Образовательная галактика Intel®

Блог Участника

Запись блога

Как мы решали задачи по математике в общем Google-документе. Дневник наблюдений

Продолжение. Начало здесь.

Рассказ о том, как шел наш эксперимент по коллективному решению задач в общем Google-документе, решила опубликовать в форме дневниковых записок.

8.09.11 Прошла неделя после начала учебного года...

Особенности расписания уроков математики в этом классе таковы, что мы с ребятами встречаемся не каждый день, а всего три раза за неделю, таким образом, есть сдвоенные уроки. Привычный формат домашнего задания "с сегодня на завтра" оказывается неудобным. Кроме того, ученики признаются, что дома они перегружены учебой и просят уменьшить количество "порций" домашнего задания в неделю. Обещают при этом, что будут делать домашние задания в удобное для них время, например, в выходные. Ясно, что при этих условиях поурочный контроль выполнения Д/З уже и не имеет смысла. Значит ли это, что выполнение "домашки" можно отдать под самоконтроль самих учеников? В начале учебного года, когда сил у всех много, нам верится в то, что маячащий на дальнем горизонте экзамен по математике и есть лучший "мотиватор", усаживающий учеников за выполнение домашнего задания... Что-то ждет нас впереди?

Мной подготовлено и выложено на сайт, в нашу е-среду, три документа - три домашних задания по теме "Комбинаторика и теория вероятности". Коллеги-математики знают, что в задачах из этого раздела в начале решения необходимо верно описать, так называемое, "пространство элементарных исходов", здесь мы занимаемся, по сути, математическими моделями. Это означает, что решение задачи может и не быть представлено исключительно формулами, а может быть оформлено словесно - через тексты-рассуждения или наглядно - через схемы. Пока что основные специфические сложности набора математического текста в электронном документе удается благополучно преодолевать...

На уроках мы занимаемся, в основном, теорией и разбором задач. Дома ученикам предложено, по их выбору, решать и оформлять задачи в онлайн-среде с фиксацией факта решения в "таблице продвижения". Ученик, решивший задачу, подписывает под ней свое имя. Если кто-то другой находит решение неверным, он может ниже изложить свое решение. Как я уже писала, поощряются разные способы решения одной задачи - с помощью перебора, с использованием схемы, графа, рисунка или таблицы.

Первые положительные эмоции: интересно наблюдать по вечерам, как в документе "собирается толпа" и решения пишутся прямо на твоих глазах. На полях документа, рядом с решениями, появляются первые комментарии: "два шага сделал, дальше ступор, помогите!", "посмотрите кто-нибудь, я хоть в том направлении думаю?"... "Присутствующие" на просьбы откликаются, вступают в диалог, поэтому решения некоторых заданий иногда получаются групповыми - на двоих, на троих и т.д. Очень уж мне хочется, чтобы вокруг задачи возникало "сообщество ее решающих", поэтому сама вмешиваюсь в процесс мало. Учительские "заметки на полях" содержат чаще всего наводящие вопросы, иногда - небольшие подсказки.

Утром в школе отмечаю для себя новизну ситуации: нет большого смысла вопрошать в начале урока, какая задача вызвала затруднение, поскольку обо всех сложных случаях всем, участвовавшим в вечерних сессиях, уже известно заранее. Все прозрачно. Остается кратко "пробежаться" по задачам, останавливаясь на трудных моментах. Кстати, к обсуждению привлекаю именно тех, кто предложил "интересный выход" в совместном документе - имена героев известны. А вот традиционный "вызов с домашкой к доске" тоже перестает быть обязательным ритуалом.

По просьбе учеников происходит первая коррекция правил. Мне приходится увеличить количество задач в каждом документе, чтобы "хватало на всех".

UPD на 15.09.11

Цитата
Сейчас, когда мы с начала учебного года коллективно создали около десятка таких коллективных документов, и совместно решили (разобрали, расписали) около 120-130 задачек по комбинаторике и теории вероятностей, возникают вопросы второго порядка...


Учитель в эйфории: smile.gif
Цитата
Как хорошо мои 12-классники решают задачи по комбинаторике в общем гуглодокументе! Сегодня задала 32 задачи. На 10 часов вечера решено (многие разными способами) больше двух третей задач...
А какие совместные решения возникают! А как помогают другому через комментарии найти ошибку в решении! У меня на глазах слезы радости - вот он, настоящий идеальный учебный процесс. Объединяются не в те группы, в которые "посадили", а в те, где самые интересные и трудные задачи... Жаль, что "чужих" нельзя пустить в "класс", а так хочется поделиться радостью.


30.09.11 Мы продержались месяц...

Еще одна запись из моей ЖЛ:
Цитата
У гугла уже неплохой редактор формул, вполне можно записывать решения математических задач. А уж про встроенные рисунки-чертежи - тут вообще восторг smile.gif


Да, все ученики как-то невзначай освоили редактор формул, не все, правда, считают его удобным для оформления решений! Кое-кто жалуется: "на бумаге быстрее". Но, тем не менее, пользуются...



Все чаще в качестве иллюстраций к задачам в документах появляются красивые чертежи, выполненные прямо в редакторе рисунков Googledocs, хотя не возбраняется и использование готовых рисунков из Интернета. Эти, сначала единичные рисунки, настолько красивы, что теперь научиться их создавать хочется уже многим. Потихоньку первые сложности работы с новым инструментов преодолены, все заметнее становится, что авторы решений не сосредоточены на самом "рисовальном" инструменте, но больше - на смысле схемы или рисунка.

В нашей таблице продвижения напротив некоторых фамилий есть пустые строки, их немного, но они есть. Если быть до конца честным, то из всего класса, где 26 человек, на весь полуторамесячный курс так и не оформили ни одной задачи в документах всего два человека.

Забыла пояснить, каким образом мы с учениками договорились учитывать их вклад в совместную работу. Учетную оценку за этот вид работы они получают в электронный журнал по окончании всего курса наряду с оценками за контрольные и практические работы (о них позднее). Поскольку у ребят остается право выполнения задания в бумажном виде, те, кто делал исключительно в тетради, должны были "отчитаться" задачами, записанными в обычной бумажной тетради.

И опять из Живой ленты:

Цитата
Сегодня написали первую контрольную. Договорились, что будем делать ее в электронном виде (для этого создала 4 варианта работы в гуглоформе), но все же предложила тем, кто хочет, делать "бумажный вариант". Примерно треть класса (9 из 27) выбрала последний. Электронные варианты решений проверила быстро, с бумагой все получается дольше, придется нести листочки домой.


Для примера один вариант контрольной.

15.10.11 Прошло полтора месяца...

Возникают отнюдь не математические наблюдения и выводы...

Мне кажется, нужно не пожалеть времени урока и поработать над "правилами поведения" в "чужих" документах.
Позиция ученика, вот что важно. Он, как КТО будет работать в документе другого:
-Как критик?
-Как оценщик?
-Как сторонний наблюдатель?
-Как соавтор?

Есть еще опасный для ученика и легко им присваемый стереотип, который очень вероятен, поскольку он-то у ученика всегда перед глазами. Называю его "учитель с красной пастой". Не раз наблюдала, как дети, получив право комментирования, именно такую позицию и занимают. Догадаться, с кого они берут пример, несложно sad.gif

Самой важной частью и, может быть, самым важным результатом работы по комментированию, считаю, как раз, совместное cоздание правил комментирования, которым потом будут следовать ученики.
Вырабатывать такие правила, кстати, можно тоже в совместном гугл-документе. Возможно, у нашего мини-сообщества получится совсем короткий свод правил, но само их наличие позволит избежать многих проблем, которые возникают в любой коллективной работе на первых порах...




20-ые числа октября. 35-часовой курс заканчивается вместе с учебной четвертью...


Как-то незаметно для себя самой за сентябрь и половину октября наработался электронный курс по комбинаторике, теории вероятности и статистике.

На очереди - три практические работы, которые ученики делают в гуглодоксах.
Выглядит задание для практической работы так: Практическая работа №1.
А пример ее исполнения - так.

Продолжение следует...

Ссылки на статьи по теме:

Google Docs для создания "общей тетради"
Google Docs для создания "общей тетради"-2
Google Docs для создания коллективной презентации

Вся серия:
Как мы решали задачи по математике в общем Google-документе. Выбор инструментов под задачу.
Как мы решали задачи по математике в общем Google-документе. Дневник наблюдений.
Как мы решали задачи по математике в общем Google-документе. Аргументы учителя.
Как мы решали задачи по математике в общем Google-документе. Мнения учеников.
Как мы решали задачи по математике в общем Google-документе. "Заставьте меня учиться!"

Комментарии

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 1182
  • Регистрация: 10.4.2010
  • Из: Новосибирск
  • Номер участника: 84512
Предупреждение

Совместное решение задач по математике всегда интересно! Когда я была школьницей, мы с подругами "решали" задачки по телефону, часами занимая линию; а родители удивлялись,- о чем так долго можно разговаривать по телефону... Теперь с "визуализацией" в Интернете еще интереснее писать совместные решения, создавать общие документы. Все доступно и наглядно! smile.gif Кажется, что это обязательно должно войти в повсеместную школьную практику.

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Цитата(rat @ 17.1.2012, 6:50)
Совместное решение задач по математике всегда интересно! Когда я была школьницей, мы с подругами "решали" задачки по телефону, часами занимая линию; а родители удивлялись,- о чем так долго можно разговаривать по телефону... Теперь с "визуализацией" в Интернете еще интереснее писать совместные решения, создавать общие документы. Все доступно и наглядно! smile.gif


Точное наблюдение, спасибо, что поделились!

Цитата(rat @ 17.1.2012, 6:50)
Кажется, что это обязательно должно войти в повсеместную школьную практику.


Мне такой ход событий тоже представляется естественным, но для распространения идеи нужны кейсы удачного и, особенно, неудачного использования инструментов коллективной работы! Организационные "хитрости" и подводные камни -их сейчас было бы хорошо иметь описанными.

Сообщение отредактировал ljudmillar - 17.1.2012, 7:21

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 128
  • Регистрация: 13.3.2011
  • Из: г. Сыктывкар
  • Номер участника: 95866
Предупреждение

Цитата
Мне такой ход событий тоже представляется естественным, но для распространения идеи нужны кейсы удачного и, особенно, неудачного использования инструментов коллективной работы! Организационные "хитрости" и подводные камни -их сейчас было бы хорошо иметь описанными.


Я работаю в начальных классов и у меня просто огромнейшие подводные камни, касаемо как раз работы с детьми в Google - не регистрируют там аккаунты до определенного возраста. А мне это просто жизненно необходимо, начиная хотя бы с того, что добавить ребят в редакторы сайта,и , конечно, работать с рабочими листами когда это необходимо. Что делать?

Сообщение отредактировал knam22 - 17.1.2012, 8:23

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Цитата(knam22 @ 17.1.2012, 9:22)
Я работаю в начальных классов и у меня просто огромнейшие подводные камни, касаемо как раз работы с детьми в Google - не регистрируют там аккаунты до определенного возраста. А мне это просто жизненно необходимо, начиная хотя бы с того, что добавить ребят в редакторы сайта,и , конечно, работать с рабочими листами когда это необходимо. Что делать?

Спасибо за постановку вопроса, в нашей школе с разыми инструментами гугла работают учителя, начиная с третьего-четвертого класса. Попробую пригласить их для ответа на этот вопрос.

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 814
  • Регистрация: 7.5.2011
  • Из: Воронежская область Подгоренский район пгт Подгоренский
  • Номер участника: 98540
Предупреждение

Людмила! Пост замечательный! Хотелось бы узнать, с какого класса начинают учить комбинаторику и статистику дети, и в каком объеме, если, как у нас, каждый год начиная с 5 класса по-немногу, или...

Сообщение отредактировал alexlil - 17.1.2012, 9:17

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Цитата(alexlil @ 17.1.2012, 10:16)
Людмила! Пост замечательный! Хотелось бы узнать, с какого класса начинают учить комбинаторику и статистику дети, и в каком объеме, если, как у нас, каждый год начиная с 5 класса по-немногу, или...

Элементы статистики и комбинаторики и у нас с 5-6 класса встречаются в программе, но системное изучение в объеме 35 часов - это 12 класс.

Сообщение отредактировал ljudmillar - 17.1.2012, 9:21

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 637
  • Регистрация: 15.4.2010
  • Из: Москва
  • Номер участника: 84552
Предупреждение

Цитата(knam22 @ 17.1.2012, 9:22)
Я работаю в начальных классов и у меня просто огромнейшие подводные камни, касаемо как раз работы с детьми в Google - не регистрируют там аккаунты до определенного возраста. А мне это просто жизненно необходимо, начиная хотя бы с того, что добавить ребят в редакторы сайта,и , конечно, работать с рабочими листами когда это необходимо. Что делать?

Для России возраст - старше 13 лет. Но почему-то часто Google не хочет регистрировать даже 16-летних 11-классников. Выход такой, у меня теперь все дети регистрируются для работы, указывая дату рождения, чтобы исполнилось 18 лет - сейчас это 1993 год. Вот так Google заставляет нас учить детей плохому sad.gif
famerr

  • Гости
Предупреждение

спасибо

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 98
  • Регистрация: 12.4.2011
  • Из: Саров
  • Номер участника: 96825
Предупреждение

Людмила, спасибо за очень актуальные посты. Нам до такого пока далеко, у нас пока проблемы даже с созданием аккаунта на Google, пока только начали осваивать сервис. Радует то, что многим детям нравится такая форма дистанционной работы. Хотя есть и дети, которые предпочитают "бумагу цифре" и упорно не желают осваивать Google сервисы))). Наверное, не стоит настаивать, но учителю было бы гораздо проще, а пока приходится делать двойную работу. biggrin.gif

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Цитата(larionovanv @ 18.1.2012, 11:43)
Людмила, спасибо за очень актуальные посты. Нам до такого пока далеко, у нас пока проблемы даже с созданием аккаунта на Google, пока только начали осваивать сервис. Радует то, что многим детям нравится такая форма дистанционной работы. Хотя есть и дети, которые предпочитают "бумагу цифре" и упорно не желают осваивать Google сервисы))). Наверное, не стоит настаивать, но учителю было бы гораздо проще, а пока приходится делать двойную работу. biggrin.gif


Спасибо! Мне тоже кажется очень важным осознать, какого рода проблемы учитель или, как вариант, творческая учительская группа, решают в процессе эксперимента, назовем его условно "переход от бумаге к цифре в реальной школьной практике". Нужно назвать своими именами и этапы этого перехода, и все конкретные задачи, которые приходится решать на каждом этапе. Нельзя все смешать в кучу, по моему твердому убеждению, поскольку в этом случае будет проще осознать, какие именно задачи не удается решить и почему - организационно-управленческие, связанные со спецификой процесса информатизации в школе или психологические - если это ярко выраженное сопротивление инновации со стороны учеников и родителей, еще какие-то?
Что касается последнего, то, как говорят абсолютно все книжки по инновациям в организации, сопротивление новшеству - такой же обязательный атрибут процесса, как и расслоение коллектива людей, который становится его участником (или даже простым наблюдателем).

Пожалуй, нужно заняться таким описанием этапов подробнее smile.gif
А инвентаризация наличных ресурсов под задачу тоже должна быть важным элементом описания. Например, упомянутое "огугливание" учеников - это процесс, требующий каких-то ресурсов, поскольку нужно не только организовать создание Google-аккаунтов, но и озаботиться созданием элементарной "базы данных", которая должна будет каким-то образом обновляться.

Сообщение отредактировал ljudmillar - 18.1.2012, 12:18

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 98
  • Регистрация: 12.4.2011
  • Из: Саров
  • Номер участника: 96825
Предупреждение

Цитата(ljudmillar @ 18.1.2012, 13:11)
Пожалуй, нужно заняться таким описанием этапов подробнее smile.gif

Нам бы это очень пригодилось.
Спасибо за очень полезный комментарий.
По поводу, "огугливания". Тоже считаю что этот процесс должен органично вытекать из необходимости данных инструментов в работе (учёбе). "Огугливание" не ради "огугливания". А потому, конечно, "база данных" однозначна должна быть (под "базой данных" я, надеюсь правильно, понимаю учебные материалы, средства контроля ...). Очень интересно, а как происходило огугливание в вашей школе? Это было в рамках какого-либо определённого предмета, или в этом процессе были заинтересованы все педагоги (ну или большинство)?

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Цитата(larionovanv @ 18.1.2012, 15:22)
Цитата(ljudmillar @ 18.1.2012, 13:11)
Пожалуй, нужно заняться таким описанием этапов подробнее smile.gif

Нам бы это очень пригодилось.
Спасибо за очень полезный комментарий.
По поводу, "огугливания". Тоже считаю что этот процесс должен органично вытекать из необходимости данных инструментов в работе (учёбе). "Огугливание" не ради "огугливания". А потому, конечно, "база данных" однозначна должна быть (под "базой данных" я, надеюсь правильно, понимаю учебные материалы, средства контроля ...). Очень интересно, а как происходило огугливание в вашей школе? Это было в рамках какого-либо определённого предмета, или в этом процессе были заинтересованы все педагоги (ну или большинство)?


"Огугливание" - это как оснащение дополнительными инструментами для общения и обучения, почему бы к этому не приобщать в школе?

Под базой данных конкретно здесь имела в виду таблицу мейлов учеников, к которой есть доступ другим учителям.

Мое изображение

Статьи по этой теме

Мои ссылки в блоге

42 пользователей просматривает
42 гостей
0 участников
0 анонимных участников
Google.com

Последние записи

Последние комментарии

Поиск в блоге


Статьи по этой теме

Категории

Наверх