Образовательная галактика Intel®

Блог Участника

Запись блога

Фейки в образовании?

На Галактике в свое время был проведен мастер-класс, тема которого будет актуальна до тех пор, пока есть интернет, и о котором стоит почитать в следующих постах:
Библиотекари учатся соблюдать авторские права, отличать фейк от факта и продолжают визуализировать информацию.
Мастер-класс "Библиотекарь в медийной войне". Подводим итоги
Обязательно посетите и познакомьтесь с материалами самого мастер-класса "Библиотекарь в медийной войне". Автор: Подъяпольская Ольга Игоревна

Цель данного мастер-класса - это донести до пользователя тот факт, что в интернете часть информации является фейком.
Что же такое фейк? Содержательно сленговый термин "фейк" (англ. fake) означает подлог, подделку, фальсификацию чего-либо. Источник.

Есть фейковые:
  • программы
  • сайты
  • почтовые ящики
  • новости
  • аккаунты (в Facebook, Одноклассниках, ВКонтакте )


Цель фейков одна – получение материальной и моральной выгоды через информационное мошенничество.
Годом появления фейков называют 1996 год, когда в нашу реальность вошел термин "фишинг".

Как может выглядеть медиа-фейк?
Ольга Игоревна привела следующие примеры:
«Самый короткий страшный рассказ в двух предложениях – это рассказ Фредерика Брауна «Стук в дверь»: «Последний человек на Земле сидел в комнате в полном одиночестве. Раздался стук в дверь...». Собрал этот информационный фейк больше 12000 лайков.
На самом деле рассказ Брауна несколько длиннее, с более позитивным содержанием, с которым можно ознакомиться в Библиотеке Максима Мошкова.

«Однажды к Эрнеcту Резерфорду, президенту Королевской академии, обратился коллега за помощью. Он собирался поставить самую низкую оценку по физике одному из своих студентов, в то время как тот утверждал, что заслуживает высшего балла.... Студент этот был Нильс Бор (1885–1962), датский физик, лауреат Нобелевской премии 1922 г.» Полный текст фейка.
На самом же деле Нильс Бор познакомился с Резерфордом в 1911 году, уже будучи доктором наук. И описываемым студентом быть не мог. Вот опровержение ВКонтакте.

«Знаменитый бриллиант Голубое сердце, который носила Кейт Уинсле в фильме "Титаник". Он был найден в южноафриканской шахте Премьер. Этот бриллиант весит 30,82 карат и был огранен в Париже в 1909 году. С тех пор его многократно перепродавали. Он был во владении ювелирного дома Картье и многих других ценителей. В данный момент Голубое сердце находится в США в бриллиантовой коллекции одного из музеев».
Такого камня не существовало, и в фильме "Титаник" использовался вымышленный камень.

Признаки информационного фейка:
  • первоисточник (официальная информационная площадка) реального факта или информации не идентифицируется;
  • сомнительная история информационного источника;
  • низкое качество публикуемого в первоисточнике контента;
  • недоверие к автору, или невозможность его идентификации (сетевая анонимность);
  • боты и информационный «выброс».


Как быть?
Есть сервисы, которые позволяют найти изображения, определить степень их подлинности, например, http://tineye.com/, izitru.com/.
Есть инструменты, которые помогают получить предварительную оценку содержания поискового запроса для выбора дальнейшего направления поиска и анализа информации (Википедия, StopFake и т.д.).

Но оказывается, что фейки можно делать самим в контексте развития личностной и массовой медийной грамотности.
В качестве примера приведу конкурс «Научный квест», реализуемый в рамках проекта «Школьная лига РОСНАНО».

Существует проект «Fakebook», который нужно рассматривать как инструмент изучения истории, в рамках которого участники создают страницы, аналогичные страницам Facebook, но от лица различных исторических деятелей или литературных персонажей (фейки).
Участники сами загружают информацию о вымышленном или историческом/литературном персонаже: посты, фотографии, данные, видео, ссылки.
Создать такую страницу может любой желающий без регистрации.


Обратите внимание, что добавлять картинки с рабочего стола компьютера, изменять обложку и сохранять изменения можно в том случае, если вы напишите минимум 5 постов.
После сохранения всех изменений, вам будет предложено создать пароль для входа и редактирования страницы.
Также вы получите ссылку-адрес вашей страницы в Fakebook, эту ссылку вы можете выложить в социальных сетях своим ученикам.



Созданную страницу можно распечатать и принести на урок.
Как вариант работы на уроке, учащиеся могут выбрать уже созданную страницу исторического персонажа и обсудить ее, найти достоверные и ложные факты, привести доказательства, обсудить всевозможные теории и гипотезы. Галерея персонажей



Например, исторический персонаж Иван IV Грозный
Таким образом, можно попробовать научить учащихся отличать вымысел от правды. Или нет?


Полезные материалы
13 способов обнаружить фейка.
Осторожно, Фейк!
Достоверность и ее оценка.
Как правильно искать в Google (1).
Как правильно искать в Google (2)
Педагогические аспекты формирования медийной и информационной грамотности.
Fakebook как инструмент изучения истории.
Поучительная история, как важно действительно уметь пользоваться Google’ом, рассказанная Альбертом Эйнштейном в 1954 году
Рождественская Л.П. Поиск вместе с Google. Каким может быть курс по поиску для школьников?
Рождественская, Л.П. Формирование навыков функционального чтения. Пособие для учителя.
Шперх Анатолий. Как оценить достоверность результатов поиска?

Теги к этой записи:

Комментарии

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 721
  • Регистрация: 24.6.2011
  • Из: Свердловская область, г. Верхотурье
  • Номер участника: 108080
Предупреждение

Забыла упомянуть, что Ярмахов Борис Борисович пробовал узнать, смогут ли пользователи Галактики отличить фейк.
Пост Неизвестная фотография Пушкина


--------------------
С уважением, Дегтярева Елена

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 5510
  • Регистрация: 27.11.2010
  • Из: Новосибирская область
  • Номер участника: 93856
Предупреждение

По ссылке на материал А.Шперха видно следующее:


Он очень активно продвигает тему информационной релевантности и правдивости, у него есть множество презентаций в тему и в фейсбуке он постоянно задает задачки своим фолловерам.
В частности, здесь он рассматривает вопрос поиска информации и ее использования шире, чем только поиск фейков


--------------------
Елена Александровна Годунова, с наилучшими пожеланиями ко всем пользователям портала

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 947
  • Регистрация: 20.8.2012
  • Из: Нижний Тагил
  • Номер участника: 117773
Предупреждение

Возможности «Fakebook» меня очень привлекают! прошлым летом я участвовала в проекте, где нужно было создать страницу ВКонтакте от лица литературного героя. Пожалуй, в «Fakebook» это сделать было бы еще интереснее )))


--------------------
Вы полагаете, всё это будет ...

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 721
  • Регистрация: 24.6.2011
  • Из: Свердловская область, г. Верхотурье
  • Номер участника: 108080
Предупреждение

Цитата(Елена Годунова @ 21.5.2016, 12:21)
По ссылке на материал А.Шперха видно следующее:


очень жаль sad.gif


--------------------
С уважением, Дегтярева Елена

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 721
  • Регистрация: 24.6.2011
  • Из: Свердловская область, г. Верхотурье
  • Номер участника: 108080
Предупреждение

Цитата(Наталь_я @ 21.5.2016, 12:42)
Возможности «Fakebook» меня очень привлекают! прошлым летом я участвовала в проекте, где нужно было создать страницу ВКонтакте от лица литературного героя. Пожалуй, в «Fakebook» это сделать было бы еще интереснее )))


да, действительно, было бы интересно smile.gif
можно попробовать и сейчас wink.gif


--------------------
С уважением, Дегтярева Елена

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 1272
  • Регистрация: 29.6.2011
  • Из: г. Ижевск
  • Номер участника: 108227
Предупреждение

Честно говоря, Елена, термин "фейк" мною употреблялся всегда с негативным оттенком.
Никогда не думала о том, чтобы применить фейки в образовании. А ведь, интересно же!
Какой широкий диапазон: квесты, интеллектуальные игры, открытые задачи, начинающиеся с фейка, задачи по поиску....
Уже заерзала smile.gif Если бы не всепоглощающая акция "После звонка все только начинается", взялась бы уже сейчас.
Но не кладу в долгий ящик. Обязательно скоро к этому вернусь.
Положила Ваш пост в закладки.


--------------------
С наилучшими пожеланиями, Лора Кравченко

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 721
  • Регистрация: 24.6.2011
  • Из: Свердловская область, г. Верхотурье
  • Номер участника: 108080
Предупреждение

Цитата(LaraKrav @ 22.5.2016, 10:43)
Честно говоря, Елена, термин "фейк" мною употреблялся всегда с негативным оттенком.
Никогда не думала о том, чтобы применить фейки в образовании. А ведь, интересно же!
Какой широкий диапазон: квесты, интеллектуальные игры, открытые задачи, начинающиеся с фейка, задачи по поиску....
Уже заерзала smile.gif Если бы не всепоглощающая акция "После звонка все только начинается", взялась бы уже сейчас.
Но не кладу в долгий ящик. Обязательно скоро к этому вернусь.
Положила Ваш пост в закладки.


Лора, у меня такое же отрицательное отношение к фейкам, оно и осталось, ведь ущерб от них никуда не деть, но чтобы научиться отличать правду от лжи, стоит попробовать и фейкбук.


--------------------
С уважением, Дегтярева Елена

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 839
  • Регистрация: 23.6.2014
  • Из: г. Гродно, Беларусь
  • Номер участника: 153704
Предупреждение

Цитата(lea_83 @ 22.5.2016, 12:55)
чтобы научиться отличать правду от лжи, стоит попробовать и фейкбук.

А ведь здесь и с психологической точки зрения интересный момент есть - предложить своему классу создать такую фейк страницу и посмотреть, за какую личность зацепятся дети, узнать, почему именно за эту.

Статьи по этой теме

« Июль 2017 »
ВПВСЧПС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Последние записи

Мои ссылки в блоге

Последние комментарии

Мое изображение

24 пользователей просматривает
24 гостей
0 участников
0 анонимных участников

Категории

Поиск в блоге


Наверх