Образовательная галактика Intel®

Блог Участника

Запись блога

Как мы решали задачи по математике в общем Google-документе. "Заставьте меня учиться!"


Многие из нас понимают необходимость изменения не только "на уровне системы", но и в собственной практической работе учителя, завуча, вообще - любого участника той самой "системы". Начинать изменения можно с самого себя, подвергнув инвентаризации свой набор средств организации обучения - используемых инструментов, методов, форм и всего того, что можно из своей профессиональной деятельности выделить и хоть как-то именовать. Именовать, чтобы иметь возможность описывать свои намерения и действия: каким инструментом и с какой целью ты пользовался, какого результата при этом ты достиг.

Спасибо всем читателям, а особенно - комментаторам серии моих постов, содержащих описание моего опыта! Он заключался в попытке организовать решение математических задач и выполнение домашних заданий по-новому, а ваши вопросы помогли мне еще немного продвинуться в размышлении и о самой возможности изменений в работе учителя, и о тех рисках, которые неизбежны. Некоторыми выводами и собираюсь здесь поделиться!

Первое и важное. В такой экспериментальной деятельности невозможно планировать стопроцентный результат, как и надеяться на полное понимание и принятие со стороны тех, кто хоть как-то в нем задействован. Если принять для себя это исходное положение, то будет легче решиться на подобный опыт. Специально пишу об этом, потому что знаю, как это бывает непросто.

Второе. Ученики - полноправные участники процесса. Не испытуемые, а участники с правом голоса. Чтобы ваше нововведение не превратилось в "конфликт с системой", лучший способ - обсуждать все планируемые новшества в организации обучения с учащимися или даже с родителями, если это понадобится. И обязательно корректировать, например, изменяя темп, объем и характер заданий, если такая необходимость возникнет. Запланировать не только саму возможность обратной связи в разные периоды экспериментального обучения, но и продумать конкретные средства, с помощью которых вы будете эту обратную связь осуществлять. И ваши действия, как потом с полученным содержанием работать.
Как правило, если вы грамотно составите вопросы формирующего опросника, то многие из противоречий удастся снять еще до того, как они начнут проявляться в форме "саботажа", манипуляций или прямого протеста учеников. Это очень общие вещи, но если ученикам недостаточно хорошо объяснены цели того или иного изменения в любом привычном для них укладе, то сопротивление изменениям всегда будет высоким. Но для этого цели должны быть четко сформулированы самим автором для самого себя и обязательно траслированы ученикам.

Кроме того, результаты опросов учеников могут стать для вас источником аргументов в обоснование предложенной вами инновации, на случай, если вокруг эксперимента будут возникать дискуссии. Сами попытки окружающих обсудить и задать вопросы надо рассматривать как положительное явление, свидетельствующее об их интересе к вашему методу.

Об установке "Заставьте меня учиться!"

Как видно из ответов учеников на вопросы моей анкеты, часть из них не обнаружила для себя никого смысла в новом способе выполнения домашнего задания. В частности, те преимущества, на которые делала ставку я, как учитель, не нашли отклика у определенной группы учеников. Важно честно сказать, что такие ученики были! Но также важно разобраться, а что стоит за нежеланием (неумением) учеников входить в пространство коллективной задачи/ее способа решения?

По моему представлению, частично причина может заключаться в том, что такая традиция - обсуждать и искать пути решения задачи совместно, - не очень укоренена в нашей практике. Предвижу, что в этом месте многие учителя математики, да и других предметов, мне возразят, аргументируя тем, что обсуждение/дискуссия как раз присутствуют в их наборе средств для организации учебы.

Я бы и сама так отвечала еще лет десять назад. Обсуждения как бы есть, но проблема в том, что любое из них чаще всего инициирует и направляет сам учитель. Это происходит, в том числе, по причине, что ученик в рамках урока часто лишен всякой субъектности - весь уклад нашей системы не позволяет ученику не только затевать обсуждение, но и даже задавать лишние вопросы в "неположенное время", ведь это может помешать учителю выполнить намеченный план урока, прервет объяснение, или не позволит разобрать на уроке все типы задач, которые встретятся потом ученикам в домашнем задании.

Боязнь растратить время урока на споры, в которые может вылиться обсуждение и проверка гипотез о верном решении задачи, часто удерживают учителя от того, чтобы поддерживать стихийно возникающие обсуждения в классе.

Попробовала выделить те стереотипы и затруднения учеников, которые мешают им находить преимущество в коллективном обсуждении задачи, постановке вопросов и поиске ответов на них. Наблюдается некоторый разброс в этих стереотипах, от общих установок, проявляющихся на любом предмете до специфических, связанных с конкретной областью знания, в данном случае, математикой.

Привычки и затруднения учащихся:
  • Привычка к внешнему управлению своей учебной деятельностью и даже действиями.
  • Отсутствие привычки и к преодолению учебных затруднений, к поиску новых средств и схем выполнения учебной задачи.
  • Привычка к пооперационному контролю со стороны учителя.
  • Привычка выполнять задание не для себя, не для овладения необходимым навыком, мыслительной схемой, а для получения балла, похвалы от учителя или просто потому, что "так заведено", "необходимо себя занять учебной работой", "совесть чиста, но результат не очень значителен".
  • Привычка определять тип задачи, исходя из логики последней изученой/разобранной в классе темы. Как следствие, ошибочное использование способа решение и случайного набора формул (которые были в последнем изучаемом параграфе или разбирались на уроке).
  • Неумение проанализировать полученный в задаче ответ, хотя бы приблизительно оценить порядок величины, правильно указать единицы измерения и т.д.
  • Отсутствие привычки работать над уже решенной задачей, возвращаться к ней, искать альтернативные способы решения.
  • Отсутствие привычки разбирать чужое решение с целью понимания стратегии решения и выбранного способа решения.
  • Отсутствие навыков схематизации в процессе решения задачи. Неумение обсуждать и усовершенствовать схемы.

Конечно же, дело не только в том, используется ли в практике обучения математике электронная среда с возможностями коллективного взаимодействия участников учебного процесса. Эксперимент с коллективным решением задач просто помог увидеть характер затруднений учеников, разумеется, не только он один - подобные затруднения можно фиксировать и на уроках, а также при проверке самостоятельных и контрольных работ учеников. Но если в последних мы находим лишь следы этих самых затруднений, то в "живом" Google-документе можно увидеть процесс и даже зафиксировать момент, когда затруднение возникло. Также важно, что свои затруднения начнет выделять сам учащийся: чтобы задать вопрос или обратиться за помощью к другим, ему придется сформулировать в письменном виде, в чем суть проблемы. В противном случае, не понимая, каких именно приемов, способов действия, а может быть, и навыков, ему не достает, ученик не будет способен к самостоятельному решению задач. Такое состояние неразличения своих затруднений и выражается в отказе ученика от выполнения учебного задания, в перекладывании на учителя обязанности "заставить его учиться".

Описанные затруднения и установки учеников свидетельствуют и о наших, учительских, проблемах в самой организации учебной деятельности. Чего-то в этой организации не хватает. Чего? Необходимо разбираться...

Продолжение следует...

Ссылки на статьи по теме:

Google Docs для создания "общей тетради"
Google Docs для создания "общей тетради"-2
Google Docs для создания коллективной презентации
Шесть шляп на friendfeed
Как мы решали задачи по математике в общем Google-документе. Выбор инструментов под задачу.
Как мы решали задачи по математике в общем Google-документе. Дневник наблюдений.
Как мы решали задачи по математике в общем Google-документе. Аргументы учителя.
Как мы решали задачи по математике в общем Google-документе. Мнения учеников.

Комментарии

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 1062
  • Регистрация: 19.4.2010
  • Из: Удмуртия
  • Номер участника: 84665
Предупреждение

Спасибо, Людмила, за пост. Я согласна с тем, что вы выделили в привычках и затруднениях. Можно сказать, что встречается "Отсутствие привычки и к преодолению учебных затруднений, к поиску новых средств и схем выполнения учебной задачи" не только к учебным задачам, а вообще к преодолению любых затруднений. Иногда пробую "бросить" детей и дать разобраться самостоятельно в чем - либо (что касается технических заданий). Очень часто детишки успокаиваются, если не получается, когда возникают, например, проблемы с аккаунтом, с доступом и т.д. не доводят дело до конца.


--------------------
Спасибо за внимание.
ГАниева Алсу ГАязовна.

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Цитата(ga-a-ga @ 9.2.2012, 10:14)
Спасибо, Людмила, за пост. Я согласна с тем, что вы выделили в привычках и затруднениях. Можно сказать, что встречается "Отсутствие привычки и к преодолению учебных затруднений, к поиску новых средств и схем выполнения учебной задачи" не только к учебным задачам, а вообще к преодолению любых затруднений. Иногда пробую "бросить" детей и дать разобраться самостоятельно в чем - либо (что касается технических заданий). Очень часто детишки успокаиваются, если не получается, когда возникают, например, проблемы с аккаунтом, с доступом и т.д. не доводят дело до конца.


Алсу, рада обратной связи от Вас. У меня все наблюдения постепенно складываются в убеждение, что только понимание того, что я назвала выше "затруднениями и устаноками учеников" поможет нам улучшить обучение. От проблем учеников и нужно идти...

А неумение/нежелание учеников искать выход при первом столкновении с проблемой - это "классика".

Сообщение отредактировал ljudmillar - 9.2.2012, 21:48

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 1264
  • Регистрация: 29.6.2011
  • Из: г. Ижевск
  • Номер участника: 108227
Предупреждение

Я, как всегда, Людмила, в Ваших постах нахожу свои мысли, только изложенные более системно и грамотно smile.gif
Думаю над теми же проблемами, что и Вы. А когда ученик приносит выполненное задание и говорит: "Я сделал ВАМ презентацию", каждый раз спрашиваю "Мне? Ты ведь делал ее для себя!" Иногда не понимают...

Умение работать в коллективе, обсуждать что- то командой, на мой взгляд, нужно ввести в качестве обязательного элемента урока. У моих детей (а я их беру, как правило, в 9-м классе) - неумение работать сообща - огромная проблема!

Однажды на уроке был такой случай. Я пришла на одно из первых занятий кружка "Информационные технологии +английский язык". Это был 6-й класс. Для одного из упражнений попросила детей встать в круг и взяться за руки.... Я не смогла этого сделать! Несколько мальчиков наотрез отказались работать таким образом и сели на стулья! Пришлось быстро искать выход из ситуации.
Уже потом я увидела, что эти дети привыкли работать индивидуально и им сложно было перестраиваться для решения задач в команде..

Сообщение отредактировал LaraKrav - 13.2.2012, 10:16


--------------------
С наилучшими пожеланиями, Лора Кравченко

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Цитата(LaraKrav @ 13.2.2012, 11:15)
Умение работать в коллективе, обсуждать что- то командой, на мой взгляд, нужно ввести в качестве обязательного элемента урока. У моих детей (а я их беру, как правило, в 9-м классе) - неумение работать сообща - огромная проблема!


Сказала бы даже сильнее, коллективную работу нужно делать не просто "элементом урока", а содержанием обучения, настолько серьезна эта проблема. На ней стоят как на фундаменте сейчас такие составляющие обучения, как проблематизация, формулирование вопросов, поиск решений... вплоть до взаимного оценивания. Ну как без тут коллективности?

А за пример большое спасибо! Думаю, что они есть у каждого, кто понимает ценность коллективного взаимодействия.

Сообщение отредактировал ljudmillar - 13.2.2012, 12:29

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 74
  • Регистрация: 2.4.2010
  • Номер участника: 84504
Предупреждение

Цитата(LaraKrav @ 13.2.2012, 11:15)
Это был 6-й класс. Для одного из упражнений попросила детей встать в круг и взяться за руки.... Я не смогла этого сделать! Несколько мальчиков наотрез отказались работать таким образом и сели на стулья! Пришлось быстро искать выход из ситуации.
Уже потом я увидела, что эти дети привыкли работать индивидуально и им сложно было перестраиваться для решения задач в команде..


Но ведь эта ситуация может иметь в глубине совсем другие причины, не связанные с умением или неумением работать в команде.
6 класс, взрослеющие мальчики и девочки, а задание сразу предполагает вторжение в личное пространство...


--------------------
Чаще всего, лишь позднее становится ясным, что пути Господни были правильными....

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Цитата(tanya.podust @ 13.2.2012, 16:06)
Цитата(LaraKrav @ 13.2.2012, 11:15)
Это был 6-й класс. Для одного из упражнений попросила детей встать в круг и взяться за руки.... Я не смогла этого сделать! Несколько мальчиков наотрез отказались работать таким образом и сели на стулья! Пришлось быстро искать выход из ситуации.
Уже потом я увидела, что эти дети привыкли работать индивидуально и им сложно было перестраиваться для решения задач в команде..


Но ведь эта ситуация может иметь в глубине совсем другие причины, не связанные с умением или неумением работать в команде.
6 класс, взрослеющие мальчики и девочки, а задание сразу предполагает вторжение в личное пространство...


Таня, ну вот, ты видишь то, чего я сразу не увидела. И это тоже есть, конечно! Кстати, в коллективной работе онлайн эта проблема снимается.

А с подростковой стеснительностью тоже как-то можно поработать, снимая ее, поскольку трудиться потом подросшим детям придется в смешанных коллективах, я надеюсь... smile.gif

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 814
  • Регистрация: 7.5.2011
  • Из: Воронежская область Подгоренский район пгт Подгоренский
  • Номер участника: 98540
Предупреждение

Цитата(ljudmillar @ 13.2.2012, 16:15)
Цитата(tanya.podust @ 13.2.2012, 16:06)
Цитата(LaraKrav @ 13.2.2012, 11:15)
Это был 6-й класс. Для одного из упражнений попросила детей встать в круг и взяться за руки.... Я не смогла этого сделать! Несколько мальчиков наотрез отказались работать таким образом и сели на стулья! Пришлось быстро искать выход из ситуации.
Уже потом я увидела, что эти дети привыкли работать индивидуально и им сложно было перестраиваться для решения задач в команде..


Но ведь эта ситуация может иметь в глубине совсем другие причины, не связанные с умением или неумением работать в команде.
6 класс, взрослеющие мальчики и девочки, а задание сразу предполагает вторжение в личное пространство...


Таня, ну вот, ты видишь то, чего я сразу не увидела. И это тоже есть, конечно! Кстати, в коллективной работе онлайн эта проблема снимается.

А с подростковой стеснительностью тоже как-то можно поработать, снимая ее, поскольку трудиться потом подросшим детям придется в смешанных коллективах, я надеюсь... smile.gif
А почему бы этому ребенку не дать работать одному, как команда, состоящая из одного, а потом взаимодействие между группами, чтобы он сам пришел к выводу, что ему не хватает людей в группе, потом перегруппировать на решение следующей очередной проблемы. И вопрос решится, потому что дети любят играть с кем-то, в основном.

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Копирую сюда из G+ комментарий Светланы Силиной на этот пост

Светлана Силина -
Цитата
Спасибо, Людмила , за систематизацию Ваших наблюдений. Последнее время постоянно анализирую причины неактивности учащихся, отсутствия желания узнать что-то новое, попробовать новые формы работы (в том числе и в веб-формы) и т. д. и т. п.
Вернулась в этом году в школу, получила 5 кл., которые всегда любила за блеск в глазах и радостные крики "Да! Хотим! А можно мне еще?" И... была поражена, что им в общем-то НИЧЕГО не надо. Не трогайте нас. Была уверена, что использование веб-технологий качественно повысит интерес не просто к учебе, а к процессу познания. Захочется показать себя, ведь результат твоего труда увидят все, в том числе и те, кто не учится в твоем классе. Однако это не произошло.
Слишком велика привычка, как Вы сказали, к внешнему постоянному контролю. Делают тогда, когда учитель "достанет" своими напоминаниями. Причем, предварительно обговариваем, интересно ли им будет данная работа, сколько времени понадобится... Спрашиваю, что они сами хотели бы. Молчание. Не хотят даже идти в театр. :-(((

Не могу сказать, что плохо все. Нет. Есть ребята, которые хлопают от радости в ладоши, услышав мои предложения. Искренне удивляются, почему остальные ребята не присоединились к работе, ведь это так интересно! Таких примерно 25 человек из 72, согласитесь, маловато.

Ну ничего. Будем с 25 "завлекать" остальных. :-)))

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 1264
  • Регистрация: 29.6.2011
  • Из: г. Ижевск
  • Номер участника: 108227
Предупреждение

Цитата
А почему бы этому ребенку не дать работать одному, как команда, состоящая из одного, а потом взаимодействие между группами, чтобы он сам пришел к выводу, что ему не хватает людей в группе, потом перегруппировать на решение следующей очередной проблемы. И вопрос решится, потому что дети любят играть с кем-то, в основном.


Я сделала несколько по-другому. Стала давать коллективные задания, которые не требуют непосредственного контакта: группы работали над собиранием пазлов, составлением различных таблиц.
И со временем работа наладилась.


--------------------
С наилучшими пожеланиями, Лора Кравченко

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 814
  • Регистрация: 7.5.2011
  • Из: Воронежская область Подгоренский район пгт Подгоренский
  • Номер участника: 98540
Предупреждение

Цитата(LaraKrav @ 18.2.2012, 23:13)
Я сделала несколько по-другому. Стала давать коллективные задания, которые не требуют непосредственного контакта: группы работали над собиранием пазлов, составлением различных таблиц.
И со временем работа наладилась.
Да, Лара, здорово, это же все зависит от разной ситуации, и действия, согласно сложившегося положения дел. Мы же учителя, поэтому всегда находим решения. Не теряемся.

Мое изображение

Статьи по этой теме

Мои ссылки в блоге

39 пользователей просматривает
39 гостей
0 участников
0 анонимных участников
Google.com

Последние записи

Последние комментарии

Поиск в блоге


Статьи по этой теме

Категории

Наверх