Образовательная галактика Intel®

Блог Участника

Запись блога

Персональная учебная среда учителя. Средства совместной деятельности

Понятие персональной учебной среды ученика, тесно связанное с интернет-технологиями, постепенно входит в профессиональный обиход. Особенность профессиональной педагогической деятельности состоит в том, что учитель не только обучает других, но и учится сам. Почему бы в таком случае не начать разговор о персональной учебной среде учителя? В предыдущем своем посте я попыталась это сделать.


Для организации любой деятельности нужны средства: способы и инструменты. Прежде чем начать обзор того, какие веб-сервисы могут рассматриваться в качестве таких инструментов и в чем состоит новизна способов обучения, необходимо понять, какие профессиональные потребности есть у учителя и какие задачи в контексте самообразования он решает. По сути персональная учебная среда учителя может быть рассмотрена, как набор инструментов под конкретные задачи.

Вначале выделим отдельным списком те профессиональные потребности, которые могут оказаться наиболее общими для многих учителей, активно использующих интернет:
  • Регулярное чтение/комментирорвание педагогических интернет-ресурсов.
  • Организация совместной работы с другими учителями - коллегами своей и других школ.
  • Обмен личным опытом экспериментирования, использования новых средств и методов обучения через свой личный интернет-ресурс.
  • Организация обратной связи для учеников, родителей, коллег.

Эти потребности не новы, они были у чителя и раньше, новым является способ их удовлетворения - за счет использования современных сетевых сервисов. А все вместе сервисы-инструменты образуют учебную среду учителя - гибкую, легко настраиваемую и изменяемую...

Собственно, в этом и состоит ее "персональность" - в возможности настроить все под себя и свои потребности... Подписываюсь на те ресурсы, которые считаю значимыми и актуальными для себя, использую те сервисы, которые удобны для моей работы, организую с помощью виртуальных инструментов свой собственный круг друзей и единомышленников (интересно, что с появлением нового сервиса Google+ "круг" превратился из метафоры во вполне конкретный инструмент подписки и вещания в интернете). И еще персональность не означает изолированности, обособленности от других пользователей, напротив, абсолютно все сервисы имеют признаки социальности - возможности организации связей, совместной работы и обмена всем, что имеешь сам: от ссылок до круга друзей.

Об инструментах, которые позволяют организовать регулярное профессиональное чтение, я попыталась рассказать здесь.

Что касается средств для совместного создания/редактирования документов, то секреты совместной онлайн-работы заключаются не только в возможностях новых веб-инструментов, а в готовности и умении такую работу инициировать самому и поддерживать, если ее начали партнеры.
Что же это за умение такое - быть не только автором, но и соавтором?
  • готовность создавать не только линейный и "плоский" текст, но и связанные ссылками гипертексты;
  • способность терпимо относиться к комментариям "на полях" и оперативно на них реагировать;
  • умение, вчитываясь в чужую мысль, отзываться на идеи других - комментировать тексты и задавать вопросы на уточнение и понимание;
  • искусство править тексты других, умело встраивая в них свое содержание, чтобы "швов" и "ниток" не торчало;
  • потребность обсуждать текст с другими, "встречаясь" в процессе работы над документом в чате, скайпе (SKYPE), т.е. использовать для работы дополнительно средства текстового и голосового онлайн-общения.

Теперь о доступных инструментах для совместного редактирования текстов... Их сейчас очень много, но для обладателей Google-аккаунта первым из доступных и удобных, несомненно, является сервис Google-документов. Все те опции, которые в нем есть на данный момент и те, которые в нем постоянно появляются, позволяют выбирать любые удобные режимы для работы онлайн. Гибкая настройка прав доступа к документам позволяет участие как группы соавторов, так и читателей с правами на комментирование. Панель инструментов в этом сервисе содержит весь набор средств для редактирования и разметки. Например, для удобства навигации в больших документах в начало документа встраивается гаджет с оглавлением. А возможность вставки готовых изображений/таблиц подкреплена дополнительными средствами для рисования, с помощью которых можно создавать красочные схемы и диаграммы, автоматически "внедряемые" в текстовый документ.
Эти инструменты могут быть использованы учителем для переосмысления/изменения учебной среды и собственных стилей преподавания. Так, они могут быть применены в учебной работе для увеличения доли групповых заданий, заданий продуктивного характера, творческих и исследовательских работ, как и открытых/проблемных задач. Ученики, работая самостоятельно, совершенствуют навыки функционального чтения и письма, развиваясь как авторы собственных текстов.


Вторым, набирающим все большую популярность, инструментом является Google Sites. Это многофункциональный сервис (о другом его возможном применении см.1, 2, 3, 4, 5, 6) он может быть использован под самые разные задачи, в том числе, он удобен для разработки больших документов, с которыми планируется долгосрочная работа и в которых подразумевается участие большого числа соавторов (в идеале это весь педколлектив).

На Google Sites удобно создавать основополагающие документы, такие как программа развития школы, школьная программа обучения, различные положения и объемные инструкции. Особенность сервиса в том, что не нужно дополнительно заботиться о публикации создаваемых документов, для организации доступа читателей достаточно изменить уровень публичности документа. Вики-движок, на котором базируется сервис, позволяет эффективно организовать совместную работу учителей с одной оговоркой, что пока невозможна одновременная правка одной страницы разными авторами. При условии, что документ изначально структурирован с помощью меню, участники, синхронно работающие на сайте, могут быть благополучно "разведены" по разным страницам (разделам) создаваемого документа, а встроенные в страницу комментарии позволяют организовать обратную связь и обсуждение содержания страницы всеми участниками.

Третий, представляющий максимальное количество возможностей вариант, предполагает комбинированное использование сервисов Google Sites + Google Docs, когда второй встраивается в страницу первого кодом или публикуется ссылкой. Этот способ хорош не только для работы над отдельными документами, проведения виртуальных педсоветов, но и в целом - для организации виртуальной учительской школы (см. 1, 2, 3).

Посты по теме:

О профессиональном самоопределении образовательного технолога в одной отдельно взятой школе
Цифровой разрыв в одной отдельно взятой школе. Проблемы-спутники
Преодоление цифрового разрыва. Модель первая, управленческая
Преодоление цифрового разрыва. Кластеры проблем
Управленческая информация - кто/что и кем/чем управляет?
Школьный инфообмен и документооборот. Ставим "правильные вопросы"...
Проблема электронного документооборота. Чья это проблема?
"Специальный человек" в школе
"Специальный человек" в школе. Продолжение...
Налаживаем электронный документооборот в школе. Последовательность шагов
Несколько советов по проведению опросов и анкетированию в школе
Как организовать взаимодействие разных "групп по интересам"
Google-решения для документооборота и инфообмена - ДЛЯ ЧЕГО?
Обратная связь - как ее организовать без лишних затрат?
7 критериев виртуализации школы
Нет проблемы? - Нет решения!
Виртуальная учительская на Google Sites
Некоторые особенности обустройства виртуальной учительской
Google-инструменты для завуча
Средства и инструменты в виртуальной учительской. Google-календарь.
Виртуальный Педсовет. Общие рекомендации
Новые средства для самостоятельного обучения учителя
Мое изображение

Статьи по этой теме

Мои ссылки в блоге

19 пользователей просматривает
19 гостей
0 участников
0 анонимных участников
Google.com

Последние записи

Последние комментарии

Поиск в блоге


Статьи по этой теме

Категории

Наверх