Образовательная галактика Intel®

Блог Участника

Запись блога

Безбумажная школа - что это такое?

Термин "Безбумажная Школа" (ББШ) принадлежит Юрию Ээльмаа. Он родился в недрах Клуба сетевого взаимодействия, о котором был предыдущий мой пост.

Проблема имени. Что такое ББШ?

Безбумажная Школа - это не просто школа, в которой нет бумаг, а вместо этого есть компьютеры. Все несколько сложнее. И дело совсем не в физическом отсутствии бумаг, как может показаться, если читать буквально.
А в чем тогда?

- Может быть, с помощью этого нового понятия нам проще обозначить новое направление развития школьной организации?
- Или это тянет на самостоятельную цель на несколько лет?
- Или это задача (в ряду других) для достижения каких-то более глобальных целей развития школы?
- Или, может быть, это система критериев и показателей к ним, с помощью которых мы начнем лучше понимать и про информатизацию школы, и про связанное с этим обновление управленческих механизмов?

Эти вопросы я задавала себе, когда участвовала в семинаре Клуба и озвучиваю вновь в этом посте...

И, отвечая на них, полагаю, что пока мы имеем дело с практиками отдельных школ. И что сами авторы термина под этим понятием подразумевают не некое статичное состояние, результат, а сложный процесс обновления и движения разных школ к более эффективной организации, в которой реально работают сетевые принципы. Звучит несколько размыто? Попробуем конкретнее...

Есть, например, самое простое понимание, когда под ББШ подразумевается система электронного документооборота и инфообмена в школе. Но что это такое? Понимаем ли мы под обновлением документооборота решение таких проблем и задач или видим как-то по-другому? Готовы ли меняться и расширять свое представление о новых каналах информационно обмена, в том числе, открытых?

Но уже при первом знакомстве с темой становится видно, что даже если рассматривать под ББШ только перечисленные документооборот и инфообмен, стараясь для простоты не затрагивать, например, важного для школы понятия учебная среда школы, все равно мы выйдем и на уровень задач развития организации, и на обновление управленческих схем, и, в конечном итоге, на новые понятия, такие как информационная среда.
Этот выход на новые вопросы и понятия приведет нас к необходимости говорить об изменении ролей и изменение функционала школьных управленцев и других участников организации, заставит пересматривать "коммуникацию" и "взаимодействие" в изменившихся условиях. И в какой-то момент все равно придется вводить понятие среды коллективного взаимодействия. И уже потянув за эту ниточку, мы выйдем и на другие связанные понятия, круг которых может быть существенно расширен.

Кроме того, нужно иметь в виду, что процесс "обезбумаживания" школы, как любая инновация, увеличивает вероятность рисков: столкновение интересов, ценностей, изменение моделей поведения/взаимодействия людей и механизмов принятия решений... А проводники инноваций в своих школах, сталкиваясь с этими рисками, не всегда вооружены знанием, как с ними работать, как уменьшать риски. Поэтому часто рассказы о том, "как это было", полны эмоций и даже констатаций "неудач": "не все из задуманного получилось", " в коллективе есть сопротивление", "не знаем, что делать дальше" и т.д.

Что происходило на заседании Клуба 26 декабря 2013г.?



Заседание Клуба сетевого взаимодействия, специально посвященного ББШ, по форме напоминало семинар по обмену опытом, но сейчас мы скажем лучше - практиками. В тот вечер собрался народ, уже активно в течение года или нескольких лет использующих сетевые сервисы для управления школой. Там были и школьные управленцы, правда, как раз таких было немного, а большинство составляли обычные учителя ( т.е. люди без явного административного ресурса), которые, тем не менее, связывают все изменения, которые происходят в их школах с использованием средств ИКТ в целом, и сетевых сервисов, в частности. "Почему сервисов?" - спросит кто-то. Разве нет готовых решений - интегрированных систем и платформ, позволяющих наладить документооборот и инфообмен? Закрытых, безопасных и надежных, предназначенных именно для школ? Таковые есть! Но в этот вечер речь шла об открытых социальных (вебдванольных) сервисах и решениях на их основе.

Теперь об участниках и выступавших. О таких людях нужно говорить особо. Их отличает не просто неравнодушие и социальная позиция, некоторые из них просто ничего не боятся и даже могут пойти на обострение отношений с теми участниками своих школьных организаций, кто не желает развиваться или даже противодействует изменениям внутри своей школы. (Учтем, что это мое видение этих людей. Спроси их про самих себя, очень вероятно, что они себя таковыми (смелыми и даже отчаянными) не считают).

Небольшое отступление. О лучших практиках.
Почему здесь возникает это понятие - лучшие практики? Кто сказал - что представлены именно лучшие и по каким критериям их оценивали? Начнем с того, что такое понятие есть в бизнесе, см. Best practice. Как говорит Википедия, цель системы лучших практик — обеспечение возможности обнаружения и использования того, что уже существует.

А.Ю.Уваров рассматривает информатизацию школы именно как освоение новых образовательных практик и изменение условий протекания учебно-воспитательного процесса, утверждая, что для успеха информатизации школы недостаточно доступа к ИКТ.

К стратегическому планированию информатизации конкретного учебного заведения следует подходить, оценивая его положение в пространстве возможных состояний информатизации школы. [Кластерная модель информатизации. Водопьян Г.М., Уваров А.Ю., 2006]
Рассматривая информатизацию своей организации, как серьезную социально-технологическую инновацию, невозможно опираться лишь на собственный опыт (всегда ограниченный), и собственные ресурсы, которых всегда не хватает.
Поэтому той школьной организации, у которой есть намерение развиваться, необходимо самоопределиться в пространстве этих возможных состояний, описанных на основе 1) конкретного опыта (кейсов) школы, 2) общих критериев, задающих направления и уровни информатизации.
Школа выбирает для себя тот опыт, который ей ближе, подходит по целому ряду параметров и пытается выстроить свою стратегию, опираясь на те, лучшие практики, которые она выбрала для себя. Но как это все работает дальше?

Метод использования наилучших практик работает, если:

* Есть свободное распространение идей и практик, возможен обмен ими;
* Признается общественная значимость практик (оформленных кейсов) информатизации в профессиональном сообществе;
* Происходит воспроизводство лучших практик в других организациях.

Итак, как вы понимаете, дальше речь пойдет как раз о практиках. И самое интересное, это те трактовки и то понимание термина ББШ, которое демонстрировали выступавшие. Все эти трактовки были разными...
Зададимся еще одним вопросом: а что нужно сделать, чтобы те практики, которые были озвучены на семинаре Клуба, стали лучшими практиками? Становятся ли они таковыми автоматически? Или все же нужно выполнение каких-то условий?

Об этом в следующем посте...

Комментарии

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 1272
  • Регистрация: 29.6.2011
  • Из: г. Ижевск
  • Номер участника: 108227
Предупреждение

С нетерпением жду пост о передовых практиках...
Хочется сравнить с тем, как это происходит у нас smile.gif


--------------------
С наилучшими пожеланиями, Лора Кравченко

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Цитата(LaraKrav @ 15.1.2014, 13:38)
С нетерпением жду пост о передовых практиках...
Хочется сравнить с тем, как это происходит у нас smile.gif


Лора, пост готов и скоро будет опубликован. Но это пока будет мой рассказ об услышанном-увиденном. Субъективный, то есть... А чтобы кейсы стали лучшими практиками, нужны основания/критерии, по которым мы будем соотносить себя с какой-то школой.

Мой "намек" и состоит в том, чтобы определиться, что именно мы готовы увидеть в качестве изменений в школьных организациях.
Подумала, что невооруженным глазом можно видеть то, о чем писала несколько раньше здесь: 7 критериев виртуализации школы

А вот вооруженным? Это вопрос открытый...

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Интересная статья "упала" вовремя. Когда я говорю о сетевой организации, я имею в виду это же.

Цитата
Понятие «реальная структура школы» интегрирует формализованные и неформализованные профессиональные отношения в образовательной организации. В статье рассматриваются как основания, так и инструментарий, позволяющий оценивать реальные устойчивые профессиональные связи в организации, их конфигурации и иные характеристики, свойственные сетевым структурам. Автор исходит из предположения о простоте (низком уровне сложности) реальной структуры школы, которая рассматривается как социальная сеть. Низкий уровень сложности сети может быть существенным препятствием на пути развития конкретной организации, а усложнение реальной структуры является важным ресурсом увеличения эффективности образовательной деятельности и способствует наращиванию социального и, как следствие, человеческого капитала школы. Проведен пилотный этап исследования на базе пяти российских школ из разных регионов. Показано, что реальные структуры взаимодействия в них действительно характеризуются низким уровнем сложности: в школьных коллективах доминируют односторонние связи, доля взаимных связей незначительна, типичной конфигурацией взаимных связей является диада, присутствие триад крайне ограниченно.


Диагностика реальной структуры образовательной организации. Ушаков Константин Михайлович
Спасибо за ссылку +Дмитрий Фишбейн

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Читаю статью Ушакова и не могу не цитировать!

Цитата
Естественно предположить, что низкий уровень сложности этих сетей, малое количество устойчивых профессиональных связей в школьных коллективах означает, что педагогу закрыт доступ к чужому человеческому капиталу, к чужому знанию, к обучению внутри организации. А значит, профессиональное развитие педагога происходит преимущественно с использованием внешних ресурсов.
Организация, стремящаяся к развитию и пытающаяся решать стоящие перед ней задачи не только за счет внешних, но и за счет
внутренних ресурсов, неизбежно должна иметь сложную внутреннюю структуру. Внутренняя сложность (нелинейность) системы закладывает возможность ее эволюции, дает шанс в борьбе против объективно нарастающей бюрократизации (деградации).[Ушаков, 2011]. Эта сложность обеспечивается наличием эффективных, устойчивых профессиональных связей, групп с различными интересами и мнениями. Речь здесь идет именно о профессиональных связях, так как любая организация в социальном смысле достаточно сложна — всегда имеются группы, возникающие на основании личных симпатий, общих бытовых и семей-ных проблем и т. д.
...
Как показывают наблюдения, педагоги просто не рассматривают возможности обучения внутри организации.
В подавляю-щем большинстве они не испытывают никакого профессионального интереса к своим коллегам (из своей школы), искренне
полагая, что ничему научиться и ничего узнать у коллеги не могут. Отсюда следует, что организации с низким социальным ка-питалом имеют простую реальную структуру: мало связей, мало интереса друг к другу. Здесь возникает управленческая задача: наращивать социальный капитал школы, увеличивая сложность ее реальной структуры.


Почему это важно в контекте поста? Да потому что Безбумажная школа - это не просто "школа без бумаг", а школа, сделавшая шаг к сетевой, то есть более сложной организации. Но тогда нужны и современные инструменты, как эту сложность измерить. Об этом пишет параллельно Евгений Патаракин в своем блоге, а ему помогают другие участники дискуссии в комментариях.

Статьи по этой теме

« Июль 2017 »
ВПВСЧПС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Последние записи

Мои ссылки в блоге

Последние комментарии

Мое изображение

9 пользователей просматривает
9 гостей
0 участников
0 анонимных участников
Yandex Bot

Категории

Поиск в блоге


Наверх