Образовательная галактика Intel®

Блог Участника

Запись блога

Как мы решали задачи по математике в общем Google-документе. Аргументы учителя.

Продолжение. Предыдущий пост здесь.

Возможно те, кто читает мои посты, описывающие этот наш коллективный опыт с учениками, хотели бы задать вопрос: а зачем все это было нужно? Есть учебники, есть задачники, есть мел и доска, в конце концов... Если надо показать презентацию на уроке, проектор тоже есть. И даже SMART-доска имеется. Неужели нельзя было спокойно позаменять коллегу полгода, не выдумывая никаких коллективных электронных документов, никаких практических работ на компьютере.
Отвечаю на этот вопрос, имея несколько аргументов.

Первый из них такой. Этому поколению ребят, заканчивающих сегодня школу, предстоит планировать, решать проблемы, управлять бизнесом и производством, делать много чего другого... И все это - с использованием компьютера. Математика и как универсальный язык, и как универсальный инструмент, не может дальше в школе быть отчужденной от компьютера - другого универсального инструмента. Эти два инструмента можно и нужно объединять. И в сознании, и на практике. Да, мы не знаем, как это делать, и "как правильно". Но мы можем сами искать и открывать эти новые способы, писать об этом, обсуждать это. Другого пути просто нет - никто за нас это не сделает...

Есть и еще одно соображение, которое побудило меня экспериментировать с заданиями в электронной среде. Это представление о том, что любая эффективная учебная деятельность всегда социальна или коллективна, назовите это любым из предложенных слов. Анализ стратегии или выбор способа, которые всегда присутствуют в процессе решения любой математической задачи, осуществляются посредством рассуждения - диалога ученика с самим собой. Но именно это - рассуждение - и дается неопытному ученику с трудом (заметим, что и учить рассуждению тоже очень трудно). Все потому, что очень трудно рассуждать в одиночку!

Так почему бы не использовать простые и доступные каждому средства коммуникации и не сделать процесс рассуждения коллективным и публичным для небольшого сообщества учащихся, занятых решением математической задачи?

Когда я задумывала такой способ организации коллективной домашней работы, мне еще не попалась на глаза эта новость... К сожалению, прочитала эти строки впервые лишь пару дней назад:
Цитата
В основе онлайн-сервиса лежит идея интернет-сообщества, в котором дети могут взаимодействовать друг с другом и изучать математику под руководством творческих учителей.


А ведь с Googledocs не нужен даже специальный сервис под математику. Ну да, есть в начале работы некоторые сложности с освоением редактора формул... Но ведь десятка минут хватает, чтобы ученик сам "методом тыка" нашел алгоритм, как вставить формулу в текст - проверено на практике. Кстати, и сам этот редактор - тоже хороший обучающий математике инструмент, с его помощью можно буквально "на пальцах" освоить понятие сложной функции. Каждый, кто в этом редакторе начнет набирать ручками "отношение числа сочетаний из N по M к отношению числа сочетаний из N по K", может в этом убедиться сам smile.gif

Это аргументы, так сказать, высшего порядка. Есть и другие, тоже очень важные...
Главные герои моих рассказов вовсе не инструменты, а те самые ребята, ученики, которые этими инструментами пользовались на протяжении половины учебного года. Нужно обязательно рассказать о них. Да, они разные, и с разным отношением к компьютеру, интернету и использованию того и другого в обучении (об этом ниже)...

Во-первых, их до меня учили замечательные учителя, успешно применявшие компьютерные инстументы в обучении математике. Речь идет об отличной программе GeoGebra. Об этом можно прочитать здесь. То есть, задумывая свой "метод коллективного решения задач", я все-таки опиралась на уже сформированные у учеников навыки работы в электронной среде.

Во-вторых, вопросы использования новых электронных инструментов мы обсуждаем с ними активно на протяжении всех трех лет их гимназического обучения. Так, например, в этом классе сформировалась исследовательская группа в составе 4-х молодых людей, которая в течение прошлого учебного года всерьез разрабатывала концепцию электронного учебника для школы. Об этом здесь. Не могу не сослаться на их работу "Трактат о e-учебнике". А еще здесь (написано и опубликовано позже).

В-третьих, нигде еще я не написала о необходмых технических условиях - наличии компьютеров дома и доступе в интернет. Наверное, и пишу об этом в последнюю очередь потому, что эти условия у учеников как раз были. Без них сегодня полноценно учиться уже невозможно...

Ссылки на статьи по теме:

Google Docs для создания "общей тетради"
Google Docs для создания "общей тетради"-2
Google Docs для создания коллективной презентации
Шесть шляп на friendfeed

Вся серия:
Как мы решали задачи по математике в общем Google-документе. Выбор инструментов под задачу.
Как мы решали задачи по математике в общем Google-документе. Дневник наблюдений.
Как мы решали задачи по математике в общем Google-документе. Аргументы учителя.
Как мы решали задачи по математике в общем Google-документе. Мнения учеников.
Как мы решали задачи по математике в общем Google-документе. "Заставьте меня учиться!"

Комментарии

Пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 15
  • Регистрация: 6.1.2012
  • Из: деревня Болгуры - красивое и чистое место, жаль нет большой воды
  • Номер участника: 112848
Предупреждение

Как же я рада, что встретила такого умного и знающего единомышленника, как Вы, уважаемая, Людмила Рождественская. Простите, не знаю вашего отчества. Большое вам спасибо за рекомендации к работе. С уважением Нина Глазырина.

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Цитата(Нина Глазырина @ 22.2.2012, 11:17)
Как же я рада, что встретила такого умного и знающего единомышленника, как Вы, уважаемая, Людмила Рождественская. Простите, не знаю вашего отчества. Большое вам спасибо за рекомендации к работе. С уважением Нина Глазырина.

Нина, спасибо!

Мое изображение

Статьи по этой теме

Мои ссылки в блоге

43 пользователей просматривает
43 гостей
0 участников
0 анонимных участников
Google.com

Последние записи

Последние комментарии

Поиск в блоге


Статьи по этой теме

Категории

Наверх