Образовательная галактика Intel®

Блог Участника

Запись блога

Дидактический травелог: термины

Турист, как только куда-нибудь приезжает, сразу начинает хотеть обратно.
А путешественник… Он может и не вернуться…
Пол Боулз

Иногда один день, проведенный в других местах, дает больше,
чем десять лет жизни дома.
Анатоль Франс


Вместо вступления…
Вылетая 14го августа по маршруту Новосибирск-Симферополь, я не запаслась книгой для чтения, потому как уже вошло в привычку просматривать предлагаемые на борту журналы авиакомпании. Делаю это с удовольствием, всегда находится интересная информация, импульс для размышлений, поиска, исследования.

На этот раз меня привлек травелог...
На первый взгляд, казалось мне, все просто: travel+blog=travelog(ue), то есть блог путешественника...



Но расхождения в понимании и трактовках начались уже на слове путешественник
Есть совсем простые объяснения
Турист vs Путешественник. В чем разница между ними? Наглядно увидеть отличия этих двух категорий можно здесь. А есть целые научные статьи в тему и даже учебные курсы, например, Путешествие, путешественник и начало туризма.

Емко выразил разницу между двумя рассматриваемыми понятиями Йен Фрейзер в своем интервью «Травелог работает в масштабе человека»:
Цитата
Турист ездит отдыхать, ему важен момент комфорта, удобства, потребления. У путешественника немного иной опыт, опыт одиночества и переживания. И часто трудностей.


Путевые заметки, путевые картины, путевые очерки -другие названия травелогов. Жанр обладает определенным набором элементов. Так, по мнению Н.А. Никитиной и Н.А. Туляковой для травелога характерна я-позиция, то есть повествование, предполагающее обязательное наличие рассказчика-путешественника, который представляет единственный фокус изображения. Именно это отличает травелог от публицистического отчета о путешествии.
Начало и конец путешествия есть временное обрамление его сюжета. Но эти обязательные временные черты могут быть как размытыми, так и открытыми.
Еще одной непременной характеристикой травелога является наличие границ и их оппозиция: противопоставленность путешественника и мира, контраст между родным и чужестранным, внутренним и внешним, городом и природой, прошлым и настоящим, литературой и реальностью, текстом и претекстами, двумя или более стилями.
Среди книг-травелогов “Путешествие из Петербурга в Москву”А. Радищева, сочинения Н. Н. Миклухо-Маклая, побывавшего в Новой Гвинее, Индонезии, Австралии, Океании, на Филиппинах и во многих других местах. Образцом жанра по сей день считается “Хождение за три моря” Афанасия Никитина (его путь пролегал через Гурзуф, где есть улица его имени, и в котором я пишу этот текст).

Травелогом может быть и фильм, и иллюстрированный устный рассказ.


Если говорить о фильмах-травелогах, то они появились уже более 100 лет назад и могут представлять интерес и для учителей разных предметов. Подборка фильмов о России 30-50 гг 20 века?, на сайте http://www.travelfilmarchive.com/ можно увидеть фильмы-травелоги обо всех уголках земли (использовать фильтры для поиска).
Современная Россия показана фильмами Russian Travel Guide.

Подумала, что скетчи Екатерины Гущиной о ее путешествии по маршруту Москва-Владивосток,



а также акварельная панорама Сибирского пути Павла Пясецкого могут считаться нарисованными травелогами.

Интерактивный травелог
?! Мог ли он быть в далеком 1787 году…
А почему бы и нет...Именно такой стала книга-альбом “Путь на пользу” о путешествии Екатерины II в Крым, позволяющая автору взаимодействовать с его читателем, а читателю с автором на страницах книги.
Ее левая часть была заполнена информацией о местах, которые удостоила русская царица своим вниманием, а правая оставалась чистой, с тем, чтобы читатель, путешествуя вслед за Екатериной Великой, мог бы оставлять свои заметки и впечатления.
Примечание: эта идея была взята мной для СОМа по немецкому языку в Артеке в виде э-книги.(об этом позже).

Детский травелог? Не представляла себе такого, пока не познакомилась со статьей Кувшинова Ф. В." О детском травелоге в русской советской литературе 1920-1930 гг." “Доктор Айболит” и Муха-Цокотуха”, представьте себе, и есть представители этого литературного жанра! И если детским писателям и не требовалось выезжать в описываемые ими места, т.к. искать в зарубежье отрицательное в соответствии с политическим заказом, можно и сидя на диване, то “взрослым” писателям этой же эпохи вдохновение давали реальные зарубежные поездки, подробнее читать в интервью "Советские травелоги: Западная Европа устами писателей 1920-30-х годов".

Мне близки рассуждения на тему травелога Алены Бондаревой:
Цитата
... в традиционном виде травелог – не только документальный рассказ о поездке, экспедиции, исследовании, но повествование, подкрепленное историческими свидетельствами (зарисовками, картами), не чуждое сопоставительного анализа (что было на территории в прошлом, что теперь) и рефлексии пишущего (ожидания и увиденная реальность). Помимо физического перемещения тела в пространстве, этот жанр предполагает и метафизическое путешествие, в финале которого происходит если не взросление, то как минимум умудрение (как повествователя, так и читателя).


Мое “умудрение” имеет свою специфичность - это дидактическая сторона увиденного-узнанного, т.е. возможность его применения в целях обучения.

Но здесь имеет смысл немного посмотреть на близкие понятия:
Подумала, что К.Д.Ушинский, описывая во время и после своих путешествий реалии зарубежных школ, совершал педагогическое путешествие. Такое название есть и сегодня, но несет оно совсем другой смысл, см. пример.

Образовательное путешествие, как педагогический метод, представлено Мильчаковой В. Б. (Санкт-Петербург). От петровской идеи, когда представители высших слоев отправлялись в образовательные путешествия, черпая все прогрессивное за границей для применения в России, до сегодняшних зарубежных путешествий школьников, дистанция огромного размера, особенно есть заметная разница по целям таких путешествий.
Но и подобное современное путешествие может способствовать образованию школьников при успешной его подготовке. Такой пример подготовки к образовательному путешествию по Парижу дает Ковалева Т. М.(МПГУ).

Пока могу назвать несколько вариантов использования травелога в учебных целях:
  • Встречалось задание - написать эссе-травелог, скорее всего, это разновидность сочинения “Как я провел лето”.
  • В истории травелога было время, когда путешественники писали для газет, читатели которых - молодые люди, желающие образовываться.
  • World Schooling. Самый яркий пример обучения через путешествия - история мамы и ее сына из Австралии, которые продали дом и посетили за 4,5 года 65 стран. http://exploramum.com/ - ресурс этой путешествующей семьи. Изначально Рут планировала, что Луис будет на домашнем обучении, и каждый вечер, после насыщенного впечатлениями дня, заставляла его делать уроки. Но мальчик слишком уставал и из этого ничего не получилось.«Я поняла, что в тот момент, когда он пересчитывает наши деньги по курсу местной валюты, он занимается математикой; когда помогает спланировать маршрут по следующей стране, занимается географией; а когда посещает достопримечательности, занимается историей. Поэтому мы забыли про учебники, и школой для Луиса стал весь мир. Кому нужен класс, если перед ним весь мир?»


А теперь к сути дидактического травелога...
Насколько мне удалось узнать - дидактический травелог явление не только не распространенное, думаю, что и не созданное, хотя попытки поработать совместно в эту сторону есть: на портале создан тематический форум “Город как место образовательных действий”.

Планирую, что мой дидактический травелог будет иметь я-концепцию, то есть отражать мое видение того, каким образом применять открытия, сделанные в ходе пребывания в Крыму, в обучении. Открытием может стать любая деталь города, его истории, судеб его знаменитых и обычных жителей.
Важны ли начало и конец путешествия? Не думаю, информация будет накапливаться и анализироваться, прорабатываться и апробироваться, поэтому временные рамки будут открытыми.
Наличие границ и их оппозиция? Пока мне представляется, что границы будут стираться, поскольку связь прошлого и настоящего их не устанавливает, а наоборот, убирает...

Итак, в путь!


Дополнительно в тему:
Нефотографизмы: преодоление травелога
Краткий перечень выступлений на Всероссийской научной конференции «Русский травелог XVIII–XX века» (Новосибирск, 11–12 ноября 2014 г.)
Travel literature
Прикрепленные файлы
Прикрепленный файл  ________.docx ( 10.01 килобайт ) Кол-во скачиваний: 212
Прикрепленный файл  ____________________________.docx ( 12.86 килобайт ) Кол-во скачиваний: 221
Прикрепленный файл  ____________________________.docx ( 12.86 килобайт ) Кол-во скачиваний: 182
Прикрепленный файл  ____________________________.docx ( 12.86 килобайт ) Кол-во скачиваний: 206
Прикрепленный файл  ____________________________.docx ( 12.86 килобайт ) Кол-во скачиваний: 225

Теги к этой записи:

17 страниц V   1 2 3 > » 

Комментарии

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Елена Александровна! Только начала переживать, что Ваших постов нет на Галактике непривычно долго, а тут вот, новый пост, да с каким интересным заходом!!

Новых открытий и Вам, и нам с вашим травелогом!

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Приводила в своем посте блог Елены Ворониной "Оно вам надо!"

Посты с тегом другие города

Цитата
Но и подобное современное путешествие может способствовать образованию школьников при успешной его подготовке. Такой пример подготовки к образовательному путешествию по Парижу дает Ковалева Т. М.(МПГУ).


Пример такой подготовки, боле того, и продукта учебной деятельности по следам путешествия в Выру из того же блога (он вошел в кейс Ворониной, описанный в книге "Шаг школы в смешанное обучение"):
Цитата
Есть в блоге “Оно вам надо!” совсем удивительные посты. Очень трудно определить их жанр. Рискнем по аналогии с “романом воспитания” назвать его постом воспитания, а чтобы пояснить, приведем пример сообщения с заголовком “В гостях у Самсона Вырина. Как осмысленно ездить на экскурсии?” Вот пост, речь идет о предстоящей автобусной экскурсии с семиклассниками в Выру. Так он начинается.

Мечта любого учителя: все пионеры чинно расселись по местам, внимательно слушают экскурсовода, некоторые что-то даже записывают в блокнотик, а потом задают неглупые вопросы. И никаких тебе фантиков в автобусе, громкой музыки из наушников и челюстей, безостановочно перерабатывающих непонятную массу. Не бывает, скажете? Бывает.

После чего в этом посте появляются и ссылки на общий документ с заданиями, которое ученики получили за неделю до поездки, и инструкция по правилам поведения в автобусе, но какая (если бы все учительские инструкции были так написаны)! Потом пост будет дополнен (обучение - это процесс), и в нем появятся ссылки на ученические документы с двадцатью вопросами по теме экскурсии, которые ученики сами сформулировали (и сами же на них ответили), и презентации от тех же учеников, и фото... Кажется, что здесь реализована мечта любого учителя: сделать учеников не исполнителями, сдающими свои самостоятельные тексты учителю на проверку, а соавторами, не только разделившими с тобой впечатления от экскурсии, но и сделавшими над собой усилия по “вытаскиванию” из себя оригинального содержания.




Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 806
  • Регистрация: 23.7.2012
  • Из: Г.Астрахань
  • Номер участника: 117016
Предупреждение

"в традиционном виде травелог – не только документальный рассказ о поездке, экспедиции, исследовании, но повествование, подкрепленное историческими свидетельствами (зарисовками, картами)..."
и "Насколько мне удалось узнать - дидактический травелог явление не только не распространенное, думаю, что и не созданное, хотя попытки поработать совместно в эту сторону есть: на портале создан тематический форум “Город как место образовательных действий”."
Елена Александровна, а можно ещё так Инста Вадима Манькова , замечательный инста-блог астраханца, который фотографирует и ищет снимки того же самого места в архивах истории. Снимки ему также присылают. Чем не “Город как место образовательных действий” ?)


--------------------
I'm not a wizard, just a student ;).

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 5510
  • Регистрация: 27.11.2010
  • Из: Новосибирская область
  • Номер участника: 93856
Предупреждение

Людмила Викторовна, спасибо за то, что переживали, после 2х смен образовательных путешествий не очень-то попишешьsmile.gif Но вот старт дан и это уже хорошо!
Ваш пост о Елене Ворониной с удовольствием читала и приведенный вами "отчет" о ее экскурсии тоже, но это нужные воспоминания, пролистала Другие города, поняла, что, как она пишет о своей коллеге - "мы одной крови" ( возможно, Елена и возразит здесь...), она искала скамейку из "Мастера и Маргариты" в Москве, я тоже тут немало ищу и нахожуsmile.gif (напишу обо всем по порядку)
Да и фото с балкона мы делали примерно с одной точкиsmile.gif С интересом прочла ее зимний отчет об Артеке и хорошо было сравнить где я уже была и что видела, есть куда стремитьсяsmile.gif Но у меня нет такого экскурсовода, все больше сама..., а мне нравится!
Поразил рассказ о скале Лягушка от Юрия Ээльмаа, перешла из блога Елены...Как все в мире интересно устроено...
Побольше нам открытий и идей!

Сообщение отредактировал Елена Годунова - 18.9.2016, 8:44


--------------------
Елена Александровна Годунова, с наилучшими пожеланиями ко всем пользователям портала

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 5510
  • Регистрация: 27.11.2010
  • Из: Новосибирская область
  • Номер участника: 93856
Предупреждение

Цитата(parizhka @ 18.9.2016, 11:09)
"в традиционном виде травелог – не только документальный рассказ о поездке, экспедиции, исследовании, но повествование, подкрепленное историческими свидетельствами (зарисовками, картами)..."
и "Насколько мне удалось узнать - дидактический травелог явление не только не распространенное, думаю, что и не созданное, хотя попытки поработать совместно в эту сторону есть: на портале создан тематический форум “Город как место образовательных действий”."
Елена Александровна, а можно ещё так Инста Вадима Манькова , замечательный инста-блог астраханца, который фотографирует и ищет снимки того же самого места в архивах истории. Снимки ему также присылают. Чем не “Город как место образовательных действий” ?)

Не сразу поняла, что такое инста blink.gif
Сокращение от инстаграм...
Да, идея замечательная, такие фото сравнения по времени встречались, пара примеров есть в нашем форуме про Город как место образовательных действий и там нам Александр Баданов подсказывал как сделать самим такое интерактивное панно.
Спасибо,Динара Данияловна, за ваш пример!


--------------------
Елена Александровна Годунова, с наилучшими пожеланиями ко всем пользователям портала

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 3102
  • Регистрация: 25.9.2012
  • Из: Воронеж
  • Номер участника: 119277
Предупреждение

Когда-то привлек внимание Travel Book, нечто большее, чем дневник путешественника, потому что в его концепции заложена интеграция текста, рисунков, материальных предметов (таких как, например, билет в театр или визитка гостиницы). Полагаю, что он может выполнять и роль летописи, и роль творческого или учебного проекта.
Теперь вот травелог. Иные возможности, но из загадочности, пока окутывающей его, уже проступает огромный дидактический потенциал. И что самое замечательное - травелог дает возможность его коллективного создания, взаимодействия на его основе.

Спасибо, Елена Александровна, уверена, что благодаря Вашим трудам и наблюдениям мы обогатимся новой формой работы.

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 5510
  • Регистрация: 27.11.2010
  • Из: Новосибирская область
  • Номер участника: 93856
Предупреждение

Цитата(Елена Пономарева @ 20.9.2016, 18:44)
Когда-то привлек внимание Travel Book, нечто большее, чем дневник путешественника, потому что в его концепции заложена интеграция текста, рисунков, материальных предметов (таких как, например, билет в театр или визитка гостиницы). Полагаю, что он может выполнять и роль летописи, и роль творческого или учебного проекта.
Теперь вот травелог. Иные возможности, но из загадочности, пока окутывающей его, уже проступает огромный дидактический потенциал. И что самое замечательное - травелог дает возможность его коллективного создания, взаимодействия на его основе.

Спасибо, Елена Александровна, уверена, что благодаря Вашим трудам и наблюдениям мы обогатимся новой формой работы.

Елена Александровна, раздумываю теперь...Travel Book - это травелог напечатанный или?
Про взаимодействие на основе дидактического травелога, пожалуй, соглашусь, ведь для того он и задуман, но вот коллективное создание? Мешать будет я-концепция, на мой взгляд... Или их столкновениеsmile.gif


--------------------
Елена Александровна Годунова, с наилучшими пожеланиями ко всем пользователям портала

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 3102
  • Регистрация: 25.9.2012
  • Из: Воронеж
  • Номер участника: 119277
Предупреждение

Цитата(Елена Годунова @ 20.9.2016, 21:32)
Travel Book - это травелог напечатанный или?
Про взаимодействие на основе дидактического травелога, пожалуй, соглашусь, ведь для того он и задуман, но вот коллективное создание? Мешать будет я-концепция, на мой взгляд... Или их столкновениеsmile.gif

Только, скорее, не напечатанный, а нарисованный, написанный, наклеенный... Вот примерно как на иллюстрации в Вашем посте.
Или так:


"Что такое тревел бук знают многие рисующие коллеги. Есть даже целое движение – рисунок вместо фотоаппарата, когда впечатления именно зарисовываются разнообразными средствами – от классических красок до совершенно фантастических коллажей. Слово тревел бук произошло от английских слов travel – путешествие и book – книга. И это, пожалуй, самый увлекательный из всех разновидностей арт-журналов и тетрадей. Обычно в ход идут не только зарисовки, но и буклеты, засохшие листики растений, да и все, до чего дотянется цепкая рука собирателя впечатлений."
Источник

Но ведь фантастически здорово получается!

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 5510
  • Регистрация: 27.11.2010
  • Из: Новосибирская область
  • Номер участника: 93856
Предупреждение

Виртуальные путешествия в прошлое. Военные походы, экспедиции первооткрывателей, поездки в экзотические места от журнала Дилетант http://diletant.media/excursions/


--------------------
Елена Александровна Годунова, с наилучшими пожеланиями ко всем пользователям портала

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 5510
  • Регистрация: 27.11.2010
  • Из: Новосибирская область
  • Номер участника: 93856
Предупреждение

Еще один пример World Schooling
Цитата
Пол и Кэролайн Кинг решили, что их сыновья слишком умны, чтобы ходить в школу, и уже больше полутора лет путешествуют с ними по миру.


--------------------
Елена Александровна Годунова, с наилучшими пожеланиями ко всем пользователям портала

Новичок

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 1
  • Регистрация: 15.11.2016
  • Номер участника: 199802
Предупреждение

Елена Александровна, здравствуйте! Познакомилась с Вашей статьей. Честно говоря, вообще не слышала такое понятие как травелог. Я- географ, на уроках и при подготовке проектов использовала: Путевые заметки, Письмо из..... и т.п. Теперь обязательно попробую создать с детьми проект в виде травелога. Очень интересная идея возникла. Спасибо Вам за пояснения данного термина и разъяснения его отличий.

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 5510
  • Регистрация: 27.11.2010
  • Из: Новосибирская область
  • Номер участника: 93856
Предупреждение

Цитата(schola2009 @ 15.11.2016, 22:21)
Елена Александровна, здравствуйте! Познакомилась с Вашей статьей. Честно говоря, вообще не слышала такое понятие как травелог. Я- географ, на уроках и при подготовке проектов использовала: Путевые заметки, Письмо из..... и т.п. Теперь обязательно попробую создать с детьми проект в виде травелога. Очень интересная идея возникла. Спасибо Вам за пояснения данного термина и разъяснения его отличий.

Марина Александровна, рада вашему присоединению к нашему порталу. И вдвойне приятно, что дебютировали вы с комментария к моему посту!
Слова Йена Фрайзера как обоснование вашей будущей идеи:
Цитата
Травелог заново пробуждает в нас знания о мире, одомашнивает технологию, одомашнивает географию и одомашнивает высокий модернизм. Он делает его как бы человекоразмерным. Травелог — это жанр, который работает в масштабе человека.

Буду рада, если вы расскажите нам о реализации задуманного. И этот первый пост дидактического травелога начало большой серии, вот отсюда можно увидеть все написанное на сегодняшний день. Продолжение следует...


--------------------
Елена Александровна Годунова, с наилучшими пожеланиями ко всем пользователям портала

Новичок

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 1
  • Регистрация: 16.11.2016
  • Номер участника: 199822
Предупреждение

Очень интересная статья! Впервые услышала о травелоге. Думаю, очень интересно будет использовать его на уроках иностранного языка, особенно при изучении страноведческого материала.

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 5510
  • Регистрация: 27.11.2010
  • Из: Новосибирская область
  • Номер участника: 93856
Предупреждение

Цитата(olechka25041979 @ 16.11.2016, 12:59)
Очень интересная статья! Впервые услышала о травелоге. Думаю, очень интересно будет использовать его на уроках иностранного языка, особенно при изучении страноведческого материала.

Ольга Борисовна, да, в зарубежных школах есть такое задание подобно нашему сочинению "Как я провел лето". Но до использования травелога как письменного задания нужно и критерии оценки выработать, и поработать с учениками над содержанием его, планом, языковыми средствами и т.д, согласны?


--------------------
Елена Александровна Годунова, с наилучшими пожеланиями ко всем пользователям портала

Новичок

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 1
  • Регистрация: 16.11.2016
  • Номер участника: 199828
Предупреждение

Спасибо за интересную статью.
Было интересно услышать мнение, как реализовать данную тему на уроках не только гуманитарного, но и естественно научного направления.
С Уважением!

Статьи по этой теме

« Июнь 2017 »
ВПВСЧПС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Последние записи

Мои ссылки в блоге

Последние комментарии

Мое изображение

4 пользователей просматривает
4 гостей
0 участников
0 анонимных участников

Категории

Поиск в блоге


Наверх