Цели:

· Организовать сетевое взаимодействие учащихся и информационных групп в информационной среде обучения по разным предметам общеобразовательного цикла.

Задачи:

· Организация интерактивного взаимодействия учащихся с информационной средой;

· Развитие ученических компетенций в сфере информационных технологий;

· Применение методов проектной деятельности с элементами информационных технологий в обучении;

· Использование методики сквозных заданий, включая преемственность подачи материала на различных ступенях обучения;

· Применение методики опережающего обучения на уроках общеобразовательного цикла;

· Апробирование новых технологий дистанционного обучения (система Moodle);

· Наполнение авторского ресурса «Мир предметника» http://mir-predmetov.narod.ru

· Использование методов психологического сопровождения участников общеобразовательного процесса;

· Разработка и реализация различного рода социальных проектов в рамках программы Intel «Путь к успеху»;

· Расширение кругозора учащихся.



· процесс организации обучения, включая правила работы с техникой, технику безопасности и техническую поддержку,



На стадии реализации проектной деятельности выявлена и создана инициативная группа педагогов школы, мотивированных к организации информационного процесса. В данную группу вошли учителя-предметники, педагог-психолог, представители администрации.



Для рассмотрения варианта использования модели «1 ученик : 1 компьютер» учителями-предметниками была высказана идея совместной проектно-исследовательской деятельности в рамках урочной и внеклассной работы, интерактивное взаимодействие участников процесса посредством использования существующей локальной сети школы и wi-fi сети, обмен наработанными материалами, интерактивное включение skype-общения в урочную деятельность, организация консультационных пунктов групп учащихся на уроке для взаимодействия с другими классами.

Особое внимание будет оказано ученикам, находящимся на индивидуальном обучении. Они могут, находясь на домашнем обучении, присутствовать на уроке и быть активными участниками образовательного процесса. Общение учителя с учащимися-индивидуальниками в нашей школе организовано с декабря 2010 года силами коррекционной школы №1 «Улыбка» и проходит в рамках дистанционных уроков. Помимо урочной деятельности данным ребятам и их родителям оказывается психологическая помощь и поддержка.

Первым успешным опытом проведения сетевого обучения в 2008 году была Интернет-игра «Надомник» http://shk37.simd.ru/nadomnik/index.html. Учителя и учащиеся посредством сети Интернет общались, работали над проектами.

В данный момент школа участвует в проекте «Электронные дневники», предоставляя учащимся, учителям и родителям возможность виртуального общения в рамках оценки деятельности.

В стадии реализации проекта модели «1 ученик : 1 компьютер» предусматривается обязательное психологическое сопровождение всех участников процесса.

Идеи реализации проекта были рассмотрены с точки зрения интерактивного взаимодействия учащихся с информационной средой.

В качестве иллюстрации практического приложения процесса организации обучения, возможности использования мобильных комплектов ПК приводятся успешно разработанные и применяющиеся комплексы заданий, разработки, проекты, презентации, ЦОР, в настоящее время эффективно используемые в кабинете информатики как сопровождение предметов общеобразовательного цикла. Нами ставится задача свободного и широкого доступа учащихся к данным ресурсам для решения более объемного комплекса учебных задач. Инструментом осуществления данного вида деятельности и будет являться модель «1 ученик : 1 компьютер»



Рассмотрим следующие направления, отвечающие задачам данного проекта:



- создание творческой лаборатории учащихся, школы-парка под руководством учителя в наработке учебного материала, выходящего за рамки программы по предмету, а так же подбор материала в помощь отстающим и слабоуспевающим учащимся;



Необходимо расширить применение уже наработанного материала на уроках общеобразовательного цикла, организовать сетевой обмен материалами во время урока.



Данный материал в школе нарабатывается с 2003 года, учащиеся активно участвуют и побеждают во многих конкурсах-проектах как муниципального, регионального, так и Всероссийского уровней (отчет о деятельности учащихся школы в области ИТ – Официальный школьный сайт, Новостной Блог школы, Блог учителя информатики, Отчеты о деятельности и участия в проектах 2003-2005 г.г.)

Педагогом-психологом школы поддерживается мотивация учащихся, участники процесса адаптируются к новым условиям, обсуждаются проблемы «побед и поражений». Диагностируется показатель «тревожность» с целью дальнейшего снятия данного синдрома.



- в рамках ранее созданной информационной группы учащихся «ИНФОРМИКА» совершенствование процесса создания цифровых образовательных ресурсов (далее ЦОР) по заказу учителя-предметника с целью дальнейшего применения на его уроках с последующей публикацией на авторском сайте учителя информатики Ямкиной Е.В. «Мир предметника» http://mir-predmetov.narod.ru;



Планируется раздача заданий учащимся в процессе урока по наполнению контента будущей разработки, разработки дизайна, создание оболочки по шаблону.

Накопленный таким образом материал, будет использован в урочной деятельности.

Педагогом-психологом на этом этапе будет проводиться актуализация познавательных процессов. Особый акцент будет уделен вниманию, т.к. концентрация внимания снижается в процессе выполнения данной работы. Так же будут проводиться релаксирующие минутки с целью повышения работоспособности участников процесса.



- организация поисковой деятельности учащихся в рамках конкретного предмета, осуществляемая во внеурочное время, с целью подбора, обобщения материала по данному предмету и дальнейшему использованию его в смежных науках, таким образом осуществляя метапредметность;


Педагогом-психологом школы проводится цикл занятий на тему «Толерантность» для адаптации неустойчивой детской психики к повышенному объему информации.



Учащимися школы под руководством педагогов с 2010 года в тесном сотрудничестве с учителями информатики г. Темрюк Краснодарского края и г. Астаны республики Казахстан планомерно ведется работа по апробации методических пособий по математике для 5-6 класса;



Для более успешного проведения данного вида работ педагогом-психологом школы проводятся тренинговые занятия по теме «Стабильность нервной системы» с использованием методов арт-терапии и сказкотерапии.

В совместной деятельности учителей различных предметов школ России и Ближнего зарубежья создаются ЦОР: межсетевой проект «Мир веществ», ЦОР по воспитательной работе/

В рамках Олимпиады "Учитель XXI века" http://dls.vspu.ac.ru/teach в составе команды «Монолит» Елена Владимировна и ее коллеги – учителя информатики из разных регионов России разместили на «Мире предметника» множество социальных проектов по теме «Общество, основанное на знаниях» в электронном виде http://mir-predmetov.narod.ru/tvorch.html.



Планируется расширение данного вида деятельности.



- организуя деятельность с ребенком в период формирования наглядно-образного мышления (в возрасте 5-6 лет) используются определенного рода задания в качестве ознакомления. В дальнейшем (на первой ступени обучения) осуществляется повышение уровня сложности заданий, но благодаря предварительному знакомству с подобными упражнениями их выполнение не вызывает трудности, что повышает мотивацию к обучению. Данная база знаний может быть использована при освоении более сложного материала в старшей школе;

Девиз начальной школы:

«Если хочешь в чем-то быть лучшим, пробуй себя во всём!»

Процесс моделирования



















Планируется создание банка сквозных заданий для учащихся 1-2-3 ступеней обучения и широкое применение учителями на практике.



- на ранних ступенях обучения эффективным так же оказывается метод опережающего обучения детей. Он позволяет адаптировать ученика к продуктивному освоению наиболее сложных моментов школьной программы, подготовив тем самым школьника к дальнейшей социализации в обществе;

Учителями начальных классов уже с успехом используются созданные ими в соавторстве с учителем информатики электронные пособия http://mir-predmetov.narod.ru/nach_kl.html. Планируется расширить данный вид деятельности




Планируется создание методики и подкрепление ее информационными ресурсами по методу опережающего развития учащихся.

Использование мобильного персонального компьютера облегчает подготовительную работу учителя, связанную с изготовлением бланков заданий.

Использование современных технологий в большей мере отвечает возрастным новообразованиям ребенка (5,5 – 7 лет) и доминирующему игровому мотиву деятельности. Снижает уровень тревожности ребенка, позволяет выполнить задания еще раз, создавая тем самым ситуацию успеха, но и мотивируя ребенка на результат. Красочность пособий, легкость восприятия заданий, моментальность контроля и возможность вариативности заданий делают методику универсальной и привлекательной.

Апробация использования методики опережающего обучения детей с применением цифровых пособий успешно проведена более 2-х лет назад на базе кабинета информатики во внеурочное время. Данная форма использования методики получила заинтересованные отклики педагогов начальной школы и нуждается в масштабировании при условии обеспечения педагога-практика мобильным комплектом ПК.



- в процессе обучения нередко возникают моменты, когда необходимо сопроводить учащегося в учебном процессе лично: ученик пропустил занятия по болезни, в школе были активированные дни, учащийся не усвоил тему на уроке и т.д.

На протяжении 2 лет школа принимает участие в проекте «Электронные дневники», организуя сетевое взаимодействие и контроль оценивания знаний учащихся как учителями, так и родителями

В этом случае на помощь учителю может прийти система дистанционного обучения LMS Moodle http://do.simd.ru. Это различные on-line-курсы, разработанные учителями-предметниками, содержащие как системы представления материала, так и контроля получаемых знаний. Каждому ученику создается личное информационное пространство, в котором он по мере поступления материала может с ним ознакомиться, выполнить задания к лекции, осуществить первичный контроль знаний и пройти итоговое тестирование, получив оценку. Учитель контролирует данный процесс, выписывая оценки Журнала системы Moodle, направляя учащегося, организуя дополнительное изучение материала.













Разнообразие представленных курсов, разработанных учителями-предметниками позволяет охватить многие разделы школьной программы, провести аналогию между представляемым материалом, обеспечить его преемственность, учесть возрастные и психологические особенности учащихся.



Планируется наполнение контента LMS дистанционными курсами по предметам: начальных классов, биологии, физики, русского языка и литературы, истории, математики, информатики, английского языка, химии.



Педагогом-психологом школы оказывается психологическая помощь участникам дистанционного образовательного процесса в форме разработанных памяток, рекомендаций по вопросам проведения психологически грамотного дистанционного урока.



Большим подспорьем в работе учителя-предметника нашей школы является авторский ресурс учителя информатики Ямкиной Е.В. «Мир предметника» - http://mir-predmetov.narod.ru

Применяя для создания ЦОР инновационные методы и современное программное обеспечение – программу Adobe Flash – в тесном сотрудничестве с учителями общеобразовательного цикла созданы и используются на уроках множество интерактивных пособий, анимаций, цифровых ресурсов.



Большинство из пособий, представленных на ресурсе, выполнены учащимися школы под руководством учителя информатики. Этот процесс непрерывен с 2003 года и продолжается по сей день.

В рамках создания интерактивных пособий учителем на постоянной основе ведутся обучающие мастер-классы по Flash-технологиям на Всероссийском портале «Сеть творческих учителей» в рамках творческой группы «Создание интерактивных учебных пособий во Flash» сообщества «Творческих учителей информатики», были разработаны и проведены авторские Мастер-классы http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=73740&tmpl=com (обучены и учителя нашей школы):



· «Flash для продолжающих»,

· «Интерактив во Flash для начинающих»

· «Flash для продолжающих_2».





Обучено более 300 учителей России и ряда зарубежных стран. Высокий методический уровень проведенных Мастер-классов подтвержден независимой профессиональной экспертизой и многочисленными положительными откликами участников.



Кроме того, Ямкиной Е.В. разработан и активно применяется на Портале «Сеть творческих учителей» дистанционный курс «Adobe Photoshop для предметника» http://shk37.simd.ru/adobe/samost.html . Занятия проводятся в рамках сообщества педагогов-предметников Сети творческих учителей - Сообщества "ИКТ на уроках русского языка и литературы" http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com . Обсуждение заданий ведется на форуме сообщества.






Планируется дальнейшее наполнение вышеперечисленных ресурсов интерактивными пособиями и обобщение опыта деятельности на различных педагогических площадках.



Психолог



Данный вид деятельности модели «1 ученик-1 компьютер» будет являться кардинально новым, что может вызвать стрессовую реакцию как у ученика, так и педагога. Следовательно, педагог-психолог школы должен сопровождать всех участников педагогического процесса на всех этапах реализации проекта.

Это и присутствие на уроках, проведение тренингов, индивидуальных консультаций и просветительской деятельности.

В связи с тем, что 80% школьников по типу восприятия являются визуалами, т.е. «увидел-запомнил», данный проект полностью будет соответствовать их потребностям, раскроет их потенциал. Но существует группа учащихся с иным типом восприятия (аудиалы, дискреты и кинестетики), и роль психолога состоит в том, чтобы адаптировать детей с подобными типами восприятия к новым условиям образовательной среды. Организовываются дополнительные занятия с такими детьми, а также осуществляется индивидуальный подход на уроке. Таким образом, большое внимание следует уделять самому педагогу, помогать ему выявлять таких детей и умело сопровождать их в процессе обучения.



Для работы учителями школы используется множество Интернет-ресурсов с готовыми ЦОР:

- Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru

- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru

- Сеть творческих учителей http://it-n.ru



Планируется расширение данного вида деятельности, проведение on-line опросов, тестирования и другие виды деятельности.

Часть ресурсов с вышеуказанных коллекций уже скачано с сети Интернет. Планируется их полноценное использование во время уроков в режиме локального сетевого доступа.



Персональные компьютеры будут храниться в кабинете информатики, там же будет находиться зарядный пост и точки питания тележки-сейфа.

Выдаваться ПК будут по предварительной заявке учителя-предметника, согласованного плана обучения. После уроков вся техника будет возвращена на место.

На уроках организуется связь по wi-fi сети школы и по локальному доступу к ПК педагога-психолога, компьютерам в кабинете информатики

В школе уже имеется wi-fi инетрнет, скорость интернета не менее 256 Кбит/с, организована локальная сеть


· методическая поддержка и обобщение опыта по внедрению модели «1 ученик : 1 компьютер» (проведение курсовой подготовки, участие в работе «Клуба 1:1» на сайте Intel Education Galaxy (www.intel.ru/edugalaxy), создание методического объединения и т.д.),



На авторском ресурсе «Мир предметника» http://mir-predmetov.narod.ru планируется размещение подготовленных учащимися совместно с учителями под руководством учителя информатики ЦОР по предметам общеобразовательного цикла.

Наполнение дистанционного пакета Moodle http://do.simd.ru курсами по предметам общеобразовательного цикла.

Обобщение опыта на портале «Сеть творческих учителей» в предметных сообществах и на площадке творческой группы «Создание интерактивных учебных пособий во Flash» в разделах библиотеки «Консультационная линия» и «Кирпичики» для предметников»



Обобщение опыта на различных площадках группы Flash учителя информатики Ямкиной Е.В.

- Community CentersotFlash предметнику

- Открытый классFlash предметнику

- Публикация ресурсов на площадке Интернет-государство учителей Интергуру, Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» - 1 сентября

- Школьный университетМир предметника. Flash-технологии для создания интерактивных ресурсов, Создание интерактивных пособий во Flash



· описание ПО, которое предполагается использовать,



Правила эксплуатации персональных мобильных компьютеров школьников в образовательном учреждении должны соответствовать действующим санитарным правилам и нормам (Сан ПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы").



Для реализации проектной деятельности в направлении модели «1 ученик : 1 компьютер» необходима операционная система Windows или EDU Linux; пакет прикладного программного обеспечения для обработки текстовых документов, графических файлов, аудио и видео-информации. В качестве примера можно привести пакет СПО, не требующий финансовых затрат.



Кроме того, необходима система контентной фильтрации,



Всевозможные электронные энциклопедии, курсы на CD



· средства мониторинга успешности проекта,



Будет организована психологическая поддержка участников процесса, сопровождение на всех этапах, помощь в реализации целей и задач

Повышение качества представляемых на ежегодные ученические конференции проектных работ



· ожидаемые результаты внедрения проекта.



1. Повышение качества знаний учащихся

2. Повышение уровня мотивации к успешному освоению учебного материала

3. Вовлечение учащихся в процесс создания интерактивных пособий, учебного материала, наполнение папок проектной деятельности