Образовательная галактика Intel®

Блог Участника

Запись блога

Парковый урок: работа со сплошным текстом

Продолжение... Начало 1, 2 и 3, 4, 5.

Любой парк - объект приложения фантазии, творческих сил и энергии людей, часто даже живших в разное историческое время. Парк никогда не возникал "сам по себе", а всегда был результатом целенаправленной деятельности. Парк - окультуренный человеком природный ландшафт, для разумного использования и поддержания которого нужны знания из разных предметных областей, как и целостное представление о роли, значении и месте парков в городской инфраструктуре.

В этом контексте школьникам не только полезно знать, как проводить досуг в парке, как пользоваться парком, но и знакомиться с историей возникновения и развития (разрушения) конкретного парка. Таким образом, "парк" может быть для школьников моделью проекта, реализованного когда-то давно и кем-то другим, но, возможно, имеющего продолжение в наши дни уже при их личном участии.
Парк можно сравнить с документом Google, хранящим свою "историю версий". Эту историю можно изучать в парковом проекте, а можно писать свою...

Своеобразной методической подоплекой паркового проекта стала идея развития функциональной грамотности чтения при работе с текстом.
Условно говоря, чтобы вместе с учениками "читать" такой сложный объект, как парк, нам нужно научиться читать "текст про парк".
Тут есть несколько моментов, о которых важно упомянуть!
  • Ясно, что готовые, адаптированные для школьников тексты, есть далеко не про каждый парк (тем более, территориально близкий к школе). Следовательно, их нужно научиться подбирать или составлять самим.
  • Когда мы говорим про "чтение" текста, мы имеем в виду "чтение с целью". Мы учитываем, что есть разные уровни понимания текста и учимся с ними работать.
  • Опыт разработки заданий на функциональное чтение вооружает учителя инструментом, владея которым, он может прочитывать с учениками практически любой текст "не из учебника".

Участники проекта подобрали или самостоятельно составили более полутора десятков сплошных текстов*, связанных с темой парков, в которых они планировали проведение своего "паркового урока". Важно, что это были тексты, найденные ими в Интернете, в книгах, журналах - в любых открытых источниках. По жанру это были, в основном, научно-популярные или публицистические тексты, реже - художественные.
Чаще всего тексты использовались для ознакомления учащихся с историей возникновения или типологией парков, иногда - для мотивирования к самостоятельному исследованию. Рассмотрим некоторые из примеров подробнее.

Знакомство с конкретным парком

Некоторые участники при разработке заданий к тексту использовали "Пирамиду Блума". Преимущественно, это были задания открытого типа.
Примеры: Текст «Парк им. Горького в Казани», Парк им. М.Горького, г. Пермь.

В качестве примера использования другой, более дифференцированной схемы, можно рассмотреть текст и задания к нему от команды из Санкт-Петербурга (школа № 550, Ольга Тузова, Екатерина Новохацкая) Парковый урок. Юсуповский сад.

Основные типы заданий, использованных авторами для работы с текстом:
  • Озаглавливание текста.
  • Поиск в тексте по ключевым словам.
  • Выполнение заданий на сортировку.
  • Выполнение заданий на сопоставление.
  • Выполнение заданий на поиск синонимов.
  • Поиск в тексте слов с неизвестным значением.
  • Преобразование информации из одного вида в другой (например, текстовой в табличную).
  • Определение верных и неверных утверждений на основе анализа текста.
  • Выполнение заданий "текст с пропусками".
  • Поиск в Интернете информации о парке (интересных фактов), которой нет в тексте.

Впрочем, не всегда участники ставили именно задачу развития навыков функционального чтения. Вопросы к некоторым текстам, скорее, можно определить как проблемные. Они предполагают выход за пределы текста, направлены на расширение общего кругозора, развитие социальной ответственности учеников, их креативности и самостоятельности.
Пример: Основная цель парка культуры и отдыха.

Оригинальные авторские решения по формулировке заданий

Отдельно нужно рассмотреть опыт команды школы № 342 Санкт-Петербурга (руководитель Елена Воронина). Идея "чтения парка" здесь превращена в увлекательную игру: в процессе изучения материалов о Куракиной даче ученики сами формулировали вопросы, начинающиеся со слов "Верите ли Вы?". На авторские вопросы, опубликованные в постах коллективного блога, отвечали другие ученики. Таким образом накапливается коллективная "база знаний" об объекте исследования. Прекрасная идея, не правда ли?

Знакомство с историей парков

Текстов, знакомящих нас с парковой темой (историей возникновения парков, с разными типами парков, а также принципами их обустройства) в нашем проекте появилось несколько.

Прежде всего, это тексты, предложенные Наталией Котелкиной (школа № 26 г. Москвы)
Нескучное путешествие: Немного истории (часть 1).
Нескучное путешествие: Немного истории (часть 2).
Несмотря на имеющуюся в заданиях привязку к конкретному объекту (Нескучному саду), эти тексты содержат информацию, которая может пригодиться любому исследователю парков, независимо от того, в какой географической точке находится его парк.
Задания к текстам разнообразны и предполагают активную работу ученика по овладению новой лексикой: поиск значений слов, работа со словарем, подбор определений и составление словесного портрета. Целый ряд вопросов к тексту опирается на использование предметных знаний из разных предметных областей - математики, истории, искусства. При составлении заданий используются "метод неоконченных предложений", кластеры и таблицы, здесь есть также ставшие популярными интерактивные приложения в http://learningapps.org/.

Исследование по теме парка

Трудно переоценить роль в проекте филолога и методиста из РЦОКОиИТ Санкт-Петербурга Зинаиды Юльевны Смирновой. Особенность ее заданий - оригинальное авторство всех предложенных ею текстов, а не только вопросов к ним. Составить текст, с которым потом можно предложить работать ученикам, совсем непросто. Кроме необычных фактов, в этих текстах есть широкий культурно-исторический контекст.

Посетители музеев - именно этот текст был использован в качестве рабочего материала на тренинге в Санкт-Петербурге. Несмотря на то, что он очень небольшой, его идея и образы настолько интересны, что подтолкнули участников к разработке множества вопросов самых разных типов: от вопросов на определение темы и смысла текста до заданий на обобщение и интерпретацию.
Кстати, потом не на одном классе было проверено, что и детям тоже нравится "разгадывать" этот текст.

Еще один вклад сделала Зинаида Юльевна в копилку учебных материалов проекта. При том, что текст посвящен Летнему саду, он прекрасно подходит в качестве введения в парковую тему, как материал для исследования проблемного вопроса: "Чему можно учиться в парке?"
Текст про парк
К нему приложена инструкция-путеводитель, направляющая самостоятельное исследование ученика и задающая структуру этой работы. Последовательно выполняя задания, ученик прорабатывает текст и сам соотносит отдельные детали текста с его обшей идеей, определяет мотивы поведения героев, делает собственные выводы на основе анализа. Особенно ценны задания на самый высокий уровень понимания текста - рефлексию относительно формы и содержания текста. Так ученику предлагается выбрать и указать причину постановки многоточия в предложении, проанализировать интонацию, с которой "произносится" предложение. Такое задание мог предложить только филолог!
Дальнейшие вопросы выходят за рамки конкретного предложенного текста, он здесь, скорее, выполняет роль индуктора. Ученик, оставаясь в рамках темы, обращается уже к другим источникам информации.
Задания продуктивного типа на разработку подписей для табличек к статуям, создание рисунков, рекламных проспектов, схемы парка, а также собственного авторского текста, завершают исследовательский ученический проект.
Этот пример показывает, как даже небольшой текст с заданиями может задать полный цикл исследования - от проблематизации до рефлексии.

Типология заданий на функциональную грамотность чтения.

* В постановке вопроса о развитии функциональной грамотности чтения все тексты делят на сплошные и несплошные.

Посты по теме:

Проблематизация "от тумбочки"
Обучение вне стен классной комнаты - кому и зачем это нужно?
Обучение вне стен классной комнаты. Гений места. Игры в парке
Рождение тренинга "Посетители музеев"
Был ли функционален вебинар по функциональному чтению?
Собираем материалы "паркового урока"
Парковый урок: сбор у солнечных часов...
Парковый урок: анализируем учебные материалы
Парковый урок: фотодокументирование
Парковый урок: фоторепортаж как учебная деятельность
Парковый урок: коллекции интерактивных упражнений

Комментарии

Активный пользователь

  • Группа: Модераторы
  • Сообщений: 1778
  • Регистрация: 30.3.2010
  • Из: Новосибирск
  • Номер участника: 84502
Предупреждение

Спасибо огромное!!
Здесь такая кладезь информации, методик и приемов, что похоже всем учителям началки, реализующим ФГОС нужно рекомендовать этот урок провести!!!! Вся теория в действии!!

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Цитата(marina.livenets @ 15.6.2012, 6:53)
Спасибо огромное!!
Здесь такая кладезь информации, методик и приемов, что похоже всем учителям началки, реализующим ФГОС нужно рекомендовать этот урок провести!!!! Вся теория в действии!!


Марина, спасибо за отзыв! Только хочу добавить, что тут не только для учителей началки, тут для всех ступеней обучения.

Новичок

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 0
  • Регистрация: 29.4.2012
  • Из: Санкт-Петербург
  • Номер участника: 115288
Предупреждение

Здесь, действительно, много полезного, интересного, развивающего. Вчера на Клубе Зинаида Юльевна предложила создать некий банк заданий к парковому уроку. Но, на мой взгляд, всё есть на сайте. И задание, вырванное из контекста сценария урока, может и не сработать. Возможно, я ошибаюсь.

Пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 19
  • Регистрация: 11.4.2012
  • Из: Санкт-Петербург
  • Номер участника: 114882
Предупреждение

Людмила, спасибо за Ваш колоссальный труд.
Перелопатить, проанализировать, систематизировать такой огромный материал!
Для меня подготовка заданий для развития функциональной грамотности чтения и сами уроки с включением этих заданий были первым опытом.
Кажется, удачным. Эти задания органично вписались в ткань проекта. И теперь стоит вопрос - что дальше? Как известно, в педагогической практике важна повторяемость и воспроизводимость. То есть подобных текстов хотелось бы иметь не 3-4, а на порядок-два больше. Реально ли создать такие библиотеки тематических заданий? И, если мы серьезно говорим о результатах, то должен быть какой-то измеритель. Что говорит наука?

Вопрос о повторяемости и воспроизводимости относится и к проекту в целом. Какое может и должно быть у него продолжение? Вчера на Клубе (http://w2edu.blogspot.com/) я говорила о том, что сухой остаток результатов для учителя-разработчика проекта весьма и весьма весомый. И он продолжает расти по мере знакомства с материалами коллег, вовлеченных в этот проект (какие замечательные рассказы мы вчера услышали!). Но если "Парковый урок" останется относительно короткой разовой акцией без развития и продолжения, я не уверена, что для детей этот сухой остаток будет существенным. Я говорю о своем проекте "Юсуповский сад".

Думаю над продолжением smile.gif

Ольга Тузова

Сообщение отредактировал olgatu - 15.6.2012, 15:02

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 26
  • Регистрация: 14.9.2010
  • Номер участника: 87888
Предупреждение

Людмила, а каким образом должны оцениваться задания на функциональное чтение? И оценивается ли такая работа?

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Цитата(mkurvits @ 15.6.2012, 20:11)
Людмила, а каким образом должны оцениваться задания на функциональное чтение? И оценивается ли такая работа?


Исходя из принципа, что оценивается любая работа, можно вырабатывать к этим заданиям совершенно любое оценивание. Можно - балльное (цифровое), можно - критериальное. В какого типа заданиях какое выбирать - это зависит от уровня сложности задания и, главное, от типа - закрытое (с готовыми или известными, но при этом, однозначными) ответами и открытое (в котором ответ можно сформулировать многими верными способами).

Ну совсем быстрый пример: закрытого типа - "верно-неверно" (тут баллы), открытого - привести аргументы в подтверждение мнения, которых, понятно, можно подобрать более, чем один вариант (тут используются "коды" - образцы ответов, к которым можно отнести варианты). Но последнее сделать довольно сложно, поэтому-то тестирование PISA, в котором такие "ключи" используются, так дорого smile.gif
А в обычных условиях чаще всего для проверки заданий открытого типа достаточно просто "неавтоматической проверки" - учителем, способным проследить за рассуждением ученика.

Еще очень важно, что какая-то типология заданий на разные уровни понимания текста все-таки есть (например, та, что используется в тестировании PISA), и на ее основе можно вырабатывать свою, с учетом очень многих местных условий: сложности текста, уровня детей, заданных целей обучения...

Сообщение отредактировал ljudmillar - 15.6.2012, 19:45

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Цитата(elena.voronina10 @ 15.6.2012, 13:08)
Здесь, действительно, много полезного, интересного, развивающего. Вчера на Клубе Зинаида Юльевна предложила создать некий банк заданий к парковому уроку. Но, на мой взгляд, всё есть на сайте. И задание, вырванное из контекста сценария урока, может и не сработать. Возможно, я ошибаюсь.


Лена, так хотелось быть с вами на Клубе, своими глазами все увидеть и своими ушами все услышать. Надеюсь, еще как-нибудь получится... Еще хотела сказать, хотя тут я и забегаю вперед, что питерцы из Клуба стали "локомотивом" в этом проекте. Но я еще напишу об этом, этот пост не последний! smile.gif

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Цитата(olgatu @ 15.6.2012, 15:59)
Людмила, спасибо за Ваш колоссальный труд.
Перелопатить, проанализировать, систематизировать такой огромный материал!
Для меня подготовка заданий для развития функциональной грамотности чтения и сами уроки с включением этих заданий были первым опытом.
Кажется, удачным. Эти задания органично вписались в ткань проекта. И теперь стоит вопрос - что дальше? Как известно, в педагогической практике важна повторяемость и воспроизводимость. То есть подобных текстов хотелось бы иметь не 3-4, а на порядок-два больше. Реально ли создать такие библиотеки тематических заданий? И, если мы серьезно говорим о результатах, то должен быть какой-то измеритель. Что говорит наука?

Вопрос о повторяемости и воспроизводимости относится и к проекту в целом. Какое может и должно быть у него продолжение? Вчера на Клубе (http://w2edu.blogspot.com/) я говорила о том, что сухой остаток результатов для учителя-разработчика проекта весьма и весьма весомый. И он продолжает расти по мере *с материалами коллег, вовлеченных в этот проект (какие замечательные рассказы мы вчера услышали!). Но если "Парковый урок" останется относительно короткой разовой акцией без развития и продолжения, я не уверена, что для детей этот сухой остаток будет существенным. Я говорю о своем проекте "Юсуповский сад".

Думаю над продолжением проекта smile.gif

Ольга Тузова


Ольга, я с вами соглашусь, что у заданий такого типа оказался огромный потенциал. Это настоящий инструмент, и исследовательский, и обучающий, а самое главное, с его помощью можно создать учебный материал из чего угодно, начиная старыми чеками из магазина, и заканчивая театром, музеем и парком.

Поэтому-то, наверное я так и ухватилась за эти функциональности, и потащила за собой в тексты других.
Рада, что профессионалы, в том числе, в Вашем лице тоже оценили эти инструменты.

Что касается продолжения паркового проекта...

1. Оно обязательно должно быть! Ко всем вашим аргументам добавлю еще и свой - есть люди, которые не успели на весенний тур, но очень хотят участвовать!
2. Давайте думать вместе! Все для этого есть - место, люди, а время теперь легко синхронизуется...
3. Нужно спроектировать следующий этап к началу учебного года, к сентябрю, согласны?

Как Вам такая идея?

Сообщение отредактировал ljudmillar - 15.6.2012, 20:00

Пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 19
  • Регистрация: 11.4.2012
  • Из: Санкт-Петербург
  • Номер участника: 114882
Предупреждение

Цитата(ljudmillar @ 15.6.2012, 20:58)
Ольга, я с вами соглашусь, что у заданий такого типа оказался огромный потенциал. Это настоящий инструмент, и исследовательский, и обучающий, а самое главное, с его помощью можно создать учебный материал из чего угодно, начиная старыми чеками из магазина, и заканчивая театром, музеем и парком.

Поэтому-то, наверное я так и ухватилась за эти функциональности, и потащила за собой в тексты других.
Рада, что профессионалы, в том числе, в Вашем лице тоже оценили эти инструменты.

Что касается продолжения паркового проекта...

1. Оно обязательно должно быть! Ко всем вашим аргументам добавлю еще и свой - есть люди, которые не успели на весенний тур, но очень хотят участвовать!
2. Давайте думать вместе! Все для этого есть - место, люди, а время теперь легко синхронизуется...
3. Нужно спроектировать следующий этап к началу учебного года, к сентябрю, согласны?

Как Вам такая идея?


Да! Именно к сентябрю иметь какие-то наброски, по крайней мере. Чтобы в сентябре, войдя в 6-й (бывший 5-й класс), знать, какое будет продолжение достигнутых в проекте успехов и удач. И дети, я думаю, спросят.

Пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 19
  • Регистрация: 11.4.2012
  • Из: Санкт-Петербург
  • Номер участника: 114882
Предупреждение

Хочу вставить свое слово по поводу доказательности достигнутых результатов в развитии навыков функционального чтения. Я спрашивала, что говорит наука, но думаю, что примерно то, о чем пойдет речь ниже.
Из личного опыта.
Больше года я с коллегами мучительно разрабатывала один учебный курс. Крепкой цельной конструкции никак не получалось. Наконец ощутили твердую почву под ногами, и все пошло значительно лучше, прояснилась логика процесса. А логика была простая и известная (как гласит один из законов - если уже ничего не помогает, прочти, наконец, инструкцию ;-)) -- отталкиваемся от целей, которые формулируем операционально, то есть так, что можно доказательно проверить. Под каждую цель формулируем 3-5 заданий. Если ученик справляется с большей частью - усвоил. Нет - не усвоил. И тогда, составив оценочную таблицу, можно получить картину, что и в какой степени усвоено учеником/группой/классом, какие образовательные цели достигнуты, а какие - нет. Конечно, каждый кусочек образовательного поля имеет свои нюансы, но в целом система должна работать и здесь.
Итак, что мы хотим проверить? Как проверяем?
Если сама конструкция принимается за основу, можно шлифовать.

Что проверяем? Как проверяем?
1 Ученик правильно находит в тексте информацию по простым критериям
3-5 вопросов на поиск информации по простым критериям

2. Прочитав текст, ученик понимает его основное содержание
1) Ученик придумывает заголовок текста, который соответствует его основному содержанию
2) Ученик выбирает правильный ответ из предложенных для продолжения фразы "Это текст о..."
3) ?

3. Ученик правильно интерпретирует содержание текста.
1) Ученик правильно сопоставляет название терминов (понятий) и их значения
2) Ученик правильно определяет верные/неверные утверждения
3) ?

И так далее.

Можно за основу взять уровни грамотности чтения из исследования PISA (http://umr.rcokoit.ru/dld/metodsupport/frrozhdest.pdf):

  • поиск в тексте нужной информации по простому критерию (самый низкий уровень);
  • поиск в тексте нужной информации по множественным критериям;
  • поиск в тексте нужной информации, распознавание связи между отрывками информации, работа с известной, но противоречивой информацией;
  • поиск и установление последовательности или комбинации отрывков, содержащих глубоко скрытую информацию, умение сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания;
  • понимание сложных текстов и их интерпретация, формулирование выводов и гипотез относительно содержания текста.


Ольга Тузова


Сообщение отредактировал olgatu - 18.6.2012, 8:07

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 373
  • Регистрация: 16.4.2010
  • Из: Самара
  • Номер участника: 84599
Предупреждение

Косвенно участвуя в проекте (мы со студентами только учились), получили бесценный методический опыт! Это и есть инновации... Такой проект, безусловно, будет иметь последователей... Настоящая площадка для профессионального роста, объединившая людей творческих и неравнодушных ;-)
С уважением, ...

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Цитата(Bryksina Olga @ 18.6.2012, 0:37)
Косвенно участвуя в проекте (мы со студентами только учились), получили бесценный методический опыт! Это и есть инновации... Такой проект, безусловно, будет иметь последователей... Настоящая площадка для профессионального роста, объединившая людей творческих и неравнодушных ;-)
С уважением, ...

Ольга Федоровна, участие вашей команды, в том числе, позволило удерживать этот методический уровень!

Пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 19
  • Регистрация: 11.4.2012
  • Из: Санкт-Петербург
  • Номер участника: 114882
Предупреждение

Еще раз об оценивании упражнений на чтение текста.
Почитала оригинальные материалы PISA за 2009 год: http://www.oecd.org/dataoecd/11/40/44455820.pdf
Начиная со стр. 173 там подробно рассматриваются примеры заданий и способы их оценивания.
Если я правильно разобралась, то в предельно коротком пересказе это выглядит так:
1. Каждое задание соотносится с определенным аспектом(?). PISA выделяет их три:
• поиск и извлечение информации (access and retrieve)
• обобщение и интерпретация (integrate and interpret)
• размышление и оценка (reflect and evaluate)

2. Если задание предполагает однозначный ответ, то оценивается баллами 1 (правильно), 0 (неправильно), 9 - нет ответа.
3. Некоторые ответы могут быть признаны частично правильными. Тогда оценки - 2, 1, 0, 9.
4. В конце баллы суммируются по каждому аспекту (не знаю, как правильно перевести слово aspect)

В документе PISA 2009 приведены очень интересные примеры с разбором возможных ответов.

Мне кажется, что все это укладывается в то, о чем я писала в предыдущем посте. Выделяются образовательные цели (аспекты) и результат выполнения каждого задания дает вклад в картину по той или иной цели.

Это очень большая работа, но было бы, наверное, очень полезно каждое предлагаемое ученикам задание на чтение классифицировать по какому-то понятному набору образовательных целей.

Еще, наверное, надо разграничивать типы текстов по содержанию. PISA делит по содержанию тексты на 4 класса: личные, публичные, образовательные и профессиональные. Подходы к разработке заданий для каждого класса, по-видимому, должны различаться. К образовательным текстам не применимы вопросы о поведении и переживании героев, но есть своя специфика. Как ее уловить?
Ольга Тузова

Новичок

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 1
  • Регистрация: 22.2.2012
  • Из: Российская Федерация, регион Санкт - Петербург, город Санкт - Петербург
  • Номер участника: 113464
Предупреждение

Владимир Кудрявцев написал о тестировании Pisa:

"По крайней мере, складывается впечатление, что стандарты PISA определяют уровень школы времен Яна Амоса Коменского. Тогда не лучше ли сразу – в кроманьонцы? Этакая тихая постмодернистская «мировая педагогическая революция», повертывающая историю вспять? (Мы, разумеется, не склонны подозревать товарищей из PISA в вынашивании сих злокозненных планов, но к этому ведет их логика, если разворачивать ее последовательно.)
Впрочем, и с этим можно было бы смириться. Но образовательные чиновники очень болезненно реагируют на результаты тестирования по PISA. И в случае получения негативных результатов готовы оперативно отреагировать очередными «реформами образования», подчас – разрушительными. Вот и у нас от года к году набирает силу миф о вреде «фундаментальных знаний», которые якобы уже, по определению, «оторваны от жизни» и поэтому делают выпускника школы беспомощным перед лицом суровой действительности. Каждое новое поколение чиновников Минобразования стремится превзойти своих предшественников в деле превращения нашего образования в облегченное, «комиксное» поп-образование (например, под благовидным предлогом освобождения детей от учебных перегрузок, к чему взывали еще с трибун брежневских партийных съездов).
…Но ведь перед тестами PISA наши школьники в самом деле спасовали, отбросив свою страну на 29 (из 40) место в ее последнем рейтинге. Однако чем объяснить 21-е место Германии, которая, по возможности, следует рекомендациям экспертов PISA?"
http://www.tovievich.ru/book/7/118/1.htm


--------------------
Мария Кузнецова

Пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 19
  • Регистрация: 11.4.2012
  • Из: Санкт-Петербург
  • Номер участника: 114882
Предупреждение

Цитата(historyateacher @ 18.6.2012, 22:30)
Владимир Кудрявцев написал о тестировании Pisa:

"По крайней мере, складывается впечатление, что стандарты PISA определяют уровень школы времен Яна Амоса Коменского. Тогда не лучше ли сразу – в кроманьонцы? Этакая тихая постмодернистская «мировая педагогическая революция», повертывающая историю вспять? (Мы, разумеется, не склонны подозревать товарищей из PISA в вынашивании сих злокозненных планов, но к этому ведет их логика, если разворачивать ее последовательно.)


Мария, может быть, Владимир Кудрявцев все очень правильно говорит об исследованиях PISA вообще и тем более о реакции российских чиновников на результаты. Но в части функциональной грамотности чтения мне представляются разработки качественными и профессионально проработанными. Есть вещи аксиоматические - результаты должны быть доказательными. Образовательные в том числе. Что Вам кажется в этой части в материалах PISA несостоятельным?

Сообщение отредактировал olgatu - 18.6.2012, 21:47

Новичок

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 1
  • Регистрация: 22.2.2012
  • Из: Российская Федерация, регион Санкт - Петербург, город Санкт - Петербург
  • Номер участника: 113464
Предупреждение

Конечно, нельзя ни в коем случае переходить на учебники в виде комиксов, потому что слово - основа мышления человека, и чем меньше слов он знает, тем более примитивный у него процесс мышления, а примитивное общество... Как - то не хочется в нем жить....

Некоторые советы Pisa вполне можно учесть, они интересны. Прежде всего потому, что по нашей диагностике, которую мы в школе проводим в начале и конце каждого учебного года, у наших учеников повысилось качество чтения. Не могу сказать, что этому способствовала только работа по функциональному чтению, потому что мы проводили параллельно ещё и массу другой работы (тоже в новых направлениях, связанных с осмыслением текстов). Но мы уверены, что работа над заданиями по развитию функциональной грамотности чтения сыграла свою усиливающую эффект роль.

Буквально сегодня по каналу европейских новостей я смотрела передачу о том, что педагоги Японии, а также Англии и других стран Европы считают, что все новые технологии обучения должны быть, потому что повышают качество знаний, и также обязательны традиционные формы обучения, потому что без них качество знаний снижается. Это касается не только оборудования урока, но и методов. Более того, они утверждают, что педагогические методы обязательно должны содержать традиционную основу. Присоединяюсь к ним в этом вопросе.


--------------------
Мария Кузнецова

Новичок

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 1
  • Регистрация: 22.2.2012
  • Из: Российская Федерация, регион Санкт - Петербург, город Санкт - Петербург
  • Номер участника: 113464
Предупреждение

Я так понимаю, что наши школьники проходили обследование, которое, скорее всего, было прямо переведено с неродного языка на русский. Но ведь законы словообразования и создания предложений разные. Поэтому не факт, что нашим ученикам, которые генетически привыкли мыслить несколько по - другому, было легко перейти на стандарты иного мышления. Это лишь мои предположения. Честно говоря, я очень сомневаюсь, что наши ученики глупее других. А вот менее сдержанны, организованы, лояльны, предприимчивы - может быть. Так это не беда, коли есть мозг.

Очень в нашем парковом уроке меня привлекла установка: учителю лучше быть фасилитатором. И действительно - пусть ученики сами до многого догадываются. Им приятен успех, заслуженный самостоятельно (пусть даже если это видимость). Ведь они развиваются, стараясь решить проблему, обсуждая её в группах, самоорганизовываясь.


--------------------
Мария Кузнецова

Пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 19
  • Регистрация: 11.4.2012
  • Из: Санкт-Петербург
  • Номер участника: 114882
Предупреждение

Цитата(historyateacher @ 18.6.2012, 23:16)
Я так понимаю, что наши школьники проходили обследование, которое, скорее всего, было прямо переведено с неродного языка на русский. Но ведь законы словообразования и создания предложений разные. Поэтому не факт, что нашим ученикам, которые генетически привыкли мыслить несколько по - другому, было легко перейти на стандарты иного мышления. Это лишь мои предположения. Честно говоря, я очень сомневаюсь, что наши ученики глупее других. А вот менее сдержанны, организованы, лояльны, предприимчивы - может быть. Так это не беда, коли есть мозг.

Очень в нашем парковом уроке меня привлекла установка: учителю лучше быть фасилитатором. И действительно - пусть ученики сами до многого догадываются. Им приятен успех, заслуженный самостоятельно (пусть даже если это видимость). Ведь они развиваются, стараясь решить проблему, обсуждая её в группах, самоорганизовываясь.


Мария, я восхищаюсь тем, что Вы сделали и делаете. Тем более - в таких непростых условиях.
Давайте уйдем от PISA и ее оценок.
Как Вы измерили, что дети улучшили качество чтения?

Новичок

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 1
  • Регистрация: 19.5.2010
  • Номер участника: 85083
Предупреждение

Ой, как тут много всех! А меня забыли... Но к делу.

Для начала — материалы о PISA и ориентации мировых образовательных систем (+ не забыли наших). Публикую для того, чтобы не читали ахинею от всяких кудрявцевых, а пошли к приличным материалам. Это материалы из моего закрытого курса в ВШЭ «Информационная культура управления»:

статья «Почему мы такие бедные?»
презентация М. Аграновича «Связь качества образования и социально-экономических показателей»
аналитический доклад «Российское образование в контексте международных индикаторов»
статья А.Г. Каспржак, К.Г. Митрофанов, К.Н. Поливанова, О.В. Соколова, Г.А. Цукерман. Почему наши школьники провалили тест PISA. Часть 1: Директор школы, № 4, 2005 г.; Часть 2: Директор школы, № 5, 2005
статья М.Л. Агранович, П.Е. Кондрашов. Индикаторы оценки качества образования / Директор школы, № 5, 2007 г.
статья А.Ю. Пентин. PISA-2006: пойдут ли впрок ее уроки? / Директор школы, № 6, 2008 г.
статья Г.С. Ковалева. Первые итоги PISA: Россия — опять тройка? / Директор школы, № 2, 2011 г.
статья М.И. Кузнецова. Читательская грамотность школьников:взгляд сквозь призму PIRLS и PISA / Директор школы, № 3, 2011 г.
монография К.Н. Поливановой. Национальные и международные программы оценки качества образования, М., Логос, 2010 (предоставлено автором)

Материалы разные, но в большинстве своем приличные.

Теперь хотелось бы оппонировать Ольге Тузовой.

Цитата
отталкиваемся от целей, которые формулируем операционально, то есть так, что можно доказательно проверить. Под каждую цель формулируем 3-5 заданий. Если ученик справляется с большей частью - усвоил. Нет - не усвоил. И тогда, составив оценочную таблицу, можно получить картину, что и в какой степени усвоено учеником/группой/классом, какие образовательные цели достигнуты, а какие - нет. Конечно, каждый кусочек образовательного поля имеет свои нюансы, но в целом система должна работать и здесь.
Итак, что мы хотим проверить? Как проверяем?


Мне кажется, что такой подход к оценке — упрощенный. Мы же не можем считать, что выполнение разового задания автоматически означает усвоение. А будет задание немного другое (с другими данными, переформулированное) и результат другой — тогда что? Настоящий образовательный результат — всегда отсроченный и проверять его разовыми акциями и при этом верить результатам этих процедур — не совсем верно. Я думаю, что важно не задаваться конкретными результатами разовых акций (как посчитать «парковый урок»), а все больше вводить в учебный контекст задания такого типа — на разные типы работы с текстом, на социализацию и горизонтальную коммуникацию и пр. Деятельностное содержание образования меняется. А мерить тут конкретные показатели — это очень условно.

Пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 19
  • Регистрация: 11.4.2012
  • Из: Санкт-Петербург
  • Номер участника: 114882
Предупреждение

Цитата(Elm @ 19.6.2012, 14:45)
Ой, как тут много всех! А меня забыли... Но к делу.


Теперь хотелось бы оппонировать Ольге Тузовой.
Мне кажется, что такой подход к оценке — упрощенный. Мы же не можем считать, что выполнение разового задания автоматически означает усвоение. А будет задание немного другое (с другими данными, переформулированное) и результат другой — тогда что? Настоящий образовательный результат — всегда отсроченный и проверять его разовыми акциями и при этом верить результатам этих процедур — не совсем верно. Я думаю, что важно не задаваться конкретными результатами разовых акций (как посчитать «парковый урок»), а все больше вводить в учебный контекст задания такого типа — на разные типы работы с текстом, на социализацию и горизонтальную коммуникацию и пр. Деятельностное содержание образования меняется. А мерить тут конкретные показатели — это очень условно.


Юрий, я и соглашусь, и не соглашусь.
1. То, что я набросала - конечно, упрощенная и грубая схема. Но от чего-то надо отталкиваться. Меня трудно убедить, что результаты не надо измерять smile.gif
2.
Цитата(Elm @ 19.6.2012, 14:45)
Мы же не можем считать, что выполнение разового задания автоматически означает усвоение.

Если работа с текстом или какой-то другой элемент проекта останется разовой акцией, то вес сухого остатка близок к нулю. Об этом я пыталась говорить на Клубе. Очевидно, должно быть продолжение. Замените мое неудачное слово "усвоил" на "получилось", например. И от задания к заданию, меняя и усложняя их, можно будет проследить динамику результатов.
3. Я уверена, что опытный или просто умный учитель, разрабатывая задания, интуитивно или явно определяет цель его. Образовательную цель. Почему (зачем) формулируется такое задание, чему учитель хочет научить или что проверить? Я это чувствую, например, в замечательных материалах "Нескучное путешествие". Мое предложение - назвать эти цели, выделив их небольшое количество, и классифицировать задания, конечно, условно в некоторой степени, по этим целям. То есть, я предлагаю подумать о методике оценивания. Не просто ставить 2, 3 или 5, рисовать грустный или веселый смайлик. А подумать над методикой формирующего оценивания.
Ага, эти ученики не улавливают основный смысл текста, заменяют его второстепенной информацией. Как я это вижу? Через какие задания?
(что проверяю / как проверяю) И уже отталкиваясь от полученных результатов, формулирую новые задания и подбираю новые тексты, чтобы отдельное задание не превратилось в разовое, типа "задание-тест", а имело продолжение-траекторию.

За ссылки спасибо.

Сообщение отредактировал olgatu - 19.6.2012, 16:22

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Коллеги, выпала на несколько дней из обсуждения, сегодня зашла, а тут целая дискуссия!

Спасибо всем, кто к ней присоединился!

Чуть позже будет пост про задания к несплошному тексту, надеюсь появятся новые опорные точки для продолжения разговора, а пока фиксирую:
1) нужно продолжить тему оценивания зад. На функц.грамотность
2) нужны критерии для оценивания качества самих заданий.

Из дома, когда вернусь напишу позже, пора на самолет!

Сообщение отредактировал ljudmillar - 20.6.2012, 17:04

Новичок

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 1
  • Регистрация: 22.2.2012
  • Из: Российская Федерация, регион Санкт - Петербург, город Санкт - Петербург
  • Номер участника: 113464
Предупреждение

Цитата(olgatu @ 18.6.2012, 23:47)
Мария, я восхищаюсь тем, что Вы сделали и делаете. Тем более - в таких непростых условиях.
Давайте уйдем от PISA и ее оценок.
Как Вы измерили, что дети улучшили качество чтения?


Это делают учителя русского языка. В основе - работы Е. М. Плюсниной. Ссылка здесь: https://sites.google.com/site/gskou3spb/hom...entalnaa-rabota


--------------------
Мария Кузнецова

Мое изображение

Статьи по этой теме

Мои ссылки в блоге

22 пользователей просматривает
22 гостей
0 участников
0 анонимных участников
Google.com

Последние записи

Последние комментарии

Поиск в блоге


Статьи по этой теме

Категории

Наверх