Образовательная галактика Intel®

Блог Участника

Запись блога

Еще раз о цифровом гражданстве...

Продолжение. Начало здесь, здесь и здесь.


Все пять областей профессионального развития учителя, связанных с использованием информационных технологий, можно найти в этой презентации. Профессиональные компетенции учителяв эпоху информационных технологий

Когда мы говорим о новом содержании в контексте темы повышения квалификации учителя, то, очевидно, должны прийти к соглашению, какие из профессиональных компетенций считаем ключевыми. Важное понятие-метафора, обозначающая отдельную область профессионального развития учителя - цифровое гражданство.

Что этот такое? Что стоит за этой метафорой? Если существующие сегодня, и те, что могут появиться завтра, технологии представить как "мир технологий" ("цифровой мир", "цифровое общество"), то учитель, комфортно чувствующий себя в нем, осваивающий новые материки, отношения и связи этого мира, имеет возможность, преодолеть в себе "цифрового иммигранта" (Марк Пренски) и стать в этом обществе полноценным "цифровым гражданином". Это значит, что у тех, кто не родился "цифровым аборигеном", все же есть шанс не только "догнать", но и "обжиться" в этом мире и даже "обзавестись собственностью", "владеть ресурсами" и т.д....
(Замечательная подборка по этой теме на Галактике Светланы Боголеповой).

Кроме определений-метафор была уже на Галактике попытка коллективного осмысления "цифрового гражданства" через совместную учебную деятельность, через онлайн-мастерскую. Здорово, что есть примеры, есть куда пальцем ткнуть мышкой кликнуть.

Рассмотрим первый важный аспект цифрового гражданства...

1. Безопасное использование ИКТ на основе правовых и этических норм.

Здесь очень важно понимать, что речь идет не только о базовых навыках владения компьютером (схема В. Скрипкина), или расширении кругозора о возможностях использования услуг и сервисов Интернета (схема М.Алексаненковой), но и об изменении привычек коммуникативного поведения при работе в Сети и использованиии сетевых инструментов.

Если раньше обучение учителей имело один фокус - знакомство с новыми понятиями и освоение ИКТ-навыков, то теперь он сильно сместился. Теперь он - на поддержке продуктивной деятельности учителя: экспериментировании и творчестве, внедрении инноваций в учебный процесс, ответственном авторстве, рефлексии. Разница между двумя этими подходами примерно такая же, как между как между знанием правил дорожного движения и управлением автомобилем в длинном путешествии по незнакомому маршруту.
Инструменты ИКТ позволяют сделать нашу профессиональную деятельность более эффективной и безопасной, если мы не только знаем о неровностях и опасностях нашего маршрута, но и умеем защищаться от них, учитывать дорожную обстановку, уважать других участников движения. Овладеть таким запасом умений можно только в реальной жизни, а не в учебной ситуации...

Что входит в число таких умений?
Разберем в качестве примера несколько из них.

1.Критический подход к оценке достоверности информации

Градация умений может быть следующей:
Учитель:
  • осведомлен о необходимости оценки достоверности Интернет-источников;
  • оценивает достоверность источников при составлении учебных материалов;
  • оценивает достоверность источников, используемых в своей работе, исходя из принципов и моделей оценивания;
  • оценивает достоверность источников и побуждает учащихся, чтобы они также руководствовались принципами критической оценки источников;
  • консультирует коллег в вопросах критической оценки достоверности источников информации.

2. Реферирование и цитирование

Учитель:
  • осведомлен о необходимости реферирования и цитирования;
  • реферирует и цитирует источники, используемые в своей работе;
  • корректно реферирует и цитирует, исходя из общепринятых правил;
  • побуждает учащихся корректно реферировать источники и корректно на них ссылаться;
  • консультирует и побуждает учащихся и коллег реферировать и цитировать корректно.

3. Авторские права и лицензирование

Учитель:
  • осведомлен о необходимости соблюдения авторских прав и лицензий;
  • соблюдает авторские права и условия лицензий при использовании произведений других авторов;
  • соблюдает авторские права и лицензирует подходящим способом собственные материалы;
  • соблюдает авторские права и побуждает учащихся руководствоваться общепринятыми правилами в вопросах авторских прав и условий лицензий;
  • консультирует и побуждает учащихся и коллег руководствоваться общепринятыми правилами в вопросах авторских прав и условий лицензий.

4. Безопасное и ответственное использование ИКТ
Учитель:
  • осознает связанные с использованием ИКТ опасности для здоровья, приватности, интернет-безопасности;
  • знаком с законами и положениями, регулирующими безопасное использование ИКТ, умеет трактовать их;
  • сознательно организует учебную работу таким образом, чтобы минимизировать риски, связанные с использованием ИКТ. При необходимости прибегает к помощи специалиста;
  • побуждает учащихся учитывать опасности, сопровождающие использование ИКТ;
  • консультирует и побуждает учащихся и коллег сознательно действовать таким образом, чтобы минимизировать риски, связанные с использованием ИКТ.


Использованные материалы:
Õpetajate ja õppejõudude haridustehnoloogilised pädevused, 2010 ("Компетенции в области образовательных технологии для учителей и преподавателей")


Следующей темой, требующей подробного рассмотрения будет: "Выбор средств для общения и совместной работы, исходя из принципа равных возможностей".


Материалы по теме

Компетенции учителя в эпоху информационных технологий: сопровождение учащегося в информационной среде
Googlе Apps как ИОС: начнем с потребностей учителя...
Приходи учиться в Сеть и приводи с собой другого...
Персональная учебная среда учителя. Средства
совместной деятельности

Побег из классной комнаты. Изменение оргформ

Комментарии

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Благодаря комментарию Сергея Косаченко (здесь) поняла, что нужно поставить недостающие ссылки и кое-что пояснить:


"цифровое гражданство" названо метафорой, потому что это самое настоящее понятие-метафора.
Но первоисточник его - Digital Citizenship -- в материалах международной организации ISTE (The International Society for Technology in Education)
http://www.iste.org/docs/pdfs/nets-t-standards.pdf?sfvrsn=2
ISTE's NETS for Teachers (NETS•T) are the standards for evaluating the skills and knowledge educators need to teach, work, and learn in an increasingly connected global and digital society.

Сообщение отредактировал ljudmillar - 21.3.2013, 18:27

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 86
  • Регистрация: 27.11.2010
  • Из: Санкт-Петербург
  • Номер участника: 93860
Предупреждение

Отличный материал.
И я рад, что в список компетентностей "цифрового гражданства" (я тоже не очень люблю этот термин, но другого нет) попало "Безопасное и ответственное использование ИКТ".
Очень важно осознавать и принимать, что именно на потребителе лежит ответственность за "безопасное и ответственное" потребление контента, и никакие фильтры (то есть перекладывание принятия решений и, в конечном счете ответственности) на дядю не поможет нам в работе, хотя и может стать определенным подспорьем.


--------------------
Не волнуйтесь, я вам все объясню - http://shperk.ru

Новичок

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 1
  • Регистрация: 22.2.2012
  • Из: Российская Федерация, регион Санкт - Петербург, город Санкт - Петербург
  • Номер участника: 113464
Предупреждение

Да, соглана. Ещё бы ввести понятие цифровая интеллигентность.


--------------------
Мария Кузнецова

Статьи по этой теме

« Июль 2017 »
ВПВСЧПС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Последние записи

Мои ссылки в блоге

Последние комментарии

Мое изображение

6 пользователей просматривает
6 гостей
0 участников
0 анонимных участников

Категории

Поиск в блоге


Наверх