Образовательная галактика Intel®

Блог Участника

Запись блога

“Апрельские тезисы”: по следам обсуждений

Уважаемые коллеги! Конкурс “Учитель - родителю: от слов к делу” закончился, итоги подведены. Конкурсанты проделало серьезную методическую работу. А мы старались следить за развитием событий:

"Учитель - родителю: от слов к делу". Зачем НАДО и как МОЖНО стать участником конкурса?
Еще раз о конкурсе "Учитель - родителю: от слов к делу". Удовлетворяем или формируем потребности?
Участникам конкурса "Учитель - родителю": спрашиваете - отвечаем...
Итоги акции «Просвещение»: о ресурсах участников сообщества
Подводим итоги акций конкурса "Учитель - родителю: от слов к делу"

Но настолько актуальная тема, что хочется к ней возвращаться еще и еще раз. Хочется анализа той самой “педагогической эффективности” и от конкурсантов, и от наблюдателей… Хотелось бы обсудить многие моменты.
Но, будем следовать “классике жанра”, и наши «апрельские тезисы» будут включать в себя 10 положений, которые так или иначе обсуждались в течение конкурса.

Тезис 1. Осознание просветительской роли учителя в плане формирования родительской компетентности.
При этом, мы уходим от установки “удовлетворять потребности” к установке “формировать потребности”. Причем, и родителей, и детей. Работы конкурсантов содержат уникальные идеи развития социального партнерства!...
При методически грамотном отборе содержания и форм проведения родительских собраний, конечно, родители будут заинтересованы в партнерстве с педагогом. Это же уникальный треугольник "дети - учитель - родители". И не случайно учитель стоит в центре цепочки. Учим и детей, и родителей. И эту цепочку надо еще замкнуть опять на детей… Вот только тогда будет результат! Недаром часто в педагогике говорят о синергизме: два в одном дадут больше эффект, чем 1+1.
Н. Котельникова:
“Компьютер и интернет - это только средство, оно может быть использовано и во благо и во вред ребенку. Мой профессиональный и жизненный опыт свидетельствует о том, что родителям надо помогать осваивать родительскую педагогику. Настоящий конкурс как раз обладает такой возможностью.”
Е. Тараканова:
“Невозможно отрицать необходимость системного подхода. И недостаточно просто СКАЗАТЬ, нужно попытаться каким-то образом «ЗАМАНИТЬ», вовлечь в деятельность, привлечь к участию в каком-нибудь проекте, мероприятии. Чтобы сформировалась потребность, родители и дети должны «вкусить» это, и, возможно, не один раз. И только потом может появиться активность с их стороны, появиться потребность…Конечно, сложно на первых порах именно вовлечь, но тут педагог должен проявить все свое мастерство, настойчивость и даже «мужество»… На мой взгляд, всегда найдется в классе несколько человек, которых удастся вовлечь… Поэтому в первую очередь необходимо настойчиво информировать родителей и детей о проведении мероприятий. И начинать это необходимо пока между детьми и родителями существует тесная связь… Начальная школа – самый подходящий период для таких начинаний (а можно и раньше!)…”

Тезис 2. Интернет - уникальная среда организации совместной деятельности родителей с детьми.
Давайте уходить от совместного созерцания (когда мы просто рекомендуем посмотреть ресурсы) к совместной деятельности!
Н. Котельникова:
“Родители, на мой взгляд, недооценивают возможности интернета для организации совместной деятельности с детьми. “
Л. Дубовик:
“Первый совместный маршрут должен быть небольшой по объёму, но содержательный, необходимый семье и обязательно творческим!”

Тезис 3. Давайте переводить ребенка из позиции ведомого в позицию ведущего!
А действительно, может быть подумаем над новым конкурсом “Учитель - родителю: учимся у детей”? Подскажем родителям? Раскроем новые грани их детей?
Необходимо научить родителей делегировать степень ответственности детям, не доминировать и ориентироваться на сотворчество!
Е.Пономарева предложила обсудить:
“Как сделать так, чтобы дети захотели научить своих родителей, а родители безболезненно приняли эту помощь?”

Тезис 4. Сегодня контент для сохранения здоровья ребенка должен обязательно фильтроваться, необходимо прививать вкус к качественной и достоверной информации.
В первую очередь, это должен делать родитель, но если в этот процесс подключаются специалисты разных областей, то это только к лучшему (Е. Алексеева).
О. Яковлева:
“И как бы мы не хотели это отрицать,но с мощным вторжением ИКТ в жизнь учителей, детей и родителей - пришла проблема неумелого обращения. Цензуры мало, компетентных, хороших, в конце концов добротных материалов не так уж и много. Поэтому когда начинаешь искать ответы на вопросы - выбор большой, но найти среди "лишнего" мусора действительно нужное, очень сложно.”

Тезис 5. Какой стиль изложения методических рекомендаций для родителей выбрать? Однозначно, не научный… Видимо, это должна быть определенная смесь публицистического и разговорного стилей.
И мы уже все поняли, что это должно быть легко, понятно, увлекательно. Чтобы хотелось ЧИТАТЬ и следовать этим инструкциям!...
Избыточность материалов может несколько дезорганизовать родителей, отпугнуть объемом и количеством предстоящей работы (прежде всего, во временном плане!).
В любом случае, при изложении методических рекомендаций должна прослеживаться логика погружения родителей в новый для них вид деятельности. Поэтому предлагаем на вооружение взять девиз “логично и лаконично”.

Тезис 6. Большая часть методических разработок ориентирована на младших школьников и подростков. А старшеклассники? Почему они остались без внимания?
Существуют разные мнения по этому вопросу. Мы понимаем, что значительно снижается возрастной ценз пользователей разных гаджетов и сети Интернет. И важно, чтобы дети в сеть вошли именно в сопровождении взрослых. Именно мудрый взрослый может показать всю ценность сети, увлечь, сделать деятельность, на самом деле, познавательной!
А разве не важно, что делают ребята 16-17 лет в сети? Разве им не нужно общение с родителями? А как с ними СОТРУДНИЧАТЬ в сети? Мне кажется, этого не хватило...
С. Иргалиева:
“...Насчет разделения интересов. Маленьким деткам ведь всё интересно: весь мир познаётся впервые.А уж взрослым детям есть из чего выбрать, вернее, круг интересов для них сужен до самых-самых избранных ими интересов (опыт богаче). Причем, эти интересы часто идут в параллель с нашими интересами. Мне, например, иной раз так трудно даже вникнуть в то, что интересно моей взрослеющей дочери. Но необходимо. Ребенку всегда нужно взрослое плечо рядом. Даже - в их интересах.”

Тезис 7. Родителям нужна наша помощь, поскольку у них нет собственного опыта воспитания в условиях, когда в сети Интернет есть ВСЕ!

Да, дети не стремятся на улицу… Не идут в библиотеку… Практически не ходят в кино… Они находятся один на один со своими гаджетами на глазах у родителей (по крайней мере, в пределах квартиры), “при деле”? Вроде бы и воспитывать не надо… Но что дает нам эта СВОБОДА? Спокойствие или волнение?... И как трансформируется понятие “семейное воспитание” в этих условиях?
Н. Юткина:
“...Речь идет о другой категории: тех родителях, кто считает иначе, кто готов к совместной работе со школой. Но они не знают как может "обучать и развивать" компьютер в силу того, что сами выросли без компьютера (нет воспитательной модели в памяти) и сегодня нет примеров такого семейного общения. И если начать с этой категории, то появятся примеры-модели, которые, возможно, и заинтересуют родителей с позицией "Школа должна..."

Тезис 8. “Учитель - родителю: от слов к делу”. Так назывался наш конкурс. И, наверное, есть смысл реализовать эту идею до конца.
Е. Алексеева:
"Предложенные идеи хочется развить и продолжить всей Галактикой. Например, "Час гениальности" Елены Александровны Годуновой."
Е. Годунова:
"Даешь новый галактический флэшмоб по развитию гениальности в масштабах России! Я готова!:)"
Проведение такого флэшмоба может стать уникальным продолжением нашего конкурса. Это может стать нашим общим ДЕЛОМ.
Думается, что многие идеи участников конкурса уже работают!...
И. Иргалиева:
"Богатейший материал для совместного творчества, обучения, путешествия собран!"

Тезис 9. Сам конкурс был намного важнее его результатов! (С.Иргалиева).
Кстати, отсутствие каких-либо шаблонов для представления конкурсных работ создало определенные сложности для конкурсантов на начальном этапе, но позволило получить работы творческие и по форме, и по содержанию!...
Н.Котельникова:
"Много знать – наверно, хорошо, но не это главное, чтобы моё знание еще кому-то было интересно, надо найти ФОРМУ, в которой этим знанием предстоит поделиться. "

Тезис 10. Открытый микрофон!...

Коллеги, а вы бы какой тезис добавили? Какая идея конкурса для вас оказалась ключевой? Поделитесь, пожалуйста!...

С признательностью, Ольга Федоровна

Теги к этой записи:

Комментарии

Активный пользователь

  • Группа: Модераторы
  • Сообщений: 2459
  • Регистрация: 22.3.2010
  • Из: Москва
  • Номер участника: 84494
Предупреждение

Мне кажется, нам стоит тренироваться в умении формулировать и оформлять менее объемные и глобальные задачи для детей (а уж для родителей и подавноsmile.gif), чтобы совместная деятельность ДОМА, в семье, была в радость всем.
Не знаю, откуда это у нас такая тяга - к объемным заданиям, сложным формулировкам и проч. глобальным проектам, возможно, просто хочется задействовать все знания, накопленные ранее, или совместить "программное" с приятным, а м.б. как-то изначально заложеноsmile.gif.
История из дистанционной жизни. Когда я училась на МК "Проектные задачи в начальной школе" самым сложным было придумать для ребят творческое исследовательское задание, выполняемое за 1 урок САМИМ учеником. У меня было 3 попыткиsmile.gif. Попробуйте, это интересное упражнениеsmile.gif

Кстати, сегодняшний гала-матч по футболу у нас на Галактике дал возможность попробовать формы взаимодействия, которые, как мне показалось, будут интересны для семейных команд и могут происходить по материалам как одного сайта (например, сайта музея или библиотеки), так и нескольких, тематических. Несложные вопросы дают возможность не только найти ответ, но повзаимодействовать команде, что и является целью организации семейного ИКТ-досуга.


--------------------
С уважением, Екатерина А.

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 374
  • Регистрация: 16.4.2010
  • Из: Самара
  • Номер участника: 84599
Предупреждение

Цитата(Алексеева Екатерина @ 16.4.2015, 23:36)
Мне кажется, нам стоит тренироваться в умении формулировать и оформлять менее объемные и глобальные задачи для детей (а уж для родителей и подавноsmile.gif), чтобы совместная деятельность ДОМА, в семье, была в радость всем.


Я "ЗА" маленький, но конкретный результат!
Екатерина, спасибо за этот самый "десятый" тезис!...

С уважением, Ольга федоровна

Активный пользователь

  • Группа: Модераторы
  • Сообщений: 2459
  • Регистрация: 22.3.2010
  • Из: Москва
  • Номер участника: 84494
Предупреждение

Цитата(Bryksina Olga @ 16.4.2015, 23:58)
Екатерина, спасибо за этот самый "десятый" тезис!...


Я надеюсь, что у каждого участника и наблюдателя конкурса 10-тый тезис будет "свой" и мы еще услышим варианты. Очень бы хотелось!:)


--------------------
С уважением, Екатерина А.

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 944
  • Регистрация: 20.8.2012
  • Из: Нижний Тагил
  • Номер участника: 117773
Предупреждение

Конкурс закончился - пришло время осмысления результатов. Может, мой результат очень личный, но мне все-таки хочется им поделиться.
Мой проект "Опыты на домашнем столе" имеет конкретный адресат - мои внучки дошкольного возраста (с недавних пор сосредоточена исключительно на "бабушкинской" педагогике rolleyes.gif ). Начиная от идеи до подведения итогов и реализации проекта вместе со мной была их мама. Для меня очень важным является именно этот результат: как человек, далекий от образования, изменяется через присвоение ценностей современного образования.
1. Ребенок - субъект своей деятельности. В работе над проектом молодая мама освоила, что совместная деятельность с детьми включает их активную деятельность, а не созерцание действий родителей.
2. Деятельность необходимо планировать. И опять мама моих внучек разделила убеждение, что детей тоже необходимо этому обучать, используя адекватные возрасту способы.

3. Образование имеет непрерывный характер. Привожу пример комментария мамы моих внучек.
Цитата
Попробовала пользоваться сервисом - очень удобно. Все подразделено. Опыты с водой можно, например, провести во время купания в ванне - очень удобно детям, не разольют воду, помылись и информацию впитали за одно и то же время. Таблица порадовала. Точно знаю, смогу ли провести опыт, есть ли все необходимое для него, а если чего-то не хватает, то просто копирую в блокнот, распечатываю и иду со списком в магазин. Всем рекомендую, здесь собрано более трехсот опытов, многие опыты касаются повседневной жизни и курса школьной программы.


То, что произошло после конкурса, на мой взгляд, вполне закономерно. Старшая внучка нынче пойдет в школу. А мама взялась за ... изучение ФГОС и Закона "Об образовании в Российской Федерации". Сделала для себя открытие: традиционными способами (ребенок в позиции объекта, деятельность за него спланирована, обучение как "натаскивание") ФГОС не достичь!
Обсуждение проблемы в социальных сетях и поиск альтернативы традиционному подходу привели к созданию инициативной группы таких же неравнодушных мам и открытию методики В. И. Жохова
В настоящее время эта инициативная группа занята поиском учителя в нашем городе, который бы освоил методику и приступил к обучению детей на ее основе. Представить, что три мамы приходят к директору школы, рассказывают о методике Жохова и предлагают работать по ней — такова реальность! Пробились на городское телевидение, поставлены в план работы на апрель городского методического кабинета, добились приглашения на районное методобъединение учителей начальной школы.
Я так хочу, чтобы моя внучка училась по-новому! И мама этого, надеюсь, добьется )))


--------------------
Вы полагаете, всё это будет ...

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 1271
  • Регистрация: 29.6.2011
  • Из: г. Ижевск
  • Номер участника: 108227
Предупреждение

Наталья Николаевна, Ваш личный результат - общественное достояние. Если Ваш проект подвиг трех неравнодушных мам организовывать обучение своих детей по новому типу, а к ним позже подтянутся и другие родители, в этом я уверена, то Вы достигли главного результата: обучили взрослых людей тому, как и чему учить их малышей. Только совместными усилиями родителей и учителей можно вырастить гармоничную, самодостаточную и развивающуюся личность. Я сохраняю себе Вашу работу, чтобы потом, когда у меня появятся внуки, быть во всеоружии smile.gif


--------------------
С наилучшими пожеланиями, Лора Кравченко

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 839
  • Регистрация: 23.6.2014
  • Из: г. Гродно, Беларусь
  • Номер участника: 153704
Предупреждение

Конкурс дал толчок к работе по организации совместной деятельности детей и родителей в сети Интернет. Нужно обязательно изучить опыт коллег, чтобы попробовать разные формы работы и найти наиболее эффективные. Работа очень непростая, но процесс нельзя останавливать.

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 374
  • Регистрация: 16.4.2010
  • Из: Самара
  • Номер участника: 84599
Предупреждение

Цитата(Наталь_я @ 17.4.2015, 6:46)
Конкурс закончился - пришло время осмысления результатов. Может, мой результат очень личный, но мне все-таки хочется им поделиться.
Мой проект "Опыты на домашнем столе" имеет конкретный адресат - мои внучки дошкольного возраста (с недавних пор сосредоточена исключительно на "бабушкинской" педагогике rolleyes.gif ). Начиная от идеи до подведения итогов и реализации проекта вместе со мной была их мама. Для меня очень важным является именно этот результат: как человек, далекий от образования, изменяется через присвоение ценностей современного образования.
1. Ребенок - субъект своей деятельности. В работе над проектом молодая мама освоила, что совместная деятельность с детьми включает их активную деятельность, а не созерцание действий родителей.
2. Деятельность необходимо планировать. И опять мама моих внучек разделила убеждение, что детей тоже необходимо этому обучать, используя адекватные возрасту способы.

3. Образование имеет непрерывный характер. Привожу пример комментария мамы моих внучек.


То, что произошло после конкурса, на мой взгляд, вполне закономерно. Старшая внучка нынче пойдет в школу. А мама взялась за ... изучение ФГОС и Закона "Об образовании в Российской Федерации". Сделала для себя открытие: традиционными способами (ребенок в позиции объекта, деятельность за него спланирована, обучение как "натаскивание") ФГОС не достичь!
Обсуждение проблемы в социальных сетях и поиск альтернативы традиционному подходу привели к созданию инициативной группы таких же неравнодушных мам и открытию методики В. И. Жохова
В настоящее время эта инициативная группа занята поиском учителя в нашем городе, который бы освоил методику и приступил к обучению детей на ее основе. Представить, что три мамы приходят к директору школы, рассказывают о методике Жохова и предлагают работать по ней — такова реальность! Пробились на городское телевидение, поставлены в план работы на апрель городского методического кабинета, добились приглашения на районное методобъединение учителей начальной школы.
Я так хочу, чтобы моя внучка училась по-новому! И мама этого, надеюсь, добьется )))

Уважаемая Наталья Николаевна, огромное спасибо, что Вы у нас есть!
Честно говоря, ждала большей активности членов сообщества - родителей. Именно в контексте ОБМЕНА опытом wink.gif
Спасибо за Вашу щедрость wink.gif
С уважением, Ольга

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 374
  • Регистрация: 16.4.2010
  • Из: Самара
  • Номер участника: 84599
Предупреждение

Цитата(LaraKrav @ 17.4.2015, 12:39)
Наталья Николаевна, Ваш личный результат - общественное достояние. Если Ваш проект подвиг трех неравнодушных мам организовывать обучение своих детей по новому типу, а к ним позже подтянутся и другие родители, в этом я уверена, то Вы достигли главного результата: обучили взрослых людей тому, как и чему учить их малышей. Только совместными усилиями родителей и учителей можно вырастить гармоничную, самодостаточную и развивающуюся личность. Я сохраняю себе Вашу работу, чтобы потом, когда у меня появятся внуки, быть во всеоружии smile.gif

Лора, "общественное достояние" -ДА!!!
Спасибо, что следили за конкурсом и оставались с нами wink.gif

С признательностью, Ольга

Сообщение отредактировал Bryksina Olga - 17.4.2015, 15:14

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 374
  • Регистрация: 16.4.2010
  • Из: Самара
  • Номер участника: 84599
Предупреждение

Цитата(grassom @ 17.4.2015, 13:18)
Конкурс дал толчок к работе по организации совместной деятельности детей и родителей в сети Интернет. Нужно обязательно изучить опыт коллег, чтобы попробовать разные формы работы и найти наиболее эффективные. Работа очень непростая, но процесс нельзя останавливать.

Ольга, Вам огромное спасибо за поддержку конкурса, активное участие в дискуссии, анализе работ wink.gif
Еще раз подумала о том, что отсутствие шаблона конкурсной работы позволило все-таки получить многообразие форм wink.gif Конечно, при наличии четкого алгоритма было бы больше конкурсных работ (как в первом конкурсе). Но целью было не количество, однозначно, а качество!
И, действительно, эти идеи НАДО изучать!

С благодарностью, Ольга Федоровна

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 5510
  • Регистрация: 27.11.2010
  • Из: Новосибирская область
  • Номер участника: 93856
Предупреждение

Ольга Федоровна, спасибо за возможность высказаться по поводу конкурса, его хода и организации.Постараюсь воспользоваться ею.
Хотела бы спросить у вас-какой вам видится конкурсная работа этого года в идеале?

Сообщение отредактировал Елена Годунова - 18.4.2015, 6:24


--------------------
Елена Александровна Годунова, с наилучшими пожеланиями ко всем пользователям портала

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 374
  • Регистрация: 16.4.2010
  • Из: Самара
  • Номер участника: 84599
Предупреждение

Цитата(Елена Годунова @ 18.4.2015, 6:06)
Ольга Федоровна, спасибо за возможность высказаться по поводу конкурса, его хода и организации.Постараюсь воспользоваться ею.
Хотела бы спросить у вас-какой вам видится конкурсная работа этого года в идеале?

Елена Александровна, спасибо за вопрос!
Постараюсь ответить лаконично, поскольку "пространно" уже свое мнение формулировала в перечисленных постах... В принципе, тезисы об ЭТОМ...

Во-первых, этот ресурс должен быть однозначно обращен к родителям. В методической разработке должно быть четко сформулировано, какую проблему мы хотим решить (организовать досуг, расширить кругозор, включить в проектирование или исследование и т.п.). И это должно быть УБЕДИТЕЛЬНО!
Во-вторых, методическая разработка должна содержать определенное алгоритмическое предписание: что делать, как делать и зачем? Но обязательно ВМЕСТЕ! Возможно, с делегированием функций ведомого ребенку. Но этому тоже надо учить... Причем, инструкции должны быть лаконичными и понятными, побуждающими к действию...
В-третьих, я бы не доверила родителям формирование предметных результатов (об этом писала еще во время первого конкурса)...
В-четвертых, по условиям нашего конкурса, совместная деятельность должна быть сетевой.
Можно еще продолжить...

Но хочу сформулировать главный (10) тезис:

Должно измениться отношение ребенка и родителей к сети Интернет! Сотворчество должно сплотить семью...

Это самые важные, на мой взгляд, критерии!

С уважением, Ольга Федоровна





Наверх