Образовательная галактика Intel®

Блог Участника

Запись блога

Обучение вне стен классной комнаты. "Гений места". Сопроектирование

Продолжение... Начало см. пост Обучение вне стен классной комнаты - кому и зачем это нужно?
Вводная информация:

Цитата
Проект "Гений места" разработан и осуществлен с июня по сентябрь 2011г.

Проект состоит из двух больших этапов:

1 этап. Сетевой проект онлайн. Учебная деятельность учителей и учащихся трех школ, организованная на сайте "Гений места".
Дата проведения дистантной части проекта: 1-18 сентября 2011 г.

2 этап. Осенняя образовательная практика в модели мобильного обучения. Место проведения: Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское».
Дата проведения очной части проекта: 19-23 сентября 2011г.

Участники проекта
Учащиеся и педагоги гимназии № 209 г.Санкт-Петербурга, школы № 26 г.Москвы и Таллиннской центральной русской гимназии.
Возраст учащихся: 12-15 лет.
От каждой школы участвует группа учащихся по 20 учеников и 4-5 учителей.


Чтобы рассказать, как в итоге получается видимая другим часть проекта - выезд участников на место образовательных игр, начать все же следует издалека. Может быть, со встречи авторов проекта? А ведь кроме разработчиков и организаторов, у таких больших проектов всегда есть "крестные отцы-матери". Поэтому начну с них...
Такую роль в нашем проекте сыграли несколько человек: Сергей Генрикович Теплов (директор Таллиннской центральной русской гимназии) - автор идеи, человек, буквально, подтолкнувший нас с небольшой группой учителей нашей школы начать первоначальную разработку проекта - "как умеем", Лев Николаевич Летягин (РГПУ им. Герцена, г. Санкт-Петербург) - знаток и завсегдатай пушкиногорских мест, привел нас, таллиннцев, в заповедник летом 2010 года, он же "соединил" нас с педагогами 209-й петербургской гимназии, директор которой, Дмитрий Георгиевич Ефимов, поддержал сотрудничество наших школ. Таким образом, первый раз мы "обкатали" идею обучения вне стен классной комнаты во время осенней практики учеников двух школ в Пушкиногорье (сентябрь 2010г.), (сайт проекта).

Проект развивался и в следующем, 2011г. Татьяна Геннадьевна Пирог (программа Интел "Обучение для будущего", г.Москва) помогла нам встретиться с 26-ой школой Москвы и потом оказывала всяческое содействие проекту, Ренальд Александрович Лачашвили (научный руководитель Программы "Школа нового поколения", г. Москва) участвовал в разработке идеи проекта и его основополагающих документов, познакомил со своими коллегами и директором 26-ой московской школы Еленой Владиславовной Орловой, которая очень способствовала, чтобы проект был усилен организационно, технически и финансово, поддерживала авторов проекта своим личным участием в онлайн-встречах учителей.

С чего начать и как организовать совместную работу?

Представим себе: окончательное решение сторон об участии в проекте происходит летом 2011г., в самый разгар учительского отпуска, к тому же большинство будущих участников пока друг с другом незнакомы. Хотя тема проекта и место проведения очной части уже определены, и сами замечательные места Пушкиногорья привлекательны для всех людей, как уже посетивших их, так и никогда там не бывавших, но все-таки нельзя утверждать, что всеми в проекте движет исключительно "интерес к Пушкину".

С самого начала понятно, что объем работы, которую предстоит проделать, маленьким не будет, при том, что абсолютно все участвуют на добровольной основе. Так или иначе, в нашей компании оказываются учителя самых разных предметов: кроме составляющих абсолютное большинство учителей русского языка и литературы, будет еще историк, биолог, два математика, два учителя информатики и даже игротехник. Сейчас уже трудно восстановить в памяти, как, в какой последовательности, происходило присоединение к проекту новых участников, но в итоге общее число разработчиков и организаторов составило чуть меньше двадцати человек. Полный список всех причастных к разработке и осуществлению проекта можно найти в этом документе.

Во время всего этапа разработки проекта приходилось решать одну и ту же задачу: как организовать взаимодействие всех - генерацию идей, содержательное обсуждение и согласование каждого следующего шага для группы людей, во-первых, в большинстве своем не знакомых друг с другом, во-вторых, за редким исключением, не имевших опыта сетевой работы?

Каналы онлайн-взаимодействия.

Поскольку с самого начала было определено, что вся подготовительная работа и онлайновая часть проекта будет осуществляться с использованием Google-сервисов, то некоторое время у тех учителей, кто с этими средствами до сих пор не работал, ушло на освоение новых инструментов и привыкание к довольно своеобразному - неровному ритму коллективной онлайн-работы. Нужно было приспособиться к необходимости выхода на связь в произвольное время и поздней, иногда, глубоко за полночь, работе над документами. Нужно было привыкнуть к групповым обсуждениям в "двойках" и "тройках", а также длительных организационных скайпах. На первых порах именно сессии в SKYPE, ставшие впоследствии регулярными, оказались большой подмогой для согласования видений, для многократного проговаривания "а что же мы хотим делать?". Позже они, как правило, были уже трехсторонними: на связь участники выходили уже целыми школьными командами. Не последнюю роль в организации связи сыграли мейловая рассылка и регулярный обмен информацией в чатах. К счастью, произошло также несколько важных, пусть и не запланированных, локальных очных встреч, оказавших влияние на запуск проекта! Напомню, что планировать обязательные очные встречи было невозможно из-за расстояний и границ, разделяющих нас в "реале".


Июльская встреча в стенах 26-ой московской школы.


Один из летних сборов таллиннской команды. Еще один участник встречи с камерой в руках smile.gif

Работа и роли. Распределение или самоопределение?

В проекте всегда оказывается много работы самого разного рода: при разработке содержания нужно создать шаблон документа, мало того, нужно опубликовать "образец", чтобы другие могли "прочитать" этот документ, или, например, нужно организовать встречу команд в скайпе (на двоих или на троих, как получится), или нужно заранее продумать и решить организационно-финансовые вопросы проезда-питания-расселения на месте проведения игр. И так далее, и так далее, и так далее...

Ясно, что способом "распределения функционала" или "раздачей распоряжений" решить такую задачу просто невозможно. В сетевом проекте органичен совсем иной принцип, когда участники сами выбирают, что могут и хотят делать, а затем предлагают свою помощь команде. Удалось ли нам соблюдать это правило - самовыдвижения и самоопределения участников? Надо сказать, чаще всего именно так и получалось! На этом, в основном, и базировался весь наш проект - на добровольном выборе и вкладе каждого участника в общее дело.

Так, чтобы решить все организационные задачи проведения игры в Пушкиногорье, по два представителя московской и санкт-петербургской школ выехали в августе в Михайловское. Впервые в деревне Бугрово произошло знакомство участников из двух российских команд: Наталии Сергеевны Котелкиной, Игоря Михайловича Гребенника из 26-ой школы, Ирины Петровны Ковалевской, Ирины Владимировны Абрамовой из 209-ой гимназии. Там, на месте, этим "десантом" были исследованы условия и возможности осуществления проекта на месте, заключены предварительные договоренности с администрацией заповедника, работниками гостиницы и кафе. По результатам этой поездки ее участниками был представлен отчет, который очень помог хорошо спланировать всю программу 5-ти дневной практики в Пушкиногорье. Мы смогли дополнительно использовать ресурсы, которые предоставляли организации, готовые с нами сотрудничать: площадки для наших активностей, мастерские от сотрудников заповедника... Понятно, что какие бы планы мы не строили "на бумаге", без этого этапа - жизнеобеспечения проекта - мы не смогли бы двинуться дальше.

Как пишет в своей послепроектной рефлексии учитель 209-й гимназии Ирина Петровна Ковалевская:
Цитата
Со стороны казалось , что все проходит гладко само собой: распахнуты двери музеев Пушкиногорья, хорошее питание и условия проживания, автобусы, приезжающие по расписанию, прекрасные мастер-классы в деревне Бугрово и гостинице "Арина Р", которые проводят не только учителя, но и работники заповедника; заряженные каждый день нетбуки, а в них еще и задания на все этапы игры, проходящей в этот день, и т. д.


Вернемся к этапу проектирования. Середина августа, скоро учителя выйдут из отпусков, окунутся в свою обычную школьную жизнь, а дата запуска проекта неумолимо приближается - на 1-ое сентября намечен старт онлайн-проекта с учениками! Не все еще готово, хотя многие из участников практически "живут в Сети". smile.gif

В таком проекте каждый участник сам определяет роль, которую будет выполнять, в частности, как, в каком темпе, над какими темами и с какими документами работать. Сейчас, подводя итоги, можно проанализировать те важные организационно-технические решения, которые были приняты вовремя, причем, приняты совместно. Для того, чтобы считать то или иное решение принятым, у нас установилось следующее правило: чтобы влиять - нужно быть в Сети - "быть подключенным", и обязательно принимать участие в обсуждении. В любом случае, надо высказываться - если хочешь возразить и если хочешь поддержать, неважно, идет ли речь о варианте логотипа для футболок (см. обсуждение), типе открываемого документа или содержании какой-то конкретной игры на местности.

Распределение работы и "принятие на себя роли" происходили в проекте по личному выбору участников. Например, всю организационную часть, связанную с разработкой логотипа и макета футболок и ручек, а также проведение голосования для выбора лучшего логотипа, взяла на себя Лидия Ивановна Кобцева (московская 26-я школа). Она же информировала других участников о том, как продвигается работа над логотипом через новостную ленту нашего сайта. В составе этой же микрогруппы трудоемкую прорисовку логотипа в линиях выполнила Юлия Рачинская - участник из Таллинна. Это лишь один небольшой пример успешного сетевого струдничества для решения конкретной проектной задачи.


Картинка из фотоальбома Лидии Кобцевой

Технологические "секреты" для эффективной совместной работы

Какие технологические ходы помогли нам самоорганизоваться, а не разбежаться из-за неизбежно возникающих "разновидений"?
На мой взгляд, один из важных "секретов" - это создание удобной среды для информационного обмена и совместной деятельности.

Просто перечислю несколько пунктов:
  1. Организация сайта проекта, имевшего, сказать к слову, первоначально совсем иное название...
  2. Размещение на этом сайте "обучалок" - руководств пользователя в помощь новичкам. Вообще для ввода новых участников в проект была создана целая страница "Как войти в проект или краткий путеводитель по документам...".
  3. Запуск новостной ленты на сайте проекта, которая пополняется и по сей день, хотя "видимая" часть проекта завершилась еще в конце сентября.
  4. Принятое нами "правило фиксации" наших встреч в Сети и составления кратких, почти протокольных, записей: кто был на общей онлайн-встрече, какие вопросы обсуждались, о чем договорились. Когда удавалось, с помощью фотоаппарата документировались и выкладывались на сайт фото-свидетельства очных встреч.
  5. Организация папок коллективного доступа в Googledocs, доступ к которым был предоставлен всем разработчикам. Поскольку с самого начала никто не предполагал, что документов окажется ТАК много, казалось что совсем нетрудно "пригласить" в новый документ активно читающих-комментирующих-пишущих, до этой несложной операции руки дошли довольно поздно. Теперь понятно, что надо было сделать это гораздо раньше, тогда всем было бы легче ориентрироваться в потоке материалов. Но так или иначе - папки были созданы. Теперь все материалы проекта хорошо структурированы, при этом доступны каждому участнику.

По сути дела, заранее у нас не было ответов на важные вопросы: С чего начать? Чему отдать приоритеты? Кто с кем готов и окажется способным сотрудничать? Ответы на многие из них будут получены только в процессе разработки проекта. Но, поскольку весь процесс происходил в открытой сети, у участников всегда оставалось право выбора и возможность влиять...

Каждый из нас пришел в проект не только со своими представлениями о том "как такое бывает", но и со своими личными мотивами, со своими ожиданиями. Пожалуй, одним из совпадений в мотивах (хотя, наверное, не у всех) станет интерес к технологической составляющей: как делать такой - сетевой - проект?

Из рефлексии Натальи Сергеевны Котелкиной, завуча 26-ой школы:

Цитата
Много еще чего с вопросом «как», к которому, по мере собственного погружения, стали добавляться еще и «а что, если…?». Пока вопросов было больше, чем ответов (хотя никто не мешал, а напротив, приветствовал обращения с любыми вопросами), но с вопросами не обращалась намеренно, так сказать «по убеждению»: чтобы освоить – нужно начать делать самому, получать отзывы (лучше сформулированные в вопросах) и пытаться оформлять свое понимание в контексте проектной идеи. Думаю, затруднение здесь было в одном (точнее в двух «местах», просто второе тесно связано с первым): все время казалось, что ты пытаешься войти в крепко сложенное и незнакомое сообщество, которое хорошо понимает и твердо знает, о чем оно говорит и что делает, а ты еще только в приближении где-то на первом уровне освоения языка, на котором все давно и умело разговаривают. Но именно это и сподвигало быстрее овладевать, начитывать и наконец-то вступить «в дело». Собственно вся подготовка выглядела так: читаю общие документы, внимательно читаю комментарии к ним, обсуждаю с коллегами (из числа «свободных от отпуска»), формулирую свое понимание, изучаю образцы уже сделанного, делаю сама, получаю отзыв – вопрос (ы), понимаю, что и как делать дальше, возвращаюсь к своим коллегам…Следующий шаг – совместно со своими коллегами читаем, изучаем и определяемся, делаем, получаем отзыв, понимаем, что и как делаем дальше…Ну а дальше коллеги начинают двигаться самостоятельно…


В этом посте я постаралась рассказать, как от момента виртуальной встречи участников постепенно в сетевом взаимодействии складывалась наша проектная команда, какие шаги мы сделали навстречу друг другу, как по "три соломинки в Муравейник" постарался положить каждый. Параллельно, на основе своих собственных правил и отношений складывались локальные команды в каждой из трех школ.

Продолжение следует...

Комментарии

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 26
  • Регистрация: 14.9.2010
  • Номер участника: 87888
Предупреждение

Людмила, очень интересно! Спасибо за подробный рассказ-отчет. Вчитываюсь в каждое слово. Самой скоро предстоит организовать сетевой проект, поэтому Ваш опыт, советы и идеи очень мне пригодятся.

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 1264
  • Регистрация: 29.6.2011
  • Из: г. Ижевск
  • Номер участника: 108227
Предупреждение

Знаете, Людмила, Ваш проект - образец для подражания!


--------------------
С наилучшими пожеланиями, Лора Кравченко

Новичок

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 6
  • Регистрация: 29.10.2011
  • Из: г.Королёв
  • Номер участника: 112018
Предупреждение

Людмила, грандиозно! Спасибо. Потрясающе ценный опыт!

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Коллеги, спасибо за ваш отклики, по ним становится ясно, что кто-то вместе с тобой решил окунуться в "кухню проекта", поскольку текст получается не описательныЙ. Увидеть изнутри чужой проект нелегко.

Скажу честно, что еще никогда так трудно не писались у меня посты на Галактике, как пишутся заметки про сетевой проект. Может быть потому, что рядом соавторы-участники, и поэтому особенно тщательно взвешиваешь каждое слово в тексте?
Очень хочется писать о проекте так, "как оно было", но одновременно понимаешь, что это представление у всех нас разное.
По этому поводу Ренальд Александрович Лачашвили в одном из послепроектных скайпов сказал: теперь нам надо постараться создать "объем". Он имел в виду "объем представлений", о том, как это было. Сделать это можно, опять же, только сообща.

Буду пытаться сделать "неплоским" свой анализ тоже...

Сообщение отредактировал ljudmillar - 29.10.2011, 11:02

Новичок

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 1
  • Регистрация: 22.2.2012
  • Из: Российская Федерация, регион Санкт - Петербург, город Санкт - Петербург
  • Номер участника: 113464
Предупреждение

Без трудностей совместного проекта не бывает, тем более замечательно то, что никто из участников не отделился от проекта. Так ведь может случиться. Самым важным результатом проекта "Гений места" и есть колоссальный опыт, множество созданных материалов, развитие умений договариваться друг с другом - не только учеников, но и педагогов. Привлечение такого большого количества специалистов разных сфер знаний усилило профессионализм и значимость общей работы. Такие проекты греют душу, когда о них читаешь.


--------------------
Мария Кузнецова

Мое изображение

Статьи по этой теме

Мои ссылки в блоге

4 пользователей просматривает
4 гостей
0 участников
0 анонимных участников
Google.com

Последние записи

Последние комментарии

Поиск в блоге


Статьи по этой теме

Категории

Наверх