Образовательная галактика Intel®

Блог Участника

Запись блога

С интернетом - на экзамен

Года четыре назад в одной казанской гимназии мне довелось увидеть в кабинете молодого учителя химии необычный плакат, который гласил, что интернет-поиском в этом кабинете можно пользоваться в любое время, включая экзамены.



На тот момент это могло казаться чудачеством молодого педагога не самой обычной школы. Но вот, буквально на днях, поступила информация, что над предложением разрешить учащимся пользоваться интернетом на экзаменах работают представители самого авторитетного органа управления Великобритании, занимающегося экзаменационной политикой - OCR. Марк Доу, директор OCR, считает, что "такое разрешение отражало бы современные реалии школьного обучения. На самом деле, на экзамене у всех слишком мало времени, чтобы искать ответ в книгах, кроме того, надо четко знать, что именно ты ищешь".

На мой взгляд, такая постановка вопроса - это своего рода знак, что нечто начало меняться, во всяком случае, у некоторой части учителей. Я бы назвал это "торжеством здравого смысла". В самом деле, если мы, пытаясь найти ответ на интересующий нас вопрос, пользуемся интернетом, и понимаем, что наши дети будут делать то же самое, то совершенно непонятно, почему мы должны конструировать искусственную и нигде в реальной жизни не встречающуюся ситуацию - когда вопрос есть, а для поиска ответа на него доступными средствами пользоваться почему-то нельзя.

Мы должны понимать, что именно процедуры проверки того, что представляет собой ученик (а, значит, и того, как работал с нм учитель) оказывают определяющее влияние на то, как будет строиться учебный процесс. Мы можем сколько угодно говорить о том, каким должно быть содержание образования, бесконечно обсуждать ФГОСы и профессиональный стандарт учителя, но если итоговая аттестация учащегося построена на том, что он должен вспомнить правильные ответы и выбрать их из нескольких предложенных ему вариантов - то и весь учебный процесс будет "заточен" именно под это, а не подо что-то другое.


Сдача государственного экзамена в средневековом Китае. Гравюра VI века.


Экзамен в формате "ничем не пользуемся, ничего не достаем, ни к чему не подключаемся, все берем только из головы" является "священной коровой" сегодняшнего образования. Если его изменить, то вся система посыплется, как карточный домик.

Что изменится?

1. Очевидно, что это будет концом эпохи стандартизированных тестов - который и так не за горами.

Умение загрузить в свою краткосрочную память некоторое количество цифр и фактов, по недоразумению называемых "знанием", с той или иной степенью корявости воспроизвести их и потом благополучно забыть, оказывается все менее востребованным. На первый план выходят совсем другие умения - локализовать задачу, оперативно ее исследовать, подобрать под ее решение команду. Экзамен в формате "подключаемся к интернету, организуем коллективное взаимодействие и за ограниченное время решаем задачу максимально эффективно" куда как более точно соответствует задачам мониторинга таких умений.

2. Во-вторых, это вполне может стать началом конца учебников в их традиционном понимании - как чего-то застывшего, некоего "безупречного и научно-обоснованного знания", высеченном в камне и зафиксированном в тексте. Современный учебник - это гипертекстовая среда, в которой учащийся является не потребителем, а со-автором, интерпретирующим источник, не только решающим, но и ставящим задачи, не только использующим, но и разрабатывающим лабораторное оборудование.

3. В третьих, произойдет легализация многих вещей, которые уже по факту существуют в образовании. Школьники давно уже ищут в сети готовые ответы на задания, на которые существуют готовые ответы (строго говоря, и мы, взрослые, делаем абсолютно то же самое). Студенты давно уже записывают на диктофоны и видеокамеры лекции преподавателей (если они, конечно, достойны того, чтобы быть записаны) и выкладывают в сеть сканы методичек, вместо того, чтобы покупать их - по одной на каждого.

4. Произойдет переосмысление роли учителя. Вместо полумифического существа, которое якобы "знает свой предмет", появится специалист, гораздо более компетентный в вопросах психологии, групповой динамики и организации совместной деятельности, который, не претендуя ни на какое абсолютное знание, сможет организовать погружение учащихся в коллективное решение проблем. Вместе с тем возрастет роль в образовании профессионалов, которые "знают предмет" ни по лекциям в пединституте, а по опыту практической работы.

5. Уверен, что изменится даже само образовательное пространство. Школьный класс, в котором парты стоят в три ряда и ученики сидят в затылок друг другу, уйдет в прошлое - как только императив "давайте сотрудничать" сменит "нельзя списывать".

Появление поисковых систем в "святая святых" школьного образования - экзаменационном классе - пока еще вопрос обсуждаемый. Но уверен, что это не за горами. И задумываться о том, какие изменения с этим будут связаны, нужно уже сейчас. А вы как думаете?

Теги к этой записи:

Комментарии

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 1183
  • Регистрация: 10.4.2010
  • Из: Новосибирск
  • Номер участника: 84512
Предупреждение

biggrin.gif Идея стройная! И для простых занятий очень даже подходящая! Но вот на экзамене допуск к Интернету приведёт скорее не к "свободному поиску" информации, а к "звонку другу", больше знающему и умеющему... и, в конечном итоге победит ученик, имеющий более компетентную "группу поддержки", сидящую в Интернете и решающую задачи за экзаменующегося. Ведь по математике, например, если нет готового решения, то решать надо самому... в Интернете можно найти только решения похожих задач, а легче, если решит друг. Тогда экзамен будет проверять не личные компетенции ученика, а превратится в проверку его "организаторских способностей". Поэтому вопрос "Что проверять?" очень актуален!!!
Читала мнения, например, что ЕГЭ по литературе устроен так, как будто учеников готовят к работе литературоведами, а ведь это просто выпускной экзамен ученика средней школы...

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 237
  • Регистрация: 2.3.2013
  • Из: Ульяновск
  • Номер участника: 126406
Предупреждение

Цитата(rat @ 21.5.2015, 5:59)
biggrin.gif Идея стройная! И для простых занятий очень даже подходящая! Но вот на экзамене допуск к Интернету приведёт скорее не к "свободному поиску" информации, а к "звонку другу", больше знающему и умеющему... и, в конечном итоге победит ученик, имеющий более компетентную "группу поддержки", сидящую в Интернете и решающую задачи за экзаменующегося. Ведь по математике, например, если нет готового решения, то решать надо самому... в Интернете можно найти только решения похожих задач, а легче, если решит друг. Тогда экзамен будет проверять не личные компетенции ученика, а превратится в проверку его "организаторских способностей". Поэтому вопрос "Что проверять?" очень актуален!!!
Читала мнения, например, что ЕГЭ по литературе устроен так, как будто учеников готовят к работе литературоведами, а ведь это просто выпускной экзамен ученика средней школы...

А проверять будем ,кто быстрее и лучше умеет пользоваться интернетомsmile.gif)

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 3472
  • Регистрация: 28.5.2012
  • Из: ул. Жукова, д. 44
  • Номер участника: 116309
Предупреждение

Цитата(rat @ 21.5.2015, 5:59)
biggrin.gif Идея стройная! И для простых занятий очень даже подходящая! Но вот на экзамене допуск к Интернету приведёт скорее не к "свободному поиску" информации, а к "звонку другу", больше знающему и умеющему... и, в конечном итоге победит ученик, имеющий более компетентную "группу поддержки", сидящую в Интернете и решающую задачи за экзаменующегося. Ведь по математике, например, если нет готового решения, то решать надо самому... в Интернете можно найти только решения похожих задач, а легче, если решит друг. Тогда экзамен будет проверять не личные компетенции ученика, а превратится в проверку его "организаторских способностей". Поэтому вопрос "Что проверять?" очень актуален!!!
Читала мнения, например, что ЕГЭ по литературе устроен так, как будто учеников готовят к работе литературоведами, а ведь это просто выпускной экзамен ученика средней школы...

Если мы будем учить на простых занятиях одному, а на экзамене требовать другое. Возникает противоречие.
Елена, здесь и говорят о перестройке экзаменов. Т. е. экзамен надо строить в другой форме. Если на то пошло, то можно заблокировать некоторые возможности.
Я за возможность использования поиска. В современном мире все формулы, все даты мы можем найти в Интернете. Важнее, как ребёнок сумеет решить поставленную проблемную ситуацию, а не то, что он знает формулу по физике.
Здесь, конечно же, надо всё тщательно продумать. Но это шаг в будущее. Мы показываем, что образование - это не знание формул, правил, а умение применять их на практике, в жизненной ситуации. Что толку, что я знала формулы по физике. Сейчас понятия не имею какой проводок с каким соединять.

Сообщение отредактировал Анна Шугай - 22.5.2015, 23:48


--------------------
Анна Шугай

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 1183
  • Регистрация: 10.4.2010
  • Из: Новосибирск
  • Номер участника: 84512
Предупреждение

Цитата(Анна Шугай @ 22.5.2015, 23:46)
Елена, здесь и говорят о перестройке экзаменов.

Да! ДА! А начать с переучивания самих экзаменаторов, по крайней мере для ЕГЭ по биологии! На такие некорректные вопросы, которые они составляют не ответит никто,- даже поиск в Интернете не поможет..... biggrin.gif tongue.gif biggrin.gif

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 2123
  • Регистрация: 6.1.2012
  • Из: *
  • Номер участника: 112843
Предупреждение

Думаю, что идея нежизнеспособная, как минимум у нас. Наличие такого "подспорья" будет сильно отвлекать экзаменующегося, а возможность излишне обнадеживать. huh.gif
Цитата(rat @ 21.5.2015, 5:59)
...
Читала мнения, например, что ЕГЭ по литературе устроен так, как будто учеников готовят к работе литературоведами, а ведь это просто выпускной экзамен ученика средней школы...

и вступительный по соответствующему профилю.

Сообщение отредактировал Larisa Agrba - 23.5.2015, 6:29

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 42
  • Регистрация: 18.2.2011
  • Из: г.Ижевск
  • Номер участника: 94629
Предупреждение

Такое новшество научит детей экономно расходовать время в Интернете. А то, что будет искать более умного друга - так это коммуникативная компетенция, это не есть плохо! Мы же в жизни так и делаем - ищем более умного человека в окружении и советуемся с ним. Даже если это будет учитель! Но один учитель не сможет решать одновременно всем своим ученикам, а нормальный учитель отключит телефон и будет просто держать кулачки.
Мое мнение. Я бы не возражала

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 1183
  • Регистрация: 10.4.2010
  • Из: Новосибирск
  • Номер участника: 84512
Предупреждение

Цитата(Larisa Agrba @ 23.5.2015, 6:25)
и вступительный по соответствующему профилю.

smile.gif Тут я соглашусь, но опять актуален вопрос: "Чему хотим научить?" и "Что хотим проверить?" Если школьники = будущие литературоведы, то вполне нормально. Если будущие писатели, то проверять нужно другие умения? Возможно, поэтому теперь дети пишут сочинение?

Цитата(Larisa Agrba @ 23.5.2015, 6:25)
идея нежизнеспособная, как минимум у нас.

Для не главных экзаменов, промежуточного контроля и всевозможных четвертных тестирований, вполне может подойти, почему бы нет? Справочной информацией и на сегодняшних экзаменах можно ведь пользоваться (таблица Менделеева, таблицы генетического кода, простой калькулятор и т.д)

Сообщение отредактировал rat - 23.5.2015, 20:25

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 477
  • Регистрация: 16.7.2014
  • Из: Запоріжжя
  • Номер участника: 154185
Предупреждение

Сегодня интернет не только справочное пособие - это необходимость... Потому, что для страны и мира характерна Функциональная неграмотность... Это по спору с сыном: учитель информатики должен знать программирование и компьютер! Приводит пример, что учитель физики объясняет детям полет пули, утверждает, что сначала она летит по прямой 300 м, а потом по параболе... Я отвечаю, что это уровень знаний учителя. И что учитель, конечно, должен знать основы предмета наизусть. Потом идет развитие его. У учеников тот же путь... Поэтому использование Интернета нужно для ускорения развития, потому, что все наизусть нельзя знать и помнить всю жизнь. И использование Интернета на экзамене тоже: вопросы нужно ставить по другому. В стиле проблемных и на применение основ. Учитель должен проверить, что ответ в Интернете в прямом виде отсутствует. Так делают для квестов, проектов, диссертантов на защите теории. Сейчас готовлюсь к семинару по Инноватике (дистанционный курс по информатике к аттестации). У нас вопросы типа: формы педагогического опыта. Прямого и косвенного ответа нет. Не ответили и методисты... А вы!?

Сообщение отредактировал Kobzareva - 23.5.2015, 11:42

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 132
  • Регистрация: 12.9.2013
  • Из: Асбест, Свердловская область
  • Номер участника: 143001
Предупреждение

Цитата(rat @ 21.5.2015, 5:59)
biggrin.gif Идея стройная! И для простых занятий очень даже подходящая! Но вот на экзамене допуск к Интернету приведёт скорее не к "свободному поиску" информации, а к "звонку другу", больше знающему и умеющему... и, в конечном итоге победит ученик, имеющий более компетентную "группу поддержки", сидящую в Интернете и решающую задачи за экзаменующегося. Ведь по математике, например, если нет готового решения, то решать надо самому... в Интернете можно найти только решения похожих задач, а легче, если решит друг. Тогда экзамен будет проверять не личные компетенции ученика, а превратится в проверку его "организаторских способностей". Поэтому вопрос "Что проверять?" очень актуален!!!
Читала мнения, например, что ЕГЭ по литературе устроен так, как будто учеников готовят к работе литературоведами, а ведь это просто выпускной экзамен ученика средней школы...


а если создать базу данных, так сказать "местную" энциклопедию, в которой прямых ответов на вопрос не будет, но будет материал, лучше наглядный, и тогда ученик сможет включить свой мозг, начнем искать и додумывать, ведь на уроке об этом говорили, но он забыл. А так с Вами полностью согласна, что прямой выход в интернет - это не только друзья помогут, но и ученик может среди кучи всего найти и неверные ответы, а это еще досаднее. Задумка имеет место быть)))))


--------------------
Счастливая мама))))

Новичок

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 0
  • Регистрация: 15.2.2013
  • Номер участника: 126018
Предупреждение

Все зависит от поставленной цели. Если оценивать умение находить и правильно использовать информацию - одно, если оценивать возможность сопоставлять знания сразу из нескольких областей в ситуации принятия решения в сжатые сроки - другое. Тут Интернет не поможет, поэтому и вреда не будет, а в первом случае - он просто необходим. Третий вариант - проверка запоминания материала - тут интернет ВРЕДЕН. Отмечу, что для быстрого принятия сложных решений, многие факты должны быть в голове. Поэтому, полагаться только на интернет - глупо, а именно такой "побочный" эффект сегодня встречается. Зачем учить, если можно всегда найти в Интернет ...В итоге имеем то, что имеем ...

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 3472
  • Регистрация: 28.5.2012
  • Из: ул. Жукова, д. 44
  • Номер участника: 116309
Предупреждение

Цитата(dragunovav @ 25.5.2015, 23:30)
Отмечу, что для быстрого принятия сложных решений, многие факты должны быть в голове. Поэтому, полагаться только на интернет - глупо, а именно такой "побочный" эффект сегодня встречается. Зачем учить, если можно всегда найти в Интернет ...В итоге имеем то, что имеем ...

Просто те, кто не знает сколько будет 2х2, не успеют выполнить задание.


--------------------
Анна Шугай

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 113
  • Регистрация: 17.2.2011
  • Из: Тямша
  • Номер участника: 94612
Предупреждение

Проблема интересная и неоднозначная. А вот и размышления Анатолия Шперха по теме.

Статьи по этой теме

« Июль 2017 »
ВПВСЧПС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Последние записи

Мои ссылки в блоге

Последние комментарии

Мое изображение

5 пользователей просматривает
5 гостей
0 участников
0 анонимных участников

Категории

Поиск в блоге


Наверх