Образовательная галактика Intel®

Блог Участника

Запись блога

Инструменты виртуальной учительской. Школьный календарь

Как сервисы Google могут облегчить работу завуча, мы исследовали.

А какие инструменты могут пригодиться другим школьным работникам? Например, организатору внеклассной работы? Попробуем разобраться...

Google-календарь - главный помощник организатора внеклассной работы.

Если посмотреть на учебный год глазами заместителя директора по внеклассной работе, то он будет наполнен чередой важных дат, мероприятий, праздников... Ни одной даты из этого списка нельзя пропустить: в этот день нужно не забыть поздравить юбиляра, к этому сроку подготовить сценарий утренника для начальной школы, а к этому понадобится развернутый план экскурсий... Корректировка списков учеников и учителей, ответственных за мероприятие, переговоры с партнерами, учет предложений от классных руководителей, согласование дат предметных недель с учителями предметниками... И все нужно помнить, любую деталь учесть! Без развернутого долгосрочного планирования времени работник в этой должности точно справиться не сможет. Дополнительная сложность состоит в том, что, как правило, в подготовке мероприятий в школе принимают участие много людей, поэтому школьный план или календарь мероприятий не может оставаться индивидуальным, заполняемым одним человеком. Для коллективной работы в нем должна быть функция "расшаривания" (от англ "to share" - предоставить доступ, сделать общим).

Как с помощью "общественного календаря" можно эффективно организовать планирование внеклассной деятельности в школе, чтобы каждый из его участников/редакторов отвечал не только за проведение мероприятия, но и за информирование о нем всех заинтересованных?

Хорошее решение предоставляет сервис Google calendar. Поделюсь нашим опытом.

Если в прошлом году мы еще планировали в более привычных табличках с общим доступом, используя Googledocs (подробнее об этом здесь), то теперь у нас есть свой календарь с доступом для всех учителей школы. Он выведен/встроен при помощи баннера на официальный сайт школы и на внутренний (нашу виртуальную учительскую) - для удобства работы учителей. При желании план мероприятий можно дополнительно транслировать и во все другие школьные СМИ - классные блоги/сайты...

Создать календарь несложно, а вот как заставить его работать? То есть, не сам календарь, а тех, кто вносит в него записи? Как побудить учителей регулярно пополнять общешкольный календарь? В свое время мы задумались над этой проблемой. Подчеркну, что заполнение календаря - не было "прихотью администрации"! В связи с изменениями в программе обучения в школе стало расти количество мероприятий, проводимых вне стен школы: уроков в музее, парке, проектов со школами-партнерами и т.д... Именно поэтому для нас так важно было наладить своевременное оповещение всех причастных - учеников, родителей, администрацию школы - о планируемых учителями выходах с детьми за пределы школьного здания и территории школы.

Наше решение было следующим: если за пять дней до события оно не внесенов общий график, значит, оно может и не состояться. Директор лично следил за этим, особенно на первых порах, когда мы только начали пользоваться коллективным календарем. В результате за весь учебный год был всего один факт, когда меропритие было отменено решением директора, поскольку оно оказалось не зафиксировано в общешкольном календаре в установленный срок. Одного случая оказалось достаточно, чтобы учителя осознали официальный статус общешкольного календаря и, соответственно, необходимость его заполнения.



Конечно, проблемы внедрения подобных решений не сводятся к одной лишь исполнительской дисциплине учителей, а очень сильно зависят от общего уровня культуры школы в использовании средств ИКТ. И, безусловно, самым лучшим мотиватором для учителей может стать удобство и целесообразность новых решений, перспектива, что та часть их работы, которая связана с документацией, будет упрощена и облегчена.

Какие же удобства есть в онлайн-календаре?
  • Во-первых, исчезает необходимость заполнения большого количества бумаг.
  • Во-вторых, календарь - это не столько инструмент отчетности (хотя и это важно), но и средство информирования всех заинтересованных о предстояшем событии, т.е. календарь фукционален.
  • В-третьих, запись/объявление в календаре может быть снабжена дополнительными сведениями, не только о времени, но и месте проведения мероприятия (есть возможность поставить ссылку на Google-карту с нанесенным на нее объектом/местом проведения).
  • И последнее. Поскольку все внесенные правки остаются в календаре - в конце года очень удобно анализировать итоги, собирая статистику за любой отрезок времени: любую неделю или месяц (в календаре хорошо отражена плотность внесенных мероприятий).

Есть и дополнительные преимущества, которые могут зависеть от того, каким именно образом налажена "поставка" информации в календарь, кто за это отвечает в вашем учебном заведении. Например, есть возможность создать не один, а сразу несколько отдельных календарей - в соответствии с разными направлениями школьной работы. То есть, пополнять эти календари будут разные группы соавторов, а собираться они будут в один общий документ, который можно встроить в школьный сайт. Различить в этом едином календаре, что события "поступают" из разных каналов, можно будет только по различающемуся цвету "ячеек" в нем. Принцип создания отдельных календарей для разных групп по интересам может быть выработан школой самостоятельно, исходя из особенностей школы и приоритетов ее развития: это могут быть разные календари по ступеням обучения или календари разных школьных служб... Объединять ли созданные календари в один или несколько общих - остается выбором школы.

Для нас важно, что ведение общего календаря не только повышает уровень общей информированности о проводящихся в школе мероприятиях, но и помогает координировать разные направления работы, распределять ответственность и оперативно подводить итоги.

Продолжение следует...

Посты по теме:

О профессиональном самоопределении образовательного технолога в одной отдельно взятой школе
Цифровой разрыв в одной отдельно взятой школе. Проблемы-спутники
Преодоление цифрового разрыва. Модель первая, управленческая
Преодоление цифрового разрыва. Кластеры проблем
Управленческая информация - кто/что и кем/чем управляет?
Школьный инфообмен и документооборот. Ставим "правильные вопросы"...
Проблема электронного документооборота. Чья это проблема?
"Специальный человек" в школе
"Специальный человек" в школе. Продолжение...
Налаживаем электронный документооборот в школе. Последовательность шагов
Несколько советов по проведению опросов и анкетированию в школе
Как организовать взаимодействие разных "групп по интересам"
Google-решения для документооборота и инфообмена - ДЛЯ ЧЕГО?
Обратная связь - как ее организовать без лишних затрат?
7 критериев виртуализации школы
Нет проблемы? - Нет решения!
Виртуальная учительская на Google Sites
Некоторые особенности обустройства виртуальной учительской
Google-инструменты для завуча

Комментарии

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 1182
  • Регистрация: 10.4.2010
  • Из: Новосибирск
  • Номер участника: 84512
Предупреждение

Попробую предложить эту идею в сентябре в нашей школе. Обычно у нас в учительской вывешивают план-график общешкольных мероприятий на четверть, заранее запланированных. Учителя по нему сверяют свои классные мероприятия. А в электронной форме было бы удобнее. smile.gif

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Цитата(rat @ 20.7.2011, 5:20)
Попробую предложить эту идею в сентябре в нашей школе. Обычно у нас в учительской вывешивают план-график общешкольных мероприятий на четверть, заранее запланированных. Учителя по нему сверяют свои классные мероприятия. А в электронной форме было бы удобнее. smile.gif


Удобство электронного календаря именно в коллективном доступе к редактированию и возможности регулярных обновлений. И планировать можно уже не на четверть, а на более близкие сроки, так как поток изменений становится все мощнее ( в календарь вносятся не только большие общешкольные мероприятия, но события и активности класса, какой-то группы по интересам и т.д.).

Сообщение отредактировал ljudmillar - 21.7.2011, 9:54

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 26
  • Регистрация: 14.9.2010
  • Номер участника: 87888
Предупреждение

Цитата
Удобство электронного календаря именно в коллективном доступе к редактированию


Для администрации школы, в которой работаю я, это, увы, минус. Гугл календарь я пытаюсь внедрить уже не первый год. Завуч категорически против по нескольким причинам:

- неясно зачем нужен в школе системный администратор и образовательный технолог, если календарь заполняют сами учителя, а проверяет администрация;

- в случае самостоятельного заполнения календаря завуч остается в неведении от происходящего в школе. Сейчас учитель приходит к завучу и сообщает о своих действиях на ближайшие дни. Та, в свою очередь, вносит все в специальный план. Если учитель в календарь сам запишет свое мероприятие, то завуч может об этом и не узнать ничего.

- опыт завуча показывает, что учителям нельзя ничего совместно редактировать, так как они обязательно что-нибудь напутают, испортят, удалят и так далее.

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Цитата(mkurvits @ 24.8.2012, 23:14)
Для администрации школы, в которой работаю я, это, увы, минус. Гугл календарь я пытаюсь внедрить уже не первый год. Завуч категорически против по нескольким причинам:

- неясно зачем нужен в школе системный администратор и образовательный технолог, если календарь заполняют сами учителя, а проверяет администрация;

- в случае самостоятельного заполнения календаря завуч остается в неведении от происходящего в школе. Сейчас учитель приходит к завучу и сообщает о своих действиях на ближайшие дни. Та, в свою очередь, вносит все в специальный план. Если учитель в календарь сам запишет свое мероприятие, то завуч может об этом и не узнать ничего.

- опыт завуча показывает, что учителям нельзя ничего совместно редактировать, так как они обязательно что-нибудь напутают, испортят, удалят и так далее.


Все описанное поведение людей - это избегание нововведений, когда страхи и мифы заменяют рациональный подход и желание разобраться: какой это инструмент? для чего это? какие проблемы в управлении поможет решить?

Жаль, что такое поведение демонстрируют именно управленцы, у них в принципе, поведение должно быть другим. К сожалению, распространенная проблема. Спасибо, Марина, за описание!

Сообщение отредактировал ljudmillar - 24.8.2012, 22:26

Пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 26
  • Регистрация: 25.1.2012
  • Из: г. Смоленск
  • Номер участника: 113018
Предупреждение

Действительно, "именно у управленцев поведение должно быть другим", но, к сожалению, это самая, по-моему, распространенная проблема. Только подтолкнуть информатизацию "сверху" - это можно и нужно, а вот остановить её даже управлецам не получится, не так ли?

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Цитата(Ольга Сокур @ 30.9.2012, 1:50)
Действительно, "именно у управленцев поведение должно быть другим", но, к сожалению, это самая, по-моему, распространенная проблема. Только подтолкнуть информатизацию "сверху" - это можно и нужно, а вот остановить её даже управлецам не получится, не так ли?


Разве можно оставновить цунами? smile.gif

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 66
  • Регистрация: 14.6.2012
  • Из: Россия
  • Номер участника: 116651
Предупреждение

я пока календарем не активно пользуюсь, надо начать использовать его. Уверенна, что польза будет ощутима.

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 48
  • Регистрация: 10.10.2012
  • Из: Село Адаево Актанышского района Республики Татарстан
  • Номер участника: 120805
Предупреждение

Я тоже буду ползоваться календарем

Пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 16
  • Регистрация: 12.11.2012
  • Из: Саяногорск
  • Номер участника: 123786
Предупреждение

Календарь - это очень удобно. Причем ведь напоминать можно о любых этапах подготовки и любых действия. Один раз начнем заполнять, думаю и другие почувствуют удобное оповещение и будут нуждаться. Я активно пользуюсь напоминаниями в телефоне уже лет 5. Проще и удобнее ничего нет.

Сообщение отредактировал asmik73 - 28.8.2013, 5:03

Мое изображение

Статьи по этой теме

Мои ссылки в блоге

17 пользователей просматривает
17 гостей
0 участников
0 анонимных участников
Google.com

Последние записи

Последние комментарии

Поиск в блоге


Статьи по этой теме

Категории

Наверх