Образовательная галактика Intel®

Блог Участника

Запись блога

О профессиональном самоопределении образовательного технолога в одной отдельно взятой школе

 Откуда взяться в школе такому человеку? Если в ней нет свободных ставок и, с другой стороны, уже есть менеджер/руководитель по IT. Дело не в ставке. Образовательный технолог - это позиция и роль (назовите, как хотите). За последние годы учительство в одной отдельно взятой школе здорово расслоилось. Часть, наиболее активные, "подсевшие" на Интернет, нашедшие в нем единомышленников, распознавшие в нем возможности для самообучения, в конце концов, удовлетворившие за счет сети какие-то особые профессиональные потребности, давно поняли - именно в Интернете большой ресурс для решения накопившихся в образовании проблем.

Но уйти в сеть одному, каким бы "продвинутым" ты не был - просто невозможно, иначе разрыв между "уже наступившим будущим", то тут, то там обнаруживаемым в Интернете, и реалиями своей собственной школы, часто оказывается слишком велик. Как преодолеть этот личный разрыв? И как можно способствовать преодолению цифрового отрыва своей конкретной школы от других школ, уже представленных в сети (не только официальным сайтом)? 

Вывод прост - надо увести в Интернет как можно больше коллег из своей же школы, еще не открывших для себя ее новых возможностей, показать им профессиональные перспективы и реальные преимущества "жизни в Сети". Изучая образцы чужих удачных (и не очень) педагогических практик, локальному сообществу учителей-единомышленников одной школы удается найти действительно инновационные идеи, касающиеся школы и образования. Вместе ведь легче - не просто "примерить" на себя и свое учебное заведение, какую из интернет-практик стоит постепенно включать в учебно-воспитательный процесс, а и начать ее использовать в своей работе.

Массовый исход учителей школы в Интернет нужен еще и потому, что никаких ресурсов - кадровых, материальных, методических - сегодня не будет хватать одной отдельно взятой школе даже для спокойного существования, не говоря уж о прорыве!

Таким может быть профессиональное самоопределение учителя в позиции образовательного технолога, независимо от преподаваемого им предмета. Хороший образоваельный технолог может получиться из любого предметника - учителя математики, географии или даже учителя начальной школы. В одной из центральных школ Таллинна сегодня в этой позиции работает бывшая учительница английского языка из дошкольного учебного заведения. Почему у нее получается понимать про технологии образования лучше других? Наверное потому, что она отталкивается в своей работе от интересов и потребностей ребенка, ведь они ей хорошо знакомы, а не от "технологий", в которых, к слову, она научилась разбираться лучше многих, и, при этом, - сама научилась! Этот путь - самостоятельного обучения всем "интернет-премудростям" - прошли очень многие из учителей, оказавшиеся сейчас в роли "учителей учителей", профессиональных тренеров, по-другому, тьюторов. Они ведь не ждали, пока кто-то организует для них курсы, покажет и научит, учились сами, шаг за шагом... Многие из них стали блоггерами. Их профессиональная позиция выражена просто: "Делись наработанным с другими, да прирастет и у тебя!".

Но, в то же время, одного самоопределения, чтобы стать образовательным технологом, мало, хотя и без него ничего не получится (говорю на всякий случай для тех, кто считает, что дело всего-лишь в лишней ставке и прописанном "функционале"). Для этой роли нужен особый человек с психологией альтруиста, который будет считать личной победой каждого нового "завербованного" в Интернет коллегу. И радостно будет принимать "вопросы на технологические темы", заданные учителями в любое время суток по электронной почте, а еще лучше, в чате или через SKYPE (для скорости и результативности!). И пытаться ответить на них, сначала словами, потом, когда понимательно-объяснительные возможности языка окажутся исчерпанными, начнет пририсовывать стрелочки и кружочки на скриншотах и пересылать многочисленные "объяснялки" и "обучалки" новичкам. Учителя, пошедшие за таким человеком, поверившие в возможность решения своих профессиональных проблем и подписавшиеся на многочасовое ежедневное времяпрепровождение за компьютером ради освоения совсем новой для них области знаний, должны быть уверены: "Мне ВСЕГДА помогут, мне не откажут".



И как личную победу образовательный технолог будет воспринимать первую опубликованную в сети презентацию своей немолодой уже коллеги-историка, или снятый физкультурником на видео и "залитый" на YouTube комплекс физических упражнений для восстановления осанки, которая имеет обыкновение портиться от чрезмерной усидчивости за компьютером.  smile.gif

А еще образовательный технолог успеет отметиться в комментариях к первому самостоятельному посту учительницы начальной школы, неожиданно для себя обнаружившей в Интернете большое количество блоггеров из числа учителей начальной школы других школ, городов и стран, и тоже решившейся на ведение своего собственного профессионального блога. 


Без особых профессиональных привычек образовательного технолога, с кого их начнут потом копировать остальные учителя, - мгновенно откликаться в чате, неутомимо регистрироваться в новых веб-сервисах, подписываться на блоги друзей, "френдить" знакомых и незнакомых, то есть совершать несложные маленькие действия, - никаких интернет-практик в школе развернуть просто не удастся... 

Особое, сетевое, коммуникативное поведение - один из элементов новой школьной организационной культуры! Как все сложно, оказывается! Сложно, да! Но именно эти простые действия каждого участника школьного коллектива постепенно ведут к изменениям в чем-то гораздо большем и сложном... В чем конкретно? В этом нам еще предстоит разбираться...

А еще... Вести блоги и писать "комменты" - разве в школе бывает такие должностные обязанности? Конечно же нет, ведь нельзя предписать никакими инструкциями, для кого и сколько должно быть организовано консультаций по ИКТ, как нельзя определить школьный "план по блогам"... Что же тогда входит в этот самый "функционал" образовательного технолога? Об этом читайте в следующих постах...

Я попытаюсь также рассказать в своем блоге, какие новые знания и навыки нужны образовательному технологу для успешного проведения ИКТ-инноваций в школе, какие общепедагогическими и профессиональными личными установками и привычками стоит дорожить в этой роли, а какие - приходится срочно менять, потому что иначе в этой позиции не справиться... И, самое главное, что нужно делать, чтобы не восстановить против себя всю школу и администрацию, не поспевающую на этом пути за вами?

Интересна вам эта позиция и роль образовательного технолога в своей конкретной школе?
Тогда спрашивайте, комментируйте, возражайте!
Содержательные комментарии приветствуются!

Комментарии

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 225
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Интернет
  • Номер участника: 84499
Предупреждение

Тема организационной культуры школы мне тоже очень интересна! Сейчас большинство исследователей, занимающихся вопросами организационной культуры образовательных учреждений берут за основу модели, разработанные для организационных культур бизнес организаций (Камерон-Куинн, Шейн и т.д.) правильно ли это? Можно ли говорить, что у школы есть своя, ни на что не похожая организационная культура?

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 2
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Номер участника: 84500
Предупреждение

Цитата
Вывод прост - надо увести в Интернет как можно больше коллег из своей же школы, еще не открывших для себя ее новых возможностей, показать им профессиональные перспективы и реальные преимущества "жизни в Сети".

Так и вижу, как они выходят из школы цепочкой, идут за Людмилой и больше уже не возвращаются.

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Цитата(biarmicus @ 31.3.2010, 11:10)
Тема организационной культуры школы мне тоже очень интересна! Сейчас большинство исследователей, занимающихся вопросами организационной культуры образовательных учреждений берут за основу модели, разработанные для организационных культур бизнес организаций (Камерон-Куинн, Шейн и т.д.) правильно ли это? Можно ли говорить, что у школы есть своя, ни на что не похожая организационная культура?


Я бы ответила так: У школы, безусловно, своя особая организационная культура, обусловленная ее спецификой как организации и в существенных моментах поэтому отличная от организационных культур бизнес-организаций.
Естественно, вопрос, в чем отличие?
Во-первых, к критерию "производительность труда" в школе не применимы критерии, напрямую заимствованные из бизнеса. Скорее даже, само это понятие - какое-то - "конвейерное" - не применимо к школьной организации.

Во-вторых, роль "общих ценностей организации" - совершенно особая, поскольку эти ценности напрямую связаны с организацией воспитания и обучения детей, поэтому сильно взаимодействуют и даже могут сталкиваться с ценностями семьи, социума и т.д.

В-третьих, школу в целом и учителей, в среднем, отличает высокая "профессиональная ригидность" мышления, повышенное сопротивление инновациям, "власть укоренившихся привычек". То есть, механизма саморазвития, заложенного в самой структуре школы, увы, нет, его надо привносить, в отличие от бизнеса, в котором отсутствие развития равносильно проигрышу, а то и гибели фирмы. А это все повышенные риски для школьной организации...

Как-то так, на самый первый взгляд...

Сообщение отредактировал ljudmillar - 6.4.2010, 12:25

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Цитата(patarakin @ 4.4.2010, 16:40)
Так и вижу, как они выходят из школы цепочкой, идут за Людмилой и больше уже не возвращаются.


Есть и такие риски sad.gif

Новичок

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 0
  • Регистрация: 30.3.2010
  • Из: Воронеж
  • Номер участника: 84503
Предупреждение

Да, здорово! Коллега из Таллинна мыслит уже совсем другими категориями, чем российские учителя. Понятие "образовательный технолог" у нас сейчас - образовательная фишка, способная существовать только в нескольких регионах: Омской, Иркутской областях и т.д., если только подушевое финансирование и бюджетный кризис не поставили на этом точку. А было бы жаль!

Образовательные стандарты нового поколения, которые появятся к концу 2010г, откроют в России широкие перспективы развития именно образовательных технологий, т.к. содержание обучения в стандартах не будет прописано, и можно будет как бы ничему не учить. А пока все учителя у нас - сугубые предметники. Вне математики или химии у нас пока образовательных технологий нет.

Александр

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Цитата
Понятие "образовательный технолог" у нас сейчас - образовательная фишка, способная существовать только в нескольких регионах...


Мы же тоже только начинаем, движение тоже довольно хаотическое, большой плюс в нашем конкретном - малые масштабы страны, хотя есть и минусы, с этим связанные, тоже есть - мало не просто специалистов, а вообще, людей.

А в своем посте как раз хотела подчеркнуть, что образовательный технолог - не совсем "должность" и "ставка". Скорее, другие профессиональные нормы, новые навыки, в общем, это, скорее, квалификация.

Сообщение отредактировал ljudmillar - 6.4.2010, 12:33

Пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 20
  • Регистрация: 24.4.2010
  • Из: Пермь
  • Номер участника: 84764
Предупреждение

Цитата(biarmicus @ 31.3.2010, 11:10)
Тема организационной культуры школы мне тоже очень интересна! Сейчас большинство исследователей, занимающихся вопросами организационной культуры образовательных учреждений берут за основу модели, разработанные для организационных культур бизнес организаций (Камерон-Куинн, Шейн и т.д.) правильно ли это? Можно ли говорить, что у школы есть своя, ни на что не похожая организационная культура?


Здравое зерно можно взять и из них.



--------------------
Учитель или Ученик?

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Цитата(ljudmillar @ 24.4.2010, 22:10)
Цитата(Voyager @ 24.4.2010, 20:00)
Цитата(biarmicus @ 31.3.2010, 11:10)
Тема организационной культуры школы мне тоже очень интересна! Сейчас большинство исследователей, занимающихся вопросами организационной культуры образовательных учреждений берут за основу модели, разработанные для организационных культур бизнес организаций (Камерон-Куинн, Шейн и т.д.) правильно ли это? Можно ли говорить, что у школы есть своя, ни на что не похожая организационная культура?


Здравое зерно можно взять и из них.


Разумеется, можно!
И первое, что можно - это обязательное планирование с постановкой общих задач. Важно только, чтобы учитель присвоил эту задачу как личную, потому что традиционно, у него в сознании довольно традиционный набор "учебно-воспитательных задач" и ничего нового он принимать не хочет. Перегружен, поскольку работает в основном, "собой", не умеет организовать учебное пространство эффективно и т.д.
Беда в том, что и дети и задачи сейчас несколько изменились... А учитель?


Про проектирование урока есть мысли на слайдах

Пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 26
  • Регистрация: 25.1.2012
  • Из: г. Смоленск
  • Номер участника: 113018
Предупреждение

Цитата
Но, в то же время, одного самоопределения, чтобы стать образовательным технологом, мало, хотя и без него ничего не получится (говорю на всякий случай для тех, кто считает, что дело всего-лишь в лишней ставке и прописанном "функционале"). Для этой роли нужен особый человек с психологией альтруиста, который будет считать личной победой каждого нового "завербованного" в Интернет коллегу.


С этим полностью согласна: наличие ставки никак делу не поможет, если не будет именно такого увлеченного альтруиста, который сам просто не представляет для себя жизни и профессионального развития без Интернета и готов делиться с каждым радостью открытия и пойдет на все, чтобы увлечь за собой smile.gif , ведь одному действительно неинтересно

Статьи по этой теме

« Июнь 2017 »
ВПВСЧПС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Последние записи

Мои ссылки в блоге

Последние комментарии

Мое изображение

4 пользователей просматривает
4 гостей
0 участников
0 анонимных участников
Google.com

Категории

Поиск в блоге


Наверх