рабочих листов в практике образовательных учреждений в нашей стране отражают рабочие тетради по предметам и, несомненно, они удобны для организации образовательной деятельности учащихся как в фронтальном, так и индивидуальном режиме.


Здравствуйте, Людмила!
Спасибо Вам за отзыв!
Да, квалифицированные разработчики и издательства, несомненно могут помочь с листами на бумажной основе. И все же хочется подчеркнуть возможности самого учителя. Кто как ни он лучше знает все подводные камни учебной программы и актуальные задачи для своих учеников, чтобы лучше учесть их при составлении рабочих листов?

Упомяну также учебные проекты со свободнымм сценариями, которые следуют только логике автора? Тут еще больше возможностей для творческого использования рабочего листа как инструмента!

Про листы, создаваемые учениками, вообще пока не говорю. Не потому что идея не нравится, совсем даже наоборот - очень мне близка! Но проблема со всеми свободными формами заданий всегда повторяющаяся - очень трудно они вписываются в классно-урочные ритм и рамки.

Сообщение отредактировал ljudmillar - 16.1.2011, 0:33

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Цитата(rat @ 29.8.2010, 16:04)
Может и так, а может и не так! Зачем тогда родители набирают репетиторов для своих чад "числом поболее, ценою подешевле...", если сеть в свободном доступе,- учись - не хочу! Значит нужен ещё учитель в образовательном процессе! Время покажет...


rat, тут мой ответ довольно прост, потому что он есть (выработался) у меня давно, уж не вспомню точно, в какой момент учительской жизни.

"Школа для экзаменов" и "образование для жизни" - две абсолютно разных и часто не пересекающихся модели. Беда некоторых родителей (да и учителей), что они об этом еще не знают sad.gif

Про то, что учитель не нужен - это же надо "кому-то" до такого додуматься!
Из разряда курьезов: "Рабочий лист заменит вам учителя" smile.gif

Сообщение отредактировал ljudmillar - 30.8.2010, 16:17

Статьи по этой теме

« Июнь 2017 »
ВПВСЧПС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Последние записи

Мои ссылки в блоге

Последние комментарии

Мое изображение

41 пользователей просматривает
41 гостей
0 участников
0 анонимных участников
Google.com

Категории

Поиск в блоге


Наверх