Образовательная галактика Intel®

Блог Участника

Запись блога

Учебный сетевой проект как игрофицированная система для старших школьников

Наши дети - активные геймеры. К девятому класссу, а тем более к одиннадцатому, за плечами школьника годы, проведённые за аркадами, шутерами, адвенчурами и гонками. Дети по мнению Джейн Макгонигал, получают в компьютерных играх новые игровые профессии. Как можно учесть игровой опыт старшеклассников (9-11 класс) при разработке учебного сетевого проекта? Как влияет игровая предрасположенность действовать определённым образом на требования к УСП?

Это типология игроков Ричарда Бартла. Узнала я о ней в курсе Игрофикация, который проводится на платформе stepic.org с 16 мая 2016 г. по 11 июня 2016 г.

Опишу как, по- моему мнению, каждый игровой тип будет вести себя в учебном сетевом проекте. Даже если я не во всём права, идея рассматривать учебный сетевой проект как игрофицированную систему, мне кажется очень перспективной.

Тип 1 - Киллеры. Стремятся оказывать воздействие на других участников. Ученики с таким характером стараются всячески «подначивать», «задирать» других участников, любят соревноваться и занимать первые места. Они ценят навык, влияние, доминирование. Они обожают соревнования, турниры в режиме реального времени и рейтинги, ненавидят рутину, по натуре одиночки. Их раздражают энциклопедии, обучалки. Они будут счастливы, если вы за опыт прошлых УСП доверите им модерировать форум или группу в социальной сети. Автору УСП очень повезёт, если в проекте будет участвовать хоть один "Киллер". Он "вытащит" из вашего замысла всё, что есть и запросит новые возможности, о которых вы даже не подозревали. Если у вас есть анкеты обратной связи, то именно Киллеры напишут вам все упущенные возможности для повышения качества вашего УСП. Есть мнение (И. Нефедьев), что на киллеров-то наша система не заточена. Соревнований непосредственно с людьми (олимпиады, спорт) в школе сравнительно мало. Больше гораздо возможностей воздействовать на "игровой мир" - то, чем занимаются карьеристы.

Тип 2 - Исследователи . Стремятся узнать максимум информации о теме УСП, изучают все страницы сайта УСП, все предложенные "полезные ссылки" и результаты работы других команд. Получает знания из разных источников, обладает очень широким кругозором. Для таких участников важно наличие вызова для ума и многообразие содержательного, научного, достоверного контента. Они ориентированы на знание, на изучение приёмов работы с интернет-сервисами, методы учебного исследования и возможности развития проекта. Исследователи не любят рейтинги. Исследователи пишут содержательные комментарии, т.к. считают это своим долгом smile.gif Они оценят "Пасхальные яйца" в УСП (сюрпризы для внимательных игроков). Они могут сами генерировать контент для УСП не хуже, а иногда и лучше Автора. Важно быть готовым к такому сотрудничеству и поощрять его.

Тип 3 - Карьеристы. Стремятся заработать максимум "плюшек" за своё участие, собрать все возможные награды, показывающие его статус и знания. Именно они ценят значки, байджики, баллы и призы. Они охотно взаимодействую только с тем, кто помогает поднять повысить личные накопления (любых наград, ресурсов), т.е. с другими Карьеристами. Ученики типа Карьеристы очень аккуратно ведут своё портфолио, заботливо складывают туда сертификаты, дипломы и сотрудничают с теми, кто разделяет эти цели. Социализаторов Карьеристы используют как источник информации. Продвинутых Исследователей Карьеристы используют для решения своих задач. Киллеров Карьеристы недолюбливают, т.к. они будут "задираться" - напасть для демонстрации своего превосходства, а это отвлекает от решения текущих задач.

Тип 4 - Социализаторы. Стремятся завести разговоры с другими участниками из других команд, стараются узнать о них больше и получают удовольствие от общения. УСП для многих из них – не больше, чем тема для общения. Это коммуникабельные, всегда готовые поболтать, ученики. Они любят общение, отношения, популярность. Они любят выделиться. Для них обязательно нужны конкурсы, чаты, флешмобы, форумы. Они будут рады, если проект будет проходить в социальных сетях. Они оценят возможность задать вопрос ведущему. Вам повезёт, если к вам "придут" Социализаторы. Они вдохнут в проект жизнь, сделают ему рекламу. Вы получите кучу лайков, они создадут ощущение, что вы создали самый лучший в мире УСП smile.gif

Чтобы лучше понять игровые роли, посмотрите схему ниже.

Она взята из модуля по Мотивации в курсе Игрофикация (stepic.org)

Думаю, что эта классификация важна для УСП для учеников старших классов.
Каких участников придёт в УСП больше, мы не знаем. Может быть 100% - исследователей.
Может быть дети, не играющие в компьютерные игры, вообще не овладели игровыми профессиями!
Многие по ошибке думают, что компьютерные игры - это вселенское зло. А ведь это Школа, где дети овладевают новыми, неведомыми для нас, цифровых эмигрантов профессиями smile.gif

Осмысление этой типологии поможет, на мой взгляд, Автору избежать "перекосов" в планировании УСП!
1) Сделав УСП дружелюбным к Карьеристам, и используя в плане формирующего оценивания только таблицу продвижения (рейтинга), вы, тем самым, побуждаете участников тратить всё свое время в поисках наилучшей тактики для улучшения своего рейтинга, и присутствие других участников станет никому не нужным. В результате получаем гонку за сертификатами.
2) Если главным в УСП - это учебное исследование, то это добавляет проекту глубины и интереса, но лишает жизни. Впечатляющие индивидуальные исследования делают ненужной большое число игроков. В результате получаем локальный проект.
3) Вы хотите сделать УСП привлекательным к Социализаторам? Добавили побольше чатов, форумов и социальных сетей? Попрощайтесь с учебной работой и работой вообще. Чат будет работать 24 часа в сутки, а работа остановится.
4) Сделать акцент на киллерах сложнее, поскольку они паразитируют на трех остальных типах участников. На кого же им нападать?

Вопрос качественного УСП - это вопрос баланса.
Выходом может стать разработка УСП, ориентированного на все 4 типа участников. Кроме того, Автору важно иметь несколько запасных заданий, которые можно вводить для регулирования работы в проекте.

Всё это, конечно, имеет значение, если в проекте участвуют дети, а не учителя sad.gif
Именно в УСП для 9-11 классов ученики могут участвовать в учебное время, но без учителя.
Поэтому важно понять: каким должен быть УСП для старшеклассников?

Материалы по теме:
Роли учеников в УСП
От серьёзности к игре
Кому нужно дистанционное обучение: учителю или ученику, а может быть администрации школы?
Геймификация дистанционного обучения
Игровые технологии в образовании
Подводим итоги и ищем пути улучшения тренинга Педагогические секреты учебных ситуаций (осмысление игрофикации тренинга)

При подготовке адаптированной классификации, использовала статью Психотипы Бартла и балансировка аудитории
Информация по стилям взаимоотношениям между участниками разных типов взята из материалов курса Игрофикация (stepic.org).

Комментарии

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 721
  • Регистрация: 24.6.2011
  • Из: Свердловская область, г. Верхотурье
  • Номер участника: 108080
Предупреждение

Попробую поразмышлять над вопросом: каким должен быть УСП для старшеклассников?

Проект должен давать свободу действий, ограниченную временными рамками. Я имею ввиду свободу поиска, выполнение заданий не в предложенных сервисах, а в тех, которые больше нравятся участникам, при условии, что это оправданно.

В проекте должно быть интересное игровое исследование с поощрениями, с баллами, с "карьерным" ростом.

Возможность внести корректировку в УСП, если будут идеи от участников.

Обязательно наличие форума, где можно "тусоваться" всем участникам, где за полезный комментарий +1 балл, за помощь коллеге +2 балла.

Результатом участия должно стать что-то стоящее, что можно потрогать, показать, похвастаться перед другими, например, мобильное приложение или 3d модель, распечатанная на 3d принтере, собранный робот или программа-помогатор по предмету.



--------------------
С уважением, Дегтярева Елена

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 1183
  • Регистрация: 10.4.2010
  • Из: Новосибирск
  • Номер участника: 84512
Предупреждение

Как любопытно всех расклассифицировали... наверное, по учительской привычке приводить всё в порядок, распределять и классифицировать... Но мне кажется, что в "чистом виде" такие яркие представители каждой группы встречаются не часто. В основном, один и тот же индивид обладает несколькими способностями (может и поболтать, и поработать) biggrin.gif

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 137
  • Регистрация: 27.8.2010
  • Из: Новокузнецк
  • Номер участника: 86153
Предупреждение

Цитата(rat @ 13.6.2016, 7:56)
Как любопытно всех расклассифицировали... наверное, по учительской привычке приводить всё в порядок, распределять и классифицировать... Но мне кажется, что в "чистом виде" такие яркие представители каждой группы встречаются не часто. В основном, один и тот же индивид обладает несколькими способностями (может и поболтать, и поработать) biggrin.gif

Елена, Гиппократ еще 2500 лет назад разделил людей на холериков, флегматиков, сангвиников и меланхоликов. В жизни, как известно не встречаются эти темпераменты в "чистом" виде, но предложенная классификация помогает объяснить и предсказать поведение человека.

У нас более 100 готовых учебных сетевых проектов с 1 по 7 класс. А вот для старших классов проектов мало и они сделаны по образу УСП началки. Это путь в никуда. Ученики в 15-18 лет - это уже взрослые люди и важно УСП для них делать с учётом их психологической мотивации. Думаю, что ценность классификации Ричарда Бартла в том, что на ее основе можно построить комфортный Путь Героя для большинства участников

Сообщение отредактировал Елена Александровна Вострикова - 13.6.2016, 10:38


--------------------
С наилучшими пожеланиями, Елена Вострикова

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 137
  • Регистрация: 27.8.2010
  • Из: Новокузнецк
  • Номер участника: 86153
Предупреждение

Цитата(lea_83 @ 12.6.2016, 20:40)
Попробую поразмышлять над вопросом: каким должен быть УСП для старшеклассников?
Проект должен давать свободу действий, ограниченную временными рамками. Я имею ввиду свободу поиска, выполнение заданий не в предложенных сервисах, а в тех, которые больше нравятся участникам, при условии, что это оправданно.

Это реализация одного их базовых принципов в теории самоопределения и используемых в игрофицированных системах - автономии. Автономия как свобода выбора.
Цитата(lea_83 @ 12.6.2016, 20:40)
В проекте должно быть интересное игровое исследование с поощрениями, с баллами, с "карьерным" ростом.
Возможность внести корректировку в УСП, если будут идеи от участников.
Результатом участия должно стать что-то стоящее, что можно потрогать, показать, похвастаться перед другими, например, мобильное приложение или 3d модель, распечатанная на 3d принтере, собранный робот или программа-помогатор по предмету.


В той же теории самоопределения речь идёт о том, что важно обеспечить процесс повышения личного мастерства. В чём ты будешь хорош после окончания УСП?
Вы точно подметили, что создание сложного продукта с точки зрения личного мастерства очень мотивирует выполнить все задания и дойти до финиша.
Если исследование не учит старшеклассника ничему новому, то интерес быстро теряется и "плюшки" в виде баллов не будут "работать".

Цитата(lea_83 @ 12.6.2016, 20:40)
Обязательно наличие форума, где можно "тусоваться" всем участникам, где за полезный комментарий +1 балл, за помощь коллеге +2 балла.

Это про сопричастность. Важно в процессе выполнения сложного задания и некоторой свободы выбора всегда вести диалог с такими же увлеченными и напрягающими силы для выполнения задания.
Однако, если посмотреть на предложенную в посте классификацию, комментирование за баллы - это "вода на мельницу" карьеристов.
Эти участники могут оказывать помощь другим участникам, но делают это, в первую очередь, из-за полагающихся за это наград. Они не будут тратить слишком много времени на комментирование – для них важнее дать как можно больше ответов, качество их волнует в меньшей степени. Заведите такое правило "баллы в обмен на комментарии" и получите волну "пустых" текстов.

А теперь представьте, что все эти условия Вы создали для Исследователя - высоко мотивированного ученика, а к вам пришли Социализаторы. Задания они выполняют лишь для того, чтобы был повод пообщаться на форуме. Они задают кучу "пустых" вопросов, т.к. задания не читают. Если будете формально ставить им "0", то они просто уйдут, "хлопнув дверью" (напишут что-нибудь на прощание в форуме).

Вывод: к выделенным Вами, Елена, трём принципам, важно добавить еще один - высший смысл деятельности (например, овладение профессиональными навыками) и учитывать кроме принципов ролевые установки.

Сообщение отредактировал Елена Александровна Вострикова - 13.6.2016, 10:12


--------------------
С наилучшими пожеланиями, Елена Вострикова

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 477
  • Регистрация: 16.7.2014
  • Из: Запоріжжя
  • Номер участника: 154185
Предупреждение

Теперь понятно, почему старшекласники начанают работать в УСП и бросают, не достигнув цели... Мне кажеться поэтому у меня не вышло й с учителями. С кем работаешь - на того становишься похожsmile.gif

Пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 25
  • Регистрация: 7.1.2016
  • Номер участника: 185214
Предупреждение

Цитата(Kobzareva @ 13.6.2016, 13:43)
Теперь понятно, почему старшекласники начанают работать в УСП и бросают, не достигнув цели... Мне кажеться поэтому у меня не вышло й с учителями. С кем работаешь - на того становишься похожsmile.gif

У меня такая же проблема была. Берутся все-заканчивают единицы. Что делать?

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 137
  • Регистрация: 27.8.2010
  • Из: Новокузнецк
  • Номер участника: 86153
Предупреждение

Цитата(Елена Жданова @ 6.8.2016, 14:33)
Цитата(Kobzareva @ 13.6.2016, 13:43)
Теперь понятно, почему старшекласники начанают работать в УСП и бросают, не достигнув цели... Мне кажеться поэтому у меня не вышло й с учителями. С кем работаешь - на того становишься похожsmile.gif

У меня такая же проблема была. Берутся все-заканчивают единицы. Что делать?

Ваши проблемы, коллеги, убеждают меня в правильности выбранной стратегии - игрофикации обучения. Старшим школьникам важно получать удовольствие от исследования чего-то нового; иметь уверенность в том, что скоро удастся развить свое мастерство в чем-то конкретном, достичь уровня "гуру", особое место имеет работа в команде и получение социально-значимого результата. УСП должен "работать" на эти взрослые потребности подростков.


--------------------
С наилучшими пожеланиями, Елена Вострикова

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 34
  • Регистрация: 22.5.2012
  • Из: Россия
  • Номер участника: 116010
Предупреждение

На данный момент я прохожу курс "Игрофикация". Необходимо было выполнить контрольную работу по составлению игрофицированной системы в IT(это моя первая работа, взяла 8 из 10). Мой родной класс 11"л", мне повезло с этими ребятами. Они не только помогли обсуждением, спорами, своими идеями, предложениями в выполнении работы, но создали ситуацию "посмотреть на свой проект их глазами". Это я о том, что ребятам старших классов от сетевых проектов нужно другое - не накапливание "плюшек" , "ватрушек" для рейтинга, соперничества, не четкое распределение ролей в команде. "Чтобы поймать преступника, нужно думать и действовать как преступник", так и у нас, проект для старшеклассников должен рождаться с их помощью. Игрофикацию в проект вводить несомненно надо, но не "переборщить", не превратить работу в сетевом проекте в игру.

Статьи по этой теме

« Май 2017 »
ВПВСЧПС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Последние записи

Мои ссылки в блоге

Последние комментарии

3 пользователей просматривает
3 гостей
0 участников
0 анонимных участников

Категории

Поиск в блоге


Наверх