Образовательная галактика Intel®

Блог Участника

Запись блога

Рисунки Google - играем или учимся?

Продолжим тему освоения инструментов Google Диска в начальной школе. Начало см. 1, 2.
Рисунки Google — простой в использовании графический редактор. С помощью рисунков Google можно создавать блок-схемы, графики и другие виды рисунков. Как и в других сервисах Диска Google, в рисунках доступен режим совместной работы. Кроме того, можно общаться с соавторами непосредственно в редакторе рисунков, публиковать рисунки как изображения и загружать их на свой компьютер. Это все общая информация, а какими могут быть конкретные сценарии использования инструмента с учениками младших классов?

1.Создаем картинку с помощью автофигур
Это задание на рисование* можно выполнять с учащимися 2-3 класса, как только ученики познакомятся на уроках математики с простыми геометрическими фигурами.



При создании рисунка использyются различные возможности сервиса Рисунки Google: рисование прямых и кривых линий, вставка геометрических фигур, заливка цветом, изменение размеров, упорядочивание, поворот фигур. Все эти навыки формируются в процессе творческой работы - без инструкций и практически без пояснений. Ученик, создавая рисунок из готовых форм, в процессе работы сам разрешает небольшие проблемные ситуации: как изменить фигуру, как применить ту или иную функцию к объекту. Возможно, что именно в работе с рисунками вообще впервые возникает связка понятий "объект-функция". Лучшему усвоению этого понятия способствует "исчезающая" панель инструментов, которая устроена по принципу: нет объекта, не включены и те функции, которые к нему могут быть применены. Для наглядности: на рис.1 объект не выделен - дополнительная панель инструментов не включена, на рис.2 выделение объекта приводит к включению дополнительных инструментов на панели, например, заливки цветом.



Еще пример создания рисунков с помощью автофигур (рисунок ученика)



2.Дорисовка (раскрашивание) трафарета

Эта прекрасная идея дважды была реализована на Галактике в МК Андрея Рожкова. Посмотреть можно здесь (елочные украшения) и здесь (снеговики) (1, 2). Можно придумать и другие варианты исполнения подобных сценариев.

3.Создаем ребусы в рисунках

Ученики знакомятся с правилами создание ребусов, затем выбирают и зашифровывают слово или фразу с помощью рисунков и текста.
Формируемые умения по работе с Google-рисунками: подбор, вставка, "дорисовывание" готовых картинок, использование автофигур, заливка цветом, изменение размеров, упорядочивание, центрирование, поворот фигур и т.д.

Надо признаться, по наблюдениям, трудность для учеников представляет именно содержательная часть создания ребуса, а именно: подбор шифруемого слова и, собственно, процесс шифрования. Поэтому задание можно предложить уже после того, как на уроке русского языка сделан побуквенный анализ нескольких слов и проделаны процедуры превращения слова или фразы в ребус, упражнения по подбору и конвертации материала: слов, картинок, символов.

Примеры ребусов, созданных учениками младших классов:



*Примеры заданий - из опыта работы учителя информатики Юлии Рачинской (Таллиннская Кесклиннаская русская гимназия)

4.Создаем квесты с помощью "спрятанных" гиперссылок

Мысль о том, что на уроках ученики чаще получают индивидуальные задания, тогда как задачи, решаемые коллективно, очень редки, не дает покоя. Просто, мне кажется, у нас маловато сценариев именно для коллективной работы.
Идея разработки квеста в рисунках Google может быть реализована как cовместный проект для учеников младщей или основной школы. Прототип смотреть здесь.**

Вначале совместно придумывается история с загадочным или сказочным сюжетом о пропавшем кладе, исчезнувшем герое и т.д.. Эта история разбивается на этапы -"картины", каждая из которых содержит ссылку на какой-то вопрос (загадку или задачу). На этот вопрос нужно ответить, чтобы перейти к следующему этапу. Но вначале "спрятанную" ссылку нужно отыскать на Google-рисунке.
Ученики в минигруппах по 2-3 человека получают задание создать такую "картину", на которой прячется гиперссылка на задание. А само задание, на которое ведет ссылка, может быть реализовано либо также, при помощи рисунка Google, либо в каком-то стороннем сервисе. (Важно также придумать и само это задание, но этот вопрос мы пока выносим за скобки).
Формируемые умения по работе с Google-рисунками: подбор, вставка, "дорисовывание" готовых картинок в рисунок (или создание своих собственных), вставка гиперссылок и прикрепление их к тексту или графическому объекту.

Разновидность этого же сценария: коллективное создание квеста по прочитанному произведению. В качестве примера - квест по произведению Н.Носова “Незнайка В Солнечном городе”. Гиперссылки здесь, правда, не "прячутся" в рисунке (а наоборот, должны быть хорошо видны) и ведут на тестовые приложения в http://learningapps.org/

Пример использование гиперрсылок в рисунках Google для навигации по квесту


Куда ведет ссылка на задание? А вот сюда:


**Эта идея подсмотрена у Ольги Пивненко. О ее проекте "Сетевая школьная академия" совместном с учителями школы №548 г.Санкт-Петербурга писала здесь. Правда, там квест разрабатывают учителя, но ведь можно же сделать аналогичный проект с детьми? Только нужно хорошо спланировать работу.


Статьи по теме
Математика в стиле "мондриан" и "клее"
Создай рабочий лист сам!
Изучаем электронные таблицы играя
Учимся делать совместные презентации в начальной школе
Рисунки Google на уроках в начальной школе
Создание обучающей игры с использованием приложений Google. "Времена года"
Идеи в духе STEAM: геометрический конструктор на основе рисунков Google
Магия и польза японского кроссворда
Что же отличает задания нового типа? Появится ли дигитальная дидактика?
В начале была цифра?
Дни математики, программирования и робототехники в школе: первый опыт
Прекрасная геометрия на бумаге и не только...
STEAM в начальной школе: геометрия комнаты
Урок виртуальной кройки: клетка, полоска, узор...
Unplugged: назад к бумаге?
Программирование для воссоздания картин: математика и искусство вместе
Геометрия и карандашное программирование
Карандашное программирование: холст как координатная плоскость

Еще несколько идей использования рисунков, правда, учителями, а не учениками, было предложено на МК "Создание обучающей игры с использованием приложений Google" , Ведущий Андрей Рожков.

Идея танграма на базе рисунков

Теги к этой записи:

Комментарии

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 1272
  • Регистрация: 29.6.2011
  • Из: г. Ижевск
  • Номер участника: 108227
Предупреждение

Дорогая Людмила!
Тоже часто думаю над заданиями для коллективной работы. Обычно это работа в группах в рамках обучающего проекта, такого, как знакомый Вам "Парк развлечений. Территория творчества" или "Виртуальный музей школы № 1 г. Горловки".
Но проектная работа такого рода всегда долгосрочная. А создание короткого квеста с детьми может быть реализовано в течение 2-3-х уроков.
Спасибо за идею!
Остается, как всегда непростая задача с выделением времени на подобные задания (школьная программа такая плотная, что такого рода задания всегда выбивают меня из графика работы).


--------------------
С наилучшими пожеланиями, Лора Кравченко

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Цитата(LaraKrav @ 9.7.2014, 22:47)
Дорогая Людмила!
Тоже часто думаю над заданиями для коллективной работы. Обычно это работа в группах в рамках обучающего проекта, такого, как знакомый Вам "Парк развлечений. Территория творчества" или "Виртуальный музей школы № 1 г. Горловки".
Но проектная работа такого рода всегда долгосрочная. А создание короткого квеста с детьми может быть реализовано в течение 2-3-х уроков.
Спасибо за идею!
Остается, как всегда непростая задача с выделением времени на подобные задания (школьная программа такая плотная, что такого рода задания всегда выбивают меня из графика работы).


Дорогая Лора!

Мы же с вами хорошо знаем, что:
1. любой проект плохо вписывается в урок, потому что подходы к 1-му и 2-му совершенно разные.
2. программа для учителя часто состоит не из планируемых образовательных результатов, а из тем, которые нужно (почему-то) пройти. Хотя, на самом деле, все эти "темы" - из ориентаций на готовый учебник, даже на его оглавление, или на поурочное планирование, которое, опять же, откуда берется? и т.д. Разве не важнее, что в виде того самого результата (присвоенного умения, пережитого опыта, полученых эмоций, в конце-концов...) останется у ученика?

Поэтому:
1. можно начать менять собственную точку зрения.На проекты и уроки. В проекте у ученика могут появиться и личные цели, помимо внешних, поставленных учителем.
2.Да, проект сложнее начать и тем более, сложнее завершить. Но он того стоит, согласны ли вы?

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

В качестве аргумента в обоснование точки зрения, что проектная форма эффективнее "прохождения тем", могу привести "взрослый" пример. МК
"Создание обучающей игры с использованием приложений Google" Андрея Рожкова. Там учителя были охвачены открытым для всех участников процессом коллективного проектирования. Всем тонкостям работы с инструментами учились, но это не было главной целью.
Пирамида постановки учебных целей Блума (вот, кстати, полезная ссылка на презентацию) при этом покрыта полностью.

А если бы, для сравнения, это был обычный тренинг (читай, урок) по работе с сервисами Google? Как в этом случае было бы насчет целей? Они были бы другими. И какую часть пирамиды удалось бы задействовать?

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 1272
  • Регистрация: 29.6.2011
  • Из: г. Ижевск
  • Номер участника: 108227
Предупреждение

Людмила,
меня не надо убеждать в целесообразности и полезности проектной деятельности smile.gif

Цитата
Да, проект сложнее начать и тем более, сложнее завершить. Но он того стоит, согласны ли вы?

Абсолютно.
Я изучение всего своего курса построила бы в виде малых проектов. Но создание такого курса по физике потребует усилий не одного человека. Хорошо бы получить такой продукт от людей ученых, пишущих учебники... Как думаете?

Сообщение отредактировал LaraKrav - 9.7.2014, 23:13


--------------------
С наилучшими пожеланиями, Лора Кравченко

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Цитата(LaraKrav @ 10.7.2014, 0:06)
Людмила,
меня не надо убеждать в целесообразности и полезности проектной деятельности smile.gif
Абсолютно.
Я изучение всего своего курса построила бы в виде малых проектов. Но создание такого курса по физике потребует усилий не одного человека. Хорошо бы получить такой продукт от людей ученых, пишущих учебники... Как думаете?


Отвечу так: в коллективный проект учителей верю, в каких-то ученых, пишущих учебники - нет. Где они, эти ученые? Давно бы уже в Сети проявились хоть как-то, если бы ставили бы такую задачу. Боюсь, что с авторами учебников - это какая-то другая история.

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 26
  • Регистрация: 14.9.2010
  • Номер участника: 87888
Предупреждение

Цитата
Но создание такого курса по физике потребует усилий не одного человека. Хорошо бы получить такой продукт от людей ученых, пишущих учебники... Как думаете?


Действительно, многие учителя ждут готовых, разработаных, современных (инновационных) проектов/материалов, но тут есть несколько НО:
  • Пока кто-то где-то что-то разработает, то к тому в времени как это спустится к учителям, проект уже не будет инновационым.
  • Боюсь, что принцип работы учителей по готовому продукту не будет сильно отличаться от принципа работы по учебнику.
  • Актуальные и, действительно, инновационные идеи уже есть в сети. Они есть и на галактике, и в гугл+, в фэйсбуке. Нудо только увидеть и зацепиться за идею. А в случае объемного проекта, подключаем коллег!


Сообщение отредактировал mkurvits - 11.7.2014, 0:57

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 954
  • Регистрация: 3.3.2013
  • Из: Ростовская обл. Неклиновский р-н
  • Номер участника: 126419
Предупреждение

У меня очень небольшой опыт использования рисунков Google. Создаю их по мере необходимости для совместной работы учащихся. У меня в дистанционных классах обучается не более 3 учеников, поэтому совместная работа с рисунками во время урока возможна. В 7 классе, при изучении Антарктиды, предлагаю логические цепочки. В 8 классе работаем с рисунком по высотным поясам, а в 9 классе предлагаю заполнить схему АПК. Конечно в начальной школе рисунки должны быть яркими и содержать элемент игры.


--------------------
С уважением, Коломийцев Михаил

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Цитата(mkurvits @ 11.7.2014, 1:56)
Действительно, многие учителя ждут готовых, разработаных, современных (инновационных) проектов/материалов, но тут есть несколько НО:
  • Пока кто-то где-то что-то разработает, то к тому в времени как это спустится к учителям, проект уже не будет инновационым.
  • Боюсь, что принцип работы учителей по готовому продукту не будет сильно отличаться от принципа работы по учебнику.
  • Актуальные и, действительно, инновационные идеи уже есть в сети. Они есть и на галактике, и в гугл+, в фэйсбуке. Нудо только увидеть и зацепиться за идею. А в случае объемного проекта, подключаем коллег!


Марина, согласна по всем пунктам. Есть проблема -собрать команду разработчиков. Если совсем ближе к практике, то сетевая команда еще лучше собирается даже не на идею (ее надо еще тольково описать), а на заготовки: прототипы, шаблоны и т.д. Тогдп каждый может выбрать себе поле деятельности и встроиться со своим опытом.

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Цитата(Коломийцев Михаил @ 11.7.2014, 8:55)
У меня очень небольшой опыт использования рисунков Google. Создаю их по мере необходимости для совместной работы учащихся. У меня в дистанционных классах обучается не более 3 учеников, поэтому совместная работа с рисунками во время урока возможна. В 7 классе, при изучении Антарктиды, предлагаю логические цепочки. В 8 классе работаем с рисунком по высотным поясам, а в 9 классе предлагаю заполнить схему АПК. Конечно в начальной школе рисунки должны быть яркими и содержать элемент игры.


Михаил, спасибо за примеры. В них, как я поняла, рисунки Google применяются в неспецифическом назначении, используются как бы общие свойства документов: предоставление доступа, коллективная работа, публикация... То есть, эти же задания, в принципе, можно было бы сделать в текстовом документе. И это разработки учителя для учеников. Может быть, ученики могут еще что-то сами делать (создавать) в рисунках по географии?

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 954
  • Регистрация: 3.3.2013
  • Из: Ростовская обл. Неклиновский р-н
  • Номер участника: 126419
Предупреждение

Цитата(ljudmillar @ 11.7.2014, 12:30)
Цитата(Коломийцев Михаил @ 11.7.2014, 8:55)
У меня очень небольшой опыт использования рисунков Google. Создаю их по мере необходимости для совместной работы учащихся. У меня в дистанционных классах обучается не более 3 учеников, поэтому совместная работа с рисунками во время урока возможна. В 7 классе, при изучении Антарктиды, предлагаю логические цепочки. В 8 классе работаем с рисунком по высотным поясам, а в 9 классе предлагаю заполнить схему АПК. Конечно в начальной школе рисунки должны быть яркими и содержать элемент игры.


Михаил, спасибо за примеры. В них, как я поняла, рисунки Google применяются в неспецифическом назначении, используются как бы общие свойства документов: предоставление доступа, коллективная работа, публикация... То есть, эти же задания, в принципе, можно было бы сделать в текстовом документе. И это разработки учителя для учеников. Может быть, ученики могут еще что-то сами делать (создавать) в рисунках по географии?

Да Людмила, вы правильно всё поняли. Пока делаю элементарные попытки использования рисунков. Присмотрюсь к вашему опыту и в дальнейшем попробую расширить область применения. Очень понравился квест с использованием рисунков. Для учащихся 6 - 7 классов такая форма работы будет интересна.


--------------------
С уважением, Коломийцев Михаил

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Вот как выглядит Японский кроссворд. (Игра в клеточки) в рисунках Google. Идея взята отсюда

Можно сделать свои версии, используя другие картинки - для всех учеников разные. https://clck.ru/9LvdX

Подробнее: Магия и польза японского кроссворда

Статьи по этой теме

« Июнь 2017 »
ВПВСЧПС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Последние записи

Мои ссылки в блоге

Последние комментарии

Мое изображение

8 пользователей просматривает
8 гостей
0 участников
0 анонимных участников

Категории

Поиск в блоге


Наверх