Образовательная галактика Intel®

Блог Участника

Запись блога

Парковый урок: анализируем учебные материалы

Итак, мы попробовали выйти вместе с четвероклассниками в парк...
Но вышли мы не на обычную прогулку, а попытались измерять, наблюдать и фиксировать свои наблюдения в парке. Надо признаться, что не все из задуманного нам удалось выполнить или довести до конца - уж очень трудно встраивать такую "неформатную", пока еще, деятельность в сложившуюся схему учебного процесса в школе. Для проведения урока в парке требуется и предварительная подготовка, последующая переработка/оформление собранных материалов, и, конечно, подведение итогов. Как и для любой другой учебной деятельности, для "парковых активностей" нужны подходящее место и дополнительное время, которого всегда не хватает.
Тем не менее, именно из неудавшегося опыта можно попытаться "вытащить", так сказать, предложения на будущее... Впрочем, стоит, наверное, и удачным поделиться! smile.gif

Анализируя выполнение учениками двух 4-х классов заполнение рабочих листов, мы увидели, с какими трудностями сталкивались ученики, каких предметных знаний им не хватило, и в каких незнакомых ситуациях они просто не сумели их применить.
Результатом нашего анализа стали также выводы о недостатках тех заданий, которые мы разработали для учеников. Стало понятно, что именно нужно исправить - кое-что мы сразу переделали, внесли изменения и даже разработали новые задания, используя более подходящие инструменты и более детально прописывая инструкции...

План учебных мероприятий в нашем парковом проекте:
  1. Уроки в компьютерном классе (работа над заданиями на функциональную грамотность чтения в электронном рабочем листе, знакомство с историей и географией парка).
  2. Парковый урок на местности (практическая работа в парке, заполнение бумажных рабочих листов).
  3. Совместная работа учащихся в Сети (обработка и публикация материалов в электронной форме).

Какие учебные материалы были предложены ученикам? Что удалось на каждом из этапов? Что потребовало корректировки?

Текст задания со сплошным текстом на функциональную грамотность чтения составлялся, исходя из возрастных особенностей учеников (объем, сложность, насыщенность фактической информацией). В тексте использован вымышленный персонаж - Хранитель парка, который как бы "ведет" учеников по тексту. Задания "встроены" в текст, они разбивают его на небольшие части. Это сделано намеренно, поскольку детям младшего школьного возраста трудно выполнять задания, расположенные в конце объемного текста, - пока они дочитывают текст до конца, успевают забыть, о чем говорилось в начале. Задания подразумевают применение знаний из разных предметных областей: математика, окружающий мир, русский язык, история. При этом они имеют не только репродуктивный (распознавание, сопоставление, сортировку, перечисление), но и продуктивный характер (обоснование утверждения, создание собственного рисунка).


Очень важно было на первом этапе хорошо подготовить учеников к выходу в парк, мотивировать и заинтересовать их. Осмысленное выполнение заданий на измерения возможно в том случае, если у учеников есть предварительные представления о том, что такое план местности, из каких элементов он состоит, и для чего он нужен. Поэтому в текстовое задание про парк было включено упражнение на рисование в графическом редакторе, в котором ученики создавали план воображаемого участка (хотя, как мы потом поняли, нам нельзя было самим называть этот рисунок планом, почему - будет ясно из последующего описания).



Учебные цели выполнения упражнения в рисунках Google.
  • Знакомство с условными обозначениями при создании плана.
  • Применение на практике знаний о геометрических фигурах.
  • Освоение панели инструментов в рисунках Googlе (автофигуры, линии, заливка, работа со шрифтами), а также группировка, упорядочивание, поворот объектов.

Работая в парке, ученики должны были определить форму своего участка и крупных объектов на нем (включая дорожки, тропинки, скамейки...), определить шагами или при помощи шагомера размеры участка, все это зафиксировать на бумаге и с помощью цифровых камер.


Затем результаты своей работы четвероклассники оформляли и публиковали в документах Google. Заполняли рабочие листы коллективно, командами.
Анализ выполненных заданий позволил обнаружить немало проблем, которые можно обобщенно назвать - "неумение применить знания в житейских ситуациях".
Выяснилось, что ученики испытывают затруднения:
  • с распознаванием и изображением на плане геометрических фигур, например, многоугольников неправильной формы,
  • с вычислением периметров и площадей реальных объектов парка: клумб, прудов, фонтанов, детских игровых площадок,
  • с порядком величин при измерениях и вычислених: так в ответах учеников была зафиксирована длина пруда 460 м., что в несколько раз превышает реальную его длину (по нашим представлениям, ученики могут на глаз определить длину в полкилометра).
  • с переводом из одних единиц измерения в другие: так в ответах были приведены площади в квадратных сантиметрах (возможно, сазалась привычка - в таких единицах чаще всего измеряются площади в задачах из учебника?)

Некоторые из ученических ошибок были вызваны и недостаточно четкой инструкцией в заданиях. Так, в последнем из приведенных примеров, мы просили вычислить площадь, но не уточнили, в каких именно единицах ученики должны ее указывать.


Из анализа ошибок учеников стало понятно, какое задание нужно включить в работу с картами Googlе - использование инструмента "линейка".

На многих планах, воссозданных учениками в электронном документе, отсутствуют условные обозначения, несмотря на то, что на бумажном рабочем листе есть их подробное описание. В Googledocs ученики нарисовали рисунки, а не планы участков. Нам стало понятно, что это задание, по крайней мере, в том виде, в котором мы его предложили, непосильно для учеников этого возраста, и что к этому заданию должна быть создана электронная заготовка - шаблон. В результате теперь у нас есть новый рабочий лист в Googledocs "Создай план своего участка", в котором эти же условные обозначения объектов можно просто перетаскивать мышью.

Идею эту можно развить и дальше. В рисунках Google ученики могут создать и свой собственный план детской площадки (условные обозначения для разработки рабочего листа можно посмотреть, например, здесь), и план своей комнаты (кстати, те из ребят, кто по какой-то причине не смог участвовать в нашем парковом уроке и работал из дома, выполнил именно этот вариант задания на создание плана).

Конечно же, проектирование паркового урока и создание по-настоящему интересных и качественных материалов для одного человека - работа непосильная. Это возможно сделать только в сотрудничестве нескольких учителей. Но, как показала практика, и это условие не гарантирует, что удастся все учесть, например, предусмотреть недостаток предварительных знаний, умений или опыта у учеников. И еще... По нашему мнению (здесь я представляю коллектив разработчиков нашей школы), хорошо выстроенной системой заданий можно назвать не такие, которые обладают "завлекательностью" для учеников (чего греха таить, часто мы, учителя, увлекаемся именно этим - "ребусами и кроссвордами"), а те, выполняя которые, ученик сможет действительно чему-то научиться, проверить себя, приобрести полезный практический опыт. Поэтому-то самую серьезную проверку учительские разработки проходят только в деле, когда "в поход за новыми знаниями" по разработанным нами инструкциям отправляются наши ученики. И только после анализа выполненной учениками работы можно делать первые выводы о возможности повторного использования учебных сценариев или их отдельных элементов.

Посты по теме:

Проблематизация "от тумбочки"
Обучение вне стен классной комнаты - кому и зачем это нужно?
Обучение вне стен классной комнаты. Гений места. Игры в парке
Рождение тренинга "Посетители музеев"
Был ли функционален вебинар по функциональному чтению?
Собираем материалы "паркового урока"
Парковый урок: сбор у солнечных часов...

Комментарии

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 1264
  • Регистрация: 29.6.2011
  • Из: г. Ижевск
  • Номер участника: 108227
Предупреждение

С праздником Вас, Людмила!!!

Мне повезло, что могу сначала прочитать Ваш пост с анализом ошибок паркового урока, а уж потом выводить своих детей на такой урок. smile.gif

Мы планируем такой урок 18 мая. Сейчас период плотной подготовки к урокам (школьному, парковому, пост-уроку).
Работа идет непросто, о чем я пишу в своем посте.
Один из вопросов к Вам у меня по уроку в компьютерном классе: как вы организовали его? Мне трудно посадить детей (28 учеников за 15 компьютеров). Но проблема даже не в этом. Каким образом они работают с Google-документом? У каждого свой или группа работает с одним? Что, у каждого четвероклассника уже создан Google аккаунт?

P.S. Мне очень понравился рабочий лист по созданию плана участка парка. Вы не против. если мы его возьмем за основу? smile.gif


--------------------
С наилучшими пожеланиями, Лора Кравченко

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Лора, и вас с Праздником!

На вопросы отвечаю по порядку...

Цитата(LaraKrav @ 9.5.2012, 16:49)
Один из вопросов к Вам у меня по уроку в компьютерном классе: как вы организовали его? Мне трудно посадить детей (28 учеников за 15 компьютеров).

У нас класс на 24 компьютера, а в каждом из двух 4-х классов детей больше этого числа, так что кому-то из ребят на уроке приходится сидеть и по двое...


Цитата(LaraKrav @ 9.5.2012, 16:49)
Каким образом они работают с Google-документом? У каждого свой или группа работает с одним? Что, у каждого четвероклассника уже создан Google аккаунт?


Отвечаю, начиная с последниего вопроса. Да, еще в начале третьего класса у всех учеников был создан аккаунт Google. У этих классов замечательные классные руководители. Собственно, начала экспермент с детьми учитель одного из этих классов Элен Антсовна Вайно. Это ее героическими усилиями дети были приобщены к работе в сервисах Google почти два года назад. Так что навыки выполнения работы в электронной среде у ребят формировались постепенно на самых разных заданиях и учебных задачах.

Насколько я знаю, сейчас у 4-х классов по два часа предметных уроков в неделю проводится в компьютерном классе. Работают дети с учителем в среде GoogleSites. Да Вы сами все увидите! Тут можно посмотреть.


Цитата(LaraKrav @ 9.5.2012, 16:49)
Мне очень понравился рабочий лист по созданию плана участка парка. Вы не против. если мы его возьмем за основу? smile.gif


Я очень рада, что лист будет использован и для другого парка! Кстати, Вы же можете копию доработать, дополнить: вдруг в вашем парке есть еще какие-то типы объектов, которых не было в нашем. Думаю, что если в парковом проекте будет появляться такие универсальные электронные учебные материалы: тесты, рабочие листы, инструкции, польза будет для всех. Так мы в своем рабочем листе использовали разработку в Learningapps Ольги Тузовой из Питера.
На самом деле сразу ведь не очень понятно, какие учебные материалы (с какими свойствами) нужно создавать, куда вообще идти... Поэтому тактика рефлексивного возвращения к пройденному этапу и откртытого обсуждения мне представляется правильной.

Знаю, что готовится много парковых уроков (мне об этом пишут в личку), но, к сожалению, редко кто из участников готов выложить "процесс" (что Вы и сделали в своем посте), все почему-то ориентированы на публикацию уже полностью готового. А ведь так важна фиксация всех шагов, и предварительных тоже. Мне например, гораздо интереснее читать именно такого рода "рабочие материалы", чем "отполированные отчеты" smile.gif. Никого не хочу обидеть, "отполированность" - это специфическое свойство отчетов. И никогда не знаешь, а что там в реальности было за красивым документом?

На самом деле, у нас уже параллельно идет второй виток обуждений, с прицелом на использование мобильных устройств... Любим мы пообсуждать smile.gif

Сообщение отредактировал ljudmillar - 9.5.2012, 20:35

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Очень порадовалась, что в нашем полку Таллиннских парков прибыло! Коллекция пополнилась "Парком Каламая" (Каламая - это район старых деревянных домов в Таллинне. В переводе с эстонского «Каламая» означает «Рыбный дом». Тут подробнее)

Текст интересный, про то, как в средневековом городе "закладывались" места для будущих парков на месте земляных укреплений городской крепости и монастырских садов и кладбищ.

Сколько открытий уже принес нам парковый урок! А сколько еще будет!

Сообщение отредактировал ljudmillar - 10.5.2012, 19:26

Мое изображение

Статьи по этой теме

Мои ссылки в блоге

24 пользователей просматривает
24 гостей
0 участников
0 анонимных участников
Google.com

Последние записи

Последние комментарии

Поиск в блоге


Статьи по этой теме

Категории

Наверх