Образовательная галактика Intel®

Блог Участника

Запись блога

И опять о цели учебного исследования

Последние полгода основной фокус в моей профессиональной деятельности направлен на исследовательскую деятельность на уроке. Посты на Галактике, мастер-классы и вебинар на прошлогодней осенней галактической конференции, массовый открытый онлайн курс (который мы разработали и провели с коллегами из Псковского ИПКРО в ноябре-декабре) - образовательные события, посвященные исследованию на уроке.
На этот год запланирован цикл очных семинаров в Пскове. Каждый месяц мы собираемся с учителями биологии, химии, физики, начальных классов. 12 февраля состоялся второй семинар из цикла, который собрал около 80 учителей. Этот семинар был посвящен целеполаганию в учебном исследовании, творческое название "50 оттенков" цели.


"Смотришь в книгу - видишь фигу",
"- Читал? - Читал! - Рассказывай! -...",
"А что читать?"

Список ситуаций, когда наши задания для учащихся не приводят к ожидаемому результату, можно продолжать и продолжать. И мы склонны чаще винить детей - не могут выбрать информацию, без интереса выполняют задание, не умеют сформулировать выводы...
Но давайте не детям, а себе зададим вопрос - почему? Что мы делаем не так? На что мы недостаточно обращаем внимание? Как мы организуем учебную деятельность детей? Какому этапу урока мы уделяем недостаточно времени?

Целеполагание
На мой взгляд, причина в том, что предъявляя детям задание, недостаточно времени и внимания уделяется анализу задания и последующему целеполаганию.
Вспомним, что исследовать - это изучить объект. Это означает подвергнуть научному рассмотрению, тщательно изучить для выяснения, установления чего-либо. Следовательно, ставя цель исследования, мы должны четко зафиксировать, что мы хотим выяснить, что увидеть, что зафиксировать. Итак, ключевое слово к понятию "цель" - что.

На семинаре мы рассмотрели такой простой пример.

Недалеко от окна кабинета повесили кормушку для птиц. Когда мы смотрим в окно и видим кормушку, то это созерцание. Как перейти от созерцания к исследованию? Поставить цель!
Определиться с объектом и методом исследования.
Объект исследования: процесс подкормки птиц в зимний период.
Основной метод исследования: наблюдение.
Были предложены разнообразные варианты целей, для детей разного возраста:
- зафиксировать, какие виды птиц прилетают за подкормкой;
- определить, между какими видами птиц наиболее острая конкуренция;
- выяснить, какие виды птиц какой корм предпочитают;
- и т.д.

Дальше мы размышляли о том, может ли корректироваться, расширяться цель, в зависимости от полученных данных наблюдения?

Ситуация 1.


Учитель положил в кормушку такой корм: грецкие орехи в скорлупе и семя подсолнечника.

Как эта ситуация влияет на цель исследования? Например, цель исследования может быть такой: установить, какие птицы питаются грецкими орехами, а какие подсолнечником.

Ситуация 2.

Какой может быть цель?

Ситуация 3. Самая частая гостья кормушки - синица...
Как этот, установленный в результате наблюдения факт, повлияет на постановку новой цели исследования?

Умные цели
Для того, чтобы проверить, насколько корректно определена цель исследования, необходимо воспользоваться критериями "умной" (SMART) цели:
- конкретная (specific) - что надо сделать
- измеримая (measurable) - можно однозначно понять, что изменение произошло
- достижимая (attainable) - это реально сделать
- значимая (relevant) - имеет ценность
- соотносимая с конкретным сроком (time-bounded) - реально сделать за обозначенный временной период.

Как помочь детям в определении цели исследования?
Вспомним структуру учебной деятельности.


На схеме видно, стартом учебной деятельности является учебная ситуация, предъявляемая детям в форме учебного задания. В задании может быть описан процесс, или предложен видеофрагмент, статья и т.д.; поставлены вопросы. При анализе задания дети могут осознать, что из своего опыта и знаний они могут использовать, а что необходимо выяснить. Появляются вопросы - что? как? где? ... и частичные ответы на них. Результатом анализа учебного задания является формулировки цели.
Цель - это по сути дела фильтр. Она помогает намного быстрее находить в тексте нужные фрагменты; наблюдая, подмечать существенные признаки... Осознанная цель способствует более быстрому и качественному выполнению этапов исследования.
После постановки цели - осознания того ЧТО надо сделать. Важно перевести цель в формат задач. Это значит, что нужно зафиксировать КАК достичь цели. По сути - это пункты плана. У разных учащихся задачи могут несколько отличаться. Это связано с тем, что уже знают и умеют дети. У каждого свой "багаж". Чем младше дети, тем больше помощь учителя на этом этапе. Возможен и такой вариант - учитель предлагает детям цель, задачи, план и организует обсуждение.

Практикум
Существует много методических приёмов, которые помогают поставить цель исследования, видеть чёткую связь цели, задач, этапов, способов фиксации промежуточных результатов, выводов исследования.
Можно предложить описание этапов исследования. Или дать таблицу фиксации результатов. Можно предложить и открытое задание. Всё зависит от возраста детей и степени их подготовленности.
На практикум мы взяли цифровые датчики PASCO. Учителям были предложены материалы двух видов:
- описание ситуации, наблюдаемой в жизни
- описание этапов исследования.



Задание:
1. Познакомиться с материалом (пример).
2. Сформулировать цель, предложить таблицу для фиксации результатов.
3. Провести эксперимент.
4. Сделать выводы.



После того, как все справились с заданием, каждая группа объявляла цель исследования, проводила эксперимент, предлагала выводы. Остальные участники анализировали цель по критериям "умной" цели. Мы еще раз убедились в том, что постановка цели - непростой процесс, сложно сформулировать "умную" цель. Но этому надо учиться, развивать в себе эти умения и тогда есть шанс, что мы научим целеполаганию наших учеников.
2 страниц V   1 2 >

Комментарии

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 137
  • Регистрация: 27.8.2010
  • Из: Новокузнецк
  • Номер участника: 86153
Предупреждение

Спасибо, Оксана! В учебных сетевых проектах автору не менее важно поставить цель учебного исследования, определить объект исследования, выдвинуть рабочую гипотезу, требующую для доказательства больших данных (собранных в разных регионах или просто собранных в большом количестве). Участники проекта во главе в координатором школьной команды могут проявить творчество в постановке эксперимента, уточнении методов исследования, форме предъявления своих выводов. Большие данные собираем и выводы делаем все вместе. В этом смысл сетевого проекта. Ведь в одиночку большие данные не собрать, а выводы будут недостоверными.
Поэтому этот пост очень важен для авторов учебных сетевых проектов! Особенно после прохождения интерактивного курса «Исследования на уроках естественных наук» из серии Элементы.

Сообщение отредактировал Елена Александровна Вострикова - 18.2.2016, 5:39


--------------------
С наилучшими пожеланиями, Елена Вострикова

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 5510
  • Регистрация: 27.11.2010
  • Из: Новосибирская область
  • Номер участника: 93856
Предупреждение

Оксана Геннадьевна, я, так же как и вы, пользуюсь SMART-технологией для постановки целей, но мучает меня вопрос: в русскоязычной дидактике кто-то озадачивался вопросами целеполагания, давал его алгоритм? Возможно, в материалах ФГОС этому уделено внимание?


--------------------
Елена Александровна Годунова, с наилучшими пожеланиями ко всем пользователям портала

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 208
  • Регистрация: 14.3.2014
  • Из: Курская область Глушковский район д.Кекино
  • Номер участника: 150018
Предупреждение

Оксана Геннадьевна, прочитала ваш пост на одном дыхании. Вы затронули для меня очень больной вопрос "Целеполагание". Совсем недавно я познакомилась с критериями "умной" (SMART) цели:

Я решила в одиночку самостоятельно пройти курс о целеполагании и поняла, что эта тема требует более глубокого изучения. Но я поняла одно, что действительно очень много зависит от учителя, от его понимания цели и урока, и исследования. От его организации учебной деятельностью детей. Работая в школе не один десяток лет, показывая открытые уроки, я давно отметила про себя, что дети на таких уроках раскрывают все свои таланты, показывают все свои знания, не хотят уходить с таких уроков даже после звонка( у меня обычно всегда так и было). А почему? Дети другие? Нет.Учитель другой? Нет. А просто подготовка к такому уроку другая. Может кто и не согласится со мной, но обычно я старалась показать своим учителям нетрадиционные уроки. И продумываешь всё до мелочей. Перечитываешь много дополнительной литературы, рисуешь, готовишь плакаты ( а сейчас пользуешься интернетом).Вот и результат. Учитель поставил себе цель, и знает, чего ждать от детей, где помочь, где подсказать, где дать самостоятельность. Нам ещё надо учиться правильно ставить цели и добиваться результатов. И я согласна с Еленой Александровной Востриковой, что этот пост очень важен для авторов учебных сетевых проектов.


--------------------
Учиться никогда не поздно!

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 342
  • Регистрация: 16.4.2010
  • Из: Псков
  • Номер участника: 84580
Предупреждение

Цитата(Елена Годунова @ 18.2.2016, 6:15)
Оксана Геннадьевна, я, так же как и вы, пользуюсь SMART-технологией для постановки целей, но мучает меня вопрос: в русскоязычной дидактике кто-то озадачивался вопросами целеполагания, давал его алгоритм? Возможно, в материалах ФГОС этому уделено внимание?


Елена Александровна, к сожалению, крупицы в русскоязычной дидактике. Что-то толковое встречается в коучинге и тайм-менеджменте. Но это все переводные материалы.
А в педагогике про целеполагание масштабно и без критериальной основы.
Самое толковое из того, что мне попадалось - это работы Марины Битяновой и ее соавторов. В их работах есть описание особенностей целеполагания в разных видах учебно-познавательной деятельности (наблюдение, эксперимент, анализ источников информации и систематизация).
Планирую следующий семинар по этой тематике.
Но в их работах скорее штрихи к проблеме. Качественного и целостного материала пока не встречала. Завтра получаю три брошюры, связанные с учебной деятельностью и оценкой метапредметных результатов. Возлагаю надежды. Если что-то полезное будет - проанонсирую.

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 342
  • Регистрация: 16.4.2010
  • Из: Псков
  • Номер участника: 84580
Предупреждение

Цитата(Дятлова Галина Алексеевна @ 18.2.2016, 7:37)
Я решила в одиночку самостоятельно пройти курс о целеполагании и поняла, что эта тема требует более глубокого изучения.

Галина Алексеевна, а какой это курс?


Цитата(Дятлова Галина Алексеевна @ 18.2.2016, 7:37)
Работая в школе не один десяток лет, показывая открытые уроки, я давно отметила про себя, что дети на таких уроках раскрывают все свои таланты, показывают все свои знания, не хотят уходить с таких уроков даже после звонка( у меня обычно всегда так и было). А почему? Дети другие? Нет.Учитель другой? Нет. А просто подготовка к такому уроку другая. Может кто и не согласится со мной, но обычно я старалась показать своим учителям нетрадиционные уроки. И продумываешь всё до мелочей. Перечитываешь много дополнительной литературы, рисуешь, готовишь плакаты ( а сейчас пользуешься интернетом).Вот и результат. Учитель поставил себе цель, и знает, чего ждать от детей, где помочь, где подсказать, где дать самостоятельность. Нам ещё надо учиться правильно ставить цели и добиваться результатов.


Очень точная иллюстрация связи целеполагания с результатом. И ведь не сложно ставить цели smile.gif И мы в этом убедились на семинаре.
Но наш поведенческий шаблон, стремление к наукоподобию мешает ставить ясные и конкретные цели.

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 50
  • Регистрация: 19.8.2010
  • Из: Кемеровская обл. г.Белово
  • Номер участника: 86019
Предупреждение

Цитата(oksana_petrova @ 18.2.2016, 11:17)
Очень точная иллюстрация связи целеполагания с результатом. И ведь не сложно ставить цели smile.gif И мы в этом убедились на семинаре.
Но наш поведенческий шаблон, стремление к наукоподобию мешает ставить ясные и конкретные цели.


Появилась статья Поташника М.М. в журнале "Директор школы" , очень хорошо ещё раз прописаны отличия проектной и исследовательской деятельности, хотя вроде бы и так всё известно. У статьи будет продолжение - автор считает в большинстве случаев исследовательскую и проектную деятельность в школе профанацией...Конечно, всё примеряешь на себя - а в моём проекте, в проектах коллег - будет или не будет профанацией? Вопрос о степени научности учебных исследований остаётся открытым - мы говорим о том, что в учебном исследовании ученик открывает субъективно новое знание, а Поташник М.М. пишет:
"2. проблема исследования, проекта общеизвестна, банальна, давно решена, списана из Интернета, несамостоятельна, не имеет отношения к личности «автора»-ученика...
4. гипотеза исследования или проекта самоочевидна, аксиоматична, то есть гипотезой вообще не является, так как давно доказана и не требует доказательств"
Проблема общеизвестная для всех, для взрослых, а ученик её открывает для себя сам, гипотеза самоочевидна мне, но не ребёнку...Где та грань, которая отделяет учебное исследование от профанации? Как вы думаете, коллеги?

Сообщение отредактировал Иванова Галина Анатольевна - 18.2.2016, 12:51


--------------------
Иванова Галина Анатольевна, г. Белово

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 342
  • Регистрация: 16.4.2010
  • Из: Псков
  • Номер участника: 84580
Предупреждение

Цитата(Иванова Галина Анатольевна @ 18.2.2016, 12:43)
Появилась статья Поташника М.М. в журнале "Директор школы" , очень хорошо ещё раз прописаны отличия проектной и исследовательской деятельности, хотя вроде бы и так всё известно. У статьи будет продолжение - автор считает в большинстве случаев исследовательскую и проектную деятельность в школе профанацией...


Да, я читала статью, очень понравилась. И профанация начинается с целеполагания. Цель чаще всего целью не является, цель ставит учитель или зафиксирована в рабочей тетради. Цель даже не обсуждается с детьми. И т.д....

Пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 16
  • Регистрация: 25.8.2011
  • Из: Belarus
  • Номер участника: 109866
Предупреждение

Цитата(Елена Годунова @ 18.2.2016, 6:15)
в русскоязычной дидактике кто-то озадачивался вопросами целеполагания, давал его алгоритм? Возможно, в материалах ФГОС этому уделено внимание?

В "Современной дидактике" А. Хуторского описана технология образовательного целеполагания. Еще есть диагностическая методика Г.В. Репкиной, Е.В. Заика "Оценка уровня сформированности учебной деятельности" (Томск, 1993), где охарактеризовано целеполагание как этап учебной деятельности, описаны уровни сформированности целеполагания. Есть диссертационное исследование Ансимовой Н.П. Психология постановки учебных целей в совместной деятельности учителя и ученика. Чаще всего целеполагание описывается как элемент урока (Кульневич, Конаржевский).

Сообщение отредактировал sorokaoksana - 18.2.2016, 16:25

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 342
  • Регистрация: 16.4.2010
  • Из: Псков
  • Номер участника: 84580
Предупреждение

Описание общих подходов к тому что есть цель, какие уровни цели бывают, как оценивать учащихся с точки зрения их умений ставить цели предостаточно.

Цитата(sorokaoksana @ 18.2.2016, 16:24)
Еще есть диагностическая методика Г.В. Репкиной, Е.В. Заика "Оценка уровня сформированности учебной деятельности" (Томск, 1993), где охарактеризовано целеполагание как этап учебной деятельности, описаны уровни сформированности целеполагания.


Если посмотреть на работу этих авторов, то мы увидим, что там нет дидактики и методики - КАК учить детей ставить цели. Через какие способы деятельности и методические приёмы. Вот, например, в педагогической литературе про обучение письму всё детально расписано про палочки и крючочки, мелкую моторику и т.д.

Цитата(sorokaoksana @ 18.2.2016, 16:24)
В "Современной дидактике" А. Хуторского описана технология образовательного целеполагания.

Пример описания. Конечно, без Бенджамина нашего Блума трудно обойтись. И глаголы-действия очень помогают в постановке цели. Но эта технология тоже достаточно общая и нет критериев оценки поставленных целей.

Цитата(sorokaoksana @ 18.2.2016, 16:24)
Чаще всего целеполагание описывается как элемент урока (Кульневич, Конаржевский).

Да, Кульневич хорош для понимания учебной деятельности. Конаржевского полезно читать, смотреть и слушать. Но и эти авторы не приближаются на минмиальное расстояние к уроку, к ученику. ИМХО

Сообщение отредактировал oksana_petrova - 18.2.2016, 16:41

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 342
  • Регистрация: 16.4.2010
  • Из: Псков
  • Номер участника: 84580
Предупреждение

Завтра получаю эти три книги. Надеюсь, что вопросы дидактики и оценивания сформированности умения целеполагания в частности там освещены. Авторы известны и с этим связаны ожидания.

Пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 16
  • Регистрация: 25.8.2011
  • Из: Belarus
  • Номер участника: 109866
Предупреждение

Есть интересная работа белорусского автора по начальной школе: Лукашенко С. Э.Организация целеполагающей деятельности в 1–4 классах. 30 вопросов и ответов (раньше вышла книга Организация целеполагающей деятельности: 30 вопросов и ответов о целеполагании урока [Текст] / С. Э. Лукашенко // Пачатковае навучанне: сям'я, дзiцячы сад, школа . Сер., "У дапамогу педагогу" : навукова-метадычны часопiс. - 2013. - № 2. - С. 3-127.)

Сообщение отредактировал sorokaoksana - 18.2.2016, 18:59

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 342
  • Регистрация: 16.4.2010
  • Из: Псков
  • Номер участника: 84580
Предупреждение

Цитата(sorokaoksana @ 18.2.2016, 18:59)
Есть интересная работа белорусского автора по начальной школе: Лукашенко С. Э. Организация целеполагающей деятельности в 1–4 классах. 30 вопросов и ответов (раньше вышла книга Организация целеполагающей деятельности: 30 вопросов и ответов о целеполагании урока [Текст] / С. Э. Лукашенко // Пачатковае навучанне: сям'я, дзiцячы сад, школа . Сер., "У дапамогу педагогу" : навукова-метадычны часопiс. - 2013. - № 2. - С. 3-127.)


Очень интересно, попробовала найти в указанных онлайн магазинах,в первых трёх не нашел. Поищу. Спасибо!

Пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 16
  • Регистрация: 25.8.2011
  • Из: Belarus
  • Номер участника: 109866
Предупреждение

Цитата(oksana_petrova @ 18.2.2016, 19:03)
Цитата(sorokaoksana @ 18.2.2016, 18:59)
Есть интересная работа белорусского автора по начальной школе: Лукашенко С. Э. Организация целеполагающей деятельности в 1–4 классах. 30 вопросов и ответов (раньше вышла книга Организация целеполагающей деятельности: 30 вопросов и ответов о целеполагании урока [Текст] / С. Э. Лукашенко // Пачатковае навучанне: сям'я, дзiцячы сад, школа . Сер., "У дапамогу педагогу" : навукова-метадычны часопiс. - 2013. - № 2. - С. 3-127.)


Очень интересно, попробовала найти в указанных онлайн магазинах,в первых трёх не нашел. Поищу. Спасибо!

У меня есть печатный вариант изданной ранее Организация целеполагающей деятельности: 30 вопросов и ответов о целеполагании урока [Текст] / С. Э. Лукашенко // Пачатковае навучанне: сям'я, дзiцячы сад, школа. Часто использую в работе со студентами, издание 2015 года заказала непосредственно в издательстве, еще не получила.

Сообщение отредактировал sorokaoksana - 18.2.2016, 20:11

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 210
  • Регистрация: 20.9.2010
  • Номер участника: 91008
Предупреждение

Оксана Геннадьевна! Спасибо! После прочтения статьи- ХОЧУ на семинар!!!!! Согласна на онлайн формат!
А почему такое творческое название "50 оттенков"? Заинтриговали!


--------------------
С уважением, Татьяна Скрипкина

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 342
  • Регистрация: 16.4.2010
  • Из: Псков
  • Номер участника: 84580
Предупреждение

Цитата(лисичка @ 18.2.2016, 20:42)
Оксана Геннадьевна! Спасибо! После прочтения статьи- ХОЧУ на семинар!!!!! Согласна на онлайн формат!
А почему такое творческое название "50 оттенков"? Заинтриговали!


Татьяна Васильевна, мы предполагаем, что семинар будет проходить в каникулы. На сайте института мы заранее (дней за 10) опубликуем новость. Это уже будет 3 заседание smile.gif По ссылке новость о прошедшем семинаре.

50 оттенков... Один и тот же объект может иметь множество вариаций цели. Выбранная цель может корректироваться, уточняться, расширяться в зависимости от данных, которые мы получаем в ходе исследования. Цель еще может зависеть от уровня подготовки и интересов детей. Вот так и получается, что цель одно исследования может иметь много оттенков. Ну а 50 оттенков - навеяно популярным фильмом smile.gif

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 2213
  • Регистрация: 3.11.2015
  • Номер участника: 182785
Предупреждение

Цитата(Иванова Галина Анатольевна @ 18.2.2016, 12:43)
Цитата(oksana_petrova @ 18.2.2016, 11:17)
Очень точная иллюстрация связи целеполагания с результатом. И ведь не сложно ставить цели smile.gif И мы в этом убедились на семинаре.
Но наш поведенческий шаблон, стремление к наукоподобию мешает ставить ясные и конкретные цели.


Появилась статья Поташника М.М. в журнале "Директор школы" , очень хорошо ещё раз прописаны отличия проектной и исследовательской деятельности, хотя вроде бы и так всё известно. У статьи будет продолжение - автор считает в большинстве случаев исследовательскую и проектную деятельность в школе профанацией...Конечно, всё примеряешь на себя - а в моём проекте, в проектах коллег - будет или не будет профанацией? Вопрос о степени научности учебных исследований остаётся открытым - мы говорим о том, что в учебном исследовании ученик открывает субъективно новое знание, а Поташник М.М. пишет:
"2. проблема исследования, проекта общеизвестна, банальна, давно решена, списана из Интернета, несамостоятельна, не имеет отношения к личности «автора»-ученика...
4. гипотеза исследования или проекта самоочевидна, аксиоматична, то есть гипотезой вообще не является, так как давно доказана и не требует доказательств"
Проблема общеизвестная для всех, для взрослых, а ученик её открывает для себя сам, гипотеза самоочевидна мне, но не ребёнку...Где та грань, которая отделяет учебное исследование от профанации? Как вы думаете, коллеги?

Очень актуальная для меня тема поста и ссылка на статью Поташника. Как раз в такое время в начале сезона начинаются многие проекты по биологии. Часто пройти районный этап всевозможных конкурсов мешала любовь организаторов к наукоподобным работам с глобальными целями и задачами. Почти все результаты моих учеников на конкурсах, где не было районного этапа. Сейчас проведением конкурсов занимаются более сведущие люди. Надо им еще и статью подкинуть. Прослушала бы курс о целеполагании - сама тоже плохо разбираюсь в оттенках.
Насчет открытия учеником общеизвестных проблем: такие исследования и проекты могут быть в процессе обучения - на уроках, в кружке. Помню как чувствовала неловкость когда коллега выставила на республиканский семинар группу учащихся 5 класса с проектом "Почему не тонет водомерка". Дети так хорошо подготовились, так увлеченно рассказывали и показывали свои опыты. Но забейте в поисковик это название и выйдет огромное множество таких проектов.

Сообщение отредактировал Green - 19.2.2016, 0:02

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 208
  • Регистрация: 14.3.2014
  • Из: Курская область Глушковский район д.Кекино
  • Номер участника: 150018
Предупреждение

Оксана Геннадьевна! Это я записывалась на ЭК" Технология целеполагания" на сайте Образовательный портал" Мой университет"
Мне по электронной почте присылали лекции( хочу сказать, что лекции мне нравились), давали и домашнее задание.
Курс бесплатный, но если выполнить все задания и заплатить определённую сумму, то можно получить удостоверение о повышении квалификации.

К сожалению, я только прослушала все лекции, но не приступила к выполнению практических заданий на тот момент.


--------------------
Учиться никогда не поздно!

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 674
  • Регистрация: 11.10.2012
  • Из: Беларусь, г. Гродно
  • Номер участника: 121159
Предупреждение

Искренняя благодарность автору статьи. Oksana, Ваши исследования имеют принципиально важное значение для организации успешной исследовательской и проектной деятельности. Правильное понимание цели, привлечение учащихся к формулированию цели, составлению плана работы - это ключевые моменты, на которых далее разворачивается исследование.
Большое спасибо за предоставление ссылок на материалы семинара, приведенные примеры. Будем изучать ... думать ...

Сообщение отредактировал Нина Макарова - 21.2.2016, 13:58


--------------------
С наилучшими пожеланиями, Н. Макарова

Новичок

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 5
  • Регистрация: 10.9.2015
  • Из: г.Салехард
  • Номер участника: 174812
Предупреждение

Большое спасибо за данный материал и представленные примеры,все очень доступно изложено. Будем еще учиться.

Пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 12
  • Регистрация: 22.10.2015
  • Из: г.Усть-Илимск, ул.Мечтателей 19-4
  • Номер участника: 178077
Предупреждение

и у меня был опыт работы на Образовательном портале "Мой университет".
лекции, и правда, очень интересны и познавательны.

и, все-таки, все зависит от учителя. как он относится к целеполаганию, так и будет работать.

Статьи по этой теме

« Июнь 2017 »
ВПВСЧПС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Последние записи

Мои ссылки в блоге

Последние комментарии

Мое изображение

1 пользователей просматривает
1 гостей
0 участников
0 анонимных участников

Категории

Поиск в блоге


Наверх