Образовательная галактика Intel®

Блог Участника

Запись блога

«Чимборасо» - Чимборасо! или Размышление о том, как интеллектуальную игру сделать дидактической…

Итак, эта публикация - размышление о том, как интеллектуальную игру сделать дидактической, при этом (хотелось бы думать!) не менее привлекательной для учащихся и более значимой в плане педагогической рефлексии для учителей…
Итак, в Чимборасо играют многие… И именно на этот опыт мы и опирались, моделируя игру со студентами факультета математики, физики и информатики Поволжской государственной социально-гуманитарной академии (г. Самара) в рамках проекта «Образование вне стен классной комнаты: курс для будущих педагогов» (5 этап. Чимборасо!)

Мы старались понять, что привлекает учащихся в этой игре? Свобода выбора образовательной траектории (но она априори присуща гипертексту)… Азарт (потому что ИГРАЕМ?)… Новизна (правда, никто не мешал и раньше «гулять» по википедии)… Идея игры (родом из детства!)... Интригующее название (причем, несущее само по себе интересную информацию!)… Личное обаяние и эмоциональная форма подачи информации Ривзом… Или все сразу? А это все и есть Чимборасо…

Какие же образовательные результаты традиционно планирует учитель, предлагая учащимся поиграть в Чимборасо? Прежде всего, наверное, развитие мотивации к получению нового знания. Мы хотим показать очевидный и при этом достаточно эффективный способ самообразования, а это очень важно! Поколение сорокалетних (и старше) пугает, что наши подростки имеют крайне ограниченный кругозор, находясь «в двух-трех кликах» от уникального кладезя информации! По этому поводу можно только недоумевать… И мы хотим, чтобы играя, учащиеся увидели ОГРАНИЧЕННОСТЬ области собственного знания, овладели способом расширения ее границ и… И, конечно, устремились к познанию нового, научились получать от этого удовлетворение и ЭТО стало ПОТРЕБНОСТЬЮ. Чимборасо – один из способов достижения этой цели (скажем, своеобразный «пропедевтический» этап, если уместно применить этот термин не к знаниям в определенной предметной области, а к виду деятельности).

Но где и когда играть? Будем ли играть на уроке? И как быть тогда с содержанием учебной программы? Можно, конечно, пожертвовать уроком, но… А если посмотреть на эту проблему под иным углом зрения? Надеемся, что не посягаем на «святое» (!)…

Итак, ключевых идей в нашей игре было две. Первая идея была связана с коррективами правил игры – играя, мы должны ВСЕГДА находиться в поле исследуемой проблемы (для нас это был парк, как информационно-образовательная среда). Именно это условие несколько искажало СУТЬ игры (имеем ли мы на это право?), но, поверьте, не сделало ее менее увлекательной. Можно сказать, что веб-серфинг превратился, в определенном смысле, в веб-навигацию, деятельность стала целенаправленной.

Вторая идея связана с оцениванием деятельности учащихся в процессе игры. А разве есть критерии для оценивания спонтанности, порыва, творчества? Но если принять во внимание первое ограничение, то появляется ряд требований и процесс становится более прозрачным…

Нам кажется естественным использование критериального подхода. Эта идея была озвучена в ходе мастер-класса «Критериальный подход к оценке on-line продуктов в условиях ФГОС» на IV международной конференции «Информационные технологии для Новой школы». Был продемонстрирован подход к оценке результатов на примере игры Чимборасо в соответствии с описанной идеологией и требованиями ФГОС основного общего образования. Давайте поразмышляем, глядя на эту таблицу…

В основе методики разработки оценочного листа была заложена следующая идея. Педагог, готовясь к игре (в общем случае, к уроку) и анализируя требования ФГОС, соотносит их с видами планируемой деятельности учащихся. И в оценочный лист уже вносит планируемые результаты этой деятельности… Этому посвящен пост.

Но если конкретно о Чимборасо, то сначала казалось, что должны доминировать познавательные универсальные учебные действия. Поэтому прогнозирование и описание деятельности началось именно с них (помним, что в правилах появилось ограничение: мы находимся в поле предложенной темы):
  • выбор понятий, соответствующих теме (проблеме);
  • аргументация выбора понятия;
  • уточнение новизны понятий;
  • установление связей между понятиями;
  • выражение личного отношения к найденной информации;
  • обоснование выбора "конечного" понятия (когда же остановиться?);
  • выделение ключевой идеи энциклопедической статьи;
  • структурированное представление найденного материала;
  • наличие оценочного суждения по результатам чтения…

И мы сделали вывод, что ВАЖНО не только делать скриншоты и комментировать переходы, важно научить СМЫСЛОВОМУ чтению и РАБОТЕ С ПОНЯТИЯМИ (в формулировке ФГОС).
В процессе анализа видов деятельности стало совершенно очевидным, что формирование и регулятивных УУД имеет место быть… Какие мы выделили? Это:
  • умение прогнозировать цель игры (например, в процессе перехода к новому понятию фиксируется цель (мотив, интерес) к дальнейшей познавательной деятельности: что я хочу узнать?);
  • соотносится поставленная цель с полученными результатами (например, в комментариях);
  • осуществляется самоконтроль (все ли термины находятся в поле проблемы?) и др.

И с учетом этого уже разрабатывался оценочный лист, который содержал (содержит) два раздела: как мы играли (преимущественно регулятивные УУД) и представляем результаты (преимущественно познавательные УУД).
И, конечно, очевидно, что при выбранной системе индикаторов напрашивается Google-форма для осуществления оценочной деятельности...
Очевидно, что этот набор показателей должен стать ориентиром на этапе подготовки к игре (при наложенных ограничениях к правилам игре уже надо учить!), а на этапе подведения итогов – инструментом оценивания…

Вот ТАКУЮ игру мы моделировали, а вот результаты самооценки все-таки показали, что эмоции «взяли верх». Но играли-то впервые… Будем учиться!

Теги к этой записи:

Комментарии

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 3472
  • Регистрация: 28.5.2012
  • Из: ул. Жукова, д. 44
  • Номер участника: 116309
Предупреждение

Я попробовала Чимборасо на уроке.
Правда, без проработанных критериев отметки.
Урок - первый в году. Проводить его стандартно мне не хотелось. Игры, работу в группах мы постоянно используем на уроках. Вспомнила, что когда-то что-то читала про Чимборасо. Перечитала ещё раз материал. И решила предложить ребятам. Было тревожно - не была уверенна, что дети будут хотеть читать.
В части групп мы вместе выбирали первое слово, в другой части - ребята выбирали слово сами. Мне больше понравился второй вариант - дети смогли показать свои интересы.
Почти все были увлечены, работу приходилось прерывать насильно. Ребятам было действительно интересно.


--------------------
Анна Шугай

Пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 28
  • Регистрация: 30.8.2013
  • Из: Талица
  • Номер участника: 139902
Предупреждение

Заинтересовалась технологией проведения "Чимборасо" и уже подумываю над реализацией! Спасибо за идею)

Статьи по этой теме

« Июнь 2017 »
ВПВСЧПС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Последние записи

Мои ссылки в блоге

Последние комментарии

Мое изображение

4 пользователей просматривает
4 гостей
0 участников
0 анонимных участников

Категории

Поиск в блоге


Наверх