Образовательная галактика Intel®

Блог Участника

Запись блога

Педагогическая классика для настоящего и будущего: Януш Корчак

Осени меня своим крылом,
Город детства с тайнами неназванными,
Счастлив я, что и в беде, и в праздновании
Был слугой твоим и королем.
Я старался сделать все, что мог,
Не просил судьбу ни разу: высвободи!
И скажу на самой смертной исповеди,
Если есть на свете детский Бог:
Всё я, Боже, получил сполна,
Где, в которой расписаться ведомости?
Об одном прошу, спаси от ненависти,
Мне не причитается она.
А.Галич "Кадиш"


...Януш Корчак, кто не знает или хотя бы не слышал это имя?

Цитата
Генрик Гольдшмидт, более известный как Януш Корчак, останется в еврейской и польской истории, а также и во всемирной как символ одновременно и тревожащий, и внушающий надежду. То, что один подобный человек был способен ежедневно творить такое множество чудес, бесспорно, ободряет. Но подобных ему мало, и это порождает тревогу. Эли Визель, писатель, бывший узник концлагерей из предисловия к книге Бетти Джин Лифтон "Король детей. Жизнь и смерть Януша Корчака".

Но каждому знаком свой Януш Корчак, поскольку он многогранен, объемен, гениален во всех своих проявлениях и даже творящий чудеса...

Врач, писатель, воспитатель в летних колониях, редактор первого детского журнала, солдат-участник 4х войн, спаситель и врачеватель детских душ, преподаватель Летучего университета, наставник, гуманист, поляк и еврей в одном лице, Старый Доктор, опекун, полиглот, экспериментатор, первооткрыватель, изобретатель, директор Дома Сирот, герой....

Для меня он - герой, стереотипное восприятие этого понятия рисует нам такого сильного, мужественного супермена, которому совсем не трудно совершить свой подвиг. Я.Корчак в минуты своего героизма был напротив - почти смертельно больным, голодным, уставшим, старым человеком, но с такой силой воли, с такой верой в свои собственные идеалы, не позволивших ему оставить детей одних и спастись от смерти не только, как гласит легенда, перед вагоном, везущим в Треблинку, но и ранее, многократно отказывавшимся от спасения части детей, больных детей, каждого отдельно, потому что заботился о них до конца, и не представлял что будет, если ребенок подвергнется опасности в одиночку, а он не сможет его защитить...

«Негоже оставлять больного ребенка одного ночью и так же негоже бросать детей одних в такое время», говорил он словно в оправдание, но, уже приняв решение оставаться всем вместе, возможно, наивно веря, что его, такого известного на весь мир врача и педагога, а вместе с ним и его питомцев, минует лихая доля... Он защитил их всех своих 200 воспитанников от ужаса ожидания смерти, он был с ними, он утешал и успокаивал, но не вытирая им слезы, а отвлекая своей последней сказкой...
Как это было - додумал Александр Галич в своей поэме "Кадиш", а ребята из школы-студии Сергея Казарновского "Класс-центр" показали в телеспектакле Сергея Белоголовцева.

Януш Корчак стал и их учителем тоже..., своей жизнью и смертью он дает всем нам пример духовности, силы человека перед любой опасностью, перед любым сомнением и такими невообразимыми трудностями, которые выпали на его долю...

Чтобы лучше понять этого человека, время и место, в которых он жил и спасал воспитанников - сирот своей заботой от ужасов войны, голода и болезней, советую посмотреть фильм Семена Винокура с включением документальных видео кадров и фото О последних трех днях жизни Януша Корчака.

Он сделал для детей своего времени и последующих поколений так много, что охватить весь его труд, передать все его мысли, чувства, дела, отношение к тем или иным вопросам воспитания, не представляется возможным не только в этом эссе, но и в отдельной книге, поэтому я остановлюсь на такой его роли, как «Песталоцци из Варшавы». Именно так называли Януша Корчака не только за то, что он, как и Песталлоцци, работал с детьми бедняков, но и за свое стремление воспитывать любовью, за приверженность к социальной педагогике.

Речь пойдет о том, что мы, современные педагоги, можем взять у Корчака, какие его взгляды на ребенка, его воспитание и обучение остаются актуальными и сейчас.

Цитата
Суть дела в том, что самой своей судьбой Корчак поставил педагогический эксперимент. Акива Эрнст Симон


1. Он любил эксперименты, чего стоит только подмеченное им проявление тропизма.
...Дети часто приходили к нему в комнату, он разрешал им играть, разговаривать вполголоса. Для детей были поставлены маленькие стульчики, кресло и табурет. Три створки венецианского окна открывались на улицу, до подоконника было всего 30 сантиметров и Корчак, боясь, что дети могут выпасть в окно, не разрешал им подходить к нему близко. Иногда Корчак раскладывал на диване журналы с красивыми картинками. Вдруг начнут рассматривать и не полезут к окну? Или заставлял цветами в горшках пол на подступах к окну, но дети все равно пробирались к нему. Открытое окно побеждало, даже когда дул сильный ветер или шел дождь. Тропизм, согласно Корчаку - это жажда пути, движения. Это желание увидеть - а что там? Поэтому, наверное, пробивается росток из семени и тянется вверх, потому узник стремится заглянуть в зарешеченное окно. А что уж тут говорить о детях? Ребенку нужны не только движение, воздух, природа, он хочет знать, откуда все это и что там еще есть неоткрытого и непознанного. Взгляд в пространство, чувство свободы - открытое окно. (Статья Я.Корчака "Открытое окно").

Позднее сформировалась целая система тропизмов в психологии, объясняющая мотивы человеческого поведения, предложенная Л.Сонди.


Какую форму имеет, описанное Корчаком, стремление детей к свободе, и их желание узнать - а что там? в условиях современного обучения? На мой взгляд, это парковый урок, музейный урок, экскурсия, поход, совместная поездка и т.п. Является ли таким магнитом для современных детей, как открытое окно для воспитанников Дома сирот, компьютер и интернет? Думаю, явление тропизма налицо! Наше общее стремление сделать этот непреодолимый процесс полезным проявилось при проведении конкурса «Учитель -родителю».

2. Как экспериментатор, врач и педагог, Януш Корчак понимал необходимость ведения записей, наблюдения и описания, постоянного обращения к графикам и таблицам с последующим анализом.
Приведу в качестве иллюстрации его материалы.

График снижения количества драк. В первый день на 30 воспитанников 12 драк, через 12 дней после 4 заседаний общего совета их осталось 4.



Таблица, отражающая выборы судей среди воспитанников за месяц:



Подсчет скорости чтения своего подопечного Стефана, который жил у него и воспитывался некоторое время, также можно отнести к количественному отражению эксперимента. Только делал Корчак свои подсчеты совсем не так, как в современной школе. «Мы проверяем его успех в беглости чтения» - так говорит Корчак о своих занятиях. Да, он считает время, буквы и строчки, записывает все в особую тетрадь, но при этом он дает возможность прочитать один и тот же текст 3 раза, он показывает мальчику его преодоление и создает, говоря современным языком, ситуацию успеха. Он обсуждает, почему сегодня чтение удалось/не удалось. Картина из современной начальной школы, увы, не радует, поскольку цель проверки скорости чтения - контроль соответствия требованиям, никакой педагогической нагрузки такая работа не несет, на мой взгляд, если не считать ее со знаком минус, например, при вывешивании в классном уголке итогов такой проверки...

Кроме статистических методов анализа, куда он также включал измерение роста и взвешивание воспитанников, Корчак предлагал использовать киносъемку как инструмент наблюдения за поведением, ростом личности, ее изменениями. В современных условиях это сделать гораздо проще, а актуальность этого метода фиксации изменений очевидна. Почему чаще используется только фиксация достижений, памятных событий и нет кропотливой работы наблюдения за развитием ребенка с помощью видеосъемки?

Используя свои наблюдения, записи, их анализ Корчак шел к «великому синтезу ребенка». Его исследования имели целью создать всеобъемлющую науку о ребенке, которая учитывала достижения различных научных дисциплин. Осуществилась ли его мечта? Надеюсь, что реализация именно синтетического подхода к ребенку еще впереди. Пока радует начавшийся интегративный подход к обучению в начальной школе в рамках ФГОС нового поколения.

3. Любой экспериментатор останавливается, анализирует, меняет условия, ход эксперимента, если результаты его не устраивают. Так и Корчак прервал работу суда в Доме сирот, когда увидел, что он не достигает цели, которая была им сформулирована следующим образом: «Цель суда - сделать так, чтобы воспитатель не был вынужден приводить детей к послушанию грубо, палкой, окриком, словно пастух или конюх, а спокойно и умно обсуждал с детьми (которые часто лучше воспитателя знают, кто и в какой степени не прав), оценивал и советовал. Задача суда - заменить драку работой мысли, взрывы злости - педагогическим влиянием».

Так что же пошло не так, как задумывал Корчак? Его размышления: «Мы еще не доросли или у нас еще не доросли». «Суд не вошел в нашу жизнь величаво как важный законодательный акт, а проскользнул пугливо и смиренно». После перерыва были внесены важные изменения. Так, дети имели право подавать в суд на взрослых, в том числе, воспитателей. Особый смысл имела практика подачи в суд на самого себя, Корчак сделал это 5 раз, тем самым показывая, что и взрослый может ошибиться, главное, осознать ошибку. То есть, оценка каждого ребенка складывалась из самооценки (сделал что-то не так, вне правил и законов), оценки ребят (судей) и воспитателей и давала полную картину развития качеств личности на определенный момент времени.

Почему бы такую же схему не применять и нам, например, при проведении методических конкурсов на Галактике? Тем более, что технически это возможно! Примеры такие есть - сетевой конкурс «Учитель года 2010» - вот так выглядела методическая разработка, прошедшая само, - взаимооценку и оценку экспертов, итог подводился как сумма всех баллов, что в полной мере отражало точки зрения всех субъектов взаимодействия. Автор выражал и обосновывал свою точку зрения на разработку, что способствовало развитию и критического мышления и методической оценки. Учитель не может научить мыслить критически никого, если он сам не готов критически оценить свой труд, не правда ли? Как иллюстрация подобного - слова Корчака, который цитировал древних греков: «Отдайте своего ребенка на воспитание рабу, и вместо одного раба у вас будет два».

Впрочем, можно говорить и об ответственности за результаты конкурса, которую участник возлагает, прежде всего, на самого себя, а не на экспертов, которые многократно вынуждены были смотреть предложения и вносить свои замечания.

4. Корчак приучал своих воспитанников оценивать не только свои поступки, но и других ребят и взрослых. «Плюс – люблю, уважаю; минус – не люблю и знать не хочу; нолик – мне все равно, он мне безразличен» - такая градация была для оценивания всех обитателей Дома сирот. Голоса собирались на бумажках, подсчитывались комиссией и по итогам плебисцита воспитанникам присваивались звания. Самое высокое - гражданин Дома сирот, были и «неисправимые», Это звание могло быть изменено через 3 месяца, если воспитанник находил себе «опекуна» из числа ребят, который мог бы за него поручиться и помогать ему. Чем не формирующее оценивание, которое является «помощью в процессе», повернуто к человеку, к его внутренней силе и является условием развития этой силы?

5. «Кто это сделал – неизвестно. Никто не хочет признаться. Если очень стараться, узнать можно всегда. Но так неприятно искать, следить, подозревать. Если что-нибудь случилось и неизвестно, кто это сделал, то подают в суд на неизвестного. На него заводят дело, судьи судят и вывешивают приговор на судебной доске. Если этот поступок позорит все учреждение, совет постановляет пришить на знамени учреждения черный траурный лоскут».

Два комментария к словам Корчака:
Воспитанники учились писать - подать заявление в суд, внести себя в список и читать - прочесть объявление, записку, открытку от Корчака - не для урока (читай для оценки!), а для жизни. Это было им жизненно необходимо! Если ребенок был мал и не умел читать и писать, ему говорили - найди того, кто тебе поможет. Никакой искусственности! Все реально и нужно! Хватает ли таких ситуаций нашим ученикам? Создаем ли мы их в достаточной степени часто?

Если признать всю нашу систему образования одним учреждением со своим знаменем, то сколько черных меток появилось бы на нем по итогам недавней сдачи ЕГЭ, когда кто это сделал - неизвестно, а поступок позорит все учреждение!

6. Все, кто оказывался втянутым в орбиту Корчака, несли его свет и тепло дальше, воплощали его принципы в жизнь, не позволяли, чтобы люди забыли Старого Доктора. Вот только несколько примеров:
Александр Левин, один из воспитателей из Варшавского Дома сирот, оказался в ГУЛАГе, потом создал польский детский дом на Урале, применив все лучшее, что узнал от Корчака. Подробнее о нем и его книге «Польский дом на Урале» можно прочитать в журнале Новая Польша. Статья А. Левина «Януш Корчак-мыслитель и педагог»l.

Игорь Неверли, секретарь и помощник Корчака, воспитатель Дома сирот, позже перенял от Корчака пост редактора детского журнала. Как участник сопротивления оказался в концлагерях. После окончания войны и освобождения написал книгу об одном из товарищей по концлагерю «Парень из Сальских степей». В 1982 году И. Неверли было присвоено звание Праведник народов мира за спасение евреев в годы второй мировой войны. О Корчаке он написал роман «Живые связи».

Шмуэль Гоголь - основатель единственного в мире детского оркестра, играющего на губных гармониках.



Какое отношение к Корчаку имеет его история? Самое прямое! Воспитатель подарил своему воспитаннику в 1939 г. на 7-летие губную гармошку, о которой он мечтал. Гармошка и спасла мальчику жизнь, несмотря на то, что он оказался в Освенциме. Когда незадолго до гибели кто-то спросил Корчака, чтобы он сделал после освобождения – если дождется, конечно,- Доктор ответил, что хотел бы воспитывать осиротевших немецких детей.
Шмуэль Гоголь воплотил в жизнь и эту идею своего Учителя: правда, воспитывал он не осиротевших детей, но на протяжении многих лет он приезжал в Германию, чтобы участвовать вместе со своим уникальным оркестром в немецко-израильских встречах молодежи городов-побратимов Рамат Ган (Израиль) и Вайнхайм (Германия), которые впервые состоялись летом 1986 года. 700 участников за 35 встреч таков итог двусторонних отношений. Вплоть до свой смерти в 1993 году Шмуэль Гоголь был их постоянным участником.
Подробнее историю самого юного музыканта Освенцима можно прочесть в моем материале «…Он всю жизнь играл с закрытыми глазами».

7. Отражение творчества и жизни Корчака приобретает различные формы, хотела бы назвать старый, еще советский мультфильм «Расскажите сказку, доктор!» часть 1, часть 2, часть 3, в котором есть 2 сюжетные линии - одна по мотивам истории Короля Матиуша Первого, а вторая - реальной жизни и смерти Корчака и его детей. На основе этого мультфильма можно, на мой взгляд, говорить с учениками, в том числе, и начальной школы, и о книге, и самом Януше Корчаке. (Пришла мысль о дидактизации мультфильмов как начале реализации идеи моего образовательного запроса.

Дополнительно в тему - видеосюжет «Зеленое знамя детства».

Завершая свое личностное описание, отражающее мой взгляд на классика педагогики Януша Корчака, приглашаю вас, уважаемые коллеги, к разговору о том, когда состоялась ваша первая встреча с ним, что затронуло вашу душу и сердце в его педагогике, есть ли точки соприкосновения с его постулатами и ощущениями, восприятием ребенка как человека, который уже живет, а не готовится к жизни.
Буду рада вашим вопросам, уточнениям, комментариям!

Произведения Я. Корчака, доступные в интернете:
Как любить ребенка
Король Матиуш Первый
Когда я снова стану маленьким

Для написания материала использованы материалы интернет и книги:
В. Кочнов "Януш Корчак" Книга для учителя М."Просвещение" , 1991
Я. Корчак "Избранные педагогические произведения" М."Педагогика", 1979
Я. Корчак "Как любить ребенка" Книга о воспитании" М, Издательство политической литературы, 1990

Теги к этой записи:

4 страниц V   1 2 3 > » 

Комментарии

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 3102
  • Регистрация: 25.9.2012
  • Из: Воронеж
  • Номер участника: 119277
Предупреждение

Елена Александровна, спасибо за замечательную статью, за обращение к жизни и творчеству Януша Корчака, педагогическое наследие которого всегда будет актуальным. Потому что какие бы технологии, методики, программы не использовала школа, главным всегда будет оставаться одно - любовь к детям.
Цитата
Когда я играю или разговариваю с ребенком, то сливаются в одну две наших жизни, когда я прихожу к детям, то сходятся вместе наши глаза и улыбки. Если я раздражен, то срываю зло на ребенке, а плохо становится нам обоим.

Несколько лет назад на ЕГЭ выпускникам был предложен текст, в котором старая мать одиноко ожидала хотя бы весточки от своих взрослых детей, разлетевшихся в разные стороны. Но дети не подарили ей и такой малости. Филологи, проверявшие эссе, были в ужасе, когда читали детские работы. Школьники (только некоторые, конечно) говорили, что среди животного мира не найти примеров, чтобы молодые и сильные заботились о своих родителях. Почему же у людей такие требования? Родители растят детей - это норма. Но ожидать, чтобы дети подстраивали свою жизнь, обеспечивая родительскую старость, они не имеют права.
Откуда в наших детях такая жестокость?
А это те, которые не получили в детстве достаточно любви, чистой, бескорыстной, не требующей ничего взамен.
Цитата
Разве земля благодарит солнце за то, что оно светит? Дерево-семечко, из которого оно выросло? А разве соловей посвящает свои трели матери за то, что та когда-то обогревала его собой?

Но ребенок, которого любили (не баловали, нет, но именно любили), обязательно научится быть человечным и благодарным. И как было бы здорово, если бы всех родителей знакомили с книгами Януша Корчака. Тогда и ошибок в воспитании детей стало бы меньше.

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 127
  • Регистрация: 25.8.2010
  • Из: Псков
  • Номер участника: 86108
Предупреждение

Отличная, глубокая статья, которая затронула все струны души.
Простая мысль о том, что контроль может и должен нести педагогическую нагрузку, чтобы помочь достичь образовательных целей, очень ценна.
Спасибо, Елена! К вашему материалу можно возвращаться снова и снова. И размышлять о том, что вы подметили.


--------------------
Урсова Ольга, г. Псков

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 947
  • Регистрация: 20.8.2012
  • Из: Нижний Тагил
  • Номер участника: 117773
Предупреждение

Елена Александровна, нахожусь под впечатлением вашей статьи. Хочется продолжить разговор о Януше Корчаке.
Януш Корчак и современность
Цели и задачи, поставленные польским педагогом при воспитании детей-сирот, требовали новых, активных, воспитательных технологий. Главным средством достижения целей воспитания в воспитательной системе Я. Корчака, несомненно, стала организация жизни детей на основе самоуправления, которое обеспечивало развитие самостоятельности, способствовало созданию детского сообщества на основе справедливости, братства, равных прав и обязанностей, создавало реальные условия для самосовершенствования ребенка. Система самоуправления имела разветвленную структуру и включала в себя суд, который отнюдь не копировал задачи и функции суда в государстве, был не органом насилия, наказания и возмездия, а органом, деятельность которого направлялась на создание условий защищенности для каждого ребенка, утверждение в жизни детского дома законов равноправия, регулирование отношений между всеми обитателями дома; совет самоуправления – законодательный орган; сейм – высший орган детского самоуправления; педагогический совет; общие собрания детей и педагогов.
Педагогические идеи Корчака, получив дальнейшее развитие, реализуются сегодня через деятельность Всемирной ассоциации Януша Корчака с центром в Варшаве, через проходящий в Израиле Корчаковский семинар, через корчаковские общества, которые есть в тридцати странах мира. В 1991 года по инициативе известного ученого доктора педагогических наук, профессора, заведующей кафедрой педагогики и психологии Российской академии повышения квалификации Ирины Дмитриевны Демаковой было создано Российское общество Януша Корчака. На сегодняшний день существует несколько региональных отделений общества: в Санкт-Петербурге, Казани, Курске, Перми.
Российское Общество Януша Корчака занимается пропагандой идей известного педагога, организацией работы с детьми в духе его гуманистических идей, практической помощью сиротам, инвалидам, детям из социально неблагополучных семей, обучением педагогов.


--------------------
Вы полагаете, всё это будет ...

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 5510
  • Регистрация: 27.11.2010
  • Из: Новосибирская область
  • Номер участника: 93856
Предупреждение

Цитата(Елена Пономарева @ 1.7.2013, 1:39)
Откуда в наших детях такая жестокость?
А это те, которые не получили в детстве достаточно любви, чистой, бескорыстной, не требующей ничего взамен.

Но ребенок, которого любили (не баловали, нет, но именно любили), обязательно научится быть человечным и благодарным. И как было бы здорово, если бы всех родителей знакомили с книгами Януша Корчака. Тогда и ошибок в воспитании детей стало бы меньше.

Елена Александровна,спасибо за продолжение разговора! Да,вы правы, любовь к детям-это самое превосходное качество Корчака. Очень жаль, что нет в он-лайн доступе Послесловия к его книге Как любить ребенка, написанного Симоном Соловейчиком.Он очень детально анализирует эту любовь.
Позволю себе несколько цитат:
Цитата
Любовь к детям многогранна. Крупская любила детей заботливо, Гайдар-весело, Макаренко-требовательно, Сухомлинский -нежно, Корчак-грустно"
Соловечйчик поясняет эту грусть тем, что Корчак тосковал по лучшему будущему, в котором будут жить его воспитанники. Выпуская их из дома сирот, он говорил им :"Мы даем вам одно- тоску по лучшей жизни, которой нет пока, но которая будет". Игорь Неверли пояснял "Для него будущее -не столько другой, лучший строй, сколько другой, более совершенный человек."
Ради этого лучшего будущего он делал многое, но и спасал своего нерожденного ребенка, это спасение было нужно по причине наследственной болезни отца, и Корчак, будучи врачом, понимал к каким последствиям может привести рождение нездорового ребенка .
Отношение к роли и предназначению родителей было у Корчака поразительным-
Цитата
"Чтобы открыть ларек с газированной водой, нужны разрешение, справки, квалификация, основной капитал, контроль. Экзамен на трубочиста, парикмахера, сапожника, пряничника, сановника. Пятнадцать лет рабского учения в школе, чтобы под строгим контролем в соответствии с предписаниями работать по своей профессии, неправильно называемой свободной: а тут-как ни в чем не бывало, первый попавшийся, последний из последних становится отцом, делает шаг в бессмертие-строит будущее"

Вдумаемся в эти слова: общее образование, затем обучение профессии, контроль и экзамены, все это нужно для работы, а чтобы стать отцом не нужны ни какое-нибудь обучение, ни экзамен, ни контроль...

Сообщение отредактировал lena1 - 3.7.2013, 15:33


--------------------
Елена Александровна Годунова, с наилучшими пожеланиями ко всем пользователям портала

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 5510
  • Регистрация: 27.11.2010
  • Из: Новосибирская область
  • Номер участника: 93856
Предупреждение

Цитата(ursova @ 1.7.2013, 8:25)
Отличная, глубокая статья, которая затронула все струны души.
Простая мысль о том, что контроль может и должен нести педагогическую нагрузку, чтобы помочь достичь образовательных целей, очень ценна.
Спасибо, Елена! К вашему материалу можно возвращаться снова и снова. И размышлять о том, что вы подметили.

Ольга, спасибо, что отметили в материале близкий вам аспект! Приходите знакомиться со следующей статьей, там теме контроле также будет уделено внимание, но уже под другим углом зрения. Рассмотрим этот важный компонент школьной жизни и,уверена, что-то обязательно усовершенствуем!


--------------------
Елена Александровна Годунова, с наилучшими пожеланиями ко всем пользователям портала

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 5510
  • Регистрация: 27.11.2010
  • Из: Новосибирская область
  • Номер участника: 93856
Предупреждение

Цитата(Наталь_я @ 3.7.2013, 7:30)
Педагогические идеи Корчака, получив дальнейшее развитие, реализуются сегодня через деятельность Всемирной ассоциации Януша Корчака с центром в Варшаве, через проходящий в Израиле Корчаковский семинар, через корчаковские общества, которые есть в тридцати странах мира. В 1991 года по инициативе известного ученого доктора педагогических наук, профессора, заведующей кафедрой педагогики и психологии Российской академии повышения квалификации Ирины Дмитриевны Демаковой было создано Российское общество Януша Корчака. На сегодняшний день существует несколько региональных отделений общества: в Санкт-Петербурге, Казани, Курске, Перми.
Российское Общество Януша Корчака занимается пропагандой идей известного педагога, организацией работы с детьми в духе его гуманистических идей, практической помощью сиротам, инвалидам, детям из социально неблагополучных семей, обучением педагогов.


Наталья Николаевна, рада общению с вами по теме, которая вас не оставляет равнодушной. Помню вашу работу с материалами Корчака и спасибо,что затронули те пути, по которым идут в разных странах, чтобы сохранить наследие Корчака. Как пример-Санкт-Петербургское сообщество Я.Корчака
Прошлый год, год 70 летия со дня гибели Корчака, был объявлен годом его имени в России. Подробно здесь Много сделано, хотелось бы только, чтобы не было в этом деле кампанейщины. Вот коллега из Минска пишет, что Корчак и его работа не включены в курс истории педагогики. Как у вас с этим обстоит дело в вашем колледже, упоминают ли его имя в подобном курсе ?

Сообщение отредактировал lena1 - 3.7.2013, 15:33


--------------------
Елена Александровна Годунова, с наилучшими пожеланиями ко всем пользователям портала

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 947
  • Регистрация: 20.8.2012
  • Из: Нижний Тагил
  • Номер участника: 117773
Предупреждение

Елена Александровна! Может, мы более свободны в составлении программы курсов психолого-педагогических дисциплин, чем коллеги из Минска. Я работаю по своей программе: у меня есть авторский курс "Гуманистические основы педагогической деятельности", есть модуль "Инновационная деятельность в детском саду", курс "Управление педагогическими системами". Имя Корчака и особенности его педагогической системы логично выписываются в содержание.


--------------------
Вы полагаете, всё это будет ...

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 5510
  • Регистрация: 27.11.2010
  • Из: Новосибирская область
  • Номер участника: 93856
Предупреждение

Ссылка на данный материал появилась на сайте НПЦ "Холокост" в разделе "Уроки и лекции" и "Обмен опытом"


--------------------
Елена Александровна Годунова, с наилучшими пожеланиями ко всем пользователям портала

Новичок

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 5
  • Регистрация: 13.8.2013
  • Номер участника: 133692
Предупреждение

Уважаемые коллеги, прочитала Ваши комментарии о жестокости детей... Как говорится, что посеешь, то и пожнешь. Отдыхая летом на море, наблюдала сплошь и рядом одну и туже картину. Мамы и папы своих малолетних детей воспитывают в основном окриком и шлепком, при этом не особо выбирая выражения. В одном из интервью режиссер Андрей Кончаловский говорит: «Какая реформа образования, если у нас родители не воспитаны! Давайте хотя бы одно поколение родителей воспитаем!» и приводит чудовищный факт: «Сегодня прочитал, что в Ростовской области с начала года 7 детей убито родителями. С начала года 7 случаев убийства родителями детей. Это что-то значит». На мой взгляд, изначально обучать родителей (а, возможно, даже будущих родителей) нужно с осмысления 10 заповедей для родителей Януша Корчака (лучше не скажешь):
1.Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
2.Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? он даст жизнь другому, тот-третьему, и это необратимый закон благодарности.
3.Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
4.Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.
5.Не унижай!
6.Не забывай, что самые важные встречи человека- его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них – мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
7.Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
8.Ребенок-это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод от плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.
9.Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
10.Люби своего ребенка любым - неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним – радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.

Когда-то совместно с Котельниковой Натальей Николаевной (участница этого проекта) мы делали презентацию о заповедях Я. Корчака. См. ссылку.


P.S. Скажите, пожалуйста, поддерживает ли презентации в качестве прикрепленного файла этот сайт? У меня прикрепить презентацию не получилось.


--------------------
С уважением, Анна Юрьевна Сапожкова

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 5510
  • Регистрация: 27.11.2010
  • Из: Новосибирская область
  • Номер участника: 93856
Предупреждение

Спасибо,Анна Юрьевна, за пример из жизни! Вы правы, безусловно, говоря о воспитании родителей, прежде всего! Это практически реализовал Сухомлинский В.А, в своей деятельности. А Корчак писал об отсутствии экзамена на право быть родителем (см. выше в комментариях), придавая этой роли человека огромное значение!
Цитата
Когда-то совместно с Котельниковой Натальей Николаевной (участница этого проекта) мы делали презентацию о заповедях Я. Корчака. См. ссылку.

Да, я помню и привожу ссылку на нее(см.выше в моем комментарии)
Цитата
P.S. Скажите, пожалуйста, поддерживает ли презентации в качестве прикрепленного файла этот сайт? У меня прикрепить презентацию не получилось.

Думаю, дело в обьеме -до 2 мгб


--------------------
Елена Александровна Годунова, с наилучшими пожеланиями ко всем пользователям портала

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 2386
  • Регистрация: 16.9.2012
  • Из: п. Кавалерово, Приморского края
  • Номер участника: 118879
Предупреждение

Елена Алекандровна, спасибо за удивительную статью. Давно не читала о Я. Корчаке. Хотя выражение "Найди того, кто тебе поможет", мне известно, я его часто употребляю. Как этого не хватает не только детям, но и педагогам: не расслабиться, не опустить руки, а найти выход из сложившейся ситуации. Найти того, кто поможет найти выход.
Как знакомо стремление детей узнать - а что там? Дети в начальной школе такие любознательные, что от учителя зависит, даст ли он ответ на вопрос ребёнку в готовом виде или позволит найти ответ самому. Через какие формы? Исследование в проекте, обучение "вне стен классной комнаты", музейные уроки.
Нам бы поучиться не только давать детям знания, но и духовно поддерживать детей в трудную минуту. Не было бы многих трагедий среди подростков!
Сила воли, вера в собственные силы - это то, что заставляет нас идти вперёд, несмотря на трудности. Нам есть, чему поучиться у Януша Корчака.

Новичок

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 5
  • Регистрация: 13.8.2013
  • Номер участника: 133692
Предупреждение

Цитата(lena1 @ 21.8.2013, 7:50)
Думаю, дело в обьеме -до 2 мгб


Извините, что не по теме поста. Объем презентации всего 650 КБ, а прикрепить не удалось....


--------------------
С уважением, Анна Юрьевна Сапожкова

Новичок

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 7
  • Регистрация: 1.8.2013
  • Из: с.Тыгда Амурская область ул.Лесная 37
  • Номер участника: 133252
Предупреждение

"Я хочу, чтоб поняли: никакая книга, никакой врач не заменят собственной живой мысли, собственного внимательного взгляда." -эти слова Корчака я услышала, еще в педагогическом классе, когда ходила в 10 класс. И они меня стимулировали в университете. Учитель - это прежде всего человек, челок, который может детям дать то, что не может дать книга- это тепло.

Новичок

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 9
  • Регистрация: 25.8.2012
  • Из: Нижегородская область, город Дзержинск
  • Номер участника: 117959
Предупреждение

Интересная и содержательная статья, которая наводит на глубокие размышления. Я. Корчак одну из главных задач воспитания видел в развитии в детях стремления к самовоспитанию, самосовершенствованию, которое надо начинать с оказания помощи ребёнку в познании самого себя. Это процесс накопления собственного нравственного опыта, это вовлечение детей в разные виды деятельности. Важнейшим принципом воспитательной системы Корчака является уважение к личности ребёнка и доверие к нему. «Ребёнок - существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи своей жизни. Не деспотичные распоряжения, не навязанная дисциплина, не недоверчивый контроль, а тактичная договорённость, вера в опыт, сотрудничество и совместная жизнь!» - заявляет Я. Корчак в своей книге «Право ребёнка на уважение».

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 2332
  • Регистрация: 11.3.2011
  • Номер участника: 95830
Предупреждение

Цитата
А может, сделать так, чтобы и у детей всего мира — у белых, черных, желтых — тоже было знамя одного цвета?
Нельзя ли сделать так, чтобы оно было зеленым — цвета надежды?
Януш Корчак «Король Матиуш I»


Елена Александровна, я читала ранее Вашу статью…. Вы написали ее проникновенно, а главное о Великом Человеке, чья судьба не оставит никого равнодушным.
К сожалению и в наше время есть дети, которые не знают что такое любовь и тепло, но, наверное, каждый сталкивается в своей жизни с пренебрежением, недоверием и бесправием. Может от того что, царит власть «сильных и взрослых»? Ребенок, всегда окажется среди слабых. Дети нуждаются в нас, они доверяют нам, и хотят быть такими как мы. Поэтому, мы всегда будем на стороне детей, чтобы они выросли сильными, добрыми и умными.
Януш Корчак – врач, писатель, педагог. Благодаря его подвигу, его жизненному примеру - наша жизнь приобретает глубокий смысл и веру в добро и справедливость.

Статьи по этой теме

« Июль 2017 »
ВПВСЧПС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Последние записи

Мои ссылки в блоге

Последние комментарии

Мое изображение

3 пользователей просматривает
3 гостей
0 участников
0 анонимных участников

Категории

Поиск в блоге


Наверх