Образовательная галактика Intel®

Блог Участника

Запись блога

«От экологии природы к экологии души»

Из опыта работы учителя биологии МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 города Нурлат Республики Татарстан Головенькиной Аллы Николаевны

Солнечные лучи пробиваются в классную комнату через школьное окно, стремятся показать, что на улице в разгаре весна. В этот апрельский день мои ученики щурятся от солнечного света, ленно и неторопливо строят схему в тетради «Абиотические факторы среды». Наконец, один из них, подняв руку, спрашивает: «А по этой теме мы будем делать проект?». Класс оживляется: «С презентацией?», «А можно видеоролик или фоторепортаж?». Проектная деятельность, как часть экологического образования, не новость, тем более, на уроках биологии. Просто применяя разные виды деятельности, хочется перешагнуть от стандартного понятия «экологические знания обучающихся» к осмыслению данных знаний учениками, сформировать экологическое сознание школьников. Важно, чтобы современные дети не только получали экологические знания по основным разделам «экологии», которые рассматриваются в школьном образовании не отдельным предметом, а в определенных темах школьных дисциплин, таких как география, биология, химия, физика, обществознание, история, русский язык и литература. Важно, чтобы у детей сложилось понимание и осознание того, что именно человек несет ответственность за целостность и сохранность природы, уважительное отношение к ней, чтобы они осознали себя как разумную частицу живого на Земле.

Английский писатель Джон Голсуорси сказал: «Если вы не думаете о будущем, у вас его не будет». Именно воспитание любви к природе, стремление её сохранить как частицу своего родного края, малой Родины, помочь увидеть и почувствовать красоту своей родной земли позволит формировать личность ребенка, неравнодушного к проблемам окружающего мира, способного защищать и возобновлять природные богатства. Экологические знания бесполезны, если не произошла экологизация сознания, если не затронута в педагогическом процессе эмоциональная сфера. Экологическое воспитание способствует прививать детям общечеловеческие ценности, ценности гуманистического характера: например, понимание жизни – как высшей ценности; ценности природы; ответственности человека за судьбу биосферы и природы Земли.

На мой взгляд, развивать чувство ответственности нужно с малого – уметь любить свой дом, улицу, село, город. Любить не на словах, а на деле: мы учимся и трудимся ради процветания нашей Родины. Удивляет порой, что глобальные проблемы всего мира дети знают лучше, чем экологические проблемы, охватившие их местность.

Понятие «экология» введено немецким ученым Эрнстом Геккелем и переводится с греческого языка как «наука о доме». Так почему же до сих пор мы так небрежны в своих заботах о нашем «доме»?

В школе с 2011 года организованно экологическое движение «Эйлен – Белен», в переводе с татарского языка – «хоровод». Мои ученики поясняют, что хоровод это образ сплоченности, совместной командной деятельности. Распространёнными формами работы с обучающимися являются: создание проектов (например, «Красная книга РФ и РТ», «Сохраним родники», «Экологические проблемы Земли Нурлатской»); публикация эссе и стихотворений на экологическую тематику; проведение акций («День Земли», «День Воды», «День птиц»); совместные мероприятия с родителями («Река – радость души», «Лес – источник здоровья», «Правила поведения отдыхающих на природе»); создание эмблем и эскизов книг. Участники экологического движения ежегодно проводят мероприятия «Сохраним леса Татарстана», «Больше кислорода» в ходе которых сажают липы, рябины, сосны, клены увеличивая количество древесных насаждений в черте города и близлежащих деревень. Так, в мае 2014 г., в деревне Бикулово Нурлатского района Республики Татарстан, высажено около 500 молодых сосен. А реализация проектов «Не зеленый парк» и «Красивая школа» силами активистов движения «Эйлен – Белен» позволила превратить территорию городского парка и школы в цветущую зону с ранней весны до поздней осени. В весенне – летний период участники экологического движения занимаются очисткой территории водоемов и оврагов, строят и размещают скворечники в черте города и на окраинах, проводят экологические акции с населением «Почему нельзя собирать березовый сок», «Берегите природу от пожара».

Я уверена, что подобные природоохранные мероприятия, созидательный труд по сохранению гармонии с окружающей средой способствуют формированию активной, инициативной позиции обучающихся, формированию творческого мышления, исследовательских и рефлексивных навыков, развитию культуры личности.

Большую роль в экологическом воспитании могут сыграть интегрированные уроки, уроки с творческим домашним заданием, уроки с нестандартной формой проведения. Не только на уроках биологии можно включать следующие виды работ направленных на развитие экологического мировоззрения:
-дискуссии, экологические бои, защита проектов и презентаций;
-анализ стихотворений о природе, животных, растениях;
-конференции по произведениям М.Пришвина, К.Паустовского, В.Астафьева, В.Распутина;
-творческие работы по теме: «Биология в искусстве», «Мир биологии в живописи», «Что бы стало с природой, если б не было человека?».

Цель таких уроков - приобретение системы знаний и ценностей через погружение в определенную область, создание межпредметного диалога, осознание целостности картины мира и человека.

В летний период, когда учебники заброшены на полки, нет обязательных домашних заданий и каждый день, словно длительный выходной, познавательная активность в экологическом образовании школьников в самом разгаре. Как не упустить возможность войти в мир звуков и запахов? Лето – это время открытий! На базе летнего оздоровительного лагеря, мной, как учителем биологии, организуются экологические тропы. Экологическая тропа - это исследовательская экскурсия, как правило, поэтапная, многодневная, которая не только дает практический опыт понимания экологических связей, единства природных компонентов, но и стимулирует больше видеть, знать, больше чувствовать, обогащает духовную жизнь детей. Обыкновенный соседний лес превращается в лабораторию открытий! Непременное и постоянное взаимодействие с природой, познание, сопереживание не только человеку, но всему живому, творческая самостоятельная мысль о целостности природы, вот, на мой взгляд, главное в экологическом становлении души ученика. Ненавязчиво и доступно, занимательно и интересно продолжаются занятия в летний период! И ученик уже в прямом смысле - активный участник процесса познания природы. Экологические тропы разновозрастные:
-для младших школьников – «Внимание, муравейник», «Растения моего двора», «Деревья в городском парке», «Почему листья такие разные?»;
-для учащихся среднего звена – «Биотоп смешанного леса», «Голоса птиц», «Растения левого и правого берегов реки Кондурча»;
-для учеников старшего школьного возраста - «Суточные биоритмы насекомых луга», «Асимметрия листьев березы».

Умение видеть красоту и богатство родной природы, осознавать влияние человека на многообразие растительного и животного мира, на преобразование планеты будет пробуждать в детях чувство ответственности за сохранение каждого её объекта как неповторимой ценности.
Веселый солнечный луч не устает биться в школьное окно. Он дарит свет, тепло, приглашает к познанию, он, как и мы - часть природы. То, что мы, учителя, заложим в душу учеников сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью!

Комментарии

Новичок

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 2
  • Регистрация: 14.7.2014
  • Номер участника: 154146
Предупреждение

Коллеги, а у Вас в каких формах работает экологическое движение?

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 116
  • Регистрация: 19.3.2011
  • Из: Г.Нурлат Татарстан
  • Номер участника: 96098
Предупреждение

Экология.Сейчас люди всей планеты слышат его по телевидению, по радио, читают в газетах, в Интернете. Свалки, наступающие пустыни, загазованность, вымирающие растения и животные, парниковый эффект … Изменить ситуацию можно, только изменив свой образ жизни и мыслей.

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 3102
  • Регистрация: 25.9.2012
  • Из: Воронеж
  • Номер участника: 119277
Предупреждение

Алла Николаевна, Вы перечислили интересные формы работы с детьми, мероприятия, с которыми хочется познакомиться поближе.

А из этих проектов и работ есть что-нибудь представленное в сети? Вы могли бы дать ссылки?
Спасибо!

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 658
  • Регистрация: 13.4.2011
  • Из: Томск Россия
  • Номер участника: 96864
Предупреждение

Алла Николаевна! Хотелось бы увидеть фото с ваших мероприятий, как , например, " Экологическая тропа". Спасибо.


--------------------
С уважением, Валентина Филатова

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 130
  • Регистрация: 19.10.2012
  • Из: Самара
  • Номер участника: 122086
Предупреждение

АЛЛА НИКОЛАЕВНА!
Публикации на Галактике отличаются от публикаций на других образовательных порталах тем, что раскрывают для ее обитателей формы работы может и известные по сути, но связанные с IT-технологиями и поэтому "играющие" по новому.
Я очень рада тому, что на Галактике биологов прибавляется, ждем от Вас новых материалов!

Сообщение отредактировал Ирина Панфилова - 17.7.2014, 13:54


--------------------
Ирина Панфилова

Новичок

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 2
  • Регистрация: 14.7.2014
  • Номер участника: 154146
Предупреждение

Здравствуйте, например, http://golovenkina.info/projects/show/2

Новичок

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 2
  • Регистрация: 14.7.2014
  • Номер участника: 154146
Предупреждение

http://golovenkina.info/photo/
Фото с экологических мероприятий и не только)

Новичок

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 1
  • Регистрация: 1.12.2016
  • Номер участника: 200504
Предупреждение

В нашей школе работает школьное лесничество, руководителем которого я являюсь.
Направление деятельности:
- создание экологической тропы,
- участие школьников в опытно-исследовательской работе,
- участие в посадке лесных культур, дополнению лесных культур,
- пропаганда среди населения знаний о лесе, о необходимости сохранения природы: распространение буклетов и листовок с лесоохраной тематикой,
- организация и проведение открытых уроков, праздников, экскурсий, выставок, конкурсов природоохранной направленности,
- защита муравейников, изготовление и развешивание гнездовий,кормушек для птиц,
- участие в озеленении города,
- участие в сборе еловых и сосновых шишек, желудей.

Новичок

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 1
  • Регистрация: 1.12.2016
  • Номер участника: 200504
Предупреждение

В нашей школе работает школьное лесничество, руководителем которого я являюсь.
Направление деятельности:
- создание экологической тропы,
- участие школьников в опытно-исследовательской работе,
- участие в посадке лесных культур, дополнению лесных культур,
- пропаганда среди населения знаний о лесе, о необходимости сохранения природы: распространение буклетов и листовок с лесоохраной тематикой,
- организация и проведение открытых уроков, праздников, экскурсий, выставок, конкурсов природоохранной направленности,
- защита муравейников, изготовление и развешивание гнездовий,кормушек для птиц,
- участие в озеленении города,
- участие в сборе еловых и сосновых шишек, желудей.

Новичок

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 1
  • Регистрация: 1.12.2016
  • Номер участника: 200504
Предупреждение

В нашей школе работает школьное лесничество, руководителем которого я являюсь.
Направление деятельности:
- создание экологической тропы,
- участие школьников в опытно-исследовательской работе,
- участие в посадке лесных культур, дополнению лесных культур,
- пропаганда среди населения знаний о лесе, о необходимости сохранения природы: распространение буклетов и листовок с лесоохраной тематикой,
- организация и проведение открытых уроков, праздников, экскурсий, выставок, конкурсов природоохранной направленности,
- защита муравейников, изготовление и развешивание гнездовий,кормушек для птиц,
- участие в озеленении города,
- участие в сборе еловых и сосновых шишек, желудей.

Новичок

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 1
  • Регистрация: 1.12.2016
  • Номер участника: 200504
Предупреждение

В нашей школе работает школьное лесничество, руководителем которого я являюсь.
Направление деятельности:
- создание экологической тропы,
- участие школьников в опытно-исследовательской работе,
- участие в посадке лесных культур, дополнению лесных культур,
- пропаганда среди населения знаний о лесе, о необходимости сохранения природы: распространение буклетов и листовок с лесоохраной тематикой,
- организация и проведение открытых уроков, праздников, экскурсий, выставок, конкурсов природоохранной направленности,
- защита муравейников, изготовление и развешивание гнездовий,кормушек для птиц,
- участие в озеленении города,
- участие в сборе еловых и сосновых шишек, желудей.

Новичок

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 1
  • Регистрация: 1.12.2016
  • Номер участника: 200504
Предупреждение

В нашей школе работает школьное лесничество, руководителем которого я являюсь.
Направление деятельности:
- создание экологической тропы,
- участие школьников в опытно-исследовательской работе,
- участие в посадке лесных культур, дополнению лесных культур,
- пропаганда среди населения знаний о лесе, о необходимости сохранения природы: распространение буклетов и листовок с лесоохраной тематикой,
- организация и проведение открытых уроков, праздников, экскурсий, выставок, конкурсов природоохранной направленности,
- защита муравейников, изготовление и развешивание гнездовий,кормушек для птиц,
- участие в озеленении города,
- участие в сборе еловых и сосновых шишек, желудей.

Новичок

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 1
  • Регистрация: 1.12.2016
  • Номер участника: 200504
Предупреждение

В нашей школе работает школьное лесничество, руководителем, которого я являюсь.
Направление деятельности:
- создание экологической тропы,
- участие школьников в опытно-исследовательской работе,
- участие в посадке лесных культур, дополнению лесных культур,
- пропаганда среди населения знаний о лесе, о необходимости сохранения природы: распространение буклетов и листовок с лесоохраной тематикой,
- организация и проведение открытых уроков, праздников, экскурсий, выставок, конкурсов природоохранной направленности,
- защита муравейников, изготовление и развешивание гнездовий,кормушек для птиц,
- участие в озеленении города,
- участие в сборе еловых и сосновых шишек, желудей.

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 2213
  • Регистрация: 3.11.2015
  • Номер участника: 182785
Предупреждение

Цитата(Ирина Панфилова @ 17.7.2014, 13:52)
АЛЛА НИКОЛАЕВНА!
Публикации на Галактике отличаются от публикаций на других образовательных порталах тем, что раскрывают для ее обитателей формы работы может и известные по сути, но связанные с IT-технологиями и поэтому "играющие" по новому.
Я очень рада тому, что на Галактике биологов прибавляется, ждем от Вас новых материалов!

С удовольствием изучила бы и старые материалы Аллы Николаевны. smile.gif Пока смотрела только одну видеозапись урока на финале конкурса. Применяла даже один прием на уроке, но не хватило энергетики, чтобы использовать постоянно.

Алла Николаевна - абсолютный победитель конкурса "Учитель года - 2014". Жаль, что на Галактику она пока не вернулась. Спасибо новичкам, что нашли эту публикацию.

Сообщение отредактировал Green - 1.12.2016, 18:17

Статьи по этой теме

« Июль 2017 »
ВПВСЧПС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Последние записи

Мои ссылки в блоге

Последние комментарии

Мое изображение

0 пользователей просматривает
0 гостей
0 участников
0 анонимных участников

Категории
Все категории
Главное сообщество
Учебное оборудование и ПО
Учебное программное обеспечение
Учебные материалы и методики
Учебные методики
Общие темы
Конкурсы
Новости Edu Galaxy
Управление образованием
Клуб 1:1
Как родитель - родителю...
Конкурс Intel ISEF и воспитание юных талантов
Программа «Учимся с Intel»
Вебинары
Робототехника
Школа будущего
Доклады конференции
Дневник конференции
Intel® Education Solutions
Истории успеха
Дневники мероприятий
Intel® Education Software
Образовательная конференция Красноярского края
Архив wikiexpert
Учитель-родителю
Региональная конференция "Образовательная галактика в Республике Татарстан"
Региональная конференция "Образовательная галактика в Казахстане"
Образовательная галактика в Удмуртской республике
Образовательная галактика в Псковской области
Образовательная галактика Пермского края
Образовательная галактика Свердловской области
Образовательная галактика в ЯНАО
Образовательная галактика в Новосибирской области
Образовательная галактика в Украине
Образовательная галактика в Ульяновской области
Конкурс блогов сообщества
Ultrabook - учителю
Осенние каникулы 2013 на Галактике
Школьная информатизация от А до Я
Школьная информатизация от А до Я
Мартовские каникулы 2014
Мобильная среда обучения и современное образование - Краснодар 2014
2-я международная он-лайн конференция "Новая школа: Мой маршрут"
Конференция "Инновации для образования"

Поиск в блоге


Наверх