Образовательная галактика Intel®

Блог Участника

Запись блога

STEAM в начальной школе: геометрия комнаты

Есть такая задача: познакомить учеников начальной школы с математическими понятиями, но так, чтобы они не выветрились из ученических голов сразу после изучения. Есть и другая, организационная, задача: связать программы нескольких предметов, которые преподают разные учителя. А коммуникация между коллегами слаба, в силу самых разных причин, не говоря уже о продуктивном взаимодействии.

Изучение понятий "точка", "отрезок", "прямая", "простейшие геометрические фигуры", "осевая и центральная симметрия" и других базовых понятий "плоской" и "объемной" геометрии в начальной школе, скорее, можно обозначить, как ознакомление с ними. Тем не менее, их усвоение очень сильно зависит от рода и качества практической деятельности, в которую были втянуты учащиеся. Для ее разворачивания недостаточно одних уроков математики, хорошо, если будет задействован и ресурс других предметов: искусства, технологий, информатики.

Планировать и синхронизировать предметные программы пытались примерно так:



Поскольку рассказать о всей работе, которая велась на протяжении нескольких месяцев, в рамках одного поста невозможно, поделюсь лишь ее последней частью.
Проект "Геометрия комнаты: комната художника"
Проект для 3-х классов
Задачи проекта
  • Научиться различать простые геометрические тела: параллелепипед, призму.
  • Научиться разбивать объект на простые геометрические тела и формы.
  • Научиться изображать пространственные фигуры на плоскости.
  • Анализировать картины знаменитых художников с изображениями интерьера.
  • Воссоздать элементы картин, используя простые инструменты (как на на бумаге и с помощью компьютера).
    Как вариант, для плоских фигур можно использовать сервис http://grid-paint.com/
    Для объемных можно использовать сервис http://voxelart.ru/. Для создания 3D-эскиза - сервис по 3D-моделированию для начинающих https://www.tinkercad.com/
    .
  • Создать объекты комнаты художника по бумажной развертке.
  • Выполнить финальный проект "Комната художника в коробке".


Этот внутришкольный проект для нас необычен, прежде всего, охватом участников из числа учителей-предметников. На разных этапах менялись и ведущие предметы для осуществления ведущей деятельности, поэтому коллеги много взаимодействовали внутри проектной учительской группы.

Опишу основные этапы проекта.

Этап 1. Анализ картины


Изображение отсюда

Вопросы по картине Ван Гога:
  • Какие предметы ты видишь на картине? Перечисли.
  • Какие из них плоские, а какие объемные?
  • Нарисуй стул (стол, кровать).
  • Какие геометрические плоские фигуры и объемные тела ты используешь для своей картины?

Материалы в помощь:
Анализ картины Винсент Ван Гог "Спальня художника в Арле"

Этап 2. Разработка эскизов и прототипов


На скриншоте есть работы учеников 3-4 классов, выполненные в сервисе http://voxelart.ru/ (учитель информатики Наталья Эрте).

Поскольку все учебные активности в проекте были распределены между 4-мя предметами, то было и много разных продуктов, выполненных на этих уроках. Например, цветной паркет из предложенных элементов в рисунках Google.



Работы учеников 3-го класса в программе по 3D-моделированию для начинающих https://www.tinkercad.com/. Учитель Наталья Грудкина.



Этап 3. Создание "Комнаты художника в коробке"
Задачи:
  • Создать эскизы/выкройки/развертки (мебель, шторы, предметы, интерьера, посуда и т.д.).
  • Создать предметы комнаты, покрасить, расставить, оформить комнату в коробке из-под обуви.
  • Сфотографировать готовый продукт и опубликовать на сайте.

Навыки:
  • Умение читать картину и работать по ней, как по эскизу.
  • Умение создать чертеж (размеры, пропорции, работа с циркулем и линейкой).
  • Умение подобрать материалы: (картон, бумага, спички, старые открытки и другие подручные материалы).
  • Умение собрать простейшую 3D модель из плоской заготовки.
  • Умение оформить проект и представить его.



Создание объекта по развертке: материалы в помощь

Рамочка для картины (инструкция). Мы ей воспользовались, но перед тем, как советовать учителям, изготовили свой прототип:


Ученики двух третьих классов вместе с учителем Виталиной Проценко сделали целую выставку своих “комнат в коробке”. Готовые продукты:



А какую известную картину можно вот так же воссоздать в коробке или с помощью других подручных материалов из разверток? Предложите свой вариант?

Статьи по теме:

"Бумага" и "цифра" вместе...
Идеи в духе STEAM: геометрический конструктор на основе рисунков Google
Геометрия лоскутного одеяла: новые идеи...
Урок виртуальной кройки: клетка, полоска, узор...
Магия и польза японского кроссворда
Cмотри в зеркало, или Задачи на осевую симметрию в Geogebra
STEAM в начальной школе: новая жизнь идей из интернета
Ловим рыбку в море, или Игры, пазлы, мультики в GeoGebra
Быстрый старт в Geogebra: зимняя тема
Прекрасная геометрия на бумаге и не только...
Можно ли оживить задачи из бумажного учебника математики?
Как начать изменять подход к изучению математики? Пост Наталии Яниковой
О математических иллюстрациях к художественным произведениям

О проектах в нашей школе

Побег из классной комнаты: День дистанта
Обучение вне стен классной комнаты - кому и зачем это нужно?
Обучение вне стен классной комнаты. Гений места. Игры в парке
Фотоохота в развалинах монастыря Бригиты
Парковый урок 2.0: Фотоохота в маленьком эстонском городке
Образовательная игра на Певческом поле
Как пятиклассники изучали цвета и формы своей школы
Проект "Незнайка" как пример общешкольной образовательной игры
Педдизайн на шапках, носках и варежках...
Антоновские яблоки или результаты одного QR-квеста
Парковый урок: сбор у солнечных часов..
STEAM в начальной школе: геометрия комнаты
История про то, как мы делали 3D-модель школы...
Образовательная игра в парке: как использовать планшет?
Антоновские яблоки или результаты одного QR-квеста
Усадьба Петровское как строительный проект А.П.Ганнибала
Эмодзи-Пушкин, танцы в Тригорском, бумажные блоги и другое...
Дни математики, программирования и робототехники в школе: первый опыт
Динамические апплеты в Geogebra как тема учебных проектов шестиклассников
В начале была цифра?


Связанные проекты

Какая математика бывает на картинах?
МК "Другая математика с Desmos": измени апплет и научись!
Интерактивный рабочий лист по естествознанию и математике
Цифровые артефакты для организации учебной деятельности
Текст и математика
АРТ-математика: воплощаются ли идеи?
По следам мастер-класса АРТ-математика: идеи и воплощения
О математических иллюстрациях к художественным произведениям

Комментарии

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Ирина Афонина, отвечая на вопрос поста, накидала названия картин и их авторов


Яблонская "Утро"
Серов "Зал старого дома"
Петр Кончаловский "Комната в Валенсии"
Бутко "В старом доме"

С деревенскими домами можно делать проект с акцентом на этнографию.

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 4165
  • Регистрация: 7.5.2012
  • Из: Жамбылский район село Мынбаево Алматинская обл.
  • Номер участника: 115371
Предупреждение

В Казахстане хотят несколько предметов объединить. Людмила Викторовна,Вы это уже показываете и используете.


--------------------
С уважением Сауле Абдыканова

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Цитата(saulesha @ 7.5.2016, 17:28)
В Казахстане хотят несколько предметов объединить. Людмила Викторовна,Вы это уже показываете и используете.

Сауле Алихановна, тут важно, какой смысл мы вложим в слово "объединить". Оно может и не объединиться, если не знать, зачем нам это нужно.. Или если это делать насильно, объединяя "ужа с ежом". У нас, скорее, речь идет о том, что в совместной деятельности проектирования объединились учителя, а не просто учебные предметы. А предметы они постарались "пересечь", "переплести", что-то в этом роде, более точных подходящих слов для этого мы пока не нашли.

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 40
  • Регистрация: 28.12.2013
  • Из: Кронштадт
  • Номер участника: 148105
Предупреждение

Может, не совсем в тему, но для меня очень эмоциональные экспозиции в музеях Ленинграда: (бомбоубежище)


И, конечно, чисто геометрические упражнения:
комната Эймса Комната Эймса | Википедия фото
комната Пушкина в Лицее
комната Плюшкина (художник М.Шагал)


--------------------
Саша Барышева,
ГБОУ СОШ №418, Кронштадт

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Цитата(Kron418 @ 7.5.2016, 19:32)
И, конечно, чисто геометрические упражнения:
комната Эймса Комната Эймса | Википедия

Комната Эймса - замечательна своей идеей, знаю, что многие интерактивные музеи для детей воспроизводят ее в своих экспозициях.
А еще подумала, что Ван Гог - не единственный голландец, создавший картину с комнатой, которую хочется не просто рисовать, но делать!
Есть еще замечательный Ян Вермеер, у которого действие многих картин происходит в комнате с клетчатой плиткой. Вот тут есть, где развернуться...

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Цитата(Kron418 @ 7.5.2016, 19:32)

Нашла картину, да, это Шагал! Рисунок гениальный, но что можно с его помощью иллюстрировать/исследовать/делать?

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 673
  • Регистрация: 9.3.2014
  • Из: Саратов
  • Номер участника: 149283
Предупреждение

Цитата(ljudmillar @ 7.5.2016, 22:14)
Цитата(Kron418 @ 7.5.2016, 19:32)
И, конечно, чисто геометрические упражнения:
комната Эймса Комната Эймса | Википедия

Комната Эймса - замечательна своей идеей, знаю, что многие интерактивные музеи для детей воспроизводят ее в своих экспозициях.
А еще подумала, что Ван Гог - не единственный голландец, создавший картину с комнатой, которую хочется не просто рисовать, но делать!
Есть еще замечательный Ян Вермеер, у которого действие многих картин происходит в комнате с клетчатой плиткой. Вот тут есть, где развернуться...


Тоже хотела предложить для рассмотрения моего любимого художника -Вермеера. Вы, Людмила, меня опередили.
Согласна, можно развернуться, но не только с математической стороны, присоединить физику света: натурально, луч света в тёмном царстве.
Цитата
Гений света

Яна Вермеера считают непревзойдённым мастером работы со светом, больше никто и никогда не смог повторить такую тщательную, тонкую и гениальную передачу света и тени. Неизвестно, что именно позволяло художнику достигать таких результатов: талант, технические приспособления, специальные краски, которые он делал сам из очень дорогих пигментов, или, по всей видимости, уникальное сочетание всех этих факторов.

источник
Здесь же еще один интересный факт, но его надо проверить!
Цитата
Дельфтская коробочка

Некоторые интерьерные работы художника изначально писались для «коробочек» — популярного способа представления картин в Делфте. Работа помещалась в специальный ящик со свечами, в ящике проделывались дырочки. Глядя на картину через них, можно было увидеть некоторую трёхмерность пространства. Одна из таких коробочек сохранилась и выставлена в Национальной галерее Лондона.


Сообщение отредактировал Олеся Неревяткина - 8.5.2016, 7:19


--------------------
Неревяткина Олеся Александровна

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 673
  • Регистрация: 9.3.2014
  • Из: Саратов
  • Номер участника: 149283
Предупреждение


Яблонская Т.Н. "Утро"
Если я не ошибаюсь, то по этой картине в 6 классе пишут сочинение (филологи, поправьте меня). Вот я думаю, коллеги, может ли учитель на вооружение взять приведенный пример по работе с геометрией комнаты для предварительной подготовки учащихся к написанию сочинения по картине?

Сообщение отредактировал Олеся Неревяткина - 8.5.2016, 7:31


--------------------
Неревяткина Олеся Александровна

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Цитата(Олеся Неревяткина @ 8.5.2016, 7:10)
Согласна, можно развернуться, но не только с математической стороны, присоединить физику света: натурально, луч света в тёмном царстве.

источник
Здесь же еще один интересный факт, но его надо проверить!
Цитата
Дельфтская коробочка

Некоторые интерьерные работы художника изначально писались для «коробочек» — популярного способа представления картин в Делфте. Работа помещалась в специальный ящик со свечами, в ящике проделывались дырочки. Глядя на картину через них, можно было увидеть некоторую трёхмерность пространства. Одна из таких коробочек сохранилась и выставлена в Национальной галерее Лондона.



Олеся, спасибо, тут бы действующих учителей физики подключить к обсуждению: их может это заинтересовать? Там где-то рядом и камера- обскура.

Фото из Википедии.

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

А вот еще Лада Сащенко предлагает в комментариях к посту на G+ идею
Цитата
А еще можно моделировать интерьеры домов-музеев и усадеб.

и дает список материалов к ней.

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Цитата(Олеся Неревяткина @ 8.5.2016, 7:28)

Яблонская Т.Н. "Утро"
Если я не ошибаюсь, то по этой картине в 6 классе пишут сочинение (филологи, поправьте меня). Вот я думаю, коллеги, может ли учитель на вооружение взять приведенный пример по работе с геометрией комнаты для предварительной подготовки учащихся к написанию сочинения по картине?


Честно? Думаю, что нет или сама не вижу, как это сделать, чтобы разные виды деятельности не мешали друг другу, не входили в противоречие. В данном случае, с комнатой Ван Гога, мы реконструируем комнату, анализируя предметы в комнате и "раскладывая" их в эскизы и развертки. Для этого, используя и рисование, и компьютерные сервисы для рисования, начинаем понимать про фигуры и размеры, симметрию, измерения, может быть, еще и про масштаб (но последнее под вопросом). Учителя делали свою часть работы с детьми на своих уроках...

Все ведь зависит от того, какие задачи поставить. В детстве все играли в кукольные домики, в смысле, создавали их из коробков и тряпочек. Всегда ли там была геометрия и математика на фоне? Нет, не думаю. Тут мы попытались, чтобы была, но я, если честно, совсем не уверена, что все это у всех учеников "выстрелило".

А литература и сочинение? Мне кажется, что нет. Анализ картины, разложение пространства на плоские составляющие (как в описании поста) и "объем" чувственного восприятия (как у вас сформулировано) - это учебные задачи где-то во взаимно-перпендикулярных направлениях находятся. Но это мое мнение, может быть, кто-то пробовал и получилось?

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 40
  • Регистрация: 28.12.2013
  • Из: Кронштадт
  • Номер участника: 148105
Предупреждение

Цитата(ljudmillar @ 7.5.2016, 22:44)
Цитата(Kron418 @ 7.5.2016, 19:32)

Нашла картину, да, это Шагал! Рисунок гениальный, но что можно с его помощью иллюстрировать/исследовать/делать?

Не поленилась, нашла описание «Троицы» Андрея Рублёва, где есть подобный эффект: http://files.school-collection.edu.ru/dlrs...fa7e4d1c/55.swf. Обратите внимание на перспективу в картине Яблонской и других классиков, — и пространство Шагала, Кончаловского («Валенсия») или работы в технике voxelart (в посте).
Мне нравится такая аналогия: привычная перспектива в плоских рисунках (прямая линейная) — это точка зрения обычного человека (подчёркнутое понимать и буквально, и переносно), а обратная перспектива, аксонометрические проекции больше похожи на то, как будто пролетаешь над этими предметами — «взгляд с точки зрения ангела». Сочетание этих видов перспективы, перцептивная перспектива, наиболее близка динамичному и бинокулярному взгляду человека, рассматривающего предметы продолжительное время (созерцающего).
https://ru.wikipedia.org/wiki/Пе...;ва

В дополнение соглашусь с коллегами, Вермеер просто находка для объединения школьных предметов ИЗО, математики, истории, да и географии (комната географа, 1669): Ян Вермеер в Институте культуры Google — даю именно эту ссылку, так как здесь можно увеличивать картины, разглядывать подробности, анализировать технику художника... Увидела там же ещё гоголевских героев: Гоголь в книжных иллюстрациях, Пульхерию Иванну, например ))) Да и «нехорошая квартирка» — тоже повод для работы.

Сообщение отредактировал Kron418 - 9.5.2016, 11:30


--------------------
Саша Барышева,
ГБОУ СОШ №418, Кронштадт

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Цитата(Kron418 @ 9.5.2016, 11:22)
Не поленилась, нашла описание «Троицы» Андрея Рублёва, где есть подобный эффект: http://files.school-collection.edu.ru/dlrs...fa7e4d1c/55.swf. Обратите внимание на перспективу в картине Яблонской и других классиков, — и пространство Шагала, Кончаловского («Валенсия») или работы в технике voxelart (в посте).
Мне нравится такая аналогия: привычная перспектива в плоских рисунках (прямая линейная) — это точка зрения обычного человека (подчёркнутое понимать и буквально, и переносно), а обратная перспектива, аксонометрические проекции больше похожи на то, как будто пролетаешь над этими предметами — «взгляд с точки зрения ангела». Сочетание этих видов перспективы, перцептивная перспектива, наиболее близка динамичному и бинокулярному взгляду человека, рассматривающего предметы продолжительное время (созерцающего).
https://ru.wikipedia.org/wiki/Пе...;ва


Александра, большое спасибо! Дали пищу для расширения кругозора! С обратной перспективой, как мне кажется, в школе работают меньше. С линейной - много. Вот свежий пример: выставка рисунков 9-классников, которая прямо сейчас висит в нашей школе...

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 113
  • Регистрация: 17.2.2011
  • Из: Тямша
  • Номер участника: 94612
Предупреждение

Цитата(ljudmillar @ 8.5.2016, 12:46)
Цитата(Олеся Неревяткина @ 8.5.2016, 7:10)
Согласна, можно развернуться, но не только с математической стороны, присоединить физику света: натурально, луч света в тёмном царстве.

источник
Здесь же еще один интересный факт, но его надо проверить!


Олеся, спасибо, тут бы действующих учителей физики подключить к обсуждению: их может это заинтересовать? Там где-то рядом и камера- обскура.

Фото из Википедии.


Мне кажется, камера-обскура и подобные ей коробочки с дырочками - это всё темы отдельных проектов для ребят. Тут-то и можно будет проверить, как это всё работает. А ведь камера-обскура переворачивает изображение. Значит, картины переворачивались или... писались в перевёрнутом виде smile.gif

Но вот ведь что: в камере-обскуре одна-единственная дырочка, а здесь речь про несколько отверстий (по крайней мере - два?). То есть именно то, что отверстий несколько, давало некую объёмность изображению.

По-моему, к данному обсуждению можно подключать и биологов, которые знают про бинокулярное зрение.

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение


Нашла неплохую картинку для иллюстрации прямой и обратной перспективы

Взято отсюда

Пока искала, нашла интересный материал про "геометрические невозможности"
Это все к теме изображения пространственных фигур на плоскости.

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

А еще и этот необычный материал Феномен обратной перспективы в советских мультфильмах

Цитата
"Обратная перспектива – это как бы метод непосредственного изображения мира. Вот почему этим приёмом бессознательно пользуются все дети, не испорченные наставлении о перспективе. Любой может найти свои дошкольные рисунки и посмотреть, какие дальние рёбра столов широкие и как тропинка отнюдь не сужается к горизонту."

Отталкиваясь от этого материала, можно и творческий, и исследовательский (а можно и два в одном) делать учебный проект, классе в 5-6-7-ом! Вот где будет и "арт" и математика.

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 40
  • Регистрация: 28.12.2013
  • Из: Кронштадт
  • Номер участника: 148105
Предупреждение

Цитата(ljudmillar @ 11.5.2016, 18:55)
свежий пример: выставка рисунков 9-классников, которая прямо сейчас висит в нашей школе...

Людмила, это «вести с уроков» или отдельный проект, как в посте? Любопытные работы — техника, алгоритм схожи, а содержание своё у каждого. Что за тема?
И ещё вопрос: на выставки старших, младших идут все работы или только лучшие? Работает ли на самом деле правило «чтобы писали лучше, нужно публиковать»?
Мне самой всегда не только интересно смотреть окончательный результат, но и узнавать, как все это делалось, с чего начиналось, этапы процесса. И когда просят «выставить», всегда сомневаюсь, а нужно ли «всеобщее обозрение» сырым и очень сырым работам.
артбуки, ещё и ещёи на закуску



--------------------
Саша Барышева,
ГБОУ СОШ №418, Кронштадт

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Цитата(Kron418 @ 12.5.2016, 0:55)
Цитата(ljudmillar @ 11.5.2016, 18:55)
свежий пример: выставка рисунков 9-классников, которая прямо сейчас висит в нашей школе...

Людмила, это «вести с уроков» или отдельный проект, как в посте? Любопытные работы — техника, алгоритм схожи, а содержание своё у каждого. Что за тема?
И ещё вопрос: на выставки старших, младших идут все работы или только лучшие? Работает ли на самом деле правило «чтобы писали лучше, нужно публиковать»?
Мне самой всегда не только интересно смотреть окончательный результат, но и узнавать, как все это делалось, с чего начиналось, этапы процесса. И когда просят «выставить», всегда сомневаюсь, а нужно ли «всеобщее обозрение» сырым и очень сырым работам.
артбуки, ещё и ещёи на закуску


Да, это сделано на уроке искусства. Учитель Ирина Чистякова. Нет, не проект.
Насчет выставок... есть правило: работы по какой-то теме подкапливаются и потом делается выставка - просто в школьном коридоре. У нас два больших здания для большой школы, разнесенных почти на километр. Поэтому узнать, что интересного происходит на уроках, можно иногда только через публикацию: вот, выставку или сообщение в соцсетях (у нас два сообщества школы - в G+ и на фейсубке).
Про то, как конкретно формулировалась задача для этих работ, сказать не могу, не знаю.

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

а вот каеие 3D объекты делают в GeoGebra ученики 10 класса, в том числе, и комнату (внимание, объект можно поворачивать!)



3D room

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 37
  • Регистрация: 5.1.2016
  • Из: г.Бобровица Украина
  • Номер участника: 185184
Предупреждение

Очень интересно. Работаем с развертками фигур, проекциями, геометрическими узорами. Дети любят Paint . А вот с картинами - это креативно. Для малышей очень полезно.


--------------------
С уважением Валентина Борисенко.
Жизнь, как езда на велосипеде. Если тебе тяжело, значит ты идешь на подъем. http://vborisenko.blogspot.com/

Статьи по этой теме

« Июнь 2017 »
ВПВСЧПС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Последние записи

Мои ссылки в блоге

Последние комментарии

Мое изображение

9 пользователей просматривает
9 гостей
0 участников
0 анонимных участников

Категории

Поиск в блоге


Наверх