Образовательная галактика Intel®

Блог Участника

Запись блога

Итоги тренинга Педагогические секреты учебных ситуаций

Я рада, что не ошиблась с выбором - это именно то, что мне и было необходимо для профессиональной деятельности, своеобразный творческий "пинок". Было трудно, но и интересно!
Отзыв Зыковой Т.В., МБОУ ДПО "Центр развития образования города Саянска", методист

Традиционный урок длится 45 минут, учебная ситуация - от 7 минут в начальной до 20 минут в старшей (до получаса в высшей) школе. Чем отличается проектирование урока от проектирования учебной ситуации? Тем же, чем отличается съемка полнометражного фильма, от постановки одного эпизода. Мы иногда из фильма помним несколько интересных эпизодов и уже потому, что их помним, считаем фильм удачным. Так и урок - состоит из серии учебных ситуаций. Даже одна хорошая учебная ситуация делает урок успешным. Чтобы в условиях введениях ФГОС научиться проводить уроки на основе системно-деятельностного подхода, нужно научиться проектировать применение этого подхода в короткой учебной ситуации.

В нормативных документах про учебную ситуацию написано крайне мало: Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают своё описание и т. д., частично запоминают (взято из документа “Систематизированное описание учебных задач и ситуаций, обеспечивающих возможность реализации системы внутренней оценки; дидактические и раздаточные материалы“).

Исследовать эту тему в рамках тренинга заявились свыше 100 человек. Описали свой Замысел учебной ситуации 43 человека. Завершили разработку 15 человек. Для дистанционного тренинга это хороший показатель.

Финалистам удалось составить логическую схему каждой учебной ситуации, в которой совпали:
1) проблемный вопрос с выводами. На тренинге удалось привлечь внимание участников к этим двум очень важным признакам качества учебного процесса. Авторами были предложены открытые, интересные, проблемные вопросы и получены глубокие, продуманные ответы на них.
2) задания учителя с работой ученика. Новым было составление заданий по таксономии Б.Блума. Составление многоуровнего задания вызвало затруднение у некоторых участников, но в тоже время большинство участников сошлись во мнении, что такой подход “ставит мозги на место”.
3) ожидаемые результаты с инструментами оценивания. Если для начальной школы термины ФГОС, описывающие результаты обучения, стали уже привычными и понятными, то для педагогов основной школы все еще является зыбкой грань между Личностными и Метапредметными, между Метапредметными и Предметными. На тренинге удалось развести эти понятия. Очень удачно этот тренинг сочетался с интерактивным Курсом “Оценивание в классе 21 века" в Программе Intel® «Обучение для будущего» из серии «Элементы». Именно благодаря Библиотеке оценивания многие участники смогли составить план оценивания учебной ситуации и посоветовать инструменты своим коллегам.

Для обмена опытом, хочу описать приемы проведения тренинга. В основном были использованы подходы, лежащие в основе проведения основного курса :
  1. цикличность в разработке и постоянное улучшение материалов,
  2. рефлексия по итогам каждого этапа,
  3. обязательное взаимное обсуждение материалов друг друга по стратегии 3-2-1. Эта стратегия очень понравилась участникам, хотя сначала было очень сложно.
  4. сбор всех методических материалов в одном месте. Для участников тренинга - это интерактивный методический кабинет (ИМК) “Учебные ситуации”. Благодаря тренингу этот ИМК пополнился коллекцией качественных учебных ситуаций.

Наряду с адаптированными заимствованиями из V.10 были использованы идеи массовых открытых дистанционных курсов:
  • Так система накопления баллов была построена на взаимном начислении, ведущий участвовал в комментировании материалов, но оценивание друг друга выполняли сами участники. Цель этой работы в формировании коммуникативных УУД. Ведь известно, что научить детей можно тому, что умеешь сам(а). В предложенных обстоятельствах педагоги могли закончить тренинг, если помогали друг другу и оценивали друг друга. Такие правила меняли характер коммуникаций, они (правила) стали стимулом для обмена профессиональным знанием и опыта.
  • Разделение большого числа участников на микрогруппы по 5 человек. Для каждой микрогруппы была создана отдельная ветка форума для обсуждения работ друг друга. Для оптимальной работы группа должна состоять из активных участников. К сожалению, часть участников покинули тренинг. Им была направлена анкета. Из ответов стало ясно, что основной причиной прерывания работы были: нехватка времени (80% ответивших), Проблемы с интернетом, компьютером (15%), Не рассчитал(а) силы (5% ответивших). Решением вопроса стало объединение групп.

При подведении итогов участники отмечают, что тренинг оказался сложным, но очень полезным и содержательным. Секреты были рассекречены! Даже выбывшие участники в итоговой рефлексии отмечают, то получили новый импульс в профессиональном развитии и считают себя участниками уже нового (будущего) тренинга!

При повторном проведении данного тренинга четверо участников готовы стать соведущими! Значит этот тренинг будет проведен еще раз!!!
Статьи по этой теме

« Июнь 2017 »
ВПВСЧПС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Последние записи

Мои ссылки в блоге

Последние комментарии

1 пользователей просматривает
1 гостей
0 участников
0 анонимных участников

Категории

Поиск в блоге


Наверх