Образовательная галактика Intel®

Блог Участника

Запись блога

Парковый урок: работа с несплошным текстом

Продолжение... Начало 1, 2 и 3, 4, 5, 6.

К несплошным текстам* относятся карты, схемы, рекламные щиты и плакаты, разного рода указатели, а также видео и даже сайты!
Познакомимся с тем, задания какого типа и для каких целей разработали участники паркового проекта.

Задания с картой и фотоизображениями объектов парка.
Чаще всего здесь проверялось умение ориентироваться на местности и проводить измерения с целью создания плана.
ПАРК им. М.ГОРЬКОГО. МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ
Самыми популярными были задания такого рода: используя условные обозначения, нанести на план находящиеся на местности объекты (деревья, кустарники, скамейки, памятники и т.д.), указать масштаб. Хотя топографические карты нечасто встречались в парковых заданиях, хороший пример работы с картой такого вида есть в материалах "Нескучного путешествия". Здесь же есть система условных обозначений объектов в парке.

Оригинальный пример использования комбинаций сплошного и несплошного текста можно найти в рабочем листе «Фонтаны Петергофа. Путь воды» (автор Елена Шевчук, лицей №590, Санкт-Петербург). В задании предлагается использовать не только современные интернет-карты, но и старинные карты-схемы, в частности, схему водоснабжения Петергофа. Автору этих заданий также удалось найти любопытное учебное видео на эту же тему. К каждому из этих "несплошных текстов" предложены свои серии вопросов, направляющих самостоятельное исследование учеников. При выполнении заданий акцент сделан на использовании предметных знаний по физике.



Использование интернет-сервисов. Разработка маршрута

Интересно познакомиться с тем, как использовались интернет-карты на предварительном этапе паркового проекта.
Например, ученикам школы №550 Санкт-Петербурга предлагалось, используя сервис «Яндекс-карты», «полетать на воздушном шаре» над пригородными парками Санкт-Петербурга и определить, к какому типу относится каждый из этих парков. Задание для урока, посвященное работе с интернет-картами разработала учитель информатики Ольга Тузова, оно посвящено технологии панорамной съемки. Виртуальное путешествие, включающее выбор маршрута и транспортного средства, поиск и заказ билетов через интернет, составление вариантов расписания однодневного путешествия из одного города в другой - один из возможных сценариев урока информатики при подготовке выхода в парк. Участники проекта смогли расширить свое представление о том, каким может быть содержание подобных уроков.

Благодаря путевым заметкам Елены Ковалевой из Новосибирска, мы узнали еще об одной возможности работы с теми же «Яндекс-картами». Сценарий предварительного виртуального ознакомления по карте с "Парком у моря Обского" содержит полезные ссылки на сервисы, которые могут быть активно задействованы учителями при разработке уроков с использованием интернет-карт.
Прежде всего, это сервис http://www.seemap.ru/, который еще называют «википедией маршрутов». Он помогает выбрать маршрут движения на городском транспорте, доступном в вашем городе, с использованием карт Google.
Елена вообще чрезвычайно обогатила наше представление об использовании социальных сервисов на предварительных этапах "парковых уроков".
  • социальные сети (например, http://vk.com), где можно найти рекламу меропритяий в парках (пример).
  • сервис анонсов для событий и акций социальной направленности http://pressagenda.com/
  • официальный сайт парка (пример)

Задания с инфографикой

Прекрасную возможность для разработки заданий на функциональную грамотность предоставляет современная инфографика. Этот вид информационного плаката содержит "миксы" из текста, с одной стороны, и рисунков, фотографий, графиков, диаграмм, географических карт и других видов графики, с другой. Коллекции инфографики по многим актуальным темам есть, например, на сайте http://ria.ru/infografika/. Если найти подходящий по теме образец инфографики, то стоит вложить силы в разработку заданий по этому виду несплошных текстов, поскольку ученикам бывает интереснее расшифровывать информациию, представленную в графическом виде, чем в формате сплошного, линейного, текста.


Ссылка на источник

Наталии Котелкиной (школа №26 г.Москвы), вместе с командой своей школы исследовавшей Нескучный сад, удалось найти как раз такой плакат, вполне соответствующий парковой теме. К инфографике, посвященной цветочному оформлению Москвы, предложена серия интереснейших заданий.

Задания с графикой/картинками на использование предметных знаний

Множество таких заданий можно найти в рабочих листах, разработанных Лорой Кравченко и ее коллегами для урока-квест в парке им. Горького (г. Горловка, Донецкая обл.). Эти задания предполагают использование знаний из школьных курсов физики, биологии, географии, истории.


* В постановке вопроса о развитии функциональной грамотности чтения все тексты делят на сплошные и несплошные.

Посты по теме:

Проблематизация "от тумбочки"
Обучение вне стен классной комнаты - кому и зачем это нужно?
Обучение вне стен классной комнаты. Гений места. Игры в парке
Рождение тренинга "Посетители музеев"
Был ли функционален вебинар по функциональному чтению?
Собираем материалы "паркового урока"
Парковый урок: сбор у солнечных часов...
Парковый урок: анализируем учебные материалы
Парковый урок: фотодокументирование
Парковый урок: фоторепортаж как учебная деятельность
Парковый урок: коллекции интерактивных упражнений
Парковый урок: работа со сплошным текстом

Комментарии

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

В связи с начавшимися отпусками и каникулами активность в парковой теме немного снизились, но если есть интерес к теоретическим вопросам составления заданий на функциональное чтение, предлагаю продолжить обсуждение.

Основным местом сборки, конечно же, является наш сайт, но не очень понятно, в комментариях к какой именно странице нужно обсуждать разные вопросы - содержания и организации. Ясно, что их нужно разносить по разделам.

Поэтому предлагаю обсуждать в самых разных местах - в своих собственных блогах (например, в круге учителей своей школы), в постах блогов на Галактике, на галактическом форуме в парковой теме, в кругах G+... а сборку делать на сайте, в новостях, при помощи ссылок на упомянутые треды обсуждений, уже там классифицируя - это об этом, а другое - о другом. smile.gif

Несколько вопросов к потенциально заинтересованным в таких обсуждениях. Список открытый

1. Каковы операциональные (проверяемые) учебные цели для заданий при работе с текстами на парковую тему? (Вопрос от Ольги Тузовой )
2. Как классифицировать (можно ли и нужно ли это делать) задания, которые мы предлагаем ученикам в парке (в разных сценариях для разных парков были разные задания)?
3. Каковы операциональные (проверяемые) учебные цели для заданий, выполняемых в парке?

Копирую сюда текст из письма Ольги Тузовой (поскольку обсуждение идет в разных местах).

Цитата
1. Масса полезного материала в ссылках, которые оставил в форуме Юрий Ээльмаа http://edugalaxy.intel.ru/index.php?automo...47#comment11073.
Как раз по вопросам классификации текстов, критериев отбора и составления.
2. Мне кажется, надо разделять, например, учебные тексты и тексты художественно-повествовательные. Они, на мой взгляд, будут различаться и характером заданий, и характером содержания. В текстах первого типа существенным моментом будет сравнение разных точек зрения, разных трактовок, применение полученной информации для решения каких-то практических задач. Например, я сейчас обдумываю проект, в основе которого будет понятие симметрии. Здесь, после работы с текстом (текстами) дети должны будут научиться выделять в окружающем мире и создавать свои собственные симметричные объекты, подтверждать свою точку зрения, опираясь на математические и физически понятия. При анализе художественного текста задачи, по-моему, другие.
3. Мне близка позиция авторов статьи "Почему наши школьники провалили тест PISA" (часть 2) http://rcokoit.ru/dld/hse/Kasprzhak_PISA2.pdf -- параграф "Что и как требуется изменить". Мне кажется, таблица сравнения "Учебник, дающий предметные ЗУНы" и "Учебник, способствующий воспитанию компетентного ученика" может быть определенным ориентиром при подборе и составлении учебных текстов в нашем проекте.

С уважением,
Ольга Тузова


Сообщение отредактировал ljudmillar - 22.6.2012, 13:19

Новичок

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 0
  • Регистрация: 22.9.2010
  • Из: Челябинск
  • Номер участника: 91617
Предупреждение

Людмила, здравствуйте! Давно и с удовольствием наблюдаю за Вашей работой, использую материалы и блога, и печатных текстов, которые вижу под вашим именем, иногда комментировала материалы на сайте Интел..

Но заставить напрямую обратиться заставил именно этот пост, и вот в связи с чем.. Проблема восприятия текста и вообще понимание того, что называется текстом, меня интересует давно.. Вопрос Ольги Тузовой о разнице текстов художественных и нехудожественных и системе работы с ними заинтересовал меня.

Ориентация материалов парковых уроков на работу именно с текстами нехудожественными если и не исключают совсем, но не ставят своей основной задачей работу по выработке навыком и умений адекватного восприятия именно художественных текстов. цели и задачи парковых уроков лежат в несколько другой плоскости..
В настоящий момент мы с учителями - филологами на сайте ЭОР ведем разговор о том, возможно ли определение "текст" применительно к мультмедийным объектам ,созданным при помощи сервисов - ролики, плейкасты, фотоальбомы и пр., и как анализ этих объектов может помочь научиться анализировать, воспринимать именно художественные тексты.. Определяем тот потенциал сервисов, который позволит не заменить книгу и художественное слово технологиями, а наоборот, развернет ученика к восприятию художественного слова.
Мы двигаемся немного в другом направлении, может, не все что мы делаем, соответствует вашим представлениям о современном образовании и деятельности учителя, но ваше мнение было бы ценно.

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Юлия, спасибо за интерес к теме!

Цитата(dudkoyuliya @ 15.8.2012, 11:22)
Проблема восприятия текста и вообще понимание того, что называется текстом, меня интересует давно.. Вопрос Ольги Тузовой о разнице текстов художественных и нехудожественных и системе работы с ними заинтересовал меня.


Цитата(dudkoyuliya @ 15.8.2012, 11:22)
Ориентация материалов парковых уроков на работу именно с текстами нехудожественными если и не исключают совсем, но не ставят своей основной задачей работу по выработке навыком и умений адекватного восприятия именно художественных текстов. цели и задачи парковых уроков лежат в несколько другой плоскости..


В модели функциональной грамотности чтения нет строгого деления на "художественные" и "нехудожественные" тексты, используются как первые, так и вторые. Есть также и такие тексты, которые мы с вами раьше текстами и не назвывали (об этоми ниже).
В модели ФГ актуально деление на сплошные и несплошные тексты.
Но как я понимаю так, что Ваш интерес к теме - именно в плане работы с художественными текстами?

Такой опыт у нас тоже есть. Говорю "у нас", поскольку вдвоем с коллегой Ириной Логвиной (специалистом по русскому языку и литературе) мы разработали курс специально для учителей этого предмета. Сейчас курс открыт на сайте Курс "Развитие навыков функционального чтения".

Приведу несколько примеров заданий на ФГ к художественным текстам, разработанных участниками этого курса.
Вопросы к тексту Акунина. Составили Т.Курст, Е.Леонтьева
Вопросы к тексту В.Пекелеса
Задания к тексту А. Житинского

Это лишь несколько примеров, на сайте можно найти и больше. Здесь приведены самые первые учебные задания, разработанные учителями на курсе. Так что интерес к художественным текстам есть самый непосредственный...

Цитата(dudkoyuliya @ 15.8.2012, 11:22)
В настоящий момент мы с учителями - филологами на сайте ЭОР ведем разговор о том, возможно ли определение "текст" применительно к мультмедийным объектам ,созданным при помощи сервисов - ролики, плейкасты, фотоальбомы и пр., и как анализ этих объектов может помочь научиться анализировать, воспринимать именно художественные тексты..


Мне кажется, что понимать "текст" широко (включая туда мультимедийные объекты, в том числе) не только можно, но и нужно. Именно такой подход обозначен в нашем курсе, как и в тех теориях и практиках, на которые мы опирались при его разработке.

Просто всегда стоит вопрос - зачем? Что мы собираемся сделать с таким "текстом" и как организовать работу учеников с ним? Если наша модель будет непротиворечивой, функциональной, побудит учителя к разработке грамотных заданий, направленных на понимание текста и развитие критического мышления учеников, почему бы и нет? Но конечно, везде нужна мера, понимание границ применения, учет особенностей текста, возраста детей, поставленных учебных задач и т.д. То есть, работа такого рода требует от учителя и особых компетенций, и интереса, и чутья, и ответственности.

Посмотреть примеры заданий к несплошным текстам можно здесь.

Больше примеров в разделе Проекты участников.

Цитата(dudkoyuliya @ 15.8.2012, 11:22)
Определяем тот потенциал сервисов, который позволит не заменить книгу и художественное слово технологиями, а наоборот, развернет ученика к восприятию художественного слова.
Мы двигаемся немного в другом направлении, может, не все что мы делаем, соответствует вашим представлениям о современном образовании и деятельности учителя, но ваше мнение было бы ценно.


Юлия, такая постановка вопроса мне знакома, но не кажется верной. Что значит, по-вашему, "заменить чтение технологиями"? Чтение - это ведь тоже технология, технология интеллектуального и духовного развития, разве не так? Поэтому вопрос, использовать или нет учителю литературы современные технологии (имея в виду социальные веб-сервисы, для меня имеет совершенно определенный - утвердительный - ответ.
Восприятие художественного слова никак не может пострадать от того, что ученик с помощью приемов функционального чтения научится понимать глубинные смыслы сложных текстов, в том числе, художественных... Что касается учителя, то владение способами разработки заданий нового типа не просто обогащает, но иногда дает ключ к решению многих проблем в преподавании языка и литературы.

Ну и пример таких технологий подброшу: попробуйте пройти эти "тестики", хотя бы шутя... Что-то становится понятнее про свое собственное, так называемое, "восприятие текста", не так ли?
Самое ценное
Космический курьез (советую выбрать справа вверху "полную картинку", будет легче перемещать объекты).


Надеюсь, что смогла ответить на Ваши вопросы!

Сообщение отредактировал ljudmillar - 16.8.2012, 11:05

Новичок

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 0
  • Регистрация: 22.9.2010
  • Из: Челябинск
  • Номер участника: 91617
Предупреждение

Людмила, спасибо за развернутый комментарий!
Я , наверное, не столько вопросы задавала, сколько хотела услышать ваше мнение по поводу работы с художественными текстами с точки зрения обучения функциональной грамотности smile.gif)
Спасибо за ссылку на курс - она мне не была знакома раньше. Буду использовать эти материалы в своей работе - надеюсь, вы не против?

Кое - какие собственные взгляды ваш комментарий заставил если не пересмотреть, то взглянуть на ситуацию чуть иначе, спасибо!
Почти ничего из того, что вы говорите, не вызывает внутреннего сопротивления, и я этому рада, поскольку уважаю Вашу работу и все, что вы делаете по продвижению новых взглядов и новых практик в широкие педагогические массы.

Смущает лично меня пока только одно: в заданиях по функциональной грамотности, типологии этих заданий, с которыми я была и раньше знакома (я изучала ваш курс и видела эти задания) я не могу нащупать тот ключ, который позволит открыть учителю - филологу безусловную ценность преимущества умения обучаемого извлечь информацию, смысл перед сверхидеей - воспитание духовности (назовем так..), которую несут художественные тексты классической литературы. Может, не совсем внятно формулирую, но если попытаться попроще, то дело вот в чем: есть удобные тексты с точки зрения работы с ними на отработку навыков ФГ ( и у вас приведены примеры из Акунина и прочие), и есть другие - не блестящие с точки зрения стиля,тяжеловесные, структурно перегруженные.. Насколько это можно сделать с неповоротливыми текстами Толстого, Достоевского, которые несут не только информацию и смысл, но и массу подтекста, культурных параллелей..
Вы мудрый человек, думаю, понимаете, что я не спорю, а пытаюсь найти тот путь, который заставил и убедил бы учителей литературы эффективно использовать приемы , предлагаемые в курсе ФГ, без прагматизма и схематичности, которые обязательно присутствуют?.. Еще раз повторю, это все какие - то смутные мысли, вызванные большим опытом работы с педагогами разных предметовsmile.gif)
Заранее спасибо за продолжение разговора!

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Цитата(dudkoyuliya @ 22.8.2012, 9:52)
есть удобные тексты с точки зрения работы с ними на отработку навыков ФГ ( и у вас приведены примеры из Акунина и прочие), и есть другие - не блестящие с точки зрения стиля,тяжеловесные, структурно перегруженные.. Насколько это можно сделать с неповоротливыми текстами Толстого, Достоевского, которые несут не только информацию и смысл, но и массу подтекста, культурных параллелей..
...
я не спорю, а пытаюсь найти тот путь, который заставил и убедил бы учителей литературы эффективно использовать приемы , предлагаемые в курсе ФГ, без прагматизма и схематичности, которые обязательно присутствуют?..


Юлия, высказанные Вами мысли в той или иной форме высказывают и другие учителя-филогоги, в том числе, участников наших курсов их тоже задавали. Вы же понимаете, что у меня нет и не может быть готового и однозначного ответа на эти вопросы.
Наверное, нужно пояснить, что я не считаю приемы на развитие ФГ универсальным, заменяющим все средством работы с текстами для решения абсолютно всех задач.

Есть же и другие, может быть, не столь популярные, авторские методики погружения в текст, проживания текста, схематизации текста. Тут я не специалист, но есть, точно есть такие, отголоски доходят...

ФГЧ - это технология, опирающаяся на довольно стройную модель (пусть и ограниченную, впрочем, как все модели), но этим она и хороша, что позволяет разработать задания и упражнения к очень многим текстам, тем, к которым раньше никто не подходил с инструментом в руках.

Важно, как мне кажется, удерживать контекст и границы применения технологии: речь идет об обучении, причем, о массовом обучении, о массовой безграмотности в чтении и понимании текстов. Давайте этот контекст удерживать, это важно.

Личное (интимное) общение со сложными для понимания художественными текстами - это вне модели ФГЧ, так мне кажется. Тут очень важен культурный фон самого читателя, его внутренние мотивы чтения обращения к автору, к тексту. Личная история и личный путь. Вы же знаете, что мы в любом возрасте можем просто оказаться не готовы к какому-то тексту. Что толку его препарировать?
Скорее, здесь речь может идти о настоящем проникновении в такой текст, каком-то инсайте, а не рациональных инструментах.
Другой вопрос, что не все к такому готовы...

Развести эти два подхода крайне важно!

Сообщение отредактировал ljudmillar - 22.8.2012, 9:38

Новичок

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 0
  • Регистрация: 22.9.2010
  • Из: Челябинск
  • Номер участника: 91617
Предупреждение

Да, видимо так - как дополнительный инструмент, не претендующий на первую строку в списке приоритетных инструментов, если говорить об изучении художественных текстов..И разница между текстами - художественными и нехудожественными - все - таки существенная.
Спасибо, Людмила, за крайне интересный разговор!

Мое изображение

Статьи по этой теме

Мои ссылки в блоге

27 пользователей просматривает
27 гостей
0 участников
0 анонимных участников
Google.com

Последние записи

Последние комментарии

Поиск в блоге


Статьи по этой теме

Категории

Наверх