Образовательная галактика Intel®

Блог Участника

Запись блога

Как мы решали задачи по математике в общем Google-документе. Выбор инструментов под задачу

Учебный год начался для меня с новости: полгода в школе будет отсутствовать одна моя коллега-математик, часть ее нагрузки взяли другие коллеги из нашего методобъединения, а 12-ый, выпускной класс, придется на этот срок взять мне.

Нужно сказать, что на протяжении последних семи лет преподавание математики, когда-то давно бывшее моим основным "образом жизни" в школе, таковым уже не было: уже долгое время я занимаюсь в школе вопросами информатизации образования, повышения квалификации учителей и обновления учебной среды. Все вместе - круг обязанностей образовательного технолога.

А тут - конкретные дети, да еще в такой ответственный период их жизни, как подготовка к сдаче государственных экзаменов и выбор направления дальнейшего образования! И конкретные темы программы (учебные курсы), которые нам вместе нужно освоить. Назову их тоже, поскольку это будет важно в контексте дальнейшего описания.
Первая тема: Комбинаторика. Теория Вероятности. Математическая статистика.
Вторая тема: Стереометрия.

Дополнительная сложность состояла в том, что в эту ближайшую половину учебного года мне предстояли поездки, пусть и недолгие, но все-таки какие-то "разрывы" в учебном процессе. Вставал вопрос поддержки учебного процесса в эти периоды, чтобы не прерывалась логика курса и не "расслаблялись" ученики.
Как решать эту проблему, в общем-то было ясно - конечно же, за счет е-среды. Поскольку учитель, которого мне предстояло заменять, и раньше практиковала использование электронных учебных материалов в поддержку уроков математики, была надежда, что для учеников само наличие такого дополнительного источника информации не будет каким-то особым новшеством, по крайней мере, не вызовет большого сопротивления.

Еще в прошлом учебном году для учеников этого класса была организована е-среда на основе сервиса GoogleSites (об использовании этого инструмента можно почитать 1, 2, 3, 4).
Здесь учитель выкладывал, в основном, презентации к урокам и материалы для подготовки к экзамену, но интерактивные возможности среды использовались лишь частично. Я понимала: для того, чтобы новая среда "заработала", необходимо не просто заполнить ее качественными учебными материалами, но и продумать систему мотивации для того, чтобы, решая и оформляя задачи, ученики предпочли "цифру" - бумаге.


Структура сайта в поддержку уроков математики формировалась в процессе изучения темы...

Для каждой отдельной более-менее крупной темы создавалась новая страница сайта, которая постепенно заполнялась учебными материалами, в основном, теоретическими. Они имели формат презентаций, как встроенных непосредственно в страницу с помощью html-кода, так и прикрепленных к странице в формате PowerPoint. Но особой уверенности, что ученики увлекутся теорией и станут ее самостоятельно разбирать, у меня, признаюсь, не было. К теории они, скорее всего, будут обращаться, если у них возникнет в этом практическая потребность. А значит, нужно было организовать решения задач онлайн. Причем, совместное решение...



В качестве инструмента оформления и, одновременно, среды для общения, идеально подходит сервис Googledocs. В нашей школе Google-аккаунты есть у всех учеников основной школы и гимназического звена, так что затрат на регистрацию и первоначальное обучение, как работать в этой среде, практически не было. Дополнительным аргументом в пользу именно этого инструмента было наличие в нем неплохого редактора формул и редактора рисунков. Возможность комментирования "на полях" электронного документа обеспечивала надежный механизм обратной связи.

Для организации коллективной работы необходимо открыть доступ на редактирование документа для всех учеников класса. Таких "листов с общим доступом" предполагалось создавать немало, примерно, по три в неделю. Чтобы не делать множества дополнительных действий в каждом новом документе, в Googledocs была создана коллекция (папка), куда был открыт доступ для всех учащихся. Все последующие документы просто "помещались" в эту коллекцию и таким образом становились доступны для всех совладельцев папки. То есть, в этом случае, проблема организации доступа решается оптимальным путем - с минимальными временными затратами. Еще одно преимущество состоит в том, что документ в "живом", рабочем состоянии одновременной работы нескольких учеников отображает их как авторизованных пользователей (здесь есть отличие от другого способа, когда документ просто делается доступным в режиме "для всех, у кого есть ссылка" - в этом случае все пользователи отображаютс как "анонимусы").



Модель обучения с использованием Google-пространства

Часов на предмет выделено не так много (всего 5 часов в неделю), так что времени урока хватает только на объяснение теории и разбор нескольких примеров решения задач. Поэтому-то так важно создать учебную среду вне класса, чтобы процесс решения и разбора заданий продолжался и после урока. Среда коллективного документа создается, как пространство общего размышления-обсуждения, тут работает принцип коллективного вклада (ученики решают и оформляют решения по своему выбору), хотя часть из учеников "домашку" по-прежнему, решает в тетради, оформляются решения сообща - в гуглодоксах. Но были и такие, кто со временем перешел исключительно на "цифровой" формат решения и оформления задачи (то есть, бумажной тетради уже не вел).



Чтобы мотивировать учеников участвовать в коллективном решении, да и фиксировать вклад каждого, возникла идея создать таблицу продвижения, где они сами отмечают количество оформленных задач. Ученик сам вносит балл в таблицу напротив своего имени за каждую решенную им задачу, за 2-ые и 3-и варианты решений баллы удваиваются и утраиваются соответственно (по замыслу это должно было работать на поощрение тех, кто решает задачу несколькими способами).

Поскольку по темам "Теория вероятности" и "Комбинаторика" в Интернете есть большое количество задач, то подобрать для рабочего листа 20-25 задач разной степени сложности не составляло большого труда. Для примера приведу эту онлайн-базу математических задач, которые активно использовались в процессе формирования интерактивных листов с заданиями. Специально оговариваю этот факт, так как задач для такой модели обучения нужно много. Не 5-6 задач, как обычно предусматривается на каждое индивидуальное домашнее задание, а в несколько раз больше. Во-первых, чтобы у ученика был выбор, а во вторых, чтобы задач хватало на всех. Часть задач для домашнего задания я брала из учебника, просто указывая их номера. Условие задачи печатал в документе обычно автор ее решения.

По нашим договоренностям с учениками, они сами выбирали удобное для них время оформления задач в совместном документе. Нашим ученикам 12-го класса по 18-19 лет, у них много разнообразных занятий и вне школы, кое-кто уже и подрабатывает. Некторые из учеников добираются до дома уже поздно вечером. Если бы количество предложенных для решения задач было ограниченным, то преимущество всегда было бы у тех, кто раньше "зашел" в документ и начал решать-оформлять задачу.
Что из этого получилось, расскажу в следующих своих постах.

Продолжение следует...

Вся серия:
Как мы решали задачи по математике в общем Google-документе. Выбор инструментов под задачу.
Как мы решали задачи по математике в общем Google-документе. Дневник наблюдений.
Как мы решали задачи по математике в общем Google-документе. Аргументы учителя.
Как мы решали задачи по математике в общем Google-документе. Мнения учеников.
Как мы решали задачи по математике в общем Google-документе. "Заставьте меня учиться!"

Ссылки на статьи по теме:

Google Docs для создания "общей тетради"
Google Docs для создания "общей тетради"-2
Google Docs для создания коллективной презентации
Шесть шляп на friendfeed


Ссылки на посты по теме использования технологий в преподавании математики
Математические ресурсы в помощь учителю. Генераторы рабочих листов.
Учебные видео по математике или "дети учат детей".
Математические ресурсы для младших школьников
Создай рабочий лист сам!
Об идее коллекций учебных материалов...
Рабочий лист и Библиотека Конгресса
Помощница GeoGebra или учителя учат учителей...
Динамические апплеты в Geogebra как тема учебных проектов шестиклассников
О составлении заданий на естественно-научную и математическую грамотность
Папа у Васи силен в математике?
Богатая математика - бедная математика
Идеи в духе STEAM: геометрический конструктор на основе рисунков Google
Математики больше НЕ плачут
Математики тоже плачут...
STEAM в начальной школе: геометрия комнаты
Математика и искусство — переплетение возможно!
Урок виртуальной кройки: клетка, полоска, узор...
Геометрия лоскутного одеяла: новые идеи...
Богатая математика - бедная математика
Магия и польза японского кроссворда
Прекрасная геометрия на бумаге и не только...
STEAM в начальной школе: новая жизнь идей из интернета
Cмотри в зеркало, или Задачи на осевую симметрию в Geogebra
Ловим рыбку в море, или Игры, пазлы, мультики в GeoGebra
МК "Другая математика с Desmos": измени апплет и научись!
Дьявол в деталях, или Опять об анимации в Desmos
Кошки-мышки и другие "мультики" в Desmos
Лоскутное одеяло из неравенств
Приложения для изучения математики
Задачи для геоборда

Комментарии

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 36
  • Регистрация: 2.11.2011
  • Из: Удмуртская Республика, Селтинский район, с. Халды
  • Номер участника: 112126
Предупреждение

Интересно, какое же количество времени в неделю занимаются за компьютером те учащиеся, которые "предпочли бумаге цифру"? Ведь независимо от того, насколько продуктивны подобные занятия о требованиях Роспотребнадзора забывать тоже не стоит. Вернее, мы в некоторых случаях можем забыть о СанПиНах, но только до первой проверки. smile.gif

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 1264
  • Регистрация: 29.6.2011
  • Из: г. Ижевск
  • Номер участника: 108227
Предупреждение

Цитата(Pravoobladatel @ 7.1.2012, 18:06)
Интересно, какое же количество времени в неделю занимаются за компьютером те учащиеся, которые "предпочли бумаге цифру"? Ведь независимо от того, насколько продуктивны подобные занятия о требованиях Роспотребнадзора забывать тоже не стоит. Вернее, мы в некоторых случаях можем забыть о СанПиНах, но только до первой проверки. smile.gif


Я думаю, тут вообще проблемы нет. Совершеннолетний человек сам может определить, сколько и где проводить ему времени, находясь дома. Это первое. Второе: такая форма решения задач вовсе не предполагает длительного времяпровождения за компьютером. Решает-то человек на бумаге, а потом быстро переносит информацию в электронный документ.


--------------------
С наилучшими пожеланиями, Лора Кравченко

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 1264
  • Регистрация: 29.6.2011
  • Из: г. Ижевск
  • Номер участника: 108227
Предупреждение

Людмила, у меня к Вам такой вопрос: как боретесь со списыванием?
Так как я тоже много времени от вожу обучению он-лайн, то столкнулась с тем. что часть учащихся самостоятельно не решает задачи, к сожалению...


--------------------
С наилучшими пожеланиями, Лора Кравченко

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Цитата(Pravoobladatel @ 7.1.2012, 19:06)
Интересно, какое же количество времени в неделю занимаются за компьютером те учащиеся, которые "предпочли бумаге цифру"? Ведь независимо от того, насколько продуктивны подобные занятия о требованиях Роспотребнадзора забывать тоже не стоит. Вернее, мы в некоторых случаях можем забыть о СанПиНах, но только до первой проверки. smile.gif


Очень интересное замечание. Спасибо!
Навело меня на философские размышления... Управляет ли СанПин всем учебным процессом или у учителя и ученика остается хоть какая-то свобода выбора?
Можно раз и навсегда выбрать именно СанПин главным "ветхим заветом" для всей жизни в школе и эта жизнь будет идти по своим канонам, всем нам хорошо известным: "туда не ходи, сюда ходи..." В таком случае СанПин одновременно является щитом, которым мы закрываемся от всех вызовов современной школе. Выдержит ли этот щит? Вопрос открытый.

Что касается конкретного описываемого эксперимента. Главное. У взрослых, 18-19 лет, учеников в данной ситуации есть выбор, каким способом делать свое домашнее задание. Напомню, что в описанном случае способ выполнения задания с компьютером был главным образом сосредоточен на использовании компьютера как инструмента эффективной коллективной работы (куда входит обмен идеями, взаимоконсультирование и т.д.). Ученики сами регулировали и количество разбираемых ими задач, и способ их оформления, и соответственно, то время, которое нужно для всей этой работы. Оставшиеся задачи, которые оформляет не сам ученик, он может посмотреть у других. Опять же - своим временем управляет сам ученик.

Кроме того, учебный процесс - живое дело. Ну не подходит какому-то одному ученику или даже группе инструмент, или специфика темы, которая изучается в данный момент, такова, что временные затраты на "цифру" пока еще слишком велики. В этом случае учитель может для организации обучения выбрать другой инструмент и другой способ.

Прочитаем еще раз внимательно: учитель и ученик могут сами делать выбор! Ответственный выбор, продиктованный не только ограничительными инструкциями, но и волей самого учителя. Если он сам конечно не только "инструмент для научения". Хотя бы в своих собственных глазах.

Итак главное слово в моем ответе - выбор, возможность выбора! Выбор способов, инструментов, форм учебной работы...
По-моему, хорошо, если мы научимся этим выбором пользоваться, не забывая, конечно же, о СанПине и других нормах, но и стараясь при этом не потерять смысла всего происходящего, как внутри учебы и внутри школы, так и вовне....

Сообщение отредактировал ljudmillar - 12.1.2012, 7:50

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Цитата(LaraKrav @ 8.1.2012, 13:27)
Цитата(Pravoobladatel @ 7.1.2012, 18:06)
Интересно, какое же количество времени в неделю занимаются за компьютером те учащиеся, которые "предпочли бумаге цифру"? Ведь независимо от того, насколько продуктивны подобные занятия о требованиях Роспотребнадзора забывать тоже не стоит. Вернее, мы в некоторых случаях можем забыть о СанПиНах, но только до первой проверки. smile.gif


Я думаю, тут вообще проблемы нет. Совершеннолетний человек сам может определить, сколько и где проводить ему времени, находясь дома. Это первое. Второе: такая форма решения задач вовсе не предполагает длительного времяпровождения за компьютером. Решает-то человек на бумаге, а потом быстро переносит информацию в электронный документ.


Да, это один и из моих возможных ответов. Спасибо за него коллеге!

Еще добавлю... Действительно не считаю, что все ответы на возможные вопросы о санитарных нормах использования компьютера в обучении просты и однозначны.
Но и искать ответы на эти вопросы нужно не только одному учителю, ведь иным легче просто не использовать компьютера, ссылаясь на СанПиН.

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Цитата(LaraKrav @ 8.1.2012, 13:29)
Людмила, у меня к Вам такой вопрос: как боретесь со списыванием?
Так как я тоже много времени от вожу обучению он-лайн, то столкнулась с тем. что часть учащихся самостоятельно не решает задачи, к сожалению...


Описанный способ работы - в основном, не для контроля. Он для создания пространства коллективной работы. Разные задачи - разные действия учителя.

В описанной модели как раз-таки списывание вообще теряет всякий смысл, поэтому от "борьбы" с ним учитель в данном случае избавлен. Это хорошо, поскольку учителю можно сосредоточиться на других, более продуктивных, учительских задачах (известно же, что сама "борьба с негативными явлениями нашей жизни" отнимая много сил, остается одним из самых неэффективных действий). Креативное и созидательное действия, конечно же, тоже требуют сил. Но ведь это совсем другая энергия... Тут она и тратится, и, одновременно, прибывает...

Сообщение отредактировал ljudmillar - 12.1.2012, 7:52

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 36
  • Регистрация: 2.11.2011
  • Из: Удмуртская Республика, Селтинский район, с. Халды
  • Номер участника: 112126
Предупреждение

Цитата(ljudmillar @ 11.1.2012, 14:43)
По-моему, хорошо, если мы научимся этим выбором пользоваться, не забывая, конечно же, о СанПине и других нормах, но и стараясь при этом не потерять смысла всего происходящего, как внутри учебы и внутри школы, так и вовне....

Замечательный ответ. Я тоже считаю, что не стоит кидаться в крайности и предпочитать одни методы другим. Кроме того, если учащиеся используют компьютер для изучения математики, вместо того, чтобы вечерами "юзать Контакт", то такое занятие можно только приветствовать, даже если его продолжительность идет вразрез с санитарными нормами.

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Перечитывала комментарии и только теперь прочитала вторую часть фразы:
Цитата(LaraKrav @ 8.1.2012, 13:29)
Так как я тоже много времени от вожу обучению он-лайн, то столкнулась с тем. что часть учащихся самостоятельно не решает задачи, к сожалению...


Думаю, что одна из важных для нас функций онлайн-обучения как раз и будет состоять в том, что оно поможет нам побыстрее избавиться от мифов, что мы учим "одинаковых учеников стандартным умениям". Вскроет многие, ранее скрытые для нас, проблемы, сделает их для нас самих видимыми, сформулированными, а значит, требующими изменения наших собственных обучающих стратегий.

Например, нам придется признать(ся) самим себе, что часть детей в определенных ситуациях оказывается неспособной к самостоятельным действиям. Это означает, что мы их "учили решать задачи", а они в это время учились "решать свои проблемы" именно таким способом, как списывание, считая такой способ действий и эту "стратегию учебы" оптимальными для себя...

Случайнор, читая пост в ЖЖ-сообществе "Другая школа" нашла интересную цитату из Роже Кузине, как мне кажется, про это же:

Цитата
Ребенок упорно отстаивает свой путь, социального развития: он «подсказывает», «списывает», «разговаривает», и учитель тратит больше вре­мени на наведение порядка в классе, чем на объяснения. Каково бы ни было внешнее впечатление, дети живут своей жизнью: в группах существуют свои лидеры, свои «козлы отпущения» и идет постоянная борьба с учителем в самых различных формах (гвалт, озорные выходки, шалости и каверзы). Более того, занятия строятся на ложных ценностях: программы без связи с интересами ребенка, экзамены, контрольные работы и учитель, выступаю­щий в роли судьи... Метод же групповой работы позволяет нормализовать положение.


Вопрос в том, какие выводы из этих "открытий" мы сделаем для себя?

Сообщение отредактировал ljudmillar - 13.1.2012, 9:49

Мое изображение

Статьи по этой теме

Мои ссылки в блоге

40 пользователей просматривает
40 гостей
0 участников
0 анонимных участников
Google.com

Последние записи

Последние комментарии

Поиск в блоге


Статьи по этой теме

Категории

Наверх