Образовательная галактика Intel®

Блог Участника

Запись блога

Практики Безбумажной Школы. Когда они становятся лучшими практиками?

Продолжение. Начало здесь.


Юрий Владимирович Ээльмаа, методист по интернет-технологиям РЦОКОиИТ, автор блога «Ничего себе. Все людям»

Юра всегда занимается общим планированием мероприятий Клуба. В этот раз также при подготовке был создан коллективный документ. В нем можно выделить следуюшие важные темы для обсужления в контексте ББШ.
  • Проблемный вопрос: Как внедрять ББШ в школе?
  • Управленческие решения и система мотивации;
  • Технические решения - варианты. Вопросы технической и технологической поддержки;
  • Структурные компоненты ББШ;
  • Локальные документы по сопровождению ББШ;



Пивненко Ольге Алексеевна, заместитель директора по информатизации 548-ой школы, автор блога "Сетевые информационные технологии в педагогической практике"

Презентация Внутрикорпоративное обучение в школе через ВУ

Ольга выделяет несколько форм обучения педагогов внутри одного образовательного учреждения:
  • Групповое очное обучение лидером.
  • Самостоятельное обучение в Интернет-образовательной среде ВУ.
  • Взаимообучение в творческих группах.
  • Подготовка к педсоветам и рефлексия.

Из выступления Ольги становится ясно, что инновация в их школе поддержана администрацией, все решения принимаются коллегиально. Школа не просто получила ББШ, а сделала его инструментом развития школы и средством экспериментирования с новыми педагогическими практиками. В школе поддерживаются процессы непрерывного обучения учителей, проводятся виртуальные педсоветы, опробуются модели дистатного обучения, создана и постоянно пополняется "библиотека обучалок", которая используется для заочного обучения учителей. Материалы курсов для учителей аккумулируются на специальных сайтах, созданных при помощи инструмента Сайты Google. Разработана своя модель Виртуальной учительской, которая используется, в том числе, и для корпоративного обучения.

В этой школе целенаправленно создается новая ИОС. Какие решения для ее создания использованы?

Школа, где работает Ольга, не первый год использует систему свободных аккаунтов Google и самодельную базу данных (с аккаунтами) для учеников и учителей. Все работает, поэтому пока, по словам Ольги, непонятно, зачем школе нужен переход на более системное решение (GApps)?

Почему GApps лучше, чем ИОС школы, построенный на так называемых "свободных аккаунтах"?
Отвечая Ольге и другим, у кого, возможно, он также возник, воспользуюсь метафорой: ИОС на "свободных аккаунтах" - это "самострой", а GApps - это средство создания инфраструктуры.



Титова Галина Васильевна, учитель химии 159-ой школы, автор учебного блога по химии

Галина - учитель-инноватор: ее интересы выходят далеко за границы преподаваемого ей предмета. Ей мало экспериментов с личным предметным блогом, хочется, чтобы сетевые ценности были разделены и другими участниками ее школьной организации. Очень понимаю Галину. Уйти в Сеть в одиночку невозможно.
Не все пока получается, хотя у школы есть отдельные успехи в использовании шаблонов и форм на базе Диска Google.


Гусарова Елена Валентиновна, заместитель директора по учебной работе лицея № 395.

Елена продемонстрировала участникам работающий сайт Виртуальной учительской своей школы. По словам Елены, изменения в школе: и в управлении школой, и в обучении учителей, и в учебной среде, уже видны. Станут ли они необратимыми?



Костина Ирина Николаевна, заместитель директора по информатизации 296-ой школы

Ирина представляет школу, которая второй год использует решение в виде GApps. В школе разработано множество документов сопровождения по внедрению инновационного решения.
см. Инновационная модель образовательной среды учреждения, реализующего образовательный процесс средствами сетевых интерактивных технологий. ГБОУ средняя школа № 296 Фрунзенского района Санкт-Петербурга.

Ирина с удовольствием рассказала о сетевом проекте своей школы "Споемте, друзья!", который существует и развивается благодаря сетевым технологиям.

В этот день от Ирины мы услышали подробный рассказ о системе дистанционного контроля знаний учащихся и дистанционных тренингах. Это то, что сейчас занимает группу ИКТ-активных учителей в данной школе и это одна из попыток решить проблему расширения учебной среды за счет онлайн-тестов. Нам был продемонстрирован нестандартный подход к тренировке и отработке навыков учениками до получения наилучшего результата в тестовой системе Indigo.

Это был краткий пересказ услышанного и увиденного на Клубе, практически, конспект!

Теперь вернусь к своим же вопросам, поставленным в предыдущем посте:

Цитата
Что нужно сделать, чтобы те практики, которые были озвучены на семинаре Клуба, стали лучшими практиками? Становятся ли они таковыми автоматически? Или все же нужно выполнение каких-то условий?


Сейчас ответила бы на них так...

- Во-первых, чтобы частный опыт школы стал лучшей практикой, его надо квалифицированно описать, исходя из какой-то общей модели и опираясь на единые критерии и систему понятий. Конечно же, обычного "плескания опытом на языке домашней хозяйки", которое нормально воспринимается в компании единомышленников, совершенно недостаточно, чтобы этот опыт мог быть перенесен на новую почву и в каждое учебное заведение. Автоматически этого не происходит. Никогда! Сложные схемы деятельности не воспроизводятся даже после ознакомления с опытом "на месте" или просмотра презентаций в жанре "о том, как нам это удалось".

- Во-вторых, при описании опыта, создании кейса все равно, явно или неявно его авторы должны будут раскрыть свои ценности и открыто говорить о проблемах.
Разумеется, речь идет о ценностях, которые значимы в контексте развития школы как организации, и которые будут описывать достаточно подробно элементы внутришкольной культуры, а не только те технические решения инфообмена и документооборота, которые были выбраны инноваторами по той или иной причине. О проблемах внедрения говорить нужно обязательно, так как именно они и составляет ядро кейса. Точные формулировки отражают видение проблем авторами кейса, а описания шагов по их решению позволит затем последователям, перенимающим лучшие практики, преодолеть проблемы с наименьшими затратами.

В качестве иллюстрации и пояснения.... Например, одна из коллективный ценностей школы и ведущий принцип ее работы как организации - строгая иерахия, дисциплина и исполнительность всех членов коллектива. Сами по себе - нормальные принципы, особенно если они работают. Нужны ли такой организации сетевые сервисы со всеми их опциями коллективной работы и возможностями открытой публикации в сети? Первая же попытка внедрения, скажем, коллективного календаря, в который каждый соавтор вносит свое собственное мероприятие, которое подготовил сам, будет способствовать столкновению "новых" принципов (например, самовыдвижения и личной ответственности) со старыми - "исполнения без рассуждения" согласно приказу/распоряжению.
Что в таком случае бывает дальше, знают многие из тех, кто уже "внедрял".

В конце процитирую свои же мысли, опубликованные в G+ cразу после Клуба:

Цитата
Ощущения после Клуба. Это чувство "своих" дорогого стоит. Вроде бы, тут все свои и не надо никому ничего доказывать! Странно, что именно это мы весь вечер и делали. Наверное, в этом есть сермяжный смысл? smile.gif

Что же мы тогда делали? Отвечу так...
Мы набивали карманы аргументами, чтобы уметь разговаривать не только со "своими" и на языке, на котором говорят "другие"


Фотогалерея декабрьской встречи.
Плейлист с видео выступлений декабрьской встречи.

Материалы по теме "Безбумажная школа"

Сайт "Безбумажная школа Петербурга"
Безбумажная школа. Начало работы в Санкт-Петербурге
Электронный документооборот и инфообмен в гимназии. Л.Рождественская
«ИКТ в работе завуча: формирование современной информационно-образовательной среды школы» Светлана Шмиголь?

Комментарии

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 2386
  • Регистрация: 16.9.2012
  • Из: п. Кавалерово, Приморского края
  • Номер участника: 118879
Предупреждение

Спасибо за пост! Когда коллективом школы управляют такие неравнодушные к новому люди, то и другим интересно работать в данном коллективе.

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 125
  • Регистрация: 14.5.2011
  • Из: Самара
  • Номер участника: 100092
Предупреждение

"Мы набивали карманы аргументами, чтобы уметь разговаривать не только со "своими" и на языке, на котором говорят "другие"

Вот в том числе и для шлифовки таких аргументов Клуб и нужен.

Жаль что у нас, в Самаре, нет ничего подобного, хотя возможно и есть, мы просто не знаем

Сообщение отредактировал Наталья Юткина - 23.1.2014, 17:52

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 1272
  • Регистрация: 29.6.2011
  • Из: г. Ижевск
  • Номер участника: 108227
Предупреждение

Вот, наконец-то, Людмила, у меня освободилось время, чтобы внимательно прочитать и пересмотреть все ссылки.
Во время чтения вдруг подумала, что на галактике я испытываю время от времени чувство зависти, которое всегда заставляет меня работать еще активнее в надежде, что это чувство пройдет smile.gif
Надеюсь, Вы меня понимаете (это чувство со знаком +, так как оно является запускающим механизмом для личной рефлексии)

Цитата
Ольга выделяет несколько форм обучения педагогов внутри одного образовательного учреждения:
Групповое очное обучение лидером.
Самостоятельное обучение в Интернет-образовательной среде ВУ.
Взаимообучение в творческих группах.
Подготовка к педсоветам и рефлексия.


Интересно, какая предварительная работа проводилась с педагогами, чтобы внедрить взаимообучение в творческих группах? Или работу и не нужно было проводить вовсе, а просто жизнь ставила задачи, которые надо было решать и взаимообучение рождалось естесственным путем?

Еще любопытно, используется ли в данных школах мотивационный рычаг в виде бонуса к аттестации?





--------------------
С наилучшими пожеланиями, Лора Кравченко

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Цитата(LaraKrav @ 25.1.2014, 23:05)
Интересно, какая предварительная работа проводилась с педагогами, чтобы внедрить взаимообучение в творческих группах? Или работу и не нужно было проводить вовсе, а просто жизнь ставила задачи, которые надо было решать и взаимообучение рождалось естесственным путем?
Еще любопытно, используется ли в данных школах мотивационный рычаг в виде бонуса к аттестации?


Лора, вопросы хорошие, но вот, жаль, что я на них полноценно ответить не могу, поскольку в посте лишь передала то, что сама слышала и видела на заседании Клуба. Кое-какие ответы можно найти, если походить по ссылками из статьи.

Понятно, что особенно важный вопрос касается обучения учителей, нет даже не так: организации обучения учителей. В той или иной степени многие из авторитетных людей сходятся во мнении, что обучение становится все больше онлайновым и все более неформальным. Это уже тренды...

По своему же опыту скажу, что на естественной саморегуляции в этой сфере далеко не уедешь. sad.gif Все склонно затухать без внешней поддерджки и подпитки...
Есть в этом деле свои "киты", на которых все держится:

  • изучение потребностей
  • планирование и проектирование обучения
  • вовлечение
  • обратная связь

Статьи по этой теме

« Июль 2017 »
ВПВСЧПС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Последние записи

Мои ссылки в блоге

Последние комментарии

Мое изображение

5 пользователей просматривает
5 гостей
0 участников
0 анонимных участников
Yandex Bot

Категории

Поиск в блоге


Наверх