Образовательная галактика Intel®

Блог Участника

Запись блога

Разрыв шаблона или что нужно учителям?

Недавно на Галактике был представлен «Шаблон УСПеха» – шаблон разработки Учебного Сетевого Проекта (УСП), https://edugalaxy.intel.ru/index.php?automo...;showentry=9502.

Представленный шаблон – это результат изучения, опыта, осмысления и рефлексии педагогов, которые под руководством Елены Александровны Востриковой, эксперта программы Intel «Обучение для будущего», и команды тьюторов, разрабатывали учебные сетевые проекты. Благодаря этой работе появились сетевые проекты по разным предметам, что очень важно в связи с переходом на ФГОС нового поколения, https://sites.google.com/site/putevoditelusp/home. У педагогов в руках появился инструмент – шаблон, заполнение которого должно привести к успеху.

В комментариях к посту «Шаблон УСПеха» было высказано два мнения педагогов: одно – ЗА шаблон (Комментарий #11), другое – ПРОТИВ (комментарий #8). Так и у меня: одно полушарие (видимо, левое) говорит: «ЗА, ЗА!», а правое: категорически ПРОТИВ. Значит, надо разобраться.

История шаблона
Программа Intel «Обучение для будущего» базируется на собственной технологии, которая изложена в пособии «Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века» (синяя книжка). Следуя технологии, учитель разрабатывает ПОРТФОЛИО проекта. Изначально портфолио представляло собой набор папок, в которых хранились материалы проекта. Появление wiki-среды стало важным шагом в развитии технологии: у педагогов появилась среда коллективного творчества и совместной работы, папки стали не актуальны. Именно в это период появился первый ШАБЛОН портфолио проекта, как альтернатива папкам.
http://wiki.iteach.ru/index.php/Шаблон:Портфолио_проекта_INTEL ://http://wiki.iteach.ru/index.php/Шаб..._проекта_INTEL ://http://wiki.iteach.ru/index.php/Шаб..._проекта_INTEL ://http://wiki.iteach.ru/index.php/Шаб..._проекта_INTEL
Шаблон портфолио проекта – задумывался и использовался как инструмент освоения технологии и используется до сих пор в обучении педагогов. Шаблон портфолио проекта задает структуру и позволяет учесть необходимые компоненты разработки проекта. На основе разработанного портфолио учитель может создать пространство для реализации проекта в той среде, которую выбрал: сайт, блог, wiki, … - проявить свое творчество и индивидуальность. Право выбора среды остается всегда за учителем.
Ниже примеры площадок сетевых проектов, которые реализованы в разных средах. Заметьте, какие они разные.

Если посмотреть внимательно на среду, то можно сказать, что она влияет на структуру представления проекта. Будь то проекты в wiki (Летописи.ру или региональные wiki), на сайте Nachalka.com, в блоге или на гугл-сайте – сайты проектов, реализованные в одной среде, похожи между собой. Потому, так как среда имеет свою структуру (шаблон), она априори определяет вид представления материала. Тем не менее, учитель, разрабатывая сайт проекта, стремится к индивидуальности и неповторимости и ищет пути быть оригинальным и непохожим на другие. Если на структурный шаблон наложить содержательный, то творчество будет вообще невозможным - это как забор, а сверху колючая проволока.



Что такое шаблон, и в каких случаях он необходим?
Природа человека такова, что ему крайне необходимы шаблоны. Шаблоны определяют нашу физиологию, наш жизненный путь. Шаблоны облегчают нашу жизнь. Правила, которые стали автоматизмом и присвоены нашим мозгом – это и есть шаблоны, по которым мы действуем. Шаблоны помогают справиться с рутинными процессами. Когда шаблон разумен, он экономит для человека массу времени, не заставляет его каждый раз мучительно принимать выбор, как поступить. Без шаблонов приходилось бы каждое утверждение проверять опытным путем. Шаблоны становятся не помощью, а препятствием тогда, когда мы уже не можем их сменить, от них отвязаться, заменить их на собственные решения. Шаблоны уместны, когда нужно избавиться от рутинных операций или когда требуется задать границы социального поведения. Искусственно созданные шаблоны, регламентирующие деятельность и задающие рамки, возникают скорее из-за недоверия.

Шаблон или образец?
Для того, чтобы у учителя сформировалось представление, каким быть его проекту, ему нужно познакомиться с коллекцией образцов. Задача тьютора – показать на разных образцах, как реализуются идеи, что удалось, а что неудачно. Если учитель думает, чему подражать, он будет действовать по образцу. Если же у него есть готовый шаблон, ему не нужно напрягаться - проще действовать по шаблону. Поэтому, как мне кажется, проекты, авторы которых используют шаблон, особенно похожи друг на друга. Творческие педагоги умеют пользоваться шаблонами - а также умеют выходить за их рамки, быть выше их, когда они начинают мешать и сковывать творческое начало. Есть еще одна опасность: наличие шаблона в руках педагога, который не погружен в технологию проектной работы, может только навредить. Самый быстрый путь – не всегда ведет туда, куда нужно.

Шаблоны и успех
Отрицательная сторона шаблона в том, что если он включился, и человек его принял, то никакое творчество в момент срабатывания шаблона невозможно. Учитель, формирующий самостоятельное и творческое мышление своих учеников, сам должен владеть нешаблонным мышлением. В образовании и так слишком много шаблонов: учитель всегда прав, класс - только прямоугольный, парты – в ряд, на уроках не разговаривать и т.д. Любой шаблон говорит, что должно быть только так. А может, можно по-другому? Недавно были опубликованы результаты 40-летнего исследования в Великобритании. В результате исследований британских психологов было установлено, что упрямство в детском возрасте напрямую влияет на уровень успеха во взрослой жизни. Чем ребенок больше проявляет упрямство, не желая следовать общепринятым советам и рекомендациям, тем больше вероятность, что достигнув взрослого возраста, он добьется значительного успеха в бизнесе, учебе и личной жизни. Так не оказываем ли мы медвежью услугу, снабжая шаблонами педагогов. Действительно ли они добьются успеха, используя шаблон? Учитель, действующий в рамках шаблона, будет передавать такой же образец поведения своим ученикам из самых благих побуждений, просто, чтобы облегчить им жизнь. Программа Intel «Обучение для будущего» всегда была направлена на раскрытие творческого потенциала, поиска новых форм и технологий, поддержку собственного пути и развития креативности и критического мышления у учащихся.



Разрыв шаблона
«Не надо плыть по течению. Не надо плыть против течения. Нужно плыть туда, куда тебе нужно». Чтобы хорошо пользоваться шаблонами, нужно научиться их различать и задумываться о том, что вам действительно нужно. И тогда у вас будет выбор: использовать шаблон или действовать самостоятельно. Идти по шаблону - это просто и привычно, однако человек развивающийся разрывает шаблон и выбирает осмысленный путь, самостоятельно определяя свои ценности.

5 выводов для себя и 2 совета учителям и тьюторам
  1. Помнить, что благие намерения не всегда приводят в рай.
  2. Самостоятельное мышление и творчество намного важнее следованию определенной структуры.
  3. Если учитель способен разработать содержание сетевого проекта, то у него вполне хватит навыков выбрать среду реализации проекта и разработать собственный сайт. И наоборот, если учитель не способен сам разработать сайт под свой проект, значит, ему рано заявлять сетевые проекты и приглашать учеников со всей России – нужно поработать над своими компетенциями.
  4. Шаблоны использовать только в процессе обучения, чтобы сократить время. Реальный проект и так полон шаблонов, нужно уменьшать их количество.
  5. Проект – это творческий процесс, в который вовлекаются учащиеся. Вся технология разработки проекта должна оставаться за кадром – это интересно учителю и коллегам, но это не интересно ученикам.

Совет учителям: не принимайте на веру все, чему вас учат – сомневайтесь и чаще ищите ответы на вопросы «зачем?» и «почему?», разрывайте шаблоны.

Совет тьюторам: доверяйте учителям, учите учителей не верить вам )), разрывайте шаблоны.

Теги к этой записи:

2 страниц V   1 2 >

Комментарии

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 137
  • Регистрация: 27.8.2010
  • Из: Новокузнецк
  • Номер участника: 86153
Предупреждение

Спасибо!!!!!!! Татьяна, могла только мечтать о таком глубоком и обстоятельном рассуждении о шаблонах. Автору важно пройти по лезвию бритвы: использовать готовые работающие идеи и быть оригинальным, придумывать что-то новое. Каждый год, каждый конкурс повышает планку качества к проектам. В этой стремительности важна любая "упаковка смысла": конструктор, библиотека, коллекция, шаблоны и т. д. А ждём мы всегда Мастера, который придёт, изучит всё, что сделали для него и до него и ... сделает лучше smile.gif


--------------------
С наилучшими пожеланиями, Елена Вострикова

Пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 22
  • Регистрация: 16.4.2010
  • Из: Нижний Новгород
  • Номер участника: 84581
Предупреждение

Подписываюсь под всеми 5 выводами Татьяны Геннадьевны. Согласна, что шаблоны следует использовать только в процессе обучения, чтобы сократить время в пользу освоения основополагающих идей Программы: согласования темы проекта с ФГОС, осознания исключительной роли ВНП, понимания возможностей использования Интернета в проекте, глубоко продуманных идей исследования обучающихся, знакомства с различными стратегиями и инструментами оценивания.
Всегда стараюсь обращать внимание педагогов на таблицу выбора рабочей среды из модуля «Введение», объясняю, что формы представления портфолио могут быть разнообразными.
Действительно, при обучении мы используем много шаблонов: портфолио проекта, вики-статьи от имени ученика, готовые бланки из Библиотеки оценивания. Но всегда грустно, когда те же не отредактированные бланки, шаблоны (причем иногда без ссылок на первоисточники) мы встречаем в проектах, представляемых даже на общероссийский конкурс.
Поэтому огромное спасибо всем тьюторам и педагогам, которых я готовила в течение последних 12 лет, которые «разрывали шаблоны» и создавали такие чудесные сетевые проекты. Вот некоторые из них:
Степанова С.Ю. Нам жить на этой Земле!
Заботина И.Н. Веселого рождества
Верина Л.А. Моя коллекция
Круподерова К.Р., Плотникова О.А. Святой витязь земли русской

Сообщение отредактировал Круподерова Елена - 20.2.2016, 15:41


--------------------
Krupoderova_Elena

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 2
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Номер участника: 84500
Предупреждение

Из перечисленных в посте проектов есть 1 Летописный. И вот чем отличаются проекты в Летописи - мы всегда можем посмотреть на то, как взаимодействовали авторы в процессе работы.
Это волшебный экспресс - большая карта

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 33
  • Регистрация: 20.8.2010
  • Из: г. Кемерово
  • Номер участника: 86026
Предупреждение

Это действительно сложный вопрос, ответ на который, наверное должен искать каждый автор проектов самостоятельно. При экспертизе конкурсных проектов меня немного сбивало то, что все проекты похожи друг на друга. Даже хотелось постоянно снизить баллы именно за однообразие, и с каждым проектом это желание становилось все больше. С другой стороны, понимаю, что такой подход к обучению, наверное, полезен. Начинающий автор не тратит время на оболочку, а больше вникает в содержание. Но к сожалению, иногда это ведет к тому, что и содержание укладывается в шаблон. Поэтому целиком поддерживаю выводы Татьяны. Обучение - это одно. А разработка своего проекта для представления его большой аудитории для реализации - тут нужны свои идеи в зависимости от содержания проекта и его целевой аудитории.

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 674
  • Регистрация: 11.10.2012
  • Из: Беларусь, г. Гродно
  • Номер участника: 121159
Предупреждение

Работая в ПИ 2015 с педагогами, в полной мере оценила все достоинства формирования сайта проекта на основе предложенного шаблона в условиях шестидневной рабочей недели и необходимости выполнения других обязанностей, как служебных, так и бытовых. Шаблон являлся для нас ориентиром, позволяющим продвигаться в разработке не вслепую, а осознанно по определенной траектории. Работая в команде, педагоги под руководством тьютора на каждом этапе проектирования вчитывались в содержание разделов сайта, обсуждали, выделяли нюансы, комментировали свои наработки, работу коллег... На завершающем этапе захотелось изменить оформление, дизайн... Сравните, пожалуйста, проекты https://sites.google.com/site/uspkadlubaj/ и https://sites.google.com/site/sablonusptarasevicav/home (они еще не завершены). При внешней схожести, они различны, и содержат почерк своего автора. Каждый сайт наполнен глубоким личным содержанием; за одинаковостью формы получается различная наполненность, которая и манит, притягивает участвовать в проекте.
Уважаемые коллеги! Коль зашел такой разговор, позвольте мне сослаться на собственную разработку, полученную по шаблону ПИ.
Следуя напутствию поэта, живу по принципу "Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути ..." (Борис Пастернак). Именно поэтому, всё новое пропускаю через себя. Так и данный шаблон. Свой проект "Красота учебного труда", создавала именно по шаблону. Принципиально, по шаблону. Почему принципиально? Со студентами для размещения проектов мы используем вики среду. Вот там трафарет, заполнение мгновенное, успевай - вставляй ссылки. Творчество автора проекта проявляется именно в содержании документов, образующих портфолио проекта.
Из года в год студенты всегда интересуются, какую еще среду можно использовать для размещения портфолио проекта. Показываю им свой проект, проекты других авторов. Их реакция: это уже интереснее... Я бы удалил эту страницу, добавил бы такой гаджет и т.д... Творчество разгорается.
К слову сказать, сейчас идет проект "Красота учебного труда". Первый этап "Встречают по одёжке". Направления исследования учащиеся выбирают самостоятельно, команда также сама выбирает среду для размещения результатов исследования, на сайте автор приводит критерии оценивания работ команд без привязки к конкретному сервису. Посмотрите, насколько различны подходы в исследовании проблемы и получении результатов, например, в командах "Притяжение", "Орхидея" (этап не завершен), при казалось бы зрительно ощутимой шаблонности сайта проекта...
Но, давайте по порядку, итак изучение подхода разработки проектов, предложенного на ПИ 2015, решила опробовать на себе. Вместе с учителями, осваивая секреты создания проекта с помощью шаблона в команде педагогов. Я - тьютор и Я - участник команды. Мои выводы: Удобно. Через готовую оболочку мы вместе проникали в технологию проектной деятельности. Несомненно, Вы найдете массу недостатков в моем проекте, но он имеет свое лицо, в него вложена частица мой души, и в силу этого я не могу считать его обезличенным. Таковым его не считают и другие педагоги, высказывая свое мнение в процессе апробации, проведения проекта и просто в ходе общения.
Коллеги, Вас беспокоит внешняя схожесть проектов, созданных по данному шаблону? А я усматриваю в этом метку Проектного Инкубатора, знак принадлежности автора к данному Марафону, если хотите, знак качества данной технологии разработки проекта. И воспринимаю ШАБЛОН не как таковой, а как ОБРАЗЕЦ оболочки для размещения портфолио проекта. Да, можно, разместить здесь, а можно в другой среде.
Друзья, на Новогоднем столе, у Вас, наверняка стояла бутылка шампанского, имеющая внешне одинаковый вид, но наполнение ее было разным: у кого-то игристое, у других сухое, или полусухое, brut nature, брют, Dry, Extra-dry, белое, розовое, delux ... Внешняя схожесть, но вкус разный... И в этом вся прелесть: ощутить его аромат, послевкусие...
Точно так же нас не должна удивлять или настораживать внешняя схожесть вики-проектов (там свой знак качества), шаблонность описания проектов на Началке (еще одна метка, еще один знак качества), в Летописи (своя метка), в Проектном Инкубаторе, в других Марафонах и мероприятиях, специально предназначенных для обучения и помощи педагогам в доработке своих проектов и создании новых. Главное, коллеги, это - послевкусие... Какие ощущения останутся у детей после проекта? будут ли они вспоминать о нем через некоторое время? захотят ли они вновь участвовать в других проектах, главное - это формирование качеств и умений 21 века ... Именно на это и делает упор автор статьи, уважаемая Татьяна Геннадьевна: нужно разрывать шаблоны МЫШЛЕНИЯ!!! (в оформлении они допустимы в той или иной степениsmile.gif


Сообщение отредактировал Нина Макарова - 20.2.2016, 17:46


--------------------
С наилучшими пожеланиями, Н. Макарова

Статьи по этой теме

« Апрель 2017 »
ВПВСЧПС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Последние записи

Мои ссылки в блоге

Последние комментарии
Амосенко Юлия Васильевна в Акция "Час кода". Больше чем урок?
Татьяна Колова в Акция "Нау-ра в моем классе"
browkina в STEM на Образовательной Галактике Intel
Green в STEM на Образовательной Галактике Intel
Наталья Шимарева в Не убить Эйнштейна или как подготовить учеников к инженерным проектам и исследованиям. Онлайн-семинар "Инженерные проекты в школе". Продолжение
Наталья Шимарева в Не убить Эйнштейна или как подготовить учеников к инженерным проектам и исследованиям. Онлайн-семинар "Инженерные проекты в школе". Продолжение
Kobzareva в Не убить Эйнштейна или как подготовить учеников к инженерным проектам и исследованиям. Онлайн-семинар "Инженерные проекты в школе"
Nadeen в Не убить Эйнштейна или как подготовить учеников к инженерным проектам и исследованиям. Онлайн-семинар "Инженерные проекты в школе"
637Galina2012 в Не убить Эйнштейна или как подготовить учеников к инженерным проектам и исследованиям. Онлайн-семинар "Инженерные проекты в школе"
Смирнова Елена в Не убить Эйнштейна или как подготовить учеников к инженерным проектам и исследованиям. Онлайн-семинар "Инженерные проекты в школе". Продолжение

Мое изображение

0 пользователей просматривает
0 гостей
0 участников
0 анонимных участников

Категории

Поиск в блоге


Наверх