Образовательная галактика Intel®

Блог Участника

Запись блога

Дневник конференции. Мастер-класс Развитие критического мышления средствами ИКТ

Термин "критическое мышление" у всех на слуху. Мы знаем, что критическое мышление – это что-то заведомо хорошее, некий навык, который позволит нам успешно справляться с требованиями нашего сетевого века, поможет глубже понять то, что мы изучаем и делаем.
Но все-таки, что такое критическое мышление? Попробуйте дать ответ. Сложно? Конечно!

Евгений Волков в статье "Критическое мышление: принципы и признаки" сравнивает критическое и обычное (обыденное) мышление.
Автор выделяет такие признаки обычного мышления:
  • Гадательное предположение
  • Предпочтение
  • Группирование
  • Верование
  • Формулирование выводов (без достаточных оснований)
  • Объединение понятий по ассоциации
  • Предположение (без достаточных оснований)
  • Предложение мнений без аргументов
  • Формулирование суждений без опоры на критерии

А какие признаки критического мышления выделите вы? Нужно ли обучать критическому мышлению или это умение формируется само по себе? А если нужно, то как?
Говоря о метапредметных результатах обучения, необходимо в первую очередь определить условия и приемы развития критического мышления. Поэтому на мастер-классе "Развитие критического мышления средствами ИКТ" мы рассмотрим понятие "критическое мышление", познакомимся с признаками критического мышления, находя принципиальные отличия от обыденного мышления, научимся создавать условия для формирования навыков мыслительной деятельности учащихся в открытой информационной образовательной среде.
Совместно создадим копилку приемов развития критического мышления в открытой информационной образовательной среде.

Копилка должна получиться внушительной, поскольку участников мастер-класса более 200 человек!

Теги к этой записи:

8 страниц V   1 2 3 > » 

Комментарии

Пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 23
  • Регистрация: 17.8.2012
  • Из: Пермь
  • Номер участника: 117683
Предупреждение

Читала книгу про критическое мышление. Но книга - это одно: с ней не поспоришь, не обсудишь, ее принимаешь, как должное. Жду с нетерпением мастер-класса, чтобы обсудить все возможности данной методики с коллегами! Мне кажется, что усвоив данную методику, человек, хочет он этого или нет, не только детей сможет научить мыслить по-новому, но и сам в обычной жизни будет все переосмыслять "согласно методике". Поймала себя на мысли, что с помощью структуры ЗИУ легче планировать любое дело. laugh.gif Вобщем, жду начала мастер-класса!

Сообщение отредактировал larochka-d - 23.8.2012, 8:50

Пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 15
  • Регистрация: 20.8.2012
  • Номер участника: 117782
Предупреждение

Ничего не читала о критическом мышлении, очень хочу узнать что это и применять в своей практике.

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 86
  • Регистрация: 5.12.2010
  • Из: Луганск
  • Номер участника: 93947
Предупреждение

В обращении к читателям – ученикам старших классов авторы пособия «Основы критического мышления» (Тернополь. 2010) Е.И.Пометун и др. пишут: «В течение года вы будете учиться мыслить критично. А это означает:
  • Использовать такие мыслительные операции, как анализ, синтез, оценивание в работе с разными источниками информации;
  • Ставить вопросы разных типов и отвечать на них, исходя из особенностей источника информации или ситуации;
  • Эффективно осуществлять поиск информации, используя разные тексты и источники, структурировать, систематизировать и критически оценивать ее;
  • Отличать факты от мнений, выявлять направленность и необъективность информации;
  • Находить, понимать и оценивать аргументы в тексте и высказываниях других людей;
  • Строить собственные аргументы и оценивать их, использовать контраргументацию и опровержение;
  • Конструировать тексты разных видов в устной и письменной формах;
  • Принимать участие в дискуссиях и дебатах, эффективно отстаивая свою точку позицию; и .др."


Программа и пособие одобрены в 2010 г. Научно-методическим советом Министерства образования и науки Украины для преподавания курса по выбору / факультатива.
Хотя мне лично ближе идея использования этих методов в преподавании учебных дисциплин.


--------------------
Кто хочет делать - ищет средство, кто не хочет делать - ищет причину

_______________
Луганск, Украина

Новичок

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 7
  • Регистрация: 6.8.2012
  • Из: Саратовская обл. Краснопартизанский район с.Сулак ул.Советская, 119
  • Номер участника: 117146
Предупреждение

Критическое мышление- хорошо это или плохо, вот в чём стоит разобраться, но, начиная применять этот метод на уроках литературы в начальной школе, уже понимаешь, что это что - то нестандартное, неординарное, новый взгляд на , казалось бы совсем, знакомые темы. Но интересно узнать как же развивать критическое мышление средствами ИКТ. Жду с нетерпением нашей работы в МК.

Пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 18
  • Регистрация: 27.8.2010
  • Из: г. Тольятти
  • Номер участника: 86146
Предупреждение

Очень сожалею, что не могу принимать участие в вашем мастер-классе, так как тема мне очень близка. Уже несколько лет мы с коллегами и тольяттинскими педагогами ищем пути формирования критического мышления посредством ИКТ. На наш взгляд, легко с помощью сервисов по созданию карт ума можно реализовать из ТРКМ педагогический прием по созданию кластеров (карта ума по былине «ИльяМуромец и Соловей разбойник»), документы Google предоставляют возможность коллективного заполнения двухчастных и трехчастных дневников). Современные сетевые технологии – это отличный инструмент для любой педагогической задумки!

Сообщение отредактировал Марина Низенькова - 23.8.2012, 15:20

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 342
  • Регистрация: 16.4.2010
  • Из: Псков
  • Номер участника: 84580
Предупреждение

Цитата(Марина Низенькова @ 23.8.2012, 16:19)
[font="Arial"][size=2]Очень сожалею, что не могу принимать участие в вашем мастер-классе, так как тема мне очень близка.


Марина, сейчас руководством рассматривается вопрос о проведении в течение нового учебного года на Галактике повторов активностей, пользующихся повышенным "спросом".

Новичок

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 8
  • Регистрация: 2.8.2012
  • Номер участника: 117093
Предупреждение

Тема очень актуальна для многих, кто не смог записаться на мастер - класс. Буду очень благодарна за повторное открытие этой активности.


--------------------
С уважением Е.Маркина

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 66
  • Регистрация: 14.6.2012
  • Из: Россия
  • Номер участника: 116651
Предупреждение

Очень интересная тема, я часто слышала термин, приблизительно представляла, но не понимала, что тема настолько глобальна. Мне очень интересно изучать материалы курса, для меня все это почти в новинку, надеюсь, что разберусь)

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 342
  • Регистрация: 16.4.2010
  • Из: Псков
  • Номер участника: 84580
Предупреждение

Цитата(katokdwa @ 25.8.2012, 2:14)
Очень интересная тема, я часто слышала термин, приблизительно представляла, но не понимала, что тема настолько глобальна. Мне очень интересно изучать материалы курса, для меня все это почти в новинку, надеюсь, что разберусь)


Екатерина, интерес - двигатель в обучении! Вы очень старательно и глубоко изучаете материалы модуля .выполняете задания. Значит успех гарантирован!

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 52
  • Регистрация: 18.4.2012
  • Из: г. Нижний Новгород
  • Номер участника: 115034
Предупреждение

Спасибо за мастер-класс! Действительно, приходится много работать, но работать увлекательно.
Собственно, записалась я на этот мастер-класс для того, чтобы узнать, что же такое критическое мышление и как работать с учениками, чтобы обучение было эффективным.
Нужно сказать, что работа превзошла ожидания - здесь мы не просто узнаём, как развивать критическое мышление - мы сами его развиваем, применяя все приёмы на себе. Обучение построено таким образом, чтобы самому проделать эту работу, прежде чем применять на уроке.

Совершенно по-новому смотришь на текст - не только как на источник информации, но эту информацию оцениваешь. В блоке "Критическое мышление" - с точки зрения выделения глаголов, характеризующих существенные признаки понятия "критическое мышление". И дальше с получившейся новой информацией работаешь - обобщаешь, структурируешь. Денотатный граф - новая для меня структура. Вроде бы ничего сложного, зато эффективно!
Получившаяся схема позволила по-новому взглянуть на определение, сформулированное в задании к блоку "Мышление? Критическое?", дополнить его и уточнить.
Мне было интересно увидеть, что другие участники вложили в свои определения, познакомиться с разными мыслями.
И, наконец, вспомнить потерянный когда-то сервис stixy)

Итоги обучения на первом Модуле:
- новые знания;
- работа интересная и новая;
- освоение некоторых приёмов критического мышления;
- удовлетворение от работы, но и сомнение: а всё ли я делаю правильно?;
- желание учиться дальше.


--------------------
Людмила Гусева

Пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 10
  • Регистрация: 7.8.2012
  • Из: Владивосток
  • Номер участника: 117359
Предупреждение

Обучать критическому мышлению действительно нужно, особенно обучать будущих педагогов.

Пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 26
  • Регистрация: 7.8.2012
  • Из: м.Житомир
  • Номер участника: 117284
Предупреждение

1. Какие приемы развития критического мышления были использованы в модулях 1-2?
Ключевые слова, графическое оформление, таблицы, мозговой штурм, установление причинно-следственных связей между блоками информации, ответы на поставленные вопросы, рефлексия.

2. Какие учебные действия вы выполняли?
Узнавала новое, планировала, анализировала, создавала, применяла, оценивала.
Выполняла учебные задачи в определенных ситуациях в различной форме заданий; контроль, переходящий в самоконтроль.

3. Как средства ИКТ помогли организовать выполнение учебных действий?
Как способ представления индивидуальной и коллективной работы в дистанционном МК.

4. Какие промежуточные результаты получены: что изменилось в вас, в привычных для вас способах обучения, как вы можете полученный опыт использовать на своих уроках?
Узнала много нового и полезного про способы развития критического мышления, практическое применение для организации выполнения заданий с использованием ИКТ.

Пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 16
  • Регистрация: 1.2.2011
  • Из: Донецк, ул. Артема, 129А
  • Номер участника: 94286
Предупреждение

какие приемы развития критического мышления были использованы в модулях 1-2?
в основном интеллектуальные умения (по Д.Халперн)

какие учебные действия вы выполняли?
познавательные cool.gif , коммуникативные laugh.gif , личностные wink.gif , регулятивные unsure.gif

как средства ИКТ помогли организовать выполнение учебных действий?
использование технологий веб 2.0 позволило обменяться суждениями с участниками мастер-класса и оперативно получить ответы от руководителя

какие промежуточные результаты получены: что изменилось в вас, в привычных для вас способах обучения, как вы можете полученный опыт использовать на своих уроках?
ещё начинает изменяться, но определённые задумки и мысли по их реализации в новом учебном году появились.

Новичок

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 0
  • Регистрация: 17.8.2012
  • Из: Владимирская область, город Ковров
  • Номер участника: 117701
Предупреждение

Работа на мастер классе увлекательна и полезна. Казалось бы, всё понятно. А начинаешь изучать материал и понимаешь,что ещё совсем новичок в этом сложном вопросе. Было непросто. Жду следующих заданий.

Новичок

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 0
  • Регистрация: 22.8.2012
  • Номер участника: 117872
Предупреждение

Работая в модулях 1-2 мне пришлось повозиться, но теперь язнаю что использовала приёмы развития критического мышления: искала ключевые слова(анализировала), пыталась некоторые из слов соотнести друг с другом(синтезировала), стоила граф, т. е. выражала словесные знания в графическом виде, и снова анализировала и соотносила, пытаясь найти неточности, или убедиться в том, что их нет. В процессе своей работы я внимательно изучала предложенный теоретический материал, не скажу, что все было сразу понятно, многие моменты приходилось перечитывать и даже записывать. пыталась оценивать сою работу и в процессе оценки что - то меняла. Очень помогают навыки работы с компьтером: умение сохранить , перенести информацию, сопоставить несколько страниц на мониторе помогают, но вот совсем не ориентируюсь в работе с пордуктами googl, никак не слушалась меня доска, хотя сама идея отличная. Сказать, вот что во мне стало дугим, было бы слишком громко, но вот точно понимаю, что не жалею потраченного времени. Понимаю, что хоть отчасти, но всеже занимаюсь развитием КМ, благодаря ТДМ(теории деятельностного метода), но осознала, что это лиши шаг к цели. Уже сейчас наметила небольшие подвижки в построении уроков, буду включать на уроках работу по развитию КМ. Постараюсь сделать её более системной. Да и о себе подумать можно, развиваться не помешает. Барышникова Оксана

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 32
  • Регистрация: 3.8.2012
  • Из: Шиханы
  • Номер участника: 117113
Предупреждение

Мне очень интересна тема "Критическое мышление и его развитие", сама занималась в прошлом году по этой теме. Но сейчас надеюсь получить новые знания.
Какие приемы КМ: осознание проблемы, классификация, выделение главного, аргументированность суждения, постановка вопросов
Учебные действия: личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные.
В своей работе использовала среду Google и технологии Web 2.0
Пока трудно сказать, что изменилось, надеюсь на дальнейшую продуктивную работу.
Спасибо Мастеру за быстрые ответы на мои вопросы, за интересный теоретический и практический материал.


--------------------
Татьяна Беляевская

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 1091
  • Регистрация: 2.4.2011
  • Из: г. Кстово Нижегородская область
  • Номер участника: 96518
Предупреждение

Я очень рада, что обучаюсь в МК. Совсем недавно я проходила подобный тренинг, но сейчас я узнаю все более новые идеи, темы. Спасибо за возможность принять участие!


--------------------
С уважением, Киселева Мария!

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 342
  • Регистрация: 16.4.2010
  • Из: Псков
  • Номер участника: 84580
Предупреждение

Дорогие коллеги, нам важно постараться достаточно глубоко проанализировать что и как мы делаем, какие результаты при этом получаем.

Хочется, чтобы вы, отвечая на вопрос какие учебные действия вы выполняли? Отвечали более конкретно, чем перечисление групп УУД: личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные. Какие именно действия из большого списка внутри каждой группы?

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 173
  • Регистрация: 18.8.2012
  • Из: Россия, ХМАО-Югра, Белоярский район, п.Лыхма, строение 92/4
  • Номер участника: 117724
Предупреждение

Тема довольно сложная, актуальная. Информации много. В связи с тем, что отсутствовала, пришлось нагонять материал. Конечно, придется ещё не раз вернуться к теории. Попыталась разобраться, но пока рано говорить об осмысленном использовании материала на практике. Хотя не раз слышала о критическом мышлении, даже знаю, что в моей копилке есть много подборок на эту тему,но подробно не изучала, имею небольшое представление, даже наспех пролистав ваш материал. Но думаю, в процессе нашей общей деятельности я всё таки разберусь с данной темой.
Мне хорошо помогает опыт работы в интернете, довольно быстро разбираюсь в новых сервисах, что меня, конечно, радует. Ещё год назад не столь уверенно себя чувствовала. А организаторам СПАСИБО за мастер-класс! За внимание и поэтапную оценку деятельности каждого участника!


--------------------
С наилучшими пожеланиями, Валентина Новоселова

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 342
  • Регистрация: 16.4.2010
  • Из: Псков
  • Номер участника: 84580
Предупреждение

Цитата(Валентина Новоселова @ 27.8.2012, 20:54)
имею небольшое представление, даже наспех пролистав ваш материал. Но думаю, в процессе нашей общей деятельности я всё таки разберусь с данной темой.


Валентина, спокойно разбирайтесь с материалами 1 и 2 модуля, на это есть время до пятницы. Только в пятницу переходим к 3 модулю biggrin.gif

Статьи по этой теме

« Май 2017 »
ВПВСЧПС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Последние записи

Мои ссылки в блоге

Последние комментарии

Мое изображение

1 пользователей просматривает
1 гостей
0 участников
0 анонимных участников

Категории

Поиск в блоге


Наверх