Образовательная галактика Intel®

Блог Участника

Запись блога

Квадратура Блума

Как известно, квадратурой круга называется задача, заключающаяся в нахождении построения с помощью циркуля и линейки квадрата, равновеликого по площади данному кругу. К тому же она является одной из самых известных неразрешимых задач на построение с помощью циркуля и линейки.
А как быть с решением интересной, под новым углом поставленной, педагогической задачи: обеспечить достижение образовательного результата для всех уровней учебных целей, заданных в знаменитой таксономии Блума, с применением современных веб-инструментов?

"Пирамида Блума" - такое название получила одна из известных визуализаций для классификации мыслительных умений. Модель, созданная в конце 50-х годов 20-го века американским психологом Бенджамином Блумом, и по сей день остается одной из самых простых, наглядных и удобных для описания образовательного результата в любых направлениях учебной деятельности. Есть еще и Кубик Блума - красивый приём педагогической техники, позволяющий организовать мыслительную работу учеников непосредственно на уроке.



Блум не только описал когнитивные (мыслительные) умения, но и разбил их на несколько уровней сложности. В систематике Блума выделены 6 уровней: знание/воспроизведение - понимание - применение - анализ - синтез - оценка и описаны конкретные действия учащегося, свидетельствующие о достижении данного уровня. Деятельностный подход, заложенный в "фундамент" пирамиды, выразился в том, что умственные умения учащегося в данной модели специфицированы через глагол - сильную часть речи, с помощью которой, с одной стороны, можно очень точно и конкретно поставить перед учеником учебную задачу и, с другой стороны, фиксировать и оценить достигнутый им результат.

Блумовы "глаголы действия" - ключевые слова, которые можно непосредственно использовать для формулировок учебных заданий и постановки вопросов: от простых -назовите, покажите, перечислите... - на нижнем этаже пирамиды, "отвечающем" за воспроизводство фактов и сведений, до более сложных - обоснуйте, докажите, оцените - на ее вершине, "фиксирующей" уровень критичности мышления.

В оригинале перечень "глаголов действия" насчитывал около 300 разных слов, хотя вряд ли такое же разнообразие типов учебных заданий есть в арсенале каждого современного учителя. Этими глаголами еще не так давно хорошо описывались ЗУНы, удивительно, но даже при переходе от "знаниевой" модели к компетентностной "Пирамида Блума" оказалась на редкость устойчивой. За 60 с лишним лет существования она не только не устарела, а, напротив, обрела популярность у все большого числа педагогов. Кроме того, она активно дорабатывается и модифицируется.

А с появлением феномена Web 2.0 интерес к Блуму вспыхнул с новой силой. Оказалось, знаменитая пирамида может вместить не только описание действий учеников, но и продуктную форму результата этих действий. Причем, продукты эти в цифровую эпоху имеют совсем новый вид - не исписанных карандашом бумажных "рабочих листов" или раскрашенных яркими рисунками листов ватмана с "газетой по проекту", а мультимедийных презентаций, видео, подкастов, схем и диаграмм, выполненных с помощью компьютера.

Учителя, пытаясь осмыслить, как встраиваются новые инструменты и новые продукты в их систему обучения, занялись рисованием.
Некоторые из них пытаются найти веб-сервисы, соответствующие каждому уровню пирамиды, как здесь и здесь.

А некоторые стали развешивать серсисы на ветках "дерева Блума"



Образное мышление, говорят, в миллионы раз быстрее логического...
и по-моему так...
Если учитель классификацию учебных целей:
- разглядит в "розе",
- или поймет, взбираясь на вершину "пирамиды",
- применит - развешивая груши/яблоки учебных заданий на "дереве",
- проанализирует вместе с детьми или коллегами, просмотрев "фильм про пиратов",
- создаст свой собственный круг активностей-продуктов, расцвеченный веселыми логотипами веб-сервисов,
- и разместит найденные им интерпретации "Блума" в блоге..
....то есть надежда, что, готовясь к своему завтрашнему уроку, он его попробует сделать немного другим.
Ведь у него в руках теперь есть модель, КАК это СДЕЛАТЬ по-другому.

Полезные ссылки по теме:
Дискуссия в ЖЛ

Комментарии

Пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 15
  • Регистрация: 10.5.2010
  • Из: Москва
  • Номер участника: 84951
Предупреждение

Спасибо за интересную подборку материала!

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Цитата(narina @ 11.6.2011, 12:50)
Спасибо за интересную подборку материала!


Рада, если окажется кому-то нужным!

Пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 25
  • Регистрация: 9.11.2010
  • Из: Нижний Новгород
  • Номер участника: 93398
Предупреждение

спасибо! smile.gif


--------------------
заговори, чтобы тебя увидели

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 26
  • Регистрация: 14.9.2010
  • Номер участника: 87888
Предупреждение

Замечательная статья! Как интересно, как вдохновенно вы написали, Людмила!
Ваши публикации созданы на несколько лет вперед. Их надо читать, перечитывать, пробовать и снова читать.
Как хорошо, что вы пишите!!!

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 208
  • Регистрация: 14.3.2014
  • Из: Курская область Глушковский район д.Кекино
  • Номер участника: 150018
Предупреждение

Цитата(mkurvits @ 22.8.2011, 23:00)
Замечательная статья! Как интересно, как вдохновенно вы написали, Людмила!
Ваши публикации созданы на несколько лет вперед. Их надо читать, перечитывать, пробовать и снова читать.
Как хорошо, что вы пишите!!!

Как точно вы подметили.Написаны на несколько лет вперёд.Вот уже 2016 год, а мы изучаем эти материалы.Они очень актуальны и востребованы сейчас.Спасибо!!!


--------------------
Учиться никогда не поздно!

Статьи по этой теме

« Июнь 2017 »
ВПВСЧПС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Последние записи

Мои ссылки в блоге

Последние комментарии

Мое изображение

5 пользователей просматривает
5 гостей
0 участников
0 анонимных участников

Категории

Поиск в блоге


Наверх